Папки-передвижки

Мастер-класс «Ментальные карты как метод развития речи дошкольников»

Головченко Татьяна
Мастер-класс «Ментальные карты как метод развития речи дошкольников»

Слайд1 Здравствуйте уважаемые коллеги. Меня зовут Головченко Т. Г. воспитатель I кв. категории «Усть-Кудинский детский сад». Обратите внимание на слайд: перед вами 4 картинки. Как вы думаете, что изображено на них?.

Слайд2 Тема мастер класса- «Мыслительные карты (ментальные карты) как средство речевого развития дошкольников».

Публикация «Мастер-класс „Ментальные карты как метод развития речи дошкольников“» размещена в разделах

Слайд3 Введение ФГОС ДО, потребовало поиска новых форм и методов организации образовательной деятельности.

Изучая литературу и интернет- ресурсы в поиске новых форм и методов интерактивного обучения, я обратила внимание на методику составления мыслительных карт.

Слайд4 Цель мастер-класса : передача опыта использования метода мыслительных карт как средство речевого развития дошкольников. Что такое мыслительные карты? Это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление.

Метод мыслительных карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте.

Слайд5 Немного истории

Метод мыслительной карты был создан американским ученым, бизнесменом Тони Бьюзеном, а в мир дошкольный пришел благодаря кандидату педагогических наук, доценту кафедры логопедии Ставропольского государственного педагогического института Валентине Михайловне Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей.

Слайд6 Уникальность этого метода в том, что он одновременно включает в себя работу и правого и левого полушария головного мозга, тем самым, позволяя в полной мере использовать наш потенциал.

Возможно, кто – то возразит: «Схемами пользовались всегда». Да! Но в традиционном обучении мы давали детям готовые схемы и последовательно шли к конечному результату. При использовании методики составлении ментальных карт мы от желаемого результата выстраиваем цепочку действий, которые приведут к поставленной цели. В этом есть суть развивающего обучения – активно – деятельностного подхода.

Слайд7 Каким образом метод ментальных карт можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста, а именно в развитии речи детей? Валентина Михайловна Акименко предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей. По картам легко запоминать лексику, формировать и обогащать словарь ребёнка, придумывать предложения и рассказы. Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально. Так же использовать метод в работе с детьми с ЗПР, даёт огромные положительные результаты. Метод является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком, формирует преемственность между детским садом и школой.

Слайд8 Суть ментальных карт заключается в том что основная тема располагается в центре листа, становясь фокусом внимания. Для этого

можно использовать не только слова, но и рисунки, картинки. Для создания карт используются только цветные карандаши, фломастеры, маркеры.

Каждая главная ветвь (ассоциация) имеет свой цвет. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т. д. порядка соединяются с главными ветвями.

Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).

Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.

Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

При работе с младшими дошкольниками необходимо использовать рисунки, картинки, достаточно использовать ветви второго порядка. Так как дети не умеют писать и читать вместо названий и понятий используем изображения (картинки).

В старшем дошкольном возрасте можно записывать слова (предпосылки грамотности).

Слайд9 В составлении карт могут участвовать :

- педагог (он может составлять карту по теме занятия. При этом ребёнок в ходе исследования- беседы по ней будет запоминать лексику, составлять предложения, рассказ.

-педагог в совместном взаимодействии с воспитанником (как закрепление материала по определенной теме или в проектной деятельности).

- работа с родителями (составление мини-карт - дети вместе с родителями, пополнение материала к картам)

Слайд10 В своей педагогической практике я использую метод ментальных карт при работе по развитию лексики (расширение объёма и активизации словаря, уточнение значения слов, при формировании грамматических категорий, при работе по развитию связной речи (карта может выступать в качестве вербальной основы высказывания, быть планом пересказа текста).

В условиях реализации ФГОС использование ментальных карт позволяет осуществлять интеграцию всех образовательных областей. Эффективность этого метода в работе с дошкольниками неоспорима, непосредственное участие воспитанников в составлении карт способствует развитию восприятия, памяти, мышления, воображения, творческих способностей.

В результате применения ментальных карт ребенок учится не только усваивать информацию, но и оперативно с ней работать.

Слайд11 При использовании метода мыслительных карт - Дети научились самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, стали более активными при разговоре, словарный запас стал точен и разнообразен. С введением шкал экерс-р,в дальнейшем хочу использовать этот метод при планировании образовательной деятельности в режимных моментах в начале дня с детьми.

Слайд12 А теперь я бы хотела пригласить фокус- группу 4-5 человек.

Детям предлагается проблемная ситуация (возраст- подготовительная группа) : В детском саду праздник «День мам». Будет много гостей, наши любимые мамы. Гостей принято угощать. Чем же мы будем угощать?

Задание: Выберите, какое блюдо вы хотите приготовить (Салат, торт, компот). А какое полезное?

Уважаемые коллеги мы с вами составим рецепт салата, используя метод мыслительных карт. Отгадайте загадки, которые нам будут нужны для приготовления. (загадки на слайде).

Апельсина брат родной:

С золотистой кожурой,

Дольки в тонкой оболочке

Только меньше фрукт росточком. (мандарин)

Этот сладкий фрукт растет

В жарких странах круглый год.

Очень любят обезьяны

Кушать спелые (бананы)

Румяный шар растет на ветке.

Такое любят взрослые и детки,

И даже это любят бабочки,

Все потому что наливное (яблочко)

Что за фрукт на вкус хорош

И на лампочку похож,

Бок зеленый солнцем греет,

Он желтеет и краснеет? (груша)

Близнецы на тонкой ветке. Все лозы родные детки.

Гостю каждый в доме рад. Это сладкий. (виноград)

Можно придумать название салата.

По завершению расскажите про мыслительную карту ( защита: метод применяется в развитии речи детей)

Слайд 13 В заключении мастеркласса предлагаю ответить на вопрос: В условиях реализации ФГОС использование метода ментальной карты позволяет осуществлять интеграцию каких образовательных областей?

Слайд14 Закончить своё выступление я хочу словами Константина Дмитриевича Ушинского: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Прикреплённые файлы:

mentalnye-karty_f6jvi.pptx | 1787,08 Кб
 
Публикации по теме:

Интеллектуальные карты как средство развития памяти, внимания, мышления и речи «Интеллектуальные карты как средство развития памяти, внимания, мышления и речи» Автор доклада: Пономарева Екатерина Костантиновна, воспитатель.

Мастер-класс для родителей по развитию речи «Занимательные словесные и пальчиковые игры для развития речи детей»Мастер-класс для родителей по развитию речи «Занимательные словесные и пальчиковые игры для развития речи детей» "Занимательные словесные и пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного возраста" (мастер-класс для родителей) Цель: укрепление.

Мастер-класс «Лэпбук как средство развития связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Лэпбук как средство развития связной речи у старших дошкольников» Ни для кого не секрет, что многие дошкольные учреждения, идущие в ногу с современными тенденциями, ищут новые подходы в образовании. Как.

Мастер-класс «Метафорические ассоциативные карты в работе педагога-психолога ДОУ» Мастер-класс. «Метафорические ассоциативные карты в работе педагога-психолога ДОУ»Прошу прощения за сокращения в тексте. На сайте есть.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Мастер-класс «Моделирование как средство развития речи у дошкольников» - Добрый день, уважаемые коллеги! Тема мастер – класса «Моделирование как средство развития речи у дошкольников». Цель: показать приемы.

Мастер-класс «Использование нетрадиционных приёмов и материала для развития мелкой моторики как стимула развития речи» МДОУ № 21 «Ласточка» Мастер-класс на тему «Использование нетрадиционных приёмов и материала для развития мелкой моторики как стимула.

Мастер-класс «Речевой тренинг как метод подготовки дошкольников к обучению грамоте» Цель: познакомить педагогов с понятием речевой тренинг, с его структурными блоками и формой проведения. Демонстрация фрагмента тренинга,.

Ментальные карты Тони Бьюзера в работе с дошкольникамиМентальные карты Тони Бьюзера в работе с дошкольниками Ментальные карты Бьюзена - ассоциативный метод активизации мышления Всем доброго времени суток! В начале хочу рассказать почему меня заинтересовал.

Ментальные карты в работе с дошкольниками Тенденция современного общества обуславливает необходимость постоянного поиска педагогических инноваций, которые будут способствовать интенсификации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Ментальные карты как метод развития речи дошкольников»
Опубликовано: 4 октября 2019 в 18:52
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД