Папки-передвижки

Мастер-класс «Народные промыслы. Оберег-веник»

Ольга Чудакова
Мастер-класс «Народные промыслы. Оберег-веник»

Цель мастер-класса :

помочь педагогам в работе по ознакомлению и приобщению детей с народной культурой и традициям. (Слайд 2)

Задачи:

- Формирования нравственных и патриотических чувств, любви к малой Родине.

- Формирования интереса к истории культуры.

- Воспитания доброты и других лучших качеств личности и бережного отношения друг к другу.

Оборудование: мультимедиа, образец оберегов.

Публикация «Мастер-класс „Народные промыслы, Оберег-веник“» размещена в разделах

Раздаточный материал: по количеству участников клей, заготовки оберега - веника, материалы для украшения (крупа, монетки, крупа, ягоды шиповника, семена подсолнуха, бобовые и др.)

Зрительный ряд: образцы оформленных детских работ.

Ход мастер-класса.

1. Вводное слово.

Уважаемые коллеги! Проблема по формированию у детей гражданственности и патриотизма, стала приобретать все большую остроту и актуальность, т. к. дети начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном селе, стране, особенностях русских традиций; равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю - поэтому мы – педагоги ищем свои пути решения этих проблем. Чтобы считать себя гражданином России, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру как свои собственные. Существенным содержанием русской культуры является народное творчество.

Поэтому в основу моей работы легло широкое использование элементов национального народного творчества, которые направлены вносить в сознание детей совершенно новую струю, содержащую в себе огромный спектр национальных традиций русского народа, исторического развития и становления России.

Слайд3 Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать.

Слайд 4. В процессе работы с различными материалами дошкольники познают свойства разных материалов, возможности их преобразования и использования в своих работах. Декоративно-прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Слайд 5. На занятиях по декоративно-прикладному искусству развивается речь детей, которая способствует обогащению и расширению словаря и словарного запаса. При рассматривании подлинных предметов декоративно-прикладного искусства и иллюстраций формируется связная речь, правильность произношения, умения описывать увиденное, рассказывать о созданном изделии.

Слайд 6. В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счётность в исполнении орнамента. Это дает материал для развития элементарных математических представлений.

В процессе занятий декоративно-прикладного искусства у детей воспитываются художественный и эстетический вкус, также нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности, формируется уважение к народным традициям.

Итак, для чего нужна эта деятельность? Для старших дошкольников – это воспитание у детей чувства патриотизма. Для педагогов – уникальная возможность развития тонкой моторики ребенка, что напрямую связана с развитием интеллекта. Для психологов – это одно из направлений арттерапии, возможность оказания психологической помощи больному ребенку посредством искусства. Для логопедов – способ развития речи ребенка.

Я систематически внедряю в свою практику элементы прикладного искусства и активно применяю в работе.

Слайд 7, 8. Работая над проектом «Приобщение к истокам русской народной культуры». Цель проекта такова: ознакомление детей с бытом, народными традициями и культурными особенностями людей на Руси.

Слайд 9. Вот одной из традиций, с давних времен на Руси, является изготовление оберегов.

Народные обычаи менялись, изменялась и культура народа. На протяжении тысячелетий ни один дом на Руси не обходился без оберегов. Люди верили и верят в силу оберегов, ценят уют домашнего очага.

Уж так устроен человек, что у каждого есть капелька суеверия, обязательно постучим по дереву, сплюнем через левое плечо, а вернувшись, домой за забытой вещью, посмотрим в зеркало. Видимо, срабатывают многовековые привычки, передающиеся из поколения в поколение. Возможно, по этой же причине человек нуждается в самых разных амулетах и талисманах.

- А сейчас я вам предлагаю совершить путешествие на машине времени в далёкое прошлое, к нашим предкам. (Слайд 10) .

- Закройте глаза. (Музыка)

В путь!

(Набрасываю на плечи платок, раздает ленточки)

- Мы приземлились в Древнюю Русь. Открываем глаза. (Слайд 11) .

Мы находимся в славянском посёлке, в чудесной мастерской. (Слайд 12)

- Я мастерица искусница приветствую вас.

- Посмотрите, на столе лежат ленточки, это один из элементов головного убора восточных славян.

-Завяжите их. (показ)

- Теперь вы девицы-красавицы.

- Посмотрите, как жили наши предки. Они были трудолюбивые, всё делали своими руками.

Восточные славяне преклонялись разным богам. Они смотрели на природу как на живое существо, Думали, что всё зависит от природы, представляли её в виде различных божеств, верили в чудеса, боялись нечистую силу. И поэтому наши предки придумали для себя делать предметы, которые их оберегали бы от всего плохого, а мастерами они были умелыми. И поэтому они мастерили обереги.

А что такое оберег?

Слайд 13. Обереги – символы, которые защищают от порчи и злого духа. Они приносят удачу, богатство, семейное благополучие, любовь, верность, счастье.

У каждого дома есть обереги.

- Итак, окунемся в защитную магию.

Плетень. (Слайд 14)

- Что это?

Одним из самых важных оберегов был плетень. Он защищал дом от чужаков и врагов. На плетень вешали подковы на счастье, а глиняные горшки и старые лапти для отпугивания злых сил.

Лапоть. (Слайд 15)

Лапоть издавна был на Руси оберегом семейного счастья и домашнего уюта, в него клали гостинцы для домовых.

Коса - домовушка. (Слайд 16)

Такая коса символизирует благополучия, согласие всех членов семьи.

Домовой (Слайд 17) - это душа дома. Он хороший хозяин, часто ворчливый, но заботливый и добрый.

- Я предлагаю вам, сделать в подарок оберег, а какой вы узнаете, отгадав загадку.

Загадка. Слайд 18

Удивительный букет:

Ветки есть, а листьев нет!

Не привык к парадной вазе,

Очищает дом от грязи.

Работяга, не бездельник,

Наш помощник шустрый. (Веник) .

- Мы будем украшать оберег-веник.

Публикации по теме:

Мастер-класс «Рождественский веник»Мастер-класс «Рождественский веник» Создание Рождественского веника. Из истории русской тестопластики. На русском Севере, в хлебосольный и приветливых поморских домах на видных.

Лэпбук «Народные промыслы»Лэпбук «Народные промыслы» ЛЭПБУК «Народные промыслы» Цели:1. Разработать методическое пособие для занятий по знакомству детей с народными промыслами и ремеслами.

Фотоотчет «Мастер-класс «Кукла-оберег»Фотоотчет «Мастер-класс «Кукла-оберег» . Семья — это самое важное, что есть в жизни у человека. Каждый понимает и знает, что нет никого в мире дороже и ближе, чем его родители,.

Мастер-класс «Кукла-оберег»Мастер-класс «Кукла-оберег» Сегодня в нашей группе прошел мастер - класс по изготовлению куклы Ведучки. Тряпичные народные куклы издавна изготавливались специально.

Мастер-класс «Оберег»Мастер-класс «Оберег» Мастер-класс «Оберег» Выполнили: Буканович Диана, Емельянович Дарья - обучающиеся объединения «Рукоделие» (педагог Якунаева Вера Николаевна).

Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Народные промыслы России»Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Народные промыслы России» Мастер класс по изготовлению лепбука «Народные промыслы России» Составила воспитатель: Василькова Н. В. В связи с внедрением ФГОС дошкольного.

Народные промыслы и ремесла Белогорья Консультация для педагогов Народные промыслы и ремесла Белогорья Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свой край, на сегодняшний.

Презентация «Народные промыслы Мордовии» Задачи: - познакомить детей с народными промыслами нашей республики: тавлинской резьбой, урусовскими валенками, гончарным мастерством;.

Программа кружка «Народные промыслы» I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка В средней, старшей и подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности осуществляется.

Совместная деятельность в старшей группе в рамках тематической недели «Народные промыслы. Народные игрушки»Совместная деятельность в старшей группе в рамках тематической недели «Народные промыслы. Народные игрушки» Цели: Приобщить детей к истории и культуре своего народа через знакомство с народными промыслами России. Формировать знания детей о народных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Народные промыслы. Оберег-веник»
Опубликовано: 23 апреля 2019 в 11:00
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД