Мастер-класс «Логические блоки Дьенеша-универсальный дидактический материал формирования мыслительных умений и способностей»

Наталья Чепаренкова
Мастер-класс «Логические блоки Дьенеша-универсальный дидактический материал формирования мыслительных умений и способностей»

Цель:

1. Донести до осознания педагогов необходимости работы с блоками Дьенеша.

2. Познакомить с вариантами применения данного дидактического материала на практике.

План проведения мастер-класса:

1. Знакомство с блоками Дьенеша.

2. Практические игры и упражнения с блоками.

3. Заключение.

Оборудование: блоки Дьенеша, карточки (Приложение).

I. Теоретическое содержание.

Блоки Дьенеша разработаны венгерским психологом и математиком Дьенешом для ранней логической подготовки мышления детей к усвоению математики.

Слайд 2

Дидактический набор «Логические блоки» состоит из 48 объемных фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. В наборе нет 2-х одинаковых фигур.

Слайд 3

Кроме логических блоков для работы необходимы карточки (5х5см, на которых условно обозначены свойства блоков и карточки с отрицанием.

цвет обозначается пятном;

форма - контур фигур (круглый, квадратный, треугольный, прямоугольный);

величина - силуэт домика (большой, маленький);

толщина - условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий).

Слайд 4

Игры с логическими блоками Дьенеша позволяют:

Слайд 5

Методическое обеспечение

• Карточки с заданиями

• Альбомы для детей 2-4 лет

• Альбомы для детей 5-8 лет

Слайд 6

Альбомы «Удивляйка» для малышей.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ЛОГИЧЕСКИМИ БЛОКАМИ ДЬЕНЕША

Занятия (комплексные, интегрированные, обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности. Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры).

а) в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов);

б) как настольно-печатные (изготовить карты к играм Рассели жильцов, Найди место фигуре);

в) в сюжетно-ролевых играх: Магазин - деньги обозначаются блоками. Почта - адрес на доме обозначается кодовыми карточками. Аналогично, Поезд - билеты, места.

Вне занятий, в предметно-развивающей среде (ИЗО-деятельность, аппликация, режимные моменты, предметные ориентиры).

Слайд 7

Начала я работу с того, что предоставила детям возможность самостоятельно с ними познакомиться. В процессе манипуляций с блоками дети установили, что блоки имеют разный цвет, форму, размер, что с ними можно играть: выстраивать дорожки, башенки и т. д. поскольку блоки представляют собой эталоны форм, цвета они помогли в запоминании программного материала по соотношению цвета, формы, в установлении сходства и различия между предметами. Сегодня я познакомлю вас с некоторыми формами организации работы с логическими блоками. Начнем с самого простого — познакомимся с ними (рассматривание блоков).

II часть. Практическая

Слайд 8

Сначала предлагаются самые простые задания

-Найди все фигуры Красного цвета (желтого, синего)

-Найди все большие фигуры (маленькие)

-Найди все толстые фигуры (тонкие)

Цепочки. От произвольно выбранной фигуры построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения разнообразны:

-чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера,толщины)

-- чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру. Но разные по форме и т. д.

Слайд 8.

Умение детей оперировать полученными знаниями помогает в конструировании, аппликации, рисовании по образцу: сначала путем накладывания, а затем самостоятельного выкладывая, рисования фигуры на чистом листе.

Предлагаю и вам попробовать себя в конструировании по образцу путем выкладывания блоков по образцу.

Слайд 9

Слайд 10

Внимательно посмотрите на закодированную фигуру, расшифруйте ее, найдите соответствующий блок

Слайд 11

Слайд 12

МОЗАИКА ЦИФР.

Цель игры:

• Развитие способности декодировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке,

Умение выбирать блоки по заданным свойствам.

• Закрепление навыков вычислительной деятельности.

Описание игры:

Дети распределяют между собой 48 карточек с изображением символов и примеров (например, если играющих 12, каждый берет по 4 карточки). Каждый ребенок решает пример на своей карточке, "расшифровывает" ее и берет блок, соответствующий шифру и находит место для него на изображении предметов.

Если все блоки выбраны верно, будут заполнены все 15 изображений предметов. Например, ребенок выбрал карточку: (красный, круг, не большой, не толстый, 6-4, следовательно блок он должен взять красный, круглый, маленький, тонкий и положить его на фигуру человечка, на деталь, обозначенную цифрой 2.

Слайд 13

Слайд 14

III часть. Итог мастер-класса.

Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются умения рассуждать, делать умозаключения, выстраивать причинно-следственные связи. Умение детей последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, мыслить логически – просто необходимо для успешного освоения школьной программы.

Мастер-класс «Логические блоки Дьенеша-универсальный дидактический материал формирования мыслительных умений и способностей»
Публикации по теме:

«Путешествие на поезде» (с использованием педагогической технологии «блоки Дьенеша») Образовательные области : Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно – эстетическое развитие, Физическое развитие. Программные.

Дидактический материал для тематических занятий своими рукамиДидактический материал для тематических занятий своими руками Делюсь с вами самодельным материалом для тематических занятий. Есть в наличии магазинные плакаты,карточки,но живой интерес ребёнка.

Дидактический материал для занятий по экологическому воспитаниюДидактический материал для занятий по экологическому воспитанию Когда я а старшей группе занималась с детьми экологией,решила сделать своеобразные карты-диагносты. Ребенку,который занимается с воспитателем.

Дидактический материал своими рукамиДидактический материал своими руками В нашей группе очень много дидактического материала изготовленного своими руками. Для центра «Математического развития» представляю следующий.

Дидактический наглядный материал для обучения грамотеДидактический наглядный материал для обучения грамоте Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста достаточно сложен и велик. Необходимо не только дать основные понятия нашего великого.

Мастер-класс «Фоторамка — универсальный подарок»Мастер-класс «Фоторамка — универсальный подарок» Уважаемые педагоги, продолжаю знакомить вас со своим творчеством по созданию фоторамок. У меня много родственников и друзей, которые всегда.

Мастер-класс Карточки для формирования пространственных ориентировок (раздаточный материал)Мастер-класс Карточки для формирования пространственных ориентировок (раздаточный материал) .

Конспект педагогической лаборатории для родителей «Блоки Дьенеша» Добрый день, уважаемые родители! Тема нашего мастер – класса «Педагогическая лаборатория для родителей», которая называется «Волшебный город».

Консультация для воспитателей «Развивающие игры в работе с детьми дошкольного возраста. Логические блоки Дьенеша» АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕИЯ БЛОКОВ ДЬЕНЕША Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности.

Консультация для воспитателей по применению технологии «Блоки Дьенеша» Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Геометрические фигуры
  • Логические загадки
Автор публикации:
Мастер-класс «Логические блоки Дьенеша-универсальный дидактический материал формирования мыслительных умений и способностей»
Опубликовано: 26 октября 2015 в 21:36
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Загадки о посуде
Варю я пищу вашу К обеду - суп и кашу. ( Кастрюля) "Ш-ш-ш, - шипит картошка, - Подлейте маслица немножко". Вот это жар, вот это да! Раскалена (...
Уголок ИЗО в группе: помогаем детям раскрыть творческий потенциал
Здравствуйте, дорогие коллеги! Предлагаю Вашему вниманию вариант оформления уголка изобразительной деятельности Тематические зоны в группе — обязательное...
Фотоотчёт «Посткроссинг. Привет из Рязани»
По крутому яру заросли кипрея, Глину подмывает гибкая Ока, И за ровным лугом вдаль и чуть левее, Нам Рязань открылась, но не вся пока. ( Сергей...
Фотоотчет «8 марта у малышей»
На праздник мам малыши ясельной группы дружно взяли в руки флажки, и смело вошли в зал. Прошагали, положив их на плечики, помахали флажками, скрещивая и...
Мастер-класс по конструированию из гофрированной бумаги «Заколка для сестрёнки»
Сегодня я расскажу, как сделать заколку с розочкой из гофрированной бумаги. Но вначале хочется рассказать немного вам о этой бумаге. Гофрированная...