Людмила Шнайдер
Мастер-класс на тему «Приобщение детей дошкольного возраста к произведениям художественной литературы»
Приобщение детей дошкольного возраста к произведениям художественной литературы
Уважаемые коллеги, сегодня мне бы хотелось обсудить с Вами проблему приобщения детей к художественной литературе; обосновать позиции, поделиться практическими находками.
Мир, в котором мы живем, становится все прагматичнее и жестче. Каким он будет на закате XXI века? Какие ценности будут преобладать в обществе? Об этом мы задумываемся сейчас. Ведь будущее закладывается уже сегодня.
Как развить способность видеть, переживать, оценивать красоту?
Публикация «Мастер-класс на тему „Приобщение детей дошкольного возраста к произведениям художественной литературы“» размещена в разделах
Началом всех начал должно быть приобщение ребенка к произведениям художественной литературы и, прежде всего, осознание ими богатства и красоты литературного языка художественных произведений.
Важно помочь ребенку увидеть многоликий мир, удивиться этому миру и понять его, пережить вместе с героем необыкновенные приключения, посмеяться вместе с ними, а иногда и поплакать над судьбой.
Педагог формирует круг детского чтения. Я стараюсь, чтобы литература была интересна ребенку, высокохудожественна, разнообразна.
Сегодня нужна грамотная систематическая работа с ребенком, основанная на научных принципах формирования круга детского чтения, на иных критериях отбора книг для детского чтения, отношении к самой детской литературе. Главная цель приобщения ребенка к самой художественной литературе - воспитание грамотного читателя.
Если люди перестанут читать, они перестанут думать»
В своей работе я опираюсь на литературоведческие принципы.
Подбираю для детей различные виды литературных произведений: поэзию, прозу, драматургию. Изучаю с детьми произведения разных жанров: сказки, поговорки, скороговорки, рассказы, повести, стихи, загадки и т. д. Важно обращать внимание на тематический подбор произведений.
В моей работе с детьми я выделяю 2 этапа.
На первом этапе мы учимся воспринимать художественное произведение согласно авторскому замыслу, понимать смысл, характерные особенности. Мы учимся анализировать художественное произведение (сравнивать героев, их поступки, понимать художественные особенности и художественные приемы, высказывать свое отношение к прочитанному, размышлять, оценивать, делать выводы.
Каждый раз ребенок воспринимает одно и тоже художественное произведение по-разному.
Так, например, дети каждый раз понимают сказку «Колобок» по-разному. После рассказывания детям сказки «Колобок» один мальчик сказал: «Колобок был глупым и бестолковым, не мог повстречать молодую лису». У него спросили: «Почему колобок глупый? Зачем нужна ему молодая лиса?». Ребёнок в ответ: «Если бы он повстречал молодую лису, то она бы все хорошо слышала, и Колобок не стал бы прыгать ей на язычок и петь песню еще разок. Она бы его не съела»
А в следующий раз он решил, что лиса была хитрее Колобка.
Сухомлинский В. А. утверждал: «Сказка, образно говоря, свежий ветер, раздувающий огонек детской мысли и речи»
На втором этапе работы мы учимся применять полученные знания, переносить их в различные ситуации: в игру, в беседу, воплощать их в рисунке, в поделке, в других видах деятельности. Мы придерживаемся деятельностного подхода, способствующего развитию личности.
На примере русских народных сказок мы покажем вам, как дети применяют полученные ранее знания при выполнении заданий. И попрошу вас быть активными участниками при проведении игр.
Практическая часть для воспитателей
Посмотрите внимательно, у нас с вами сегодня необычное занятие. Я предлагаю Вам отправиться в путешествие по сказкам. Но для этого нам надо немного стать детьми. Попробуем? И еще нам надо разделиться на две команды. Посмотрите, на столе лежат волшебные круги. Они доставят Вас в команду. Надо выбрать цвет этого круга. Если он желтый тогда милости просим Вас за этот стол, если синий - Вам сюда. (На двух столах лежат таблички с цветными кругами). Давайте отправляться в путь. Начнем с того, дадим название командам. У Вас есть две минуты, чтобы выбрать себе «Имя».
(В последствии команды называю по имени)
Вот теперь можно начинать. Это будет разминка. Отгадайте загадку: «Знайте, вот
«Знайте, вот что не безделка:
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поет
И орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Вот что чудом-то зовут»
Вы правы это белочка. Из какой сказки появилась белка?
(из сказки «О царе Салтане»)
Какая белочка?
(шустрая, красивая, добрая, ласковая, серенькая и т. д.)
Посмотрите, кто это появился? Похожа она на ту, о которой мы с Вами говорили только что?
(Да)
Что это за предмет? (выкладываю дудочку).
(ответы детей)
Как вы думаете, что общего у белочки и дудочки?
(шустрая дудочка, для веселья, для услады, на радость людям и т. д.)
Перед Вами появляются герои одной очень известной сказки. Узнали?
(Герои из сказки «Репка»)
Молодцы, правильно! Как вы думаете, что будет, если в сказку ввести нового героя. Например, (появляется дудочка). Подумайте вместе с командой, и через 3 минуты ответьте. (Пока звучит мелодия, команды переговариваются.)
Дети очень любят играть в игру «Расскажи сказку по-другому».
Цель игры:
научить детей рассказывать сказку от лица другого героя сказки или предмета.
Например, сказка «Колобок от лица тропинки», проходящей рядом с домом: «Я тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я как-то раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягенький, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик.» и так далее. Таким образом, ребенок рассказывает сказку до конца, применяя полученные знания о произведениях художественной литературы в практической деятельности.
Задание творческим группам.
Расскажите сказку от лица лисы. (Тянут карточки)
Расскажите сказку от лица медведя. (Тянут карточки)
Устали? Давайте порисуем. А рисовать мы будем (показываю). .Кто это?
(корова)
Из какой сказки эта прекрасная героиня. Абсолютно верно. Мне нужен один человек, который будет Вас ориентировать на листе бумаги. Остальные будут рисовать с завязанными глазами по очереди. Начнем. Очень симпатичные коровы получились. Молодцы. Спасибо.
Продолжение практической части.
[/h4]Задание творческим группам[/h4]
Задание следующее. Через три минуты вы должны ответить на следующий вопрос. В каких сказках встречаются предметы или сказочные персонажи из металла. (Буратино - золотые монеты, Железный Дровосек - «Волшебник Изумрудного города», меч Ильи Муромца, «Курочка Ряба» - золотое яичко, «Федорино горе» - посуда, «Двенадцать месяцев» - золотое колечко, «Сказка о царе Салтане» - скорлупки золотые у орешек, поэма «Руслан Людмила» - у сказочных рыцарей были железные кольчуги).
Продолжение практической части.
И, наконец, конкурс. Строим волшебный замок из этого конструктора. У каждой команды по одинаковому количеству деталей. Чья команда соберет красивее и главное быстрее, та команда и победит.
Вот и закончилось наше путешествие по сказкам. Теперь можно и превратиться во взрослых.
Вам понравилось? Что Вы почувствовали, став на время детьми?
(рефлексия - ответы воспитателей)
Эти задания можно использовать и как по отдельности, так и на разных занятиях.
Все эти задания способствуют закреплению знаний о художественных произведениях; развивают умение применять художественные приемы, знакомые ребенку; способствуют созданию своих героев, помогают ощутить глубину литературных произведений в ходе практических действий.
Приобщение ребенка к книге способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью. Благодаря произведениям художественной литературы ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Из литературных произведений черпаются первые представления о справедливости и несправедливости.
Дискуссия
Я поделилась своим опытом. Если у Вас есть вопросы, я с удовольствием на них отвечу.
Закончить нашу встречу хотелось бы словами В. А. Сухомлинского: «Достижения человеческой мысли безграничны. Человек, например, создал множество книг. Покажите детям красоту, мудрость, глубину мысли одной книги, но покажите так, чтобы каждый ребенок полюбил чтение, был готов выйти в самостоятельное плавание по книжному морю».