Анна Емельянова
Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности»
Цель: представление опыта работы по развитию познавательной активности детей в процессе поисково – исследовательской деятельности.
Задачи: 1. Повысить уровень профессиональной компетенции учеников мастер – класса по развитию активности детей через поисково – исследовательскую деятельность;
Публикация «Мастер-класс на тему „Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2017
2. Представить педагогам одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста;
3. Сформулировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно – образовательном процессе опытно – экспериментальной деятельности, способствующей познавательной активности детей.
Орг. момент:
Добрый день, уважаемое жури и участники мастер - класса!
-Скоро новогодний праздник, традиционно дома накрываются столы, готовят кушанья и напитки. В большинстве случаев встречаются и газированные напитки. А какие напитки вы знаете?
- Чего только не рассказывают об этих напитках? Например, если в течение месяца выпивать по литру «колы», то выпадут все зубы или, если в «колу» бросить гвоздь или кусок мяса, она за несколько суток их растворит. Кроме того, благодаря своему химическому составу, нет лучшего средства для удаления камня с унитазов, раковин, снятие ржавчины с хромированного бампера.
-Как вы думаете, полезны или вредны такие напитки?
Ожидаемый результат: Участники мотивированы к успешной деятельности – заинтересованы использованием исследовательской деятельности.
Поисково-практический этап:
-Сложилось много мнений, но как же нам узнать, кто прав, можно ли считать газированные напитки частью здорового рациона питания?
Отберите самые популярные напитки, на них представлен состав и определите его влияние на здоровье человека?
1. Проба с содой.
Налейте в стаканы напитки, добавьте 1 ложку соды в каждый стакан. Посмотрите, что случилось?
Вывод: Газированная вода (Кока-кола) имеет в составе кислоту, что приводит к вымыванию кальция из организма.
Что происходит, когда кальция в организме мало?
2. Проба с одеждой.
Испачканную гранатом ткань, опустите в миску и залейте Кока-колой. Посмотрим, что же произойдет?
Вывод: Кока-кола содержит вещества, разрушающие стойкие пятна.
3. Проба с налетом.
Наши ложки покрыты налетом от чай. Какими способами можно их почистить? Опустите одну ложку в блюдо с обычной водой, а другую с Кока-колой. Какой эффект мы видим?
Такой же опыт мы можем провести со ржавчиной на любых поверхностях.
Вывод: В Кока –коле содержится кислота.
Ожидаемый результат: Созданы условия для решения проблемной ситуации.
Самостоятельная деятельность:
Так же ряд исследований вы можете провести дома, удивив родных, а так же детей.
4. Проба с яичной скорлупой.
Возьмите три чашки, налейте туда газированные напитки и опустите по кусочку скорлупы в каждую.
Наблюдения (через сутки):
• Скорлупа в воде «Кока-кола» приняла темно-коричневую окраску и стала вязкой и мягкой.
• Скорлупа в воде «Спрайт» не изменилась по цвету, но стала вязкой и мягкой.
• Скорлупа в минеральной воде совсем не изменилась.
Вывод: если скорлупа размягчилась, то она разъедает и нашу зубную эмаль.
Рефлексия:
-Какие же выводы мы можем сделать из нашего исследования?
-Чтобы показать, что главное в еде — знать меру. Как и любой другой пищевой продукт, произведённый человеком, кола не несёт пользы организму (за исключением редких случаев). В то же время стакан напитка не нанесёт вам и никакого вреда.
-Остается вопрос: какую же роль играет экспериментирование в развитие ребенка? И почему для достижение наивысших результатов, я беру именно поисково – исследовательскую деятельность?
Опыты и эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса; развитию наблюдательности, мыслительной деятельности; творческих способностей, ребёнок учится анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи; расширению кругозора детей; поддержанию у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности; обогащению словарного запаса; воспитанию у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности.
Из всего вышеизложенного делаем вывод.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования экспериментирование и исследование объектов окружающего мира является одним из основных видом детской деятельности, в котором реализуется содержание образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое и художественно-эстетическое, которые обеспечивают развитие личности, мотивацию и способности детей.