Папки-передвижки

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»

Наталия Ситникова
Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 20

г. Липецка

Мастер-класс

На тему: «Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»

Подготовила

воспитатель

Ситникова Наталия Александровна

Липецк

Программное содержание:

Публикация «Мастер-класс „Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Цель: ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Задачи: - формировать умение использовать педагогами мнемотехнические приемы в работе по развитию грамматически правильной речи дошкольников;

- повышать компетентность, активизацию исследовательской позиции участников мастер-класса;

- обобщать, распространять практические рекомендации по данной проблеме;

- развивать основные психические процессы - память, внимание, образное мышление;

- способствовать развитию творческих способностей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их;

- создавать условия, способствующие взаимодействию и сотрудничеству педагогов.

Ход мероприятия

Педагог:

- Добрый день, уважаемые коллеги!

Я рада Вас приветствовать на нашем мастер – классе.

Тема нашего сегодняшнего мастер – класса «Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста».

Как вы думаете, почему некоторые дети, которым трудно дается запоминание стихотворений и правил, так легко и быстро запоминают сюжеты кинофильмов и мультфильмов? Замечали ли вы, что после объяснения материала занятия одни дети помнят, о чем шла речь, а другие забыли? А слушали-то, в общем, внимательно!

Дело в том, что в основном у детей развита в большей степени зрительная память, поэтому нам необходимо найти такие приемы, которые бы способствовали развитию детской памяти в целом.

Память – это процесс запоминания, сохранения и воспроизведения того, что мы видим, слышим, думаем, делаем. Без памяти немыслимо формирование личности ребенка, так как усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек – все это связано с работой памяти.

Современным детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Они не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приемами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Поэтому перед воспитателями встает задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.

Мнемотехника - система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.

Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Приемы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Основной «секрет» мнемотехники очень прост. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.

Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык?

Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания.

Это уникальная система методов и приемов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации.

Использование мнемотаблиц открывает для детей большие возможности :

Развитие основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.

Умение преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации).

Развитие умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Развитие связной речи, расширение и обогащение словарного запаса детей.

Формирование целостного восприятия окружающего мира. Развитие интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, умения принимать активное участие в образовательном процессе.

Развитие творческих способностей детей, умения самим составлять схемы и воспроизводить их.

Развитие мелкой моторики рук.

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого, к сложному. Ее можно разделить на три этапа:

1 этап: Знакомство с символами. Этот этап работы еще называют – работа с мнемоквадратами.

2 этап: Работа с мнемодорожками.

3 этап: И, наконец, самая сложная структура - работа с мнемотаблицами.

Мнемоквадрат - Структурная единица мнемодорожки или мнемотаблицы.

Это карточка, на которой схематично изображается какой-либо предмет, действие или направление действия, либо признак. Каждое изображение обозначает слово, сочетание слов или несложное короткое предложение.

Мнемодорожки - коллаж из мнемоквадратов, состоящий из 3-4 изображений, связанных между собой по смыслу и расположенных линейно.

С помощью него дети учатся составлять рассказы, рассказывать скороговорки, отгадывать загадки, заучивать стихотворения.

Мнемотаблицы - схема, в которой заложена определенная информация. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение, т. е. весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает информацию. Мнемотаблицы используются для составления плана рассказа, пересказа, составление рассказов по картине и серии картин, описательный рассказ, творческий рассказ.

При составлении мнемотаблиц следует придерживаться методических требований:

Цвет предметов в мнемотаблицах может быть различным - в зависимости от возраста детей, от уровня их развития. Младшие дошкольники - цветное изображение, старшие - черно-белое ( например: осень - желтая или оранжевая буква «О», зима – синяя или голубая буква «З», весна - зеленая «В», лето - красная «Л»).

Количество клеток в мнемодорожке и мнемотаблице зависит от возраста и уровня развития детей. Рекомендуются следующие размеры таблиц: для младших дошкольников - от 4 до 9 клеток; для старших дошкольников - от 9 до 16 клеток.

Изображения должны быть: хорошо знакомы и понятны детям, отображать обобщенный образ предмета, который оговорен детьми или ребенком.

Использование мнемотехники в разных видах речевой деятельности:

Заучивание потешек,

стихотворений,

скороговорок,

пересказывание сказок,

составление описательных рассказов.

отгадывании загадок.

Этапы работы по мнемотаблице :

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

На начальном этапе взрослый предлагает готовую таблицу, а по мере обучения дети начинают активно включатся в процесс создания схемы. Вначале совместно с детьми дорисовываются лишь некоторые детали мнемосхемы, потом большая часть мнемосхемы, а далее вся мнемотаблица создается совместно с детьми (после ознакомления детей с информацией или произведениями, которые следует закодировать).

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме. В младшей и средней группе с помощью воспитателя, в старших группах дети должны это делать самостоятельно, лишь в начале учебного года допустима помощь взрослого.

По мере усвоения детьми данной техники, следует, постепенно убирать часть

информации из мнемотаблицы оставляя наиболее ключевые моменты, чтобы в последующем пересказ осуществлялся детьми уже по памяти.

4 этап: Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.

После минимального освоения первых трех этапов работы, дети могут сами делать зарисовку.

5 этап: Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему. Придумывание своей схемы и составление своего рассказа, сказки или загадки детьми по ней.

Этапы работы по запоминанию стихотворений

Выразительно прочитать стихотворение.

Прочитать стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Ответить на вопросы по содержанию стихотворения (для понимания текста).

Разобрать непонятные слова и определения, доступно объяснить их значение.

Прочитать отдельно каждую строчку стихотворения с опорой на мнемотаблицу. Можно побуждать детей договаривать фразы.

Повторить стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Рассказать стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Практикум. Привлечение слушателей к ходу мастер-класса

- Уважаемые участники, я предлагаю вам разделиться на 2 команды по 2-3 человека. Затем каждой команде будет предложено свое задание.

Мнемотехника многофункциональна. На основе таблиц можно создать разнообразные дидактические игры, развивать мелкую моторику рук при частичном или полном графическом воспроизведении, составлять рассказы и описательные загадки.

Разминка:

Нарисовать схематично:

1 команда

Вода, ёлка, курица.

2 команда

Яблоко, слон, звезда.

Основное задание:

1. Нарисовать мнемотаблицу к загадке :

1 команда

Без рук, без топоренка построена избенка.

2 команда

Без окон без дверей полна горница людей.

2. Заучивание стихотворения по мнемотаблице :

«Осенние листья» Н. Нищева

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки – золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

Результаты обучения детей с использованием мнемотехники :

у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

словарный запас выходит на более высокий уровень;

дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а также сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным и творческим. Поэтому, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к дальнейшему обучению.

И в завершении мастеркласса я предлагаю вам:

«Сотвори в себе солнце»

В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Мы чувствуем, как звездочка увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала еще больше. Мы направляем к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем, всем, всем. Представьте себе, что это наши дети.

А сейчас мысленно положите на левую руку все то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс : свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили на мастер-классе нового.

А сейчас откройте глаза и давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО!

А мне остается только поблагодарить зал за внимание, а участников за работу.

Публикации по теме:

Мастер-класс «Применение методов мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста» Цель: - ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное.

План самообразования «Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники» Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники. План самообразования. Иванова Ирина Сергеевна.

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольникаИспользование мнемотехники в развитии речи дошкольника В настоящее время остро чувствуется проблема развития связной речи у дошкольников, что впоследствии скажется на успеваемости ребенка в школе.

Использование мнемотехники в становлении монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Становление монологической речи занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его.

Мастер-класс для педагогов начальной школы «Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников» Мастер-класс для педагогов начальной школы на тему: Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников Подготовила:.

Использование приемов театрализации в развитии речи дошкольниковИспользование приемов театрализации в развитии речи дошкольников Обучение детей дошкольного возраста происходит в игровой деятельности. Это естественно для них. Театрализация – тоже игра. В обычной жизни.

Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольниковИспользование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих.

Мастер-класс для педагогов «Использование приемов мнемотехники в развитии речи дошкольников» - Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас видеть сегодня друзья! Прошу отвечать громко «Нет» или «Да». Пришли вы на мастер-класс, а сил.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 8 мая 2024 в 14:18
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Ситникова (УИ 1938976) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД