МААМ-картинки

Мастер-класс «Мнемотехника как средство развития речи дошкольников».

Елена Шайдурова
Мастер-класс «Мнемотехника как средство развития речи дошкольников».
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер - класс «Мнемотехника как средство развития речи дошкольников».

Воспитатель: Шайдурова Елена Борисовна, МБДОУ детский сад «Звёздочка» г. Заозёрный.

(из опыта работы)

В условиях реализации (ФГОС) Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования актуальным становится изучение, и использование таких технологий, в рамках которых заложен опыт практической реализации таких положений стандарта дошкольного образования, как формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в разных видах деятельности, поддержка детской инициативы, создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей.

Публикация «Мастер-класс „Мнемотехника как средство развития речи дошкольников“,» размещена в разделах

Для себя важным считаю – сделать процесс обучения познавательным и увлекательным, чтобы ребенок занимался с удовольствием и вместе с тем усваивал необходимую информацию.

Решать данную задачу мне помогают ТРИЗ технологии, технология проектирования и технология моделирования, которые дают инструменты для развития детских познавательных способностей.

Использую в работе с детьми один из приемов технологии моделирования – мнемотехнику.

МНЕМОТЕХНИКА в переводе с греческого – «искусство запоминания».

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

На протяжении многих лет работая с детьми по развитию речи, испытывала затруднения в обучении детей связной речи. В поисках эффективных методов и приемов остановилась на технологии «Мнемотехники».

Мнемотехника включает в себя работу с мнемодорожками, мнемоквадратами и мнемотаблицами, коллажами.

В программе «Детство» работа по мнемодорожками и мнемоквадратами хорошо выстроена в разделе «Ребенок открывает мир природы». Использование наглядных моделей - схем при описании животного мира, явлений природы, последовательности опытов, ухода за растениями.

Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем – моделей, что заметно облегчает детям овладению связной речью; кроме того, наличие зрительного плана – схемы делает рассказы четкими, связными и последовательными.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучится, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Работа над мнемотаблицей состоит из нескольких этапов:

1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2 этап. Осуществление перекодирования информации, т. е. преобразование символов в образы.

3 этап. После перекодирования осуществляется рассказ с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для детей с нарушением речевой.

Этапы работы над стихотворением:

1. Воспитатель выразительно читает стихотворение.

2. Воспитатель сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

3. Воспитатель задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.

4. Воспитатель выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.

5. Воспитатель читает отдельно каждую строчку стихотворения.

6. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

7. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Разновидность мнемотехники – коллаж.

Коллаж – это лист картона, где изображены буквы, цифры, геометрические фигуры, различные картинки, но связанные они все между собой одной целью.

Цель коллажа – расширение словарного запаса, образного восприятия, развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать.

Для детей своей группы сначала я создала цветные мнемотаблицы для заучивания стихотворений или текста для пересказа (сказки, рассказа) в старшем возрасте изображения стали носить схематический характер, некоторые мы зарисовывали сами в процессе разбора текста и так как в памяти детей остаются определенные образы.

В результате дети с удовольствием и с легкостью заучивают стихотворения, составляют пересказ и придумывают рассказы. Дети стали более связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей их жизни.

Публикации по теме:

Мнемотехника как средство развития связной речи детей Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми и сверстниками. Передать опыт, накопленный человечеством,.

Мастер-класс для родителей «Театрализованная деятельность, как средство развития речи детей» Форма проведения: мастер- класс. Аудитория: родители подготовительной группы №1. Цели: 1. Приобщать родителей к театральному искусству,.

Мастер-класс «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста» - Добрый день, уважаемые коллеги! Тема мастер – класса «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Мастер-класс «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений старших дошкольников»Мастер-класс «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений старших дошкольников» Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению.

Мастер-класс «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста» Улыбнитесь друг другу! Улыбнитесь соседу справа, улыбнитесь соседу слева. И пусть ваши улыбки подарят всем хорошее настроение. А когда настроение.

Мастер-класс «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников» Цель: повышение компетентности педагогов в применении театрализованной деятельности в детском саду, развитие фантазии и творческих способностей.

Мастер-класс «Трафаретный театр как средство развития речи детей» Образовательные области: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. Цель: развитие творческих способностей детей. Задачи: 1.

Мастер-класс «ТРИЗ-технология как средство развития творческих способностей дошкольников в организации ФЭМП» 1. Введение в проблему. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня предлагаю вашему вниманию мастер-класс на тему «ТРИЗ- технология, как средство.

Мастер класс, Загадка как средство развития речи дошкольников’’ 1 слайд: - Добрый день, уважаемые коллеги! - Я рада вас приветствовать на нашем мастер - классе. - В одной древней китайской пословице.

Мнемотехника как средство для развития речи, памяти и мышления. Методическая разработка (для детей 3–7 лет) Мнемотехника как средство для развития речи, памяти и мышления. Методическая разработка по речевому развитию с использованием мнемотехники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Мнемотехника как средство развития речи дошкольников».
Опубликовано: 29 мая 2017 в 18:13
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Мнемотехника как средство развития речи дошкольников».» (включая файлы) размещена пользователем Елена Шайдурова (УИ 1045222) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД