Мастер-класс «Обогащение активного словаря старших дошкольников через использование словесных игр»

Ольга Клочьева
Мастер-класс «Обогащение активного словаря старших дошкольников через использование словесных игр»

Мастер – класс: «Обогащение активного словаря

старших дошкольников через использование словесных игр».

Автор: учитель-логопед

Клочьева О. А.

МБДОУ «Детский сад №26

комбинированного вида»

Муром

2016 год

Цель: Оказание помощи родителям в организации и проведении логопедических игр для расширения активного словаря у детей в домашних условиях

Задачи:

1. активизировать знания родителей о значимости логопедических игр в домашних условиях;

2. сформировать представление о разнообразии логопедических игр и правильной их организации в домашних условиях;

3. обучать использованию игровых приёмов для развития словарного запаса ребёнка.

5. Активизировать степень включенности родителей к использованию игр и игровых пособий для расширения активного словаря ребёнка в домашних условиях.

Участники: учитель-логопед Клочьева О. А. МБДОУ «Детский сад №26 комбинированного вида», родители детей посещающих логогруппу.

Ход мастер-класса:

1. Теоретическая часть.

Учитель-логопед: В настоящее время в силу различных факторов число детей ограниченным, бедным словарным запасом увеличивается. И мне бы хотелось обратить внимание родителей на то, что при взаимодействии мы могли бы преодолеть многие сложности.

Основная цель использования игровых приёмов, является обогащениие словарного запаса ребёнка, с учётом ведущий деятельности детей дошкольного возраста.

Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра и в целях повышения интереса к выполнению упражнений мною были подобраны следующие игровые приемы, с помощью которых в процессе игры расширяется и обогащается словарный запас детей, подчинив его игровому сюжету.

Использование игровых приёмов позволяет сделать занятия, интересными, увлекательными, эмоционально комфортными. Ребенок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс обогащения словарного запаса протекает активнее, быстрее.

Использование данных игровых приёмов будут полезны родителям детей с бедным, ограниченным словарным запасом (так же детей с ОНР, а так же педагогам, работающим в дошкольных учреждениях.

2. Практическая часть.

Учитель-логопед: Приглашаю поучаствовать в моём мастер классе. Посмотрите перед вами необыкновенная шляпа, (демонстрирую, что в этой шляпе различные цветные ленты) предлагаю представить, что каждая из ленточек это, одно из учебных качеств каким вы хотели бы, что бы обладал ваш ребёнок к моменту обучения в школе. Прошу родителей перечислить эти качества. Давайте свяжем эти ленты между собой. Вот какой успешной личностью мы хотим видеть своего ребёнка. А теперь представьте, что речь ребёнка нарушена. Как вы думаете какие трудности будет испытывать ваш ребёнок?

Учитель-логопед: Окружающие с затруднением понимают его. Ребёнку тяжело выразить и отстоять своё мнение словесно. Общение со сверстниками так же может быть затруднено, ребёнок может замкнуться в своём внутреннем мире и повлечь за собой вторичные нарушения.

Именно поэтому научить детей дошкольного возраста говорить чисто и использовать в речи развернутую фразовою речь – важнейшие цели, которые стоят перед логопедами, воспитателями и родителями

Учитель-логопед: Предлагаю вам ознакомиться и поучаствовать в подобранных мной играх по обогащению словарного запаса детей!

Презентация:

1. Поводырь.

На прогулке мама закрывает глаза, и ребенок ей описывает, что их окружает.

2. Описание объекта.

Малышу предлагается обрисовать предмет, используя как можно больше неповторяющихся слов. Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: «Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?» Можно просто спросить: «Какой он?» Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.

3. Ищем детали.

Можно вводить в словарь ребенка названия не только предметов, но и их деталей и частей. «Вот автомобиль, а что у него есть?»«Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор.»«А что есть у дерева?»«Корень, ствол, ветки, листья.»

4. Описываем свойства предметов.

Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх.

Спросите у ребенка: «Что бывает высоким?»«Дом, дерево, человек.» — «А что выше — дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?» Или: «Что бывает широким?»«Река, улица, лента.»«А что шире — ручеек или река?» Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов «высота», «ширина» и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?.

5. Что может быть?

Взрослый называет прилагательное, а малыш к нему — существительные. Например, «Черное». Что может быть черным? Ребенок перечисляет: земля, дерево, портфель, краски. Затем игра наоборот. Называется предмет, и к нему подбираются прилагательные. «Мяч, какой?» Круглый, резиновый, красно-синий, новый, большой.

6. Стань писателем.

Предлагается 5-7 слов и из них нужно составить рассказ. Если малышу сложно «со слуха» запомнить слова, то можно предложить картинки. Сначала это может быть такой набор: лыжи, мальчик, снеговик, собака, елка. Затем задание усложняется: мишка, ракета, дверь, цветок, радуга.

7. Игра в синонимы.

Например, синоним к слову «палка» — трость, клюка, костыль, посох.

8. Игра «Добавь слово».

Цель: подбирать глаголы, обозначающие окончание действия. Взрослый называет начало действия, а ребенок — его продолжение и окончание:

— Оля проснулась и. (стала умываться).

— Коля оделся и. (побежал гулять).

— он замерз и. (пошел домой).

— стали они играть. (с зайчиком).

— зайчик испугался и. (побежал, спрятался)

— девочка обиделась и. (ушла, заплакала).

9. Мой репортаж.

Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события — реальные или вымышленные — им воспроизводятся.

Предлагаю изготовить репортаж сейчас вместе. Изготовление не займёт много времени. Я приготовила для вас заготовки, попрошу взять ватман и выбрать понравившиеся картинки, наклеить их на ватман, и придумать определённый сюжет с упором на картинки.

Подведение итогов.

Учитель – логопед. Обратите внимание в руке у клоуна шарик с вопросом, прошу вас ответить на него.

1. Какая новая, полезная информация для вас была на данном мастер –классе?

2. Какой игровой приём был более интересен вам?

3. Сможете ли вы использовать данные игровые приёмы со своим ребёнком дома?

4. Как вы думаете, проведение упражнений в такой игровой форме понравится вашему ребёнку?

Учитель – логопед: Провожу рефлексию. Попрошу отобразить эмоции от данного мастер класса на лице у клоуна.

Учитель – логопед: Если у вас остались вопросы, то напишите, пожалуйста, на нижней обратной стороне клоуна, и мы обязательно их обсудим лично. Благодарю вас за внимание!

Публикации по теме:

Обогащение атрибутивной лексики у старших дошкольников с ОНР в процессе игровой деятельности. Методические рекомендации Пояснительная записка. Прилагательные играют важную роль в умственном и речевом развитии ребенка. Сознательное оперирование этой частью речи.

Кроссворд и ребусы для развития мышления, внимания и обогащения активного словаря детей 6–8 летКроссворд и ребусы для развития мышления, внимания и обогащения активного словаря детей 6–8 лет В данной публикации приведены выдержки из следующих авторских книг, содержащих задания для дошкольников 5-7 лет: - "РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по обучению.

Реферат «Формирование активного словаря на основе расширения глагольной лексики у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией» Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике.

Формирование лексических категорий у старших дошкольников возраста через использование дидактического пособия «Чудо-дерево» В последние десятилетия отечественная педагогическая наука обращается к понятиям, которые являются интегративными по своему содержанию и.

Консультация «Обогащение нравственно-ценного словаря дошкольников» КОНСУЛЬТАЦИЯ «Обогащение нравственно – ценного словаря дошкольного» Учитель – логопед: Анисимова Т. В. Обучение дошкольников.

Мастер-класс «Обогащение игровой деятельности по формированию безопасности жизнедеятельности старших дошкольников» I. Организационный момент. (Приглашаю участников мастер-класса за столы) -Уважаемые коллеги! Я рада всех вас здесь видеть, и предлагаю снять.

Мастер-класс «Воспитание экологического сознания дошкольников через художественно-эстетическое развитие»Мастер-класс «Воспитание экологического сознания дошкольников через художественно-эстетическое развитие» Есть на Земле огромный дом - Под крышей голубой. Живут в нём солнце, дождь и гром, Лес и морской прибой. Живут в нём птицы и цветы, Весёлый.

Методическая разработка «Развитие речи и обогащение словаря детей посредством произведений УНТ» Пояснительная записка Младший дошкольный возраст, имеет особое значение для речевого развития ребенка. Несмотря на тот факт, что по своей.

Обогащение и активизация словаря дошкольников с нарушениями речи в игре Подготовила воспитатель первой квалификационной категории МКДОУ детского сада № 411 г. Новосибирска Власенко Наталья Павловна Основные.

Обогащение и развитие словаря детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Содержание работы дошкольного учреждения определяется с учетом пилотного проекта примерной основной образовательной программы дошкольного.

Библиотека изображений:
  • Орфография
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Орфография
Автор публикации:
Мастер-класс «Обогащение активного словаря старших дошкольников через использование словесных игр»
Опубликовано: 16 декабря 2016 в 14:16
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Ознакомление с окружающим миром. Природные явления «Туман» для старшего дошкольного...
Зимний туман Цель:познакомить детей более подробно с природным явлением - туман Задачи ●продолжаем знакомство с природными явлениями...
Фотоотчёт зимнего развлечения «Заморожу» для детей 5–6 лет
Фотоотчёт зимнего развлечения "Заморожу" для детей 5-6 лет. Цель: создание благоприятного эмоционального состояния у детей посредством подвижных игр на...
Формы сотрудничества по преемственности школы и детского сада
Формы сотрудничества по преемственности в работе дошкольного образовательного учреждения в ГДО МОКУ «Олекминская СОШ» и начальной школе МОКУ «Олекминская...
Комплексно-тематическое планирование «Неделя спорта и здоровья» для средне-старшей...
Дата: с 21. 01. по 25. 01. Тема: Неделя спорта и здоровья. Задачи: расширять знания детей о различных видах спорта; формировать интерес к физической...
Фотоотчет «Семейка снеговиков»
В преддверии праздника 18 января в МДОУ «Детский сад «Золотая рыбка» прошли развлечения и занятия, посвященные Всемирному Дню « Семейка снеговиков» Цель:...