Нахушева Марьяна Арсеновна
Мастер-класс на тему «Нейропсихологические технологии в работе с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Нейропсихологические технологии в работе с детьми дошкольного возраста
Мастер — класс
на тему : "Нейропсихологические технологии в работе с детьми дошкольного возраста"
Цель: повышение уровня знаний педагогов по использованию нейроигр, применение которых возможно в образовательном процессе ДОУ.
Публикация «Мастер-класс на тему „Нейропсихологические технологии в работе с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
Задачи: -познакомить участников мастер-класса с эффективными нейроиграми, способствующими умственному и физическому развитию дошкольников.
-вовлечь педагогов в совместную игровую деятельность,вызывая интерес к данной проблеме;
-активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного;
-побуждать педагогов использовать в своей работе новые формы и методы работы, воспитывать положительный настрой и интерес к занятию.
Прогнозируемый результат мастер-класса :
-получение педагогами представления о методике выполнения кинезиологических упражнений; нейроигр и нейроупажнений.
-внедрение в образовательный процесс воспитателей методов и приемов нейроигр для активации речи, памяти внимание мышление моторики и ориентации в пространстве.
План проведения мастер — класса
Презентация «Использование нейропсихологических игр и упражнений в работе с детьми дошкольного возраста»
1этап: Теоретический.
Приветствие. Вводное слова педагога-мастера Вхождение в тему.
2этап: Практический.
Задание 1 Упражнение в воздухе.
Задание 2. Зеркальное рисование.
Задание 3. Покажи цифры.
Задание 4. Нейропальчики и нейроладошки.
Задание 5 Физминутка.
Задание 6. Рисование на крупе.
Задание 7. Веселые стаканчик
3этап: Подведение итогов.
1 этап. Теоретический.
Приветствие. Вводное слова педагога-мастера Вхождение в тему.
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я поделюсь с вами своим опытом работы и проведу небольшой мастер-класс по теме «Использование нейропсихологических технологий в работе с дошкольниками.
Начну свое выступление словами величайшего ученого России Ивана Петровича Павлова – «руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки,а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
Нейропсихология — наука, которая изучает психические процессы: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память, эмоциональное реагирование, моторику.
Нейропсихология относительно молодая область научного знания, официально она заявила о себе в середине XIX столетия, а точнее со времен 2-ой мировой войны. Ее признанный создатель отечественный ученый Александр Романович Лурия.
Нейропсихология позволяет понять мозговые механизмы различных нарушений развития, анализировать структуру дефекта пострадавших функций, понять структуру вторичных и первичных симптомов, для понимания компенсаторных перестроек и выборов методов, направленного воздействия.
В настоящее время динамично развиваются и очень востребованы нейропсихологические методы работы с детьми. Их эффективность доказана наукой и практикой. И так, что же такое нейроигры и нейроупражнения? Нейроигры-эффективнейшая методика,позволяющая улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику. Нейропсихологические игры развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка. При этом воздействие нейропсихологических упражнений-игр имеет как немедленный, так и накапливающийся эффект, способствующий повышению умственной работоспособности, оптимизации интеллектуальных процессов, активизации его энергетического потенциала.
Методика нейропсихологических игр применяется не только для детей имеющих определенные нарушения, но и совершенно здоровых ребят, ведь прежде всего это игра, в которой дети развиваются получая удовольствие от взаимодействия друг с другом, стараясь победить, соревнуясь, учитывая на будущее свои ошибки. Нейроигры являются доступным средством, которое позволяет создать новый нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта. Все мы знаем, что наш мозг состоит из двух полушарий, каждое из которых выполняет свою работу. Левое полушарие отвечает за логическое мышление, оперирует фактами и терминами, выполняет различные мыслительные операции. Что же делает правое полушарие? А правое полушарие – это наша интуиция, образное мышление, фантазия и творческие способности.
Левополушарных людей в природе большинство. Правое же полушарие практически бездействует. А то, что не используется, со временем деградирует. У значительной части взрослого населения такая функция правого полушария, как воображение, практически не используется — взрослые разучились мечтать и фантазировать. Но только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов.
Межполушарное взаимодествие — это особый механизм объединяющий левое и правое полушарие в единую интегративную систему. Развитие межполушарных связей в основном строится на упражнениях и играх. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия — это работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков : согласованность движений рук и движений глаз, а если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука — то еще и согласованность языка. Так же сюда относятся и кинезиологические упражнения: «Колечко», «Лезгинка», «Кулак — ребро — ладонь», и т. д.
В наше время все чаще мы сталкиваемся с детьми испытывающие определенные трудности в обучении, поведении, кому-то бывает трудно сосредоточиться на занятии, запомнить информацию, быстро переключаться с одного задания на другое. В моей практике такие дети встречались. Мне попалась интересная статья о нейропсихологических играх и упражнениях Шамиля Ахмадулина (автор методик по скорочтению, прочитав про методику нейроигр описываемую автором я решила попробовать ее на практике с моими воспитанниками.
Исходя из сказанного можно сделать вывод что ежедневное использования нейроупраженений в работе с детьми дошкольного возраста у детей улучшится речь, память внимание мышление мелкая моторика, ориентация в пространстве и тд.
Выполняя действия правой рукой работает левое полушарие. Если левой рукой то правое полушарие. При выполнении упражнений обеими руками,одновременно будут задействованы оба полушария и обучение будет лёгким и эффективным.
2 Этап. Практический.
А вам интересно узнать какое у вас ведущее полушарие мозга?
Для начало я вам предлагаю определить какое полушарие мозга у вас доминирует. Для этого я предлагаю вам пройти 4 легких теста, для которых вам понадобится только ваша память чтобы запомнить последовательность букв.
Каждое полушарие управляет противоположной стороной, исходя из правила межполушарной асимметрии, поэтому, если в тесте доминирует правая рука, то в этом тесте считаем доминирующим левое полушарие, и наоборот.
Тест №1.
Для начала необходимо сцепить (сплести) руки в замок, посмотреть большой палец какой из рук оказался сверху. Если сверху оказался палец левой руки, то следует запомнить букву Л, если правой, то П.
Тест №2.
Давайте представим, что мы целимся в мишень. Прицелились? Какой глаз вы закрыли? И соответственно, при закрытом левом глазе запоминаем букву Л, при закрытом правом глазе запоминаем букву П.
Тест №3.
Теперь я предлагаю вам сложить руки на груди, в так называемой позе «Наполеона». Обратите внимание, кисть какой руки находится сверху? Запоминаем!
Тест №4.
А сейчас поаплодируйте друг другу. Вы молодцы, Но какая, же рука была активнее? Запоминаем для себя соответствующую букву.
И, что же в итоге у нас получилось? Если больше букв П, то активнее левое полушарие, если Л, то правое. Ну, а для того, чтобы наши полушария работали в полном объеме, предлагаю вам поиграть в нейроигры.
Задание 1.- Упражнение в воздухе
А сейчас мы сделаем не сложные кинезиологические упражнения :
Дом, ёжик, замок.
Дом- пальцы рук соединить под углом.
ЁЖИК- большие пальцы соединить параллельно.
ЗАМОК - ладони прижать друг к другу, пальцы переплести.
Упражнение «Колечки»
Поочередно перебираем пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу). Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
Упражнение «Лезгинка»
Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении, прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук (6-8 раз). Необходимо добивать высокой скорости смены положения рук.
Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»
Три положения руки, последовательно сменяющих друг друга: ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямленная ладонь. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками.
Упражнение «Ухо-нос-хлопок»
Взяться левой рукой за кончик носа, правой – за противоположное ухо. Одновременно опустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук с «точностью до наоборот».
Задание2. Зеркальное рисование
Сначала правой рукой обводим по контуру рисунка, затем левой. А теперь обеими руками. Положить на стол чистый лист бумаги. Взять в обе руки по карандашу. Рисовать одновременно двумя руками зеркально – симметрические рисунки. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
Задание 3. Покажи цифры.
Не просто игра с цифрами, а целая нейрозадача!
Начинаем с простого: называем цифру, находим эту цифру пальчиком правой руки, затем левой. А теперь одновременно ставим пальики обеих рук на соответсвующую руку.
Когда освоились, задачу можно усложнить.
Пусть сначала цифры идут по порядку, а когда и этот вариант покажется простым, называем вразброс. и быстро.
Задание 4. Нейропальчики и нейроладошки.
1.1 Нейропальчики.
Проходим пальчиками по кружочкам, сначала правой рукой, затем левой и одновременно двумя руками.
1.2 Нейроладошки.
Давайте теперь возьмём другой шаблон с фигурами. Наша задача повторить упражнение «кулак ребро ладонь» на этих фигурах.
Где круг -кулак, овал- ребро, квадрат -ладонь.
Задание 5. Физминутка
Давайте теперь сделаем небольшую физминутку.
Я для вас приготовила вот такие ножки на палочке.
Я им буду показывать разные движения, а вы повторять.
Задание 6. Рисование на крупе.
А теперь возьмите подносы наполненные крупой. У каждого из вас своя геометрические фигура. Сначала правой рукой пальчиками рисуем эту фигуру. Стираем. Левой рукой тоже самое. Стираем. Теперь двумя руками рисуем одну фигуру. Стираем. А сейчас по одной фигуре одновременно.
А есть ли среди вас кто нарисует 1 рукой одну фигуру, а другой совершенно другую фигуру одновременно.
Задание 6. Весёлые стаканчики. все
Каждый участник передает стакан рядом сидящему по кругу, и делаем все три хлопка.
Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам вариативность использования в своей работе нейроигр и упражнений, которые вы можете с успехом применять в своей работе.
А сейчас пожалуйста поднимите вверх большой палец (класс) — если вам было интересно и вы будете применять эту методику в своей практике.
Сожмите пальцы в кулак, если для вас было не достаточно информативно.
Жест «Виват» (указательный и средний палец направлены вверх) если вы уже используете продемонстрированные методы.
Спасибо за внимание!