Ольга Агапьева
Мастер-класс «Обучение педагогов и родителей игре в шахматы»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс «Обучение педагогов и родителей игре в шахматы»
Слайд№1-3
Цель проведения: Показать методы и приёмы обучения детей шахматам в условиях детского сада.
Оборудование и материалы: Видеопроектор, компьютер, шахматные доски по количеству участников, шахматное поле, шапочки с шахматными фигурами по количеству участников, планшеты с заданиями, маркеры, салфетки, наборы с цифрами, шахматные поля и пешки, «Волшебный мешочек».
Публикация «Мастер-класс „Обучение педагогов и родителей игре в шахматы“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Родительские собрания в детском саду
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
Место проведения: Мастер-класс проводиться в групповом помещении или в кабинете, где есть возможность подключения видеопроектора.
Содержание мастер-класса :
Слайд №4
Я хотела бы вам рассказать одну древнейшую легенду.
Когда-то давным-давно в Персии жил Хан.
Он провёл много войн. И наконец-то понял, что все ближайшие территории завоёваны. Что же делать? Ему стало скучно.
Он созвал визирей и дал им задание придумать для него интересное занятие. Пустились визири во все страны искать занятие для своего господина. И вот, наконец, первый визирь приехал и привёз Хану необыкновенную птицу с золотым оперением и чудесным голосом. Хан обрадовался, но птица ему быстро надоела.
Тогда второй визирь привёз хану кеглю золотую с камнями и научил новой игре, но и эта забава быстро наскучила Хану.
Третий визирь вышел вперёд, положил перед Ханом необычную красивую доску и начал расставлять перед ним фигурки, объясняя: «Хан, больше всего тебе нравится воевать, но все территории завоёваны, и много твоих подданных потеряно, много крови пролито.
Вот тебе твоё войско. Здесь есть всё : и твой визирь, и башни, и конница, и слоны, попробуй выиграть сражение. И начал объяснять правила игры.
Слайд №5
Давайте и мы с вами познакомимся с некоторыми азами шахматной игры. «Снова в бой ведёт войска - деревянная доска». Вот перед вами шахматная доска. Состоит она из 64 чёрных и белых полей. Правильное положение доски, когда белое поле находиться справа внизу (описание и рассматривание настольной шахматной доски)
Слайд №6
Задание №1. Положите шахматные доски перед собой правильно.
Всю доску можно разложить на 8 горизонталей (покажите рукой горизонталь перед грудью).
На 8 вертикалей (покажите рукой вертикально).
На большие и маленькие диагонали (руки крестом)
Слайд №7
Задание №2. Перед вами 4 шахматные доски, но только одна из них правильная. Поднимите цифру, которая соответствует правильной доске.
Слайд №8
Задание №3. Посчитайте, сколько правильных диагоналей на рисунке и поднимите правильную цифру.
Слайд №9
Задание №4. У вас на столах в конвертах лежат шахматные поля. Выложите из них горизонтали и вертикали.
Слайд №10
Задание №5. Игра «Волшебный мешочек» каждый гость на ощупь выбирает себе фигуру.
Слайд №11
Задание №6. «Шахматный театр»
А вам я предлагаю поиграть в игру. Мы с вами отправимся в шах. путешествие.
В королевстве каждая фигура талантлива и артистична, поэтому часто устраиваются шахматные спектакли. Уважаемые путешественники, приглашаю Вас на театрализованное представление – «Шахматная репка». Наша шахматная сказка начинается. Загадываем загадки и тем самым определяем, кто из присутствующих участвует в сказке.
Итак, посадил король репку. Выросла репка большая-пребольшая. Пошел король репку тянуть, тянет-потянет, не может вытянуть. Позвал король ферзя, стали они вдвоем репку тянуть, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвал ферзь ладью, стали они втроем репку тянуть, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала ладья слона, стали они вчетвером репку тянуть, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвал слон коня, стали они впятером репку тянуть, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвал конь пешку, стали они вшестером репку тянуть, тянут-потянут, вытянули репку. Молодцы, замечательная сказка у нас получилась.
Слайд №12
Задание №7. Физминутка
Все подданные королевства следят за своим здоровьем, занимаются физкультурой, а теперь вместе с ними сделаем шахматную зарядку.
Задание №8. «Приглашение на бал»
В шахматном королевстве часто устраивают балы. Вот и сегодня все приглашены на бал, давайте поможет фигурам украсить себя. Предлагаю взять листочки с изображением контуров фигур и фломастеры. (Участники выполняют задание) Пока наши путешественники выполняют задание, давайте проверим знания о шахматной игре у наших зрителей, чтобы они не скучали.
Задание №9.
Игра со зрителями «Загадки из шахматной шкатулки»
В моей «Шахматной шкатулке» находятся вопросы, давайте попробуем на них ответить. Принимаются любые ответы, правильные и неправильные.
- Как ходит пешка?
- Какая фигура не может стоять рядом с такой же другого цвета и почему?
- Сколько линий на доске и как они называются?
- Где стоят ладьи на доске до начала игры?
- Какие слоны никогда не столкнуться?
- Как взаимодействует ферзь со своими пешками и фигурами?
- Между какими фигурами на доске стоит конь?
Задание выполнено. Расскажите и покажите какие новые костюмы вы придумали для фигур. Какие вы молодцы, замечательные наряды у вас получились.
Слайд №13
Задание №9 Расставь фигуры.
Я буду читать стихотворение и расставлять фигуры, а вы будете повторять за мной и выставлять на своей доске те же фигуры.
Я смотрю на первый ряд,
По краям ладьи стоят.
Рядом вижу я коней,
Нет фигуры их хитрей.
Меж коней заключены
Наши славные слоны.
И ещё два поля есть,
А на них король и ферзь.
А теперь без спешки
Идут на место пешки.
В результате все фигуры занимают свои места.
Задание №12. Сама игра.
Шахматные войска готовы. Пора приступить к сражению. Вы уже узнали и поняли как передвигаются фигуры и пешки. И сейчас я предлагаю вам попробовать свои силы, сыграть самую простую партию в шахматы. Как начинающие игроки мы с вами сыграем только пешками, остальные фигуры можно убрать с доски. Вам нужно довести одну из свои пешек до противоположного края доски, до поля превращения и превратить ее в ферзя.
Задание №14.
Продолжение легенды… Король проигрывал партию за партией, но интерес его к игре не угасал. И вот наконец-то долгожданная победа! Король вскочил от радости и провозгласил «Король – умер!», что в переводе с персидского обозначает «Шах-мат!». Отсюда и пошло название ШАХМАТЫ.
Слайд №15
Игра закончилась. Вы молодцы, очень славно потрудились и поиграли. Я хочу поблагодарить участников мастер-класса и вручить вам золотые медали.
В шахматах выигрывает каждый. Если ты получаешь удовольствие от игры, а это самое главное, то даже поражение не страшно.
Чтобы передать свои знания и любовь к шахматам детям, я занимаюсь кружком «Шахматная азбука» в которые вошли все те игровые ситуации, которые я вам сегодня представила.