Наталия Ситникова
Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 20
г. Липецка
Мастер-класс
На тему: «Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»
Подготовила
воспитатель
Ситникова Наталия Александровна
Липецк
Программное содержание:
Публикация «Мастер-класс „Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Цель: ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Задачи: - формировать умение использовать педагогами мнемотехнические приемы в работе по развитию грамматически правильной речи дошкольников;
- повышать компетентность, активизацию исследовательской позиции участников мастер-класса;
- обобщать, распространять практические рекомендации по данной проблеме;
- развивать основные психические процессы - память, внимание, образное мышление;
- способствовать развитию творческих способностей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их;
- создавать условия, способствующие взаимодействию и сотрудничеству педагогов.
Ход мероприятия
Педагог:
- Добрый день, уважаемые коллеги!
Я рада Вас приветствовать на нашем мастер – классе.
Тема нашего сегодняшнего мастер – класса «Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста».
Как вы думаете, почему некоторые дети, которым трудно дается запоминание стихотворений и правил, так легко и быстро запоминают сюжеты кинофильмов и мультфильмов? Замечали ли вы, что после объяснения материала занятия одни дети помнят, о чем шла речь, а другие забыли? А слушали-то, в общем, внимательно!
Дело в том, что в основном у детей развита в большей степени зрительная память, поэтому нам необходимо найти такие приемы, которые бы способствовали развитию детской памяти в целом.
Память – это процесс запоминания, сохранения и воспроизведения того, что мы видим, слышим, думаем, делаем. Без памяти немыслимо формирование личности ребенка, так как усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек – все это связано с работой памяти.
Современным детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Они не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приемами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Поэтому перед воспитателями встает задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.
Мнемотехника - система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.
Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Приемы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Основной «секрет» мнемотехники очень прост. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.
Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык?
Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания.
Это уникальная система методов и приемов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации.
Использование мнемотаблиц открывает для детей большие возможности :
Развитие основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.
Умение преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации).
Развитие умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Развитие связной речи, расширение и обогащение словарного запаса детей.
Формирование целостного восприятия окружающего мира. Развитие интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, умения принимать активное участие в образовательном процессе.
Развитие творческих способностей детей, умения самим составлять схемы и воспроизводить их.
Развитие мелкой моторики рук.
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого, к сложному. Ее можно разделить на три этапа:
1 этап: Знакомство с символами. Этот этап работы еще называют – работа с мнемоквадратами.
2 этап: Работа с мнемодорожками.
3 этап: И, наконец, самая сложная структура - работа с мнемотаблицами.
Мнемоквадрат - Структурная единица мнемодорожки или мнемотаблицы.
Это карточка, на которой схематично изображается какой-либо предмет, действие или направление действия, либо признак. Каждое изображение обозначает слово, сочетание слов или несложное короткое предложение.
Мнемодорожки - коллаж из мнемоквадратов, состоящий из 3-4 изображений, связанных между собой по смыслу и расположенных линейно.
С помощью него дети учатся составлять рассказы, рассказывать скороговорки, отгадывать загадки, заучивать стихотворения.
Мнемотаблицы - схема, в которой заложена определенная информация. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение, т. е. весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает информацию. Мнемотаблицы используются для составления плана рассказа, пересказа, составление рассказов по картине и серии картин, описательный рассказ, творческий рассказ.
При составлении мнемотаблиц следует придерживаться методических требований:
Цвет предметов в мнемотаблицах может быть различным - в зависимости от возраста детей, от уровня их развития. Младшие дошкольники - цветное изображение, старшие - черно-белое ( например: осень - желтая или оранжевая буква «О», зима – синяя или голубая буква «З», весна - зеленая «В», лето - красная «Л»).
Количество клеток в мнемодорожке и мнемотаблице зависит от возраста и уровня развития детей. Рекомендуются следующие размеры таблиц: для младших дошкольников - от 4 до 9 клеток; для старших дошкольников - от 9 до 16 клеток.
Изображения должны быть: хорошо знакомы и понятны детям, отображать обобщенный образ предмета, который оговорен детьми или ребенком.
Использование мнемотехники в разных видах речевой деятельности:
Заучивание потешек,
стихотворений,
скороговорок,
пересказывание сказок,
составление описательных рассказов.
отгадывании загадок.
Этапы работы по мнемотаблице :
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
На начальном этапе взрослый предлагает готовую таблицу, а по мере обучения дети начинают активно включатся в процесс создания схемы. Вначале совместно с детьми дорисовываются лишь некоторые детали мнемосхемы, потом большая часть мнемосхемы, а далее вся мнемотаблица создается совместно с детьми (после ознакомления детей с информацией или произведениями, которые следует закодировать).
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме. В младшей и средней группе с помощью воспитателя, в старших группах дети должны это делать самостоятельно, лишь в начале учебного года допустима помощь взрослого.
По мере усвоения детьми данной техники, следует, постепенно убирать часть
информации из мнемотаблицы оставляя наиболее ключевые моменты, чтобы в последующем пересказ осуществлялся детьми уже по памяти.
4 этап: Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
После минимального освоения первых трех этапов работы, дети могут сами делать зарисовку.
5 этап: Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему. Придумывание своей схемы и составление своего рассказа, сказки или загадки детьми по ней.
Этапы работы по запоминанию стихотворений
Выразительно прочитать стихотворение.
Прочитать стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Ответить на вопросы по содержанию стихотворения (для понимания текста).
Разобрать непонятные слова и определения, доступно объяснить их значение.
Прочитать отдельно каждую строчку стихотворения с опорой на мнемотаблицу. Можно побуждать детей договаривать фразы.
Повторить стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Рассказать стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Практикум. Привлечение слушателей к ходу мастер-класса
- Уважаемые участники, я предлагаю вам разделиться на 2 команды по 2-3 человека. Затем каждой команде будет предложено свое задание.
Мнемотехника многофункциональна. На основе таблиц можно создать разнообразные дидактические игры, развивать мелкую моторику рук при частичном или полном графическом воспроизведении, составлять рассказы и описательные загадки.
Разминка:
Нарисовать схематично:
1 команда
Вода, ёлка, курица.
2 команда
Яблоко, слон, звезда.
Основное задание:
1. Нарисовать мнемотаблицу к загадке :
1 команда
Без рук, без топоренка построена избенка.
2 команда
Без окон без дверей полна горница людей.
2. Заучивание стихотворения по мнемотаблице :
«Осенние листья» Н. Нищева
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Результаты обучения детей с использованием мнемотехники :
у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
словарный запас выходит на более высокий уровень;
дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а также сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным и творческим. Поэтому, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к дальнейшему обучению.
И в завершении мастер – класса я предлагаю вам:
«Сотвори в себе солнце»
В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Мы чувствуем, как звездочка увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала еще больше. Мы направляем к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем, всем, всем. Представьте себе, что это наши дети.
А сейчас мысленно положите на левую руку все то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс : свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили на мастер-классе нового.
А сейчас откройте глаза и давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО!
А мне остается только поблагодарить зал за внимание, а участников за работу.