Наталья Корчагина
Мастер-класс «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в музыкальном развитии детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Как показывает практика, проблема взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя в ДОУ—одна из важных и от её решения зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников, целью которого является развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку. Основные вопросы музыкально-эстетического развития дошкольников решает музыкальный руководитель, а воспитателю отводится роль его помощника. Но более эффективно образовательные задачи решаются, если педагоги учитывают принцип интеграции образовательных областей, что и подразумевает активное сотрудничество между педагогами.
Публикация «Мастер-класс „Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в музыкальном развитии детей“» размещена в разделах
Наличие в детском саду двух педагогов – муз. руководителя и воспитателя, не всегда приводит к желаемым результатам. Если все музыкальное воспитание сводится только к проведению музыкальных занятий, а воспитатель при этом считает себя свободным от музыкального развития детей, то в таком случае музыкальное воспитание не является органической частью всей жизни детей : пляска, музыкальная игра не входит в быт ребенка.
Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит муз. руководителю, т. к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений. Непонимание воспитательных задач музыки воспитателем может свести на «нет» все усилия музыкального руководителя. Там, где воспитатель любит музыку, любит петь там и дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям. Кроме того, в разделе «Движение» муз. руководитель скован инструментом и тут обязателен показ движений воспитателем.
Ведущая роль музыкального руководителя ни в коей мере не снижает активности воспитателя.
Активность воспитателя зависит от трех факторов
1. От возраста детей (чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми).
2. От раздела музыкального воспитания (самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании).
3. От программного материала (в зависимости новый или старый материал)
Часто воспитатель считает своей обязанностью всего лишь присутствовать на музыкальном занятии — с целью поддержания дисциплины. А некоторые не считают нужным даже и присутствовать, полагая, что за это время они смогут сделать какие-то дела в группе. Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать в процессе обучения детей. Чем активнее воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях, в противном случае музыкальные занятия превращаются в бесконечное повторение одного и того же, т. е. «топтание на месте».
Цель мастер – класса – это повышение профессионального уровня и обмен опытом музыкальных руководителей и воспитателей.
Задачи:
1. Обсудить возможности взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя в процессе музыкального развития дошкольников.
2. Познакомить с методами и приёмами работы в разных видах музыкальной деятельности, используя личный опыт и наработки.
3. Повысить профессиональную компетентность педагогов, готовность к сотрудничеству и творческому развитию в реализации задач музыкального развития дошкольников.
Практическая часть
(музыкальное занятие для детей среднего возраста)
Теперь, уважаемые коллеги, мы переходим непосредственно к практической части нашего мероприятия «Мастер-классу», в котором вам предстоит принять активное участие. Мы остановимся на всех видах музыкальной деятельности, используя различные методы и приёмы их освоения.
Ход занятия:
Звучит марш, дети заходят под музыку в зал.
Итак, в начале музыкального занятия мы приветствуем друг друга, исполняя небольшие песенки-распевки, которые способствуют развитию правильной артикуляции и дикции, координируют детский слух и голос, развивают чистоту интонирования.
1. Музыкальное приветствие «Здравствуйте»(муз. и сл. М. Картушиной)
-Здравствуйте, телята!
-Му-му-му!
-Здравствуйте, козлята!
-Ме-ме-ме!
-Здравствуйте, цыплята!
-Пи-пи-пи!
-Здравствуйте, ребята!
-Здравствуйте!
2. Музыкально-ритмические движения
Они включают танцы, танцевальное творчество, музыкальные игры, хороводы упражнения. Дети учатся двигаться в соответствии с характером музыки, со средствами музыкальной выразительности. Развивают чувство ритма, развивают художественно-творческие способности. На первоначальном этапе, при разучивании плясок, движений необходим показ воспитателя. В дальнейшем даются только словесные указания по ходу исполнения, исправляются ошибки. Дети учатся передавать различные образы (птички летают, лошадки скачут, зайчики прыгают). Воспитатель словесно помогает более точно передать сходство с персонажами. В старших группах добиваемся от детей осознанного отношения к своей роли и качественного исполнения в выполнении движений. Следовательно развивается творческая активность детей путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения, мышления. К несложным творческим заданиям относится инсценирование песен.
Роль воспитателя во время музыкально-ритмического движения и игры :
• участвует в показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации детям;
• исполняет пляску вместе с ребенком, у которого нет пары,
• следит за правильной осанкой;
• следит за качеством выполнения всего программного материала;
• дает точные, четкие, эстетичные эталоны движений (исключение — упражнения на развитие творческой активности детей);
• принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые танцы, пляски дети исполняют самостоятельно;
• корректирует выполнение движений отдельными детьми во время танца или пляски;
• разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения;
• берет одну из ролей в сюжетной игре;
• наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия.
Упражнение «Зайчики»
(предложить детям найти себе дружочка, встать друг к друг лицом. Напомнить варианты прыжков и движений зайчика).
3. Музицирование (развитие чувства ритма и игра на дми)
В этом виде деятельности развиваются сенсорные музыкальные способности, чувство ритма, музыкальный слух, музыкальное мышление. Игра в оркестре способствует развитию внимания, самостоятельности, инициативности, умение различать звучание инструментов
Роль воспитателя во время игра на ДМИ:
• участвует в показе либо в моделировании приемов игры;
• принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов; в творческих (импровизационных) заданиях дети исполняют свои партии самостоятельно, воспитатель является равноправным участником;
• помогает «дирижирует» подгруппой детей (при игре по партитуре с разными партиями);
• корректирует исполнение с отдельными детьми при затруднениях;
• оказывает помощь при распределении (сборе) инструментов, организации детей подгруппами
• наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия.
Я предлагаю вам музыкальную игру на координацию речи с движениями под музыку, развитие слухового внимания, умения различать музыкальные жанры, чувства темпа в игре на музыкальных инструментах.
Музыкальная игра «Оркестр» (слова к игре проговаривает воспитатель)
Инструменты раскладываются по кругу, участники идут по кругу, воспитатель произносит слова, а дети выполняют движения по тексту и муз. сопровождение.
(В дальнейшем дети сами проговаривают слова, а воспитатель им помогает).
Шли мы, шли, потом устали,
Инструменты в руки взяли.
Инструменты в руки взяли,
На них марш мы заиграли.
Побежали, побежали,
И немножко мы устали,
Инструменты в руки взяли,
На них полечку сыграли.
По дорожке поскакали,
Ножки вновь у нас устали.
Инструменты в руки взяли,
Пляску русскую сыграли. Маршируют друг за другом по залу.
Поднимают любой инструмент и играют ритмическое сопровождение к маршу.
С окончанием музыки кладут инструменты на пол.
Бегут по кругу друг за другом.
Поднимают любой инструмент и играют ритмическое сопровождение к польке.
С окончанием музыки кладут инструменты на пол.
Под музыку скачут с ножки на ножку.
Поднимают любой инструмент и играют ритмическое сопровождение к русской плясовой музыке.
С окончанием музыки кладут инструменты на пол.
4. Слушание.
Эта деятельность, будучи самостоятельной, в то же время является обязательной составной частью любой формы музицирования, любого вида музыкальной деятельности. Необходимо не только научить ребенка слушать музыку, но и эмоционально отзываться о ней (характер, дать некоторые названия (танец, марш, колыбельная, познакомить со средствами выразительности (темп, динамика, регистр), именами композиторов. Слушая неоднократно произведение, дети постепенно запоминают его, у них развивается вкус и определенное отношение к тому или иному произведению, появляются любимые произведения
Роль воспитателя во время слушания музыки :
• личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность;
• во время исполнения следить за тем как дети воспринимают музыку;
• когда дети мало высказываются по поводу услышанного, воспитатель помогает им наводящими вопросами;
• следит за дисциплиной;
• оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.
В разделе «Слушание» я включаю различную музыку : произведения классиков и современников, народную и фольклорную. Знакомлю с композиторами и их творчеством, музыкальными инструментами, используя наглядный материал, обязательно провожу беседы-обсуждения прослушанного материала. А также использую дыхательные упражнения, например,
«Дыхание под музыку».
Упражнение выполняется под звучание любого вальса. На усиление дыхания дети делают вдох носом, на затихание—выдох ртом, правая рука находится на животе.
(Участники выполняют дыхательную гимнастику вместе со мной под музыку вальса)
В повторном варианте можно дышать наоборот: вдох—ртом, выдох—носом.
Аналогичное упражнение можно выполнять, используя предметы: к вырезанным из бумаги снежинкам, листочкам, бабочкам привязать нитку с петлёй. Затем надеть на указательный палец и под звучащую музыку на сильную долю дуть на предмет, наблюдая за его движением. Такие упражнения можно проводить воспитателям и в группе, т. к. они нормализуют и укрепляют работу дыхательной системы.
5. Пение и песенное творчество.
Это один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Хоровое пение объединяет детей, создает условия для их эмоционального общения. На первом этапе детям доступно только подпевание и воспроизведение звукоподражаний.
Роль воспитателя во время распевания и пения:
• не участвует во время быстрых опросных упражнений;
• следит за правильной осанкой;
• во время упражнений один из приемов работы: первый раз исполняет музыкальный руководитель, повторно – воспитатель, затем -дети.
• поет с детьми, разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию;
• воспитатель следит, все ли дети активно поют, правильно ли они передают мелодию песни, выговаривают слова ; следит за правильным произношением слов в песне (поскольку музыкальный руководитель находится около инструмента, он не всегда способен заметить, кто из детей спел то или иное слово неправильно;
• поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности;
• при совершенствовании разучивания песни подпевает в трудных местах;
• не поет с детьми при самостоятельном эмоционально-выразительном пении (исключение — пение с детьми раннего и младшего возраста).
И здесь можно использовать такие игровые приё мы:
Музыкальная игра «Поем, молча» или «Испорченная пластинка»
Исполняем песню так: одну строчку поём вслух, другую про себя. (Воспитатель помогает, участники поют)
Песня «Хомячок»
Другая игра называется «Спрячем мелодию».
Педагог при исполнении песни держит перед собой раскрытую ладонь—дети поют вслух, сжимает в кулачок—дети продолжают петь, но про себя. Такие методы развивают у детей музыкальную память, ритмический слух, закрепляют пройденный репертуар.
6. Игры, пляски
В конце занятия предлагается детям проявить свое творчество в игре или в пляске.
Пляска «Мы на луг ходили»
7. Релаксация
И завершает занятие релаксация, которая способствует понижению кровяного давления, способствует нормализации дыхания, вызывает положительные эмоции, улучшает общее состояние ребёнка.
Дети ложатся на ковёр. Звучит любая спокойная мелодия.
Педагог: (говорит медленно, нараспев)
Наши руки отдыхают,
Отдыхают, засыпают.
Наши ножки отдыхают,
Отдыхают, засыпают.
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать.
Сладко потянулись,
Дружно улыбнулись.
Музыкальная песенка-прощание.
Дети под музыку выходят из зала.