Мастер-класс «Ментальные карты как метод развития речи дошкольников»

Головченко Татьяна
Мастер-класс «Ментальные карты как метод развития речи дошкольников»

Слайд1 Здравствуйте уважаемые коллеги. Меня зовут Головченко Т. Г. воспитатель I кв. категории «Усть-Кудинский детский сад».Обратите внимание на слайд: перед вами 4 картинки. Как вы думаете, что изображено на них?.

Слайд2 Тема мастер класса- «Мыслительные карты (ментальные карты) как средство речевого развития дошкольников».

Слайд3 Введение ФГОС ДО, потребовало поиска новых форм и методов организации образовательной деятельности.

Изучая литературу и интернет- ресурсы в поиске новых форм и методов интерактивного обучения, я обратила внимание на методику составления мыслительных карт.

Слайд4 Цель мастер-класса: передача опыта использования метода мыслительных карт как средство речевого развития дошкольников. Что такое мыслительные карты? Это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление.

Метод мыслительных карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте.

Слайд5 Немного истории

Метод мыслительной карты был создан американским ученым, бизнесменом Тони Бьюзеном, а в мир дошкольный пришел благодаря кандидату педагогических наук, доценту кафедры логопедии Ставропольского государственного педагогического института Валентине Михайловне Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей.

Слайд6 Уникальность этого метода в том, что он одновременно включает в себя работу и правого и левого полушария головного мозга, тем самым, позволяя в полной мере использовать наш потенциал.

Возможно, кто –то возразит: «Схемами пользовались всегда». Да! Но в традиционном обучении мы давали детям готовые схемы и последовательно шли к конечному результату. При использовании методики составлении ментальных карт мы от желаемого результата выстраиваем цепочку действий, которые приведут к поставленной цели. В этом есть суть развивающего обучения – активно – деятельностного подхода.

Слайд7 Каким образом метод ментальных карт можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста, а именно в развитии речи детей? Валентина Михайловна Акименко предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей. По картам легко запоминать лексику, формировать и обогащать словарь ребёнка, придумывать предложения и рассказы. Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально. Так же использовать метод в работе с детьми с ЗПР, даёт огромные положительные результаты. Метод является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком, формирует преемственность между детским садом и школой.

Слайд8 Суть ментальных карт заключается в том что основная тема располагается в центре листа, становясь фокусом внимания. Для этого

можно использовать не только слова, но и рисунки, картинки. Для создания карт используются только цветные карандаши, фломастеры, маркеры.

Каждая главная ветвь (ассоциация) имеет свой цвет. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т. д. порядка соединяются с главными ветвями.

Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).

Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.

Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

При работе с младшими дошкольниками необходимо использовать рисунки, картинки, достаточно использовать ветви второго порядка. Так как дети не умеют писать и читать вместо названий и понятий используем изображения (картинки).

В старшем дошкольном возрасте можно записывать слова (предпосылки грамотности).

Слайд9 В составлении карт могут участвовать:

- педагог (он может составлять карту по теме занятия. При этом ребёнок в ходе исследования- беседы по ней будет запоминать лексику, составлять предложения, рассказ.

-педагог в совместном взаимодействии с воспитанником (как закрепление материала по определенной теме или в проектной деятельности).

- работа с родителями (составление мини-карт - дети вместе с родителями, пополнение материала к картам)

Слайд10 В своей педагогической практике я использую метод ментальных карт при работе по развитию лексики (расширение объёма и активизации словаря, уточнение значения слов, при формировании грамматических категорий, при работе по развитию связной речи (карта может выступать в качестве вербальной основы высказывания, быть планом пересказа текста).

В условиях реализации ФГОС использование ментальных карт позволяет осуществлять интеграцию всех образовательных областей. Эффективность этого метода в работе с дошкольниками неоспорима, непосредственное участие воспитанников в составлении карт способствует развитию восприятия, памяти, мышления, воображения, творческих способностей.

В результате применения ментальных карт ребенок учится не только усваивать информацию, но и оперативно с ней работать.

Слайд11 При использовании метода мыслительных карт - Дети научились самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, стали более активными при разговоре, словарный запас стал точен и разнообразен. С введением шкал экерс-р,в дальнейшем хочу использовать этот метод при планировании образовательной деятельности в режимных моментах в начале дня с детьми.

Слайд12 А теперь я бы хотела пригласить фокус- группу 4-5 человек.

Детям предлагается проблемная ситуация (возраст- подготовительная группа): В детском саду праздник «День мам». Будет много гостей, наши любимые мамы. Гостей принято угощать. Чем же мы будем угощать?

Задание: Выберите, какое блюдо вы хотите приготовить (Салат, торт, компот). А какое полезное?

Уважаемые коллеги мы с вами составим рецепт салата, используя метод мыслительных карт. Отгадайте загадки, которые нам будут нужны для приготовления. (загадки на слайде).

Апельсина брат родной:

С золотистой кожурой,

Дольки в тонкой оболочке

Только меньше фрукт росточком. (мандарин)

Этот сладкий фрукт растет

В жарких странах круглый год.

Очень любят обезьяны

Кушать спелые (бананы)

Румяный шар растет на ветке.

Такое любят взрослые и детки,

И даже это любят бабочки,

Все потому что наливное (яблочко)

Что за фрукт на вкус хорош

И на лампочку похож,

Бок зеленый солнцем греет,

Он желтеет и краснеет? (груша)

Близнецы на тонкой ветке. Все лозы родные детки.

Гостю каждый в доме рад. Это сладкий. (виноград)

Можно придумать название салата.

По завершению расскажите про мыслительную карту (защита: метод применяется в развитии речи детей)

Слайд 13 В заключении мастеркласса предлагаю ответить на вопрос: В условиях реализации ФГОС использование метода ментальной карты позволяет осуществлять интеграцию каких образовательных областей?

Слайд14 Закончить своёвыступление я хочу словами Константина Дмитриевича Ушинского: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Прикреплённые файлы:

mentalnye-karty_f6jvi.pptx | 1787,08 Кб
 
Публикации по теме:

Интеллектуальные карты как средство развития памяти, внимания, мышления и речи «Интеллектуальные карты как средство развития памяти, внимания, мышления и речи» Автор доклада: Пономарева Екатерина Костантиновна, воспитатель.

Мастер-класс для родителей по развитию речи «Занимательные словесные и пальчиковые игры для развития речи детей»Мастер-класс для родителей по развитию речи «Занимательные словесные и пальчиковые игры для развития речи детей» "Занимательные словесные и пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного возраста" (мастер-класс для родителей) Цель: укрепление.

Мастер-класс «Лэпбук как средство развития связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Лэпбук как средство развития связной речи у старших дошкольников» Ни для кого не секрет, что многие дошкольные учреждения, идущие в ногу с современными тенденциями, ищут новые подходы в образовании. Как.

Мастер-класс «Метафорические ассоциативные карты в работе педагога-психолога ДОУ» Мастер-класс. «Метафорические ассоциативные карты в работе педагога-психолога ДОУ»Прошу прощения за сокращения в тексте. На сайте есть.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Мастер-класс «Моделирование как средство развития речи у дошкольников» - Добрый день, уважаемые коллеги! Тема мастер – класса «Моделирование как средство развития речи у дошкольников». Цель: показать приемы.

Мастер-класс «Использование нетрадиционных приёмов и материала для развития мелкой моторики как стимула развития речи» МДОУ № 21 «Ласточка» Мастер-класс на тему «Использование нетрадиционных приёмов и материала для развития мелкой моторики как стимула.

Мастер-класс «Речевой тренинг как метод подготовки дошкольников к обучению грамоте» Цель: познакомить педагогов с понятием речевой тренинг, с его структурными блоками и формой проведения. Демонстрация фрагмента тренинга,.

Ментальные карты Тони Бьюзера в работе с дошкольникамиМентальные карты Тони Бьюзера в работе с дошкольниками Ментальные карты Бьюзена - ассоциативный метод активизации мышления Всем доброго времени суток! В начале хочу рассказать почему меня заинтересовал.

Ментальные карты в работе с дошкольниками Тенденция современного общества обуславливает необходимость постоянного поиска педагогических инноваций, которые будут способствовать интенсификации.

Библиотека изображений:
  • Насекомые и пауки
  • Дикие животные
  • Экономика, финансы, магазин
Автор публикации:
Мастер-класс «Ментальные карты как метод развития речи дошкольников»
Опубликовано: 4 октября 2019 в 18:52
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День Вечного огня и военных памятников на МААМ

Вечному огню, символу памяти павших, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы рассказать детям о Великой Отечественной войне и передать память о подвиге...

7 мая. День Архимеда

Празднование Дня физика / Дня Архимеда, который в 1960 году придумали студенты МГУ, положило начало молодёжной самодеятельности, которая вылилась в популярнейшую игру КВН. Предлагаем вспомнить об этом...


Горячие темочки