МААМ-картинки

Мастер-класс «Народные колыбельные песни и потешки в семье и детском саду»

Людмила Пожарских
Мастер-класс «Народные колыбельные песни и потешки в семье и детском саду»

Задача:

Целью проведения занятия является познакомить родителей с разновидностями народных произведений (колыбельных песен, потешек, произведениями детского фольклора, с историей их возникновения; осветить общие понятия и необходимость использования произведений фольклора в воспитании дошкольников не только в детском саду, но и в семье. А также пропагандировать народное творчество среди родителей воспитанников. Беседа носит рекомендательный характер.

Публикация «Мастер-класс „Народные колыбельные песни и потешки в семье и детском саду“» размещена в разделах

«Баю-баю-бай…

Один глазок у Алёнушки спит, другой смотрит; одно ушко у Алёнушки спит, другое слушает.

Спи, Алёнушка, спи, красавица… набирайся силушки…

Баю-баю-бай…»

Д. Мамин-Сибиряк

Русская народная музыка – это животворящий неиссякаемый источник песен, прибауток, сказок, былин, пословиц и поговорок, в которых отражается жизнь народа, его быт, уклад, история. Как говорится, плох тот народ, который не помнит, не знает своей истории. А составная часть истории любого государства – это творчество, культура его народа.

В связи с этим хочется процитировать слова русского композитора М. П. Мусоргского: «Утрата народом своего искусства, своих художественных ценностей – это национальная трагедия и угроза самому существованию нации».

Действительно, традиционная культура каждого народа уникальна и необъятна. Тысячелетиями складываются мировоззрение, жизненный уклад, нормы поведения, искусство и ремёсла. Историческое время и повседневная жизнь отметают всё, что противоречит складу национального характера и здравому смыслу. Народная культура донесла до наших дней древние традиции, которые не должны быть утрачены, стёрты урбанизированной массовой культурой.

Дети, их жизнь и творчество – это феномен в культуре каждого народа, так как от того, как мы воспитаем наших детей – таким будет и наше, и их будущее.

В зрелом возрасте, умудрённые жизненным опытом, с теплотой и нежностью вспоминаем мы незатейливую колыбельную, которую напевала нам мама или бабушка, первые сказки, весёлые шутливые приговорки, загадки, считалки, дразнилки, народные игры, которые впитали, общаясь во дворе со сверстниками. А сколько пословиц и поговорок неизвестно откуда всплывает в памяти к месту и случаю! А ведь это всё дошло до нас с тех далёких времён, когда люди в большинстве своём даже не знали грамоты, а имели только житейский опыт, который бережно передавался из поколения в поколение вместе с песнями, сказками и другими произведениями фольклора.

В 80-90-е гг интерес к народному творчеству не был активным и массовым. И уж, конечно, как результат, позабылись многие традиции, произведения фольклора.

В наши дни, когда большую часть жизни дети проводят вне дома, вне семьи, когда ослаблены связи не только с родственниками, но даже с родителями – семья теряет свою былую ведущую роль. А дети не получают элементарных представлений о народной культуре, страдают нравственные устои.

Наша с вами задача сохранить то, что осталось, то, что ещё не забыто.

Кстати, нужно сказать, что дети с большим интересом относятся к традиционной культуре своего народа, способны оценить и освоить его основы – а это определяет их физическое и духовное здоровье.

В детском саду постоянно ведётся работа по ознакомлению наших воспитанников с русским фольклором. На развитии речи они учат загадки, пословицы, поговорки, читают сказки. На занятиях по изодеятельности дети знакомятся с прикладными видами искусств, познают особенности росписи.

На музыкальных занятиях дети поют народные песни. Водят хороводы, исполняют народные пляски и танцы. Уже в первой младшей группе они слушают и поют русские народный песни («Зайчик», «Петушок», «Ладушки» и др.).

Детям старшего дошкольного возраста я объясняю уже более сложный фольклорный материал – мы определяем жанр музыки (песня или танец, характер музыки. Тем самым я подвожу их к осознанию того, что русская народная музыка – особенная. И основные определяющие черты её – это песенность, напевность, широта мелодии, наличие распевов.

В ДОУ создана хорошая музыкально-развивающая среда – это литература, муз. инструменты, фонотека, русские народные костюмы. В каждой группе созданы уголки патриотического воспитания, где представлены куклы в народных костюмах, народные муз. инструменты. Кроме того, в ДОУ проводятся фольклорные праздники и развлечения – ярмарки, Праздник русской берёзки, Рождество, Масленица и др.

Необходимо, чтобы и дома у ребятишек поддерживался интерес к искусству родного края.

Сегодня мы поговорим с вами о значении русского фольклора в развитии и воспитании дошкольников, о его разновидностях и многообразии.

Музыка помогает человеку стать духовно богаче. Развивает эмоции, мышление, восприимчивость к работе.

Наукой доказано, что ребёнок эмоционально реагирует на музыку с первых дней жизни. Более того, опыт восприятия музыки, вкусы начинают формироваться у ребёнка ещё в утробе матери. Народная педагогика начинается с колыбельной песни, в которой воплощены народная мудрость, традиции, обычаи. Малыш ещё не знает языка, не понимает слов. Но, слушая колыбельную песню, он успокаивается, затихает, засыпает. Его убаюкивают мягкие, спокойные интонации голоса матери, ласковое обращение, монотонность пения. Колыбельные песни – первые мелодии, первые музыкальные представления об окружающих предметах, животных, птицах. В некоторых колыбельных содержатся элементы нравоучений – они учат добру. Но наиболее действенное влияние на ребёнка оказывает сама материнская нежность, любовь, составляющая стихию колыбельных. Ребёнку необходимо чувствовать себя любимым, защищённым, а колыбельная песня восполняет его потребность в общении со взрослыми. У него возникает ответное чувство привязанности к родному человеку, любовь к матери, близким.

Небольшой экскурс в историю. Название колыбельная песня произошло от слов колыбель, колебать (качать). В народном обиходе было и другое их название – байки, которое произошло от древнерусского глагола байкать (баюкать, качать, усыплять)

Мы большое внимание уделили сегодня колыбельным песням. Но есть и другие формы общения с детьми через фольклорные произведения. Это так называемые потешки. И хотя потешки – это не музыкальный фольклор, ноя бы ва тоже рекомендовала их использовать в обыденной жизни при общении с ребёнком. Они так же дошли до нас из глубины времён. Например, умывая малыша, приговаривайте:

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щёчки алели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Или:

Ай, лады,лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

А причёсывая ребёнка (девочку) можно сказать и так:

Чешу, чешу волосыньки,

Расчёсываю косыньки!

Ты расти, расти, коса,

Всему городу краса.

А вечером перед сном, укладывая ребёнка, расскажите ему такую потешку :

Наступает ночка,

Ты устала, дочка,

Ждёт тебя кроватка,

Спи, дочурка, сладко.

И спойте малышу добрую ласковую колыбельную песенку. И я уверена, что такое общение с вашим малышом окажет чудотворное действие на ваши взаимоотношения…

В качестве рекомендаций, я хотела бы пожелать вам следующее:

-обращайте внимание детей на народную музыку, на её красоту;

-пойте детям русские народные, колыбельные песни, потешки, прибаутки;

-обращайте внимание на литературу (сказки, песни, произведения фольклора).

К сожалению, уходят в небытие очень многие русские традиции. Например, обычай петь на праздниках, да и просто в будни народные песни. Вместо исконно русского «Каравая» в дни рождения близких, в том числе и наших детей, мы поём американское «Happy birthday», вместо ласкового обращения к нашим малышам «дитятко» и др. называем их именами из зарубежных словарей, тем самым не задумываясь, утрачиваем свою самобытную культуру. Мы искренне желаем вам успехов в воспитании ваших малышей и надеемся, что та информация, которую вы получили сегодня поможет вам в этом нелегком деле.

Мастер-класс

Тема занятия: «Народные колыбельные песни и потешки в семье и детском саду»

Музыкальный руководитель МДОУ д/с №28

Пожарских Л. А.

Задача:

Целью проведения занятия является познакомить родителей с разновидностями народных произведений (колыбельных песен, потешек, произведениями детского фольклора, с историей их возникновения; осветить общие понятия и необходимость использования произведений фольклора в воспитании дошкольников не только в детском саду, но и в семье. А также пропагандировать народное творчество среди родителей воспитанников. Беседа носит рекомендательный характер.

«Баю-баю-бай…

Один глазок у Алёнушки спит, другой смотрит; одно ушко у Алёнушки спит, другое слушает.

Спи, Алёнушка, спи, красавица… набирайся силушки…

Баю-баю-бай…»

Д. Мамин-Сибиряк

Потешки

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щёчки алели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Ай, лады,лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

Чешу, чешу волосыньки,

Расчёсываю косыньки!

Ты расти, расти, коса,

Всему городу краса.

Наступает ночка,

Ты устала, дочка,

Ждёт тебя кроватка,

Спи, дочурка, сладко.

Ах ты, душечка!

Ах ты, душечка!

Ах ты, белая

Моя подушечка.

На тебя ложусь щекой,

За тебя держусь рукой!

Колыбельные

Люли, люли,люли,

Все давно уснули.

Один Лёнечка не спит,

Он в окошечко глядит.

Под окошком петушок

Громко песенку поёт.

Баю-баюшки-баю,

Баю Оленьку мою.

Приди котик, ночевать,

Мою Оленьку качать.

Мою Оленьку качать

Качать прибаюкивать.

Как у котика-кота

Колыбелька хороша;

У моей у Оленьки

Что получше-то его.

У кота ли, у кота

И перинушка мягка;

У моей у Оленьки

Вот пуховка лежит.

У кота, у котика

Изголовье высоко;

У моей у Оленьки

Что повыше-то его.

У кота, у котика

Одеялицо тепло;

У моей у Оленьки

Соболиное лежит.

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю.

А то серенький волчок

Придёт схватит за бочок.

И утащит во лесок,

Под ракитовый кусток.

Публикации по теме:

Народные традиции. Масленица в детском саду (фотоотчёт)Народные традиции. Масленица в детском саду (фотоотчёт) Масленица - самый веселый,шумный,народный праздник. Празднуют его всю неделю,и каждый день недели имеет свое название,которое говорит о.

Конспект занятия «Русские народные песни в операх русских композиторов» Конспект занятия «Русские народные песни в операх русских композиторов» Цель: Знакомство с новым жанром в музыке- оперой. Знакомство с творчеством.

Консультация для родителей «Колыбельные песни — поэзия раннего детства» Консультация для родителей «Колыбельные песни- поэзия раннего детства»Давно, очень давно родились колыбельные песни. Колыбельные песни –.

Консультация для родителей «Колыбельные песни — счастливый мир детства»Консультация для родителей «Колыбельные песни — счастливый мир детства» Родившись, ребёнок попадает в новый удивительный мир. И первый, кто его встречает – мама, её это забота и внимание. С первых дней ребёнок.

Консультация для родителей «Зачем петь малышу колыбельные песни?»Консультация для родителей «Зачем петь малышу колыбельные песни?» Колыбельные - первые уроки родного языка для ребёнка. Песни, которые ребёнку поёт мама, бабушка, способствуют тому, что ребёнок запоминает.

Мастер-класс «Аэрография в детском саду»Мастер-класс «Аэрография в детском саду» Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня я хочу познакомить вас с одной из нетрадиционных техник рисования которую я применяю в своей кружковой.

Мастер-класс для педагогов «Мнемотехника в детском саду»Мастер-класс для педагогов «Мнемотехника в детском саду» Мнемотехника и эйдетика – это работа с образами, запоминание информации через образы. Сегодня мы просто поиграем, так как мы это делаем.

Мастер-класс «Корабли для военного парада в детском саду»Мастер-класс «Корабли для военного парада в детском саду» Вот уже третий год в нашем детском саду проводится военный парад, посвященный Великой Победе в ВОВ «Мы этой памяти верны». Начинается он.

Мастер-класс «Технология развития словотворчества в детском саду» Уважаемые коллеги! Самым интересным завораживающим фактором в общении с ребенком является речь. Все мы знаем, что речь принимает участие.

Родительское собрание «Нравственные отношения в семье и детском саду» (подготовительная к школе группа)Родительское собрание «Нравственные отношения в семье и детском саду» (подготовительная к школе группа) Цель:Совместно с родителями осмыслить основные нравственные ценности;провести тренинг навыков нравственного отношения к людям и адекватной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Народные колыбельные песни и потешки в семье и детском саду»
Опубликовано: 8 января 2020 в 13:28
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД