Папки-передвижки

Мастер-класс «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у дошкольников»

Абдуллина Айгуль
Мастер-класс «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у дошкольников»

Мастер –класс на тему

«Экспериментальная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста».

[/i]

Цель: представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность.

Задачи:

- Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность.

Публикация «Мастер-класс „Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у дошкольников“» размещена в разделах

-Представить педагогам одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.

- Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в

воспитательно-образовательном процессе опытно–экспериментальной деятельности, способствующей познавательной активности дошкольников.

- Развивать творческие способности участников мастер-класса.

-Активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.

Ход мастер-класса:

Педагог: - Здравствуйте, уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас на нашем мастер –классе. Сегодня мы поговорим с вами об экспериментальной деятельности, а начнем со словесной игры «Да-нет».

Крикните громко и хором, друзья,

Деток вы любите? Нет или да? (Да)

Пришли на занятие, сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)

Я понимаю вас. Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)

Дайте мне тогда ответ:

Помочь откажетесь мне? (Нет.)

Знаменитый французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Мне всегда была ненавистна роль стороннего наблюдателя. Что же я такое, если я не принимаю участие? Чтобы быть, я должен участвовать». Вот так и мы с вами, уважаемые педагоги, не должны оставаться в стороне, когда в ребёнке бурлит жажда познания.

-Хочу всё познать,- говорит ребёнок.

-Я буду твоим проводником на этом пути,- вторит ему взрослый, будь то воспитатель, учитель или родитель.

Сегодня мы с вами познаем тонкости организации проектно-исследовательской деятельности.

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» -так гласит китайская мудрость.

«Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками»,-утверждают педагоги-практики.

Дети очень любят играть, поэтому я решила все опыты показать в виде игры. Считаю это эффективным методом, потому что детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме - игре.

Итак, я хочу сегодня показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми.

Для начала нашей совместной исследовательской деятельности предлагаю разделиться на 5 групп. Попрошу выйти 5 человек, которые хорошо представляют себе, что такое детское экспериментирование. Сегодня вы будете докторами педагогических наук, профессорами, составителями методических рекомендаций.

Каждый из вас должен выбрать себе по педагогу - помощнику, проводнику ваших теоретических знаний, т. е. по воспитателю.

Самый главный в процессе - ребенок. Именно для него все ваши старания. Выбирайте по ребенку.

Какой же педагогический процесс без участия родителей, ведь именно они несут главную ответственность за развитие своего чада. Выбирайте родителя.

Таким образом, у нас сложился дружный, творческий коллектив…попрошу каждую группу занять места за одним из 5 столов (у каждого из участников бейджики с названием их роли - профессор, воспитатель, ребенок, родитель).

Группы рассаживаются за столы.

Опыт №1 по теме «Зимушка-зима»

«Кружащиеся блестки».

Педагог:

Видели ли вы когда-нибудь новогодние шары? А такие, внутри которых стоит домик или чья-то фигура.? Встряхнешь такой шар, и в нем начинает кружиться вихрь снежинок. Попробуем добиться такого эффекта при помощи подручных средств!

Материалы, которые Вам понадобятся:

- стеклянная или пластиковая прозрачная банка с крышкой;

- блестки;

- глицерин.

Порядок действий:

1) Наливаем в банку кипяченую воду, добавляем в нее глицерин и блестки. Закрываем крышкой.

2) Встряхиваем банку. Блестки плавно кружатся в воде и не спешат падать.

А можно найти подходящий красивый сосуд, закрепить у него на дне фигурку или игрушечный домик. И сделать собственный волшебный зимний шар.

Объяснение опыта: Глицерин хорошо поддается желированию. Поэтому блестки при встряхивании опускаются на дно не сразу, а постепенно, напоминая тем самым падение снега.

Опыт №2 по теме «Космос».

Итак, мы продолжаем говорить о космосе. После того, как космонавт прошел тренировку и готов к полету, на чем он отправится в полет? А вы знаете, как взлетает ракета? Почему она долетает до космоса? Сейчас мы с вами превратимся в конструкторов и попробуем сделать ракету и запустить ее в космос. Для этого эксперимента нам понадобится: тонкая бумага, баночка, вода, таблетка аспирина. Склеим трубу, легко одевающуюся на баночку. Вырежем и добавим нос к ракете. Разрезаем трубу на несколько полос, одинаковой длины, наносим клей и приклеиваем нос к ракете. В баночку с водой бросается шипучая таблетка, плотно закрывается, сверху устанавливается бумажная ракета. И через мгновение ракета устремляется вверх.

-Почему это происходит? (Под воздействием газов ракету отбрасывает.)

-Дело в том, что с земли ракету отбрасывает скопление газов, которое по мере удаления ракеты сгорает. Всё это происходит настолько быстро, что ракету, словно, отбрасывает от земли.

ИЛИ Берем небольшую бутылочку, пару любых шипучих таблеток (Алка-зельцер, воду и пробку, подходящую по размеру к бутылке. Нужно, чтобы пробка не прилегала к бутылке слишком плотно. Наливаем в бутылку немного воды, бросаем шипучие таблетки, быстро закрываем пробкой и ждем. Раздается шипение и начинается бурное выделение газа. При желании можно разукрасить пробку, приклеить ей крылья и хвост.

Опыт №3 по теме «Откуда хлеб пришел?»

«Живые дрожжи».

Педагог:

- Дрожжи состоят из крохотных живых организмов, называемых микробами (а это значит, что микробы бывают не только вредными, но и полезными). Питаясь, они выделяют углекислый газ, который, смешиваясь с мукой, сахаром и водой, «поднимает» тесто, делает его пышным и вкусным. Сухие дрожжи похожи на маленькие безжизненные шарики. Но это лишь до тех пор, пока не оживут миллионы крохотных микробов, которые дремлют в холодном и сухом виде. Но их можно оживить!

Порядок действий:

Налейте в кувшин две столовых ложки теплой воды, добавьте в нее две чайной ложки дрожжей, затем одну чайную ложку сахара и перемешайте. Дрожжевую смесь вылейте в бутылку, натянув на ее горлышко воздушный шарик. Поставьте бутылку в миску с теплой водой. А дальше на глазах детей произойдет чудо.

Дрожжи оживут и начнут есть сахар, смесь наполнится пузырьками уже знакомого детям углекислого газа, который они начинают выделять. Пузырьки лопаются, и газ надувает шарик.

Опыт № 4 по теме «Фрукты и овощи»

«Утопи и съешь».

Вымойте два апельсина. Один из них положите в кастрюльку, наполненную водой. Он будет плавать. Попробуйте его утопить — ни за что не получится!

Очистите второй апельсин и положите его в воду. Вы удивлены? Апельсин утонул. Почему? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает? Объясните ребенку: «В апельсиновой кожуре много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет».

«Танцующая виноградинка».

Возьмите стакан со свежей газированной водой и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».

Опыт № 5 на тему «Продукты питания»

Опыт с кока-колой.

Педагог:

Наши дети да и мы с вами любим различные напитки, но они могут быть как полезными, так и вредными, например Кока- кола. Мы с ребятами провели эксперименты с этим напитком и хотим представить результаты.

Кока-кола и гвоздь

.

Цель:

определить влияние кока-колы на стенки желудка.

1. Наливаем кока-колу в баночку.

2. Опускаем в банку ржавый гвоздь, закрываем.

3. Оставляем на 6 часов.

4. Вынимаем гвоздь.

5. Вытираем салфеткой.

6. Сравниваем.

Что мы видим? Ржавчина с гвоздя удалилась.

Вывод:

употребление кока-колы влияет на стенки желудка

Кока-кола и молоко.

Цель:

определить взаимодействие кока-колы на другие продукты.

1. Наливаем кока-колу в баночку.

2. Добавляем молоко, закрываем.

3. Оставляем на 6 часов.

Что мы видим? На дне банки появился черный осадок.

Вывод:

употребление кока-колы влияет на другие продукты, в результате чего появляется осадок.

Итак, мы выяснили, что Кока-кола очень вредный напиток

Опыт № 6 «Радуга в стакане»

Порядок действий:

1. Расположим стаканы в ряд. В каждый из них добавляем разное количество сахара: в 1-й – 1 ст. л. сахара, во 2-й – 2 ст. л., в 3-й – 3 ст. л., в 4-й – 4 ст. л.

2. В четыре стакана, выставленные в ряд, наливаем по 3 ст. ложки воды, лучше теплой, и перемешиваем. Пятый стакан остается пустым. Кстати, сахар растает в первых двух стаканах, а в остальных – нет.

3. Затем при помощи чайной ложки в каждый стакан добавляем краски и перемешиваем. В 1-й – красной, во 2-й – желтой, в 3-й – зеленой, в 4-й – синей.

4. Теперь самое интересное. В чистый стакан при помощи шприца без иглы начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку – в обратном отсчете. Стараемся лить по краю стенки стакана.

5. В стакане образуется 4 разноцветных слоя – самый нижний синий, затем зеленый, желтый и красный. Они не перемешиваются. И получилось такое полосатое «желе», яркое и красивое.

Педагог:

В чем же секрет этого опыта для детей? Концентрация сахара в каждой окрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды, тем она «тяжелее» и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость красного цвета с наименьшим содержанием сахара, а соответственно с наименьшей плотностью, окажется на самом верху, а с наибольшим – синяя – внизу.

Опыт№7 «Умные зубочистки».

Для проведения опыта вам понадобятся: миска с водой, 5 деревянных зубочисток (или спички, пипетка, кусок сахара-рафинада (не быстрорастворимого, жидкость для мытья посуды.

1. Располагаем зубочистки лучами в миске с водой.

2. В центр миски аккуратно опускаем кусочек сахара, — зубочистки начнут собираться к центру.

3. Убираем сахар чайной ложкой и капаем пипеткой в центр миски несколько капель жидкости для мытья посуды, — зубочистки «разбегутся».

Объясните детям, что вы показали им опыт, который основан на определённых физических явлениях, которые они будут изучать в школе.

Вывод: Сахар всасывает воду, создавая её движение, перемещая зубочистки к центру. Мыло, растекаясь по воде, увлекает за собой частички воды, и они заставляют зубочистки разбегаться.

Опыт №8 «Паинька и ванька-встанька».

Послушное и непослушное яйцо

Сначала попробуйте поставить целое сырое яйцо на тупой или острый конец. Потом приступайте к эксперименту. Проткните в концах яйца две дырочки величиной со спичечную головку и выдуйте содержимое. Внутренность тщательно промойте. Дайте скорлупе хорошо просохнуть изнутри в течение одного-двух дней. После этого залепите дырочку гипсом, клеем с мелом или с белилами так, чтобы она стала незаметной. Насыпьте в скорлупу чистого и сухого песка примерно на одну четверть. Залепите вторую дырочку тем же способом, как и первую. Послушное яйцо готово. Теперь для того, чтобы поставить его в любое положение, достаточно слегка встряхнуть яйцо, держа его в том положении, которое оно должно будет занять. Песчинки переместятся, и поставленное яйцо будет сохранять равновесие.

Если ваш ребенок захочет, пусть разрисует оба яйца или приклеит им смешные рожицы.

Педагог:

и в завершении нашего мастер-класса я хочу попросить вас собрать «Пирамиды знаний», стоящие у вас на столе, а ваши ответы будут кольцами пирамиды. Одно кольцо – один ответ. Одну пирамиду соберет первый стол, другую – 2-ой стол, третью-3-й стол (пирамиды ставлю на столы, за которыми сидят к профессора, воспитатели, родители и дети).

Для того чтобы собрать пирамиду, надо дать несколько ответов на предлагаемый вопрос.

Вопрос для первого стола - Подумайте и скажите: «Что развивают у детей игры – эксперименты?»

(игры-эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса; развивают наблюдательность, любознательность, мышление, речь, творческие способности, расширяется кругозор ребенка, смекалку).

Вопрос для второго стола:- Что для вас было интересным?

Вопрос для третьего стола: - Чему вы научились сегодня?

(мы научились познавать окружающий мир вместе с ребенком, научились занимать детей, играть в интересные игры, научились делать опыты, объяснять ребенку явления окружающей действительности в доступной форме).

Вопрос для четвертого стола:- Что было трудным для вас?

Вопрос для пятого стола: - А теперь вы поделитесь с нами своим опытом, как у вас проходят занятия по экспериментированию? (Педагоги делятся опытом).

- Вершины ваших «Пирамид знаний» дострою я.

Есть одна притча: «В одном селении жили два мудреца, между которыми было соперничество: кто главнее в этом селении? И на одном из собраний один из мудрецов решил показать, что он главнее и мудрее. Взяв в ладони бабочку, он сказал другому мудрецу: «Если ты мудрейший, то ответь: вспорхнет ли бабочка из моих ладоней?» А сам подумал: «Если скажет «да», то я сомкну ладони. Если скажет «нет» - то я их распахну, и бабочка взлетит. И это даст возможность показать, что другой мудрец не прав и я главнее. На что другой мудрец ответил, вопреки его ожиданиям: «Все в твоих руках» (нанизываю верхушки). В наших руках то, как мы сможем развить все задатки, данные нашим детям, достигнут ли они соответственных высот или они останутся нераскрытыми.

И на прощание хочется пожелать творческих успехов вам и вашим детям. Надеюсь, что все удивительное и полезное вы унесете сегодня с собой.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Публикации по теме:

Использование Палочек Кюизенера. Цветные числа — средство развития мыслительной активности дошкольниковИспользование Палочек Кюизенера. Цветные числа — средство развития мыслительной активности дошкольников Палочки Кюизенера – универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей, основные особенности - абстрактность,.

Посткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольниковПосткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольников В соответствии с ФГОС ДО основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными.

Детское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольниковДетское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольников ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем.

Фотоотчет «Рисование иллюстраций к литературным произведениям как средство развития творческой активности дошкольников»Фотоотчет «Рисование иллюстраций к литературным произведениям как средство развития творческой активности дошкольников» Художественная литература - могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Воспитательная функция.

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Фотоотчет «Уральские сказы П. П. Бажова как средство развития познавательной и творческой деятельности дошкольников»Фотоотчет «Уральские сказы П. П. Бажова как средство развития познавательной и творческой деятельности дошкольников» Уважаемые коллеги! В рамках проекта "Посткроссинг на МААМ" мои ребята впервые узнали о писателе Павле Петровиче Бажове. Оксана Николаевна.

Мастер-класс «Декоративно-прикладное творчество как средство развития творческой активности родителей детей 2–3 лет»Мастер-класс «Декоративно-прикладное творчество как средство развития творческой активности родителей детей 2–3 лет» Мастер - класс «Декоративно прикладное творчество как средство развития творческой активности родителей» Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Отчет по самообразованию «Коллекционирование как способ развития познавательной активности старших дошкольников» Цель моей работы по самообразованию : - продолжать повышать свою профессиональную квалификацию и педагогическую компетентность. развивать.

Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников»Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников» Проект по теме: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников Вид проекта: долгосрочный .

Технология «Река времени» как средство стимулирования познавательной и творческой активности детейТехнология «Река времени» как средство стимулирования познавательной и творческой активности детей Здравствуйте! Сегодня хочу поделиться как реализовывалась тематическая неделя "Мода" в нашей группе. Цель: стимулирование творческой и познавательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у дошкольников»
Опубликовано: 22 февраля 2020 в 16:52
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД