Папки-передвижки

Мастер-класс «Мордовская народная песня»

Елена Музаферова
Мастер-класс «Мордовская народная песня»

Мастер-класс «Мордовская народная песня».

Цели и задачи:

Воспитательные: на основе восприятия мордовского народного песенного творчества воспитывать любовь к родному краю и его музыкальному наследию, к прошлому мордовского народа, обогащая тем самым духовный мир детей. Вызвать интерес к прошлой и современной истории своего края, национальному костюму.

Публикация «Мастер-класс „Мордовская народная песня“» размещена в разделах

Развивающие: развитие более гибкого музыкального слуха, поэтического мышления, метроритмического чувства, памяти, воображения. Развитие творческих способностей детей, инициативы и самостоятельности. Развить у детей нравственно-эстетические качества, способность эмоционально-образного восприятия национального музыкального искусства.

Обучающие: познакомить с мордовской народной песней. Сформировать музыкально-слуховые представления, навыки исполнения мордовских песен, танцев, игры на музыкальных инструментах. Сформировать музыкально-слуховые представления, навыки исполнения мордовских песен, танцев, игр.

Предшествующая работа:

1. Рассматривание репродукций картин мордовских художников, портретов мордовских композиторов, слайды с изображением музыкальных инструментов, эскизов костюмов, просмотр DVD –дисков.

2. Прослушивание в записи фольклорной и профессиональной музыки мордовского края.

3. Знакомство с новыми словами; беседа об особенностях национального характера народов, проживающих в республике, о духовных, нравственных ценностях, заложенных в их песнях.

Методические приемы:

1. Драматизация песни, вступительное слово.

2. Организация художественной среды и установка на восприятие песни.

3. Пение вместе с взрослыми, индивидуальная форма исполнения.

4. Внесение атрибутов, музыкальных инструментов.

5. Метод умственного поиска: вслушайся, вдумайся, оцени, сравни, выскажись.

Ход занятия:

Т-000 Под песню «Луганяса келунясь» дети заходят в музыкальный зал, встают в круг.

Муз. рук. : Шумбратада, ялгат! Здравствуйте, дети!

Дети: Здравствуйте!

Муз. рук. : Скажите, на каком языке я сейчас с вами поздоровалась?

Дети: На мордовском.

Муз. рук. : Правильно. А теперь вы поздоровайтесь со мной на мордовском языке.

Дети: Шумбратада!

Музыкальный руководитель: Сегодня мы встретились с вами, чтобы поговорить о той музыке, которая родилась и живет в нашем мордовском крае - малом уголке России, месте, где мы живем. Скажите, под какую песню вы вошли в муз. зал?

Дети: Это мордовская народная песня «Луганяса келунясь».

Муз. рук. : А как она переводится?

Дети: «На лугу березонька».

Муз. рук. : Вспомним мордовские танцевальные движения. Вы сами их будете называть и показывать.

Т-001 Звучит мордовская песня «Семеричка».

Дети называют движения и показывают: «вертушек», «клубочек», «дробилки», «зеркальце» «дружба».

Муз. рук. : Молодцы! Ребята, а с помощью чего можно показать красоту танца?

Ответы детей: С помощью движения, осанки, мимики, костюма.

Муз. рук. : Я предлагаю вам посмотреть как это делают девушки из ансамбля «Морденс».Проходите на стулья.

DVD-просмотр.

Муз. рук. : Мордовия-наша малая Родина! Это край, где мы родились, где живем, это наш дом, это все, что нас окружает.

Какие стихи вы знаете о своем крае?

1. Много есть на свете мест,

Где широкие луга,

Неба синь и глубина,

Где высокие леса, рек песчаных берега.

2. Но в одном лишь уголке

Так поет душа,

Только тут она летит

Песней в облака.

3. Для меня мордовской

Краше нет земли,

И горжусь, что я зовусь

Мокшанкой из мордвы!

Муз. рук. :А сейчас прозвучит эрзянская народная песня «Вирь чиресэ». («На опушке леса») в исполнении фольклорного ансамбля «Келу» .Прослушайте ее.

Т-002 Песня «Вирь чиресэ».

Музыкальный руководитель: Как вы думаете, о чем музыка? ( Ответы детей: О красоте родного края). В чем заключается красота родного края? Что вы представили себе, слушая эту песню? ( Ответы детей: Синее небо, белые облака, просторные поля, зеленые луга). Какая музыка по характеру? ( Ответы детей: Музыка задушевная, певучая). Какими словами можно определить жанр этой мелодии? ( Ответы детей: Лирическая песня). А в чьем исполнении прозвучала песня? ( Ответы детей: В исполнении фольклорного женского ансамбля «Келу»). Наша республика очень музыкальная, в ней есть национальные ансамбли с мордовскими названиями. Какие ансамбли вам знакомы?

Дети: Ансамбль «Торама», «Морденс», «Умарина», «Келу».

Музыкальный руководитель: Издавна живет здесь гостеприимный многонациональный народ. А какие представители национальностей проживают у нас в республике? ( Ответы детей: Русские, мордва, чуваши, татары). Поэтому в Мордовии звучат разные песни : и мордовские, и татарские, и русские. Попробуйте отгадать, чья музыка звучит?

Т-003 1. Звучит татарская песня «Плясовая».

Т-004 2. Русская песня «Во кузнице».

Т-005 3. Мордовская песня «Кафто церат».

Дети отгадывают.

Музыкальный руководитель: А на каких языках разговаривает мордовский народ? (На эрзянском и мокшанском языках). На этих языках много детских песенок, считалок, прибауток.

Муз. рук. : Какие национальные прибаутки вы знаете?

Дети читают прибаутки, считалки:

1. Ванан вяри-ванан алу,

Кержи шири, ванан фталу.

Озан, стяян, сань, туян.

Тяни меки ушедан.

2. Туйтя, туйтя, пиземне!

Пештикая латкиненть!

Пештикая латкиненть,

Симдикая модыненть!

Муз. рук. :Молодцы! В старину мордовский народ любил петь, плясать, играть на муз. инструментах. Народная песня звучала везде- во время полевых и домашних работ, семейных праздников. Они сопровождали человека всю жизнь. Сегодня я предлагаю вам познакомиться с весенней обрядовой песней-хороводом «Ой, дали, дали».(перевод….) Я сейчас ее спою, а вы будьте внимательными слушателями.

Муз. рук. исполняет песню «Ой, дали, дали».

Муз. рук. : Какое настроение вызвала у вас эта песня?

Ответы детей: радостное, веселое.

Муз. рук. : А переводится эта песня так : …

Сколько куплетов в этой песне?

Ответ детей.

Но прежде, чем начать петь, нам необходимо….?

Дети: Распеться.

Муз. рук. : правильно. Вспомним нашу распевку «До, ре, ми» -Г. Сураева-Королева…. Вот теперь можно приступать к изучению песни.

Муз. рук. исполняет первый куплет. Дети повторяют текст, предложить детям простучать ритмический рисунок на деревянных ложках, затем учим мелодию со словами, поем по фразам, показываем ладошкой движение музыки.

Муз. рук. : А теперь пришла пора нам с вами поиграть!

Т-006 Игра «Горшки» («Чакшкесэ»)

Водящий выбирается считалкой по желанию детей. Остальным

предлагается поделится на «хозяев» и «горшки». Участники игры

располагаются в два круга, внутренний – «горшки». «Покупатель» обходит

«ярмарку» кругом, выбирая себе «горшок», заводит разговор с «хозяином» :

Текст

- Азор, чакшот мисак?

- Миса!

- Азор, чакшот вадря?

- Пек вадря?

- Ну паро. Туик кедеть!

Перевод

- Хозяин, горшки продаешь?

- Продаю!

- Хозяин, горшки хороши?

- Очень хороши!

- Ну ладно. По рукам!

«Хозяин» и «покупатель» ударяют по рукам и бегут в разные стороны,

обегая «ярмарку». Кто раньше добежит до «горшка» и положит руку на его

голову, тот и «хозяин». (Игра продолжается 2-3 раза)

Музыкальный руководитель: И так, наше занятие подошло к концу. Ребята, кто же сочиняет мордовскую музыку?

Ответы детей: Народ, композиторы. Вы любите ее слушать и петь? (Да) С какой песней вы сегодня познакомились (ответы детей) Что больше всего вам понравилось на сегодяшнем занятии? (ответы детей).

И в народной музыке и в авторской все напоминает нам о самом главном – только здесь родимая земля, здесь мы родились и живем, здесь наши близкие и здесь наши корни.

И недаром говорят: «Человек без Родины – что соловей без песни. Так давайте каждый день встречать новый рассвет, который несет мир нашему дому, дому наших друзей и близких, в том месте, где мы живем! Шумбрат, Мордовия! Шумбрат, Саранск!

Т-007 Под песю «Край, мой край!» -дети уходят в группу.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Русская народная песня» в группе общеразвивающей направленности детей 6–7 лет НОД по теме «Русская народная песня» Задачи:Знакомить детей с песнями, хороводами, играми русского народа. Учить выразительно и эмоционально.

Мастер-класс «Народная кукла Кормилка»Мастер-класс «Народная кукла Кормилка» Год назад я ходила на мастер класс по изготовлению народной куклы "Кормилки ". Даже не думала,что мне так понравится. Наверное в каждом.

Мастер-класс «Народная кукла «Кубышка-Травница»Мастер-класс «Народная кукла «Кубышка-Травница» В старину считалось, что куклы -обереги помогают изгонять злых духов, влияют на судьбу и здоровье человека. Кукла "Кубышка-Травница".

Мастер-класс «Народная тряпичная кукла «Хороводница»Мастер-класс «Народная тряпичная кукла «Хороводница» Русская народная тряпичная кукла Хороводница очень веселая и забавная игрушка. И сделать ее своими руками несложно. Вполне справятся дети.

Мастер-класс «Мордовская кукла»Мастер-класс «Мордовская кукла» Сегодня хотела бы поделиться мастер классом по пошиву мордовской куклы. для приобщение ребенка к национальной культуре: обычаям, традициям.

Народная кукла Мамка. Мастер-классНародная кукла Мамка. Мастер-класс Эке, эжи, дэда, има, апа, ана, мамитэ, эсей, энкей, шэшэ, нана, майрик… На каких бы языках «мама» не звучало - самое ласковое, нежное и.

Песня для малышей «Снегири». Песня «Зима» для детей старшего дошкольного возрастаПесня для малышей «Снегири». Песня «Зима» для детей старшего дошкольного возраста СнегириСлова Людмилы Рябоконевой, воспитатель МКДОУ детский сад «Солнышко»,п. Таежный. 1. Прилетели снегири, Сели у окошка. Рада, рада детвора.

Песня-переделка «Песня на юбилей» Песня - переделка "Песня на юбилей"Переделали песню Аллы Борисовны Пугачевой "Айсберг"Добрый вечер мои милые друзья, которые заглянули.

Песня-переделка «Песня про воспитателя» Песня -переделка "Песня про воспитателя"Песня на мотив "Надежда, мой компас земной" Добрый вечер, уважаемые гости моей странички! Так.

Мини-музей «Мордовская изба»Мини-музей «Мордовская изба» Среди многочисленных форм работы по патриотическому воспитанию музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Мордовская народная песня»
Опубликовано: 26 мая 2022 в 08:58
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД