Ирина Заиновна
Мастер-класс по лепке «Дымковская барышня»
▼ Скачать + Заказать документы
Данное обучающее видео знакомит с народной игрушкой и обучает лепке глиняной барышни. Дети узнают, что красочные глиняные игрушки создаются народными умельцами в единственном экземпляре. В ходе ознакомления с предметами народно-прикладного искусства дети начинают отличать игрушки одного промысла от другого, выделяют характерные особенности каждой из них.
Видео: https://www.youtube.com/embed/PgKGX4I7HX8Публикация «Мастер-класс по лепке „Дымковская барышня“» размещена в разделах
- Барышня. Дымковская игрушка барыня
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- Дымковские игрушки. Лепка, занятия с глиной и пластилином
- Лепка. Все материалы по лепке
- Народные промыслы. Лепка, занятия с пластилином
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» январь 2022
Результатом обучения было создание воспитанниками глиняной игрушки (лепка барышни, забеливание, роспись). В своей работе мы старались привлечь внимание родителей и детей к народно-прикладному искусству России, заинтересовать лепкой из глины, раскрыть творческие способности детей.
Описательная часть
Тема: «Лепка Дымковской барышни».
Возрастная аудитория: группа общеразвивающей направленности для детей 6-7лет.
Цель: приобщение детей старшего дошкольного возраста к народно-прикладному искусству России, а именно, к глиняным изделиям Дымковского промысла.
Задачи:
• образовательная: расширять представление детей о промыслах народно-прикладного искусства, подвести к пониманию ценности народного искусства, научить лепить и расписывать глиняную игрушку; формировать желание создавать игрушки собственными руками.
• развивающая: развивать творческие способности, обогащать словарь, развивать мелкую моторику рук.
• воспитательная: воспитывать чувство прекрасного, уважение к труду народных мастеров.
Взаимодействие с детьми
Воспитатель: В России много городов и сел, где живут и работают замечательные народные умельцы. Одно из таких старинных мест – село Дымково. Здесь живут мастера, которые длинными вечерами делают из глины забавные игрушки и
украшают их яркими узорами. Каждая игрушка — это работа одного мастера. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых игрушек.
Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, Следы лепки заглаживают водой для придания изделию ровной поверхности. Украшают узорами не просто так, мастера вкладывали в них особый смысл: круги – означали солнце, волнистая линия – вода, маленькие кружки – семена. Люди верили, что эти орнаменты будут оберегать их жилище и урожай от невзгод.
Наиболее распространё нные сюжеты: всадники на конях, водоноски, бараны с рогами, индюшки, петухи, олени, скоморохи и барыни.
- Дымковская барышня ходит не спеша,
ею все любуются, ах, как хороша!
Инструкция:
Педагог знакомит родителей и детей с особенностями Дымковского промысла, характерными чертами и узорами, чтобы у детей появился интерес и желание поближе познакомиться с глиняными игрушками. Наглядно демонстрирует несколько ярких игрушек, обращает внимание на их индивидуальность и неповторимость. Затем показывает элементы росписи и объясняет, что означает каждый узор росписи.
Методика практической работы предполагает наличие у детей определенных умений и навыков лепки из глины.
Педагог показывает количество глины и объясняет какой объем нужен для лепки каждой детали. Из большего куска глины лепится конус, при лепке необходимо проверять симметричность всех сторон конуса. Туловище лепят из овала, который затем примазывают к конусу. Все трещинки сглаживают водой. Затем лепят голову игрушки – шар с заостренном концом, который вставляют в туловище. Все части хорошо приглаживают водой. Для рук раскатывают колбаску, сгибают ее и обрезают до нужной длины. Руки примазывают к туловищу. Далее, украшают барышню деталями. Кофту и юбку игрушки украшают по желанию.
Когда игрушка высохнет, ее забеливают белой краской. Затем расписывают узорами: кольцами, полосами, волнистыми линиями, мелкими кружками и т. д.
Литература:
1. Комарова Т. С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду: – М. : Просвещение, 1991.
2. Колмыков В. И. Коняшки-глиняшки. Саранск, Мордов кн. издв-во, 1993.
3. Клиентов А. История России. Народные промыслы. Москва, 2012.
4. Лаврова С. Русские игрушки, игры, забавы. Москва, 2007.
5. Максимова Е. «Глина. Путешествие в комнатных тапочках». Москва, 2014.
6. под ред. М. А. Некрасовой. Народные мастера. Традиция и школа. Академия, Москва, 2006.
8. Халезова. Н. Б. «Лепка в детском саду».