Мастер-класс «Особенности использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе»

Ольга Елфимова
Мастер-класс «Особенности использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Красносельский детский сад" Арзамасский район. Мастер – класс «Особенности использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ» выполнил воспитатель высшей категории Елфимова О. А.

Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня я хочу вас познакомить с особенностями использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. Здоровье детей дошкольного возраста всегда находилось в центре внимания педагогов, интерес к нему не ослабевает и сегодня. Таким образом, наиболее важным является целесообразный подбор современных технологий, создание здоровьесберегающей среды.

В своей работе я активно использует как традиционные, а вы их все хорошо знаете – пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, гимнастика после сна, точечный массаж и т. д., так и нетрадиционные методы: тактильная гимнастика, Су - Джок - гимнастика, кинезиологические упражнения, дыхательная гимнастика.

Несомненно, что перечисленные выше методы являются составляющими здоровъесберегающих технологий.

Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит:

- улучшение памяти, внимания, мышления;

- повышение способности к произвольному контролю;

- улучшение общего эмоционального состояния;

- повышается работоспособность, уверенность в себе;

- стимулируются двигательные функции;

- снижает утомляемость;

- улучшаются пространственные представления;

- развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;

- стимулируется речевая функция;

- улучшается соматическое состояние.

И мне бы сегодня хотелось, уважаемые коллеги, поближе познакомить вас с вышеназванными технологиями. Буду рада, если данные технологи вы будете использовать в своей работе.

Проанализировав различные методики (М Монтессори, Б. Никитина, Н. Зайцева, А Бондаренко) по данному направлению, моё внимание привлекло тактильное восприятие ребёнка (тактильная гимнастика). И я убедилась в том, что дети, действительно, легче усваивают и понимают тот материал, знакомясь с которым они используют большее количество анализаторов.

С самого первого мгновения своей жизни человек живет в мире тактильных ощущений: ласковые прикосновения мамы, дуновение ветерка, капелька дождя или первый лучик солнца – все разнообразие окружающего мира человек познает не только созерцая и слушая, но и, в первую очередь, ощущая разнообразие безграничного и безызвестного ему мира, в который он пришел, не имея никакого опыта. Вот этим-то опытом нам, взрослым, и предстоит поделиться с ребенком. Нам необходимо научить ребенка воспринимать мир в безграничном разнообразии его красок, звуков, запахов и форм. Все свои ощущения ребенок научится выражать в словах и жестах, в звуке и в цвете. Ведь можно сказать, что наше здоровье находится на кончиках наших пальцев.

Скорректировав развивающие игры и внедрив их в образовательный процесс, я убедилась в правильности выбора данных игр, способствующих развитию памяти, внимания, воображения, мышления, коррекции речевой патологии. Все игры, способствующие развитию тактильного восприятия, необходимо проводить в несколько этапов, усложняя задания, и тем самым развивая возможности тактильного восприятия каждого ребенка. Усложняя задания к знакомым для детей играм, я обратила внимание на то, что дети с огромным удовольствием возвращаются к этим играм, часто переносят их в самостоятельную деятельность и даже сами придумывают новые усложнения. Усложнением в играх является одно условие:

«выполни задание, - не глядя».

Детям не завязываются глаза, но они учатся определять предметы на ощупь, воспринимать звуки без участи зрительного анализатора. И, самое важное, дети будут готовы к тому, чтобы учиться «видеть» пальчиками рук.

Завязать глаза – это следующий этап работы. Я не использую в своей работе никаких платков – неудобно в работе, дети не могут самостоятельно играть, завязывается нос - нечем дышать, можно спровоцировать развитие клаустрофобии. Детям предлагается одеть маски, у которых заклеены глаза. Маска зайчика, щенка, тигренка. Детям есть возможность подсмотреть и адаптироваться к тому, что лицо закрыто и это не страшно.

Вот такие маски я хотела бы вам предложить, поиграть и поправить своё здоровье.

Мастер-класс: А начнём мы с тактильной гимнастики и поиграем в игру «Пуговичное море»

1. Тактильная гимнастика. Пуговичный массаж. (его можно делать ребёнку самостоятельно, так и совместно с воспитателем). Необходимо заполнить просторную коробку пуговицами. Желательно, чтобы пуговиц было много. А теперь совместно с ребенком:

- опустите руку в коробку;

- поводите ладонями по поверхности пуговиц;

- захватите пуговицы в кулаки, чуть приподнимите и разожмите кулаки;

- погрузите руки глубоко в «пуговичное море» и «поплавайте» в нем;

- перетирайте пуговицы между ладонями;

- пересыпайте их из ладошки в ладошку;

- разными руками захватывать щепотки пуговиц;

Благодаря массажу мы активизируем так называемый «мануальный интеллект», находящийся на кончиках пальцев рук. Таким образом, происходит сенсомоторное развитие.

2. Игра «Рыбалка» «Мы рыбаки. Отправляемся на рыбалку в пуговичное море. Наши руки помогут нам ловить рыбку-пуговку. Опусти руки в пуговичное море и вылови рыбку». Ребенок берет любую пуговицу, далее маска снимается. Какую «рыбку» ты выловил: большую или маленькую, гладкую или шершавую, круглую или квадратную. Какого цвета рыбка? Она легкая или тяжелая? Теплая или холодная? Теперь мы положим улов в ведерко (в нём насыпана горох или гречка, перемешаем содержимое – море волнуется. Наденем маску или закроем глаза. Опусти руку в ведерко и найди свою рыбку.

3. Пальчиковая гимнастика «Рыбка» с речевым сопровождением (глаза открыты).

4. Игра «Аквариум» Мы поймали рыбок. Принесли их домой, положили их в аквариум (прозрачный большой бокал с водой). Можешь ли ты в аквариуме найти свою рыбку? (ребёнок ищет свою рыбку-пуговку). Особенностью этой игры является взаимодействие с водой. Это позволяет снять напряжение, обогащает арсенал ощущений ребенка.

5. Игра «Море». Наша рыбка ускользнула, в море новое нырнула (используются коробочки, наполненные различным материалом – пенопласт, листья, массажная подушка, шишки, холовайбер, монеты).

6. Игра «Пуговичное ожерелье». А ещё на дне моря я нашла жемчужины и ракушки, давай сделаем ожерелье для мамы. Возьми самую большую пуговицу. Она будет центром ожерелья. Теперь выбери красную пуговицу, положи ее слева и т. д. Можно нанизывать пуговицы на леску. Помимо развития пространственных представлений, закрепления знаний цвета, формы, ребенок переживает радость творчества: перед ним то, что он создал своими руками, принося радость ближнему.

(После того, как дети научились играть самостоятельно с использованием масок я ввожу в игру «шапку-невидимку» и очки-повязку. «Шапка – невидимка» проста в работе, ребенок может самостоятельно ее одевать, не прибегая к помощи взрослого, одевать как удобно ему самому, а еще он знает, что снять ее он тоже может сам по мере необходимости).

7. Для организации оздоровительного процесса с детьми я использую самомассаж рук и ног. Следующая технология, с которой я вас познакомлю, Су - Джок гимнастика.

В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Су Джок –терапия оказывает воздействие на точки активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.

Я, предлагаю вам игру с палочками «НОЖКИ»

Ножки, ножки, вы шагали?

Мы шагали, мы шагали! - ритмичные удары палочками по полу

Ножки, ножки, вы бежали?

Мы бежали, мы бежали! - ритмичные удары в темпе бега

Ножки, ножки, вы стучали?

Мы стучали, мы стучали! - удары свободными концом палочки об пол

Ножки, ножки, вы плясали?

Мы плясали, мы плясали! - удары палочкой крест на крест

Ножки, ножки, вы устали?

Мы устали, мы устали! - удары лежащих палочек друг о друга

Ножки, ножки, отдыхали?

Отдыхали, отдыхали! - поглаживание руками лежащих палочек.

И опять всё начинали! - ритмичные удары по полу

Спасибо, молодцы, у вас получилось. Цель массажа: воздействовать на биологически активные точки, стимулируя речевые зоны коры головного мозга.

8. Большие возможности в здоровьесбережении детей предоставляет дыхательная гимнастика. Хотя эта технология хорошо вам знакома, я хочу предложить изготовление и использование нестандартного оборудования для применения его в дыхательном упражнении, который можно проводить с детьми, как младшего, так и старшего дошкольного возраста:

«Ветерок в бутылке».

В пластиковой бутылке проделываются дырочки. Внутрь насыпаются конфетти, мелко нарезанный пенопласт, фольга, бумага. В отверстие в пробке вставляется дыхательная трубка.

Использование: упражнение на дыхание - дуть в трубочку, вставленную в пробку.

Цель: развитие органов дыхания.

Где же мы можем использовать дыхательную гимнастику? Да, в различных режимных моментах: как часть физкультурного занятия, в музыкальной образовательной деятельности, в утренней гимнастике, после дневного сна, на прогулке, в игровой деятельности и т. д. Дыхательную гимнастику не рекомендуется делать детям, имеющим травмы головного мозга, травмы позвоночника, при кровотечениях, при высоком артериальном и внутричерепном давлении, пороках сердца и при некоторых других заболеваниях!

А сейчас я хочу познакомить вас с ещё одной технологией - кинезиологическаие упражнения.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения. Основателями кинезиологии являются американские педагоги, доктора наук Пол и Гейл Деннисоны.

В своей работе я применяю упражнения Аллы Леонидовны Сиротюк такие как: "Кулак-ребро-кулак", "Ухо-нос", «Зеркальное рисование» и т. д.

Упражнение с педагогами:

«Кулак-ребро-ладонь»

«Кулак-ребро-ладонь» - четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.

Ладошки вверх,

Ладошки вниз,

А теперь их на бочок-

И зажали в кулачок.

А теперь выполним ещё одно задание:

«Зеркальное рисование» (рисование на мольберте). Это рисование двумя руками одновременно (рисуем солнышко, цветок, при выполнении этого задания расслабляются руки и глаза, что позволяет более эффективно корректировать отклонения в развитии детей.

Спасибо. Эти упражнения способствуют синхронизации работы полушарий головного мозга, что позволяет более эффективно корректировать отклонения в развитии речи детей.

Итог мастер- класса

- Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам вариативность использования в своей работе разнообразных здоровьесберегающих технологий, для развития ЗОЖ детей. Данные приёмы я использую в своей работе и могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на физическое развитие, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса.

И в завершении мастер – класса я предлагаю вам мысленно положить на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили на мастер-классе нового.

А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО!

А мне остаётся только поблагодарить зал за внимание, а участников за работу.

-Вы прекрасно потрудились, будьте всегда здоровы!

Заполнение анкеты участника мастер-класса.

Литература:

1) Каралашвили, Е. А. Физкультурная минутка. Динамические упражнения [Текст] / Е. А. Каралашвили. - М.: ТЦ «Сфера», 2001

2) Коноваленко, СВ. Развитие познавательной деятельности у детей от 10 - 14 лет [Текст] / С. В.. Коноваленко. - М: Гном-Пресс, Новая школа, 1998

3) Краузе, Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. [Текст] / Е. Н. Краузе. - СПб.: Корона, 2004

4) Узорова, О. В., Физкультурные минутки [Текст] / - М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», ЗАО НПП «Ермак», 2004.

5) Филичева, Т. Е., Чевелева, Н. А., Чиркина, Г. В. Основы логопедии [Текст] / Т. Е. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина - М: Просвещение, 1989

Публикации по теме:

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста Быть здоровым – здорово! Актуальность вопросов использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ возрастает год от года. Одним из важнейших.

Взаимодействие с родителями воспитанников МБДОУ посредством использования ИКТ в образовательном процессе детского сада Занятостью родителей бытовыми (чаще финансовыми) семейными проблемами объясняется снижение качества общения ребенка и взрослого, появление.

Использование современных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе (из опыта работы) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Буратино» г. Тарко-Сале Современные.

Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий (из опыта работы учителя начальных классов) Из опыта работы учителя начальных классов Моисеевой Е. А. Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и.

Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе Анатолий Василевич Луначарский сказал: - "Физическое образование ребенка есть база для всего остального. " Прошло немало лет, но тема по-прежнему.

Использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе Тема: «Праздники православные – своими традициями славные» Возраст целевой группы: Старший дошкольный возраст. Цель пособия: Формирование.

Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе учителя-логопеда»Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе учителя-логопеда» Тема: «Использование современных здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе учителя-логопеда». Слайд 1. Актуальность.

Отчет об использовании современных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе Отчет об использовании современных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. В Федеральном государственном образовательном.

Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении (к презентации) Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется.

Укрепление здоровья детей посредством использования новых здоровьесберегающих технологий Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. Несмотря на пристальное.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Сюжетные картинки
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Мастер-класс «Особенности использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе»
Опубликовано: 14 марта 2016 в 16:27
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Колокольчики из пластиковых бутылок. Поделка своими руками
Колокольчик- белый цвет Ты открой нам свой секрет, Почему ты не звенишь, Хоть головкой шевелишь, То от ветра клонишься, То от солнца скроешься....
Мастер класс «Снегурочка». Роспись поделки из бумажного теста (часть 2)
Уважаемые коллеги представляю вашему вниманию заключительный мастер класс по росписи вылепленной фигурки - Снегурочки. Напомню, что расписывала поделки я...
Детский мастер-класс по изготовлению макета «Пингвины в Антарктиде»
Пингвин — единственная птица, которая может плавать, но не может летать. Большинство пингвинов проводит половину своей жизни в океане, а другую половину...
Сценарий проведения мастер — класса «Фруктовый микс» в ДОУ
Сценарий проведения мастер – класса «Фруктовый микс» в ДОУ - Здравствуйте, уважаемые коллеги - Крикните громко и хором, друзья, Помочь откажетесь мне( нет...
Сценарий праздника «День бантика»
«День бантика» Утренник, посвященный 8 Марта в разновозрастной группе. Цель. Создать веселое, праздничное настроение у детей и взрослых, дружеской...