Елена Шайдурова
Мастер-класс «Мнемотехника как средство развития речи дошкольников».
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер - класс «Мнемотехника как средство развития речи дошкольников».
Воспитатель: Шайдурова Елена Борисовна, МБДОУ детский сад «Звёздочка» г. Заозёрный.
(из опыта работы)
В условиях реализации (ФГОС) Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования актуальным становится изучение, и использование таких технологий, в рамках которых заложен опыт практической реализации таких положений стандарта дошкольного образования, как формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в разных видах деятельности, поддержка детской инициативы, создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей.
Публикация «Мастер-класс „Мнемотехника как средство развития речи дошкольников“,» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Для себя важным считаю – сделать процесс обучения познавательным и увлекательным, чтобы ребенок занимался с удовольствием и вместе с тем усваивал необходимую информацию.
Решать данную задачу мне помогают ТРИЗ технологии, технология проектирования и технология моделирования, которые дают инструменты для развития детских познавательных способностей.
Использую в работе с детьми один из приемов технологии моделирования – мнемотехнику.
МНЕМОТЕХНИКА в переводе с греческого – «искусство запоминания».
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
На протяжении многих лет работая с детьми по развитию речи, испытывала затруднения в обучении детей связной речи. В поисках эффективных методов и приемов остановилась на технологии «Мнемотехники».
Мнемотехника включает в себя работу с мнемодорожками, мнемоквадратами и мнемотаблицами, коллажами.
В программе «Детство» работа по мнемодорожками и мнемоквадратами хорошо выстроена в разделе «Ребенок открывает мир природы». Использование наглядных моделей - схем при описании животного мира, явлений природы, последовательности опытов, ухода за растениями.
Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем – моделей, что заметно облегчает детям овладению связной речью; кроме того, наличие зрительного плана – схемы делает рассказы четкими, связными и последовательными.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучится, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Работа над мнемотаблицей состоит из нескольких этапов:
1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
2 этап. Осуществление перекодирования информации, т. е. преобразование символов в образы.
3 этап. После перекодирования осуществляется рассказ с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для детей с нарушением речевой.
Этапы работы над стихотворением:
1. Воспитатель выразительно читает стихотворение.
2. Воспитатель сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
3. Воспитатель задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.
4. Воспитатель выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
5. Воспитатель читает отдельно каждую строчку стихотворения.
6. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
7. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Разновидность мнемотехники – коллаж.
Коллаж – это лист картона, где изображены буквы, цифры, геометрические фигуры, различные картинки, но связанные они все между собой одной целью.
Цель коллажа – расширение словарного запаса, образного восприятия, развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать.
Для детей своей группы сначала я создала цветные мнемотаблицы для заучивания стихотворений или текста для пересказа (сказки, рассказа) в старшем возрасте изображения стали носить схематический характер, некоторые мы зарисовывали сами в процессе разбора текста и так как в памяти детей остаются определенные образы.
В результате дети с удовольствием и с легкостью заучивают стихотворения, составляют пересказ и придумывают рассказы. Дети стали более связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей их жизни.