Ира Никулина
Мастер-класс «Осуществление проектной деятельности с дошкольниками в контексте комплексно-тематического планирования»
▼ Скачать + Заказать документы
Никулина И. Н., воспитатель
МБДОУ №38 «Малыш»
г. Губкин, Белгородской области
Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте у детей закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. Такую возможность дает метод проектов (проектная деятельность, позволяющий расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, дать возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка.
Публикация «Мастер-класс „Осуществление проектной деятельности с дошкольниками в контексте комплексно-тематического планирования“» размещена в разделах
Тема моего выступления «Осуществление проектной деятельности с дошкольниками в контексте комплексно – тематического планирования» (слайд №1)
Мы познакомимся; (слайд №2)
• с понятием «проектная деятельность»,
• типами и видами проектов,
• этапами проектной деятельности в детском саду,
• структурой проекта в детском саду,
• составим проект по шаблону.
Что же такое «проектная деятельность»? (слайд №3)
Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически: без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.
Проекты в детском саду — это интеграционный метод, предполагающий использование различных методических приемов, позволяющих глубоко освоить предлагаемую тему. Интеграция — это комбинирование основных методов обучения, которые органично дополняют друг друга и повышают эффективность процесса.
Какие бывают типы и виды проектов? (слайд №4)
По составу участников и их объединению; групповой, подгрупповой, межгрупповой партнерский, индивидуальный, семейный, с участием родителей, фронтальный.
По срокам проведения; долгосрочный, среднесрочный, краткосрочный.
По видам деятельности; творческий, исследовательский, комплексный, групповой, информационный, практико-ориентированный.
Проект состоит из следующих этапов; (слайд №5)
Выбор темы проекта. Воспитатель помогает детям выбрать наиболее интересную и посильную для них задачу на их уровень развития
Разработка проекта. Составление плана деятельности по достижению цели; к кому обратиться за помощью, определяются источники информации, подбираются материалы и оборудование для работы, с какими предметами научиться работать для достижения цели.
Выполнение проекта. Выполняется практическая часть проекта
Подведение итогов. Оценка результатов и определение задач для новых проектов.
Рассмотрим структуру проектной деятельности (слайд №6)
Введение (пояснительная записка)
Постановка проблемы (объясняет, почему возникла необходимость в выполнении проекта, для чего нужен этот проект детям, воспитателям, дошкольному учреждению)
Цель проекта (должна быть понятна, конкретна, реалистична)
Задачи (конкретные шаги для достижения цели (что, как и где может измениться, как будет измеряться, на какую аудиторию направлен проект и т. д.)
Методы и формы работы, направленные на реализацию задач проекта
Ожидаемые результаты (что необходимо получить для выполнения поставленных задач, количественный и качественный результат)
I. План-график мероприятий (деятельность в рамках проекта)
Описывается организация работы по проекту. Из раздела должно быть понятно, кто и как будет осуществлять действия, в какой последовательности. Должно быть прописано, как планируется достижение результата и почему выбран именно этот путь
Этот раздел состоит из 3-х ЭТАПОВ:
I этап – предварительный: мониторинг знаний детей, анкетирование родителей, изучение литературы, подготовка материала и т. д.
II этап – основной: (дата, форма работы с детьми, работа с родителями, совершенствование предметно-развивающей среды)
III этап – заключительный: подведение итогов работы по проекту.
На этом этапе планируются итоговые мероприятия: НОД, развлечения, викторины, конкурсы
II. Оценка результатов и отчетность
Из данного раздела должно быть ясно, достигнет ли проект цели и как будет контролироваться результат.
III. Приложения
В приложении может быть вынесен материал, который прошел в рамках деятельности проекта (конспекты совместной деятельности с детьми, планы развлечений, бесед с детьми, сценарии проведения мероприятий, анкеты для родителей)
Далее предлагаю составить проект. Что бы было проще будем использовать шаблон (слайд №7)
Название проекта (предложения участников семинара)
Описание проекта
Программное содержание;
расширить знания детей о …
сформировать у детей чувство …
формированию убеждения о …
воспитывать …
расширить знания о …
научить …
(слайд №8)
Актуальность проекта
Раскрыть в актуальности необходимость рассмотрения данного вопроса. Желательно закончить формулировкой противоречия.
Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомление детей с …, формирование у детей …, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.
Объект проекта (что изучается) : …
Предмет проекта (что рассматривается) : …
Цель проекта : расширить знания детей о, сформировать у детей чувства…, формированию, воспитывать … .
(слайд №9)
Задачи проекта :
ознакомить воспитателей с современной методической литературой… ;
провести цикл занятий и мероприятий по теме;
организовать выставку детских рисунков;
ознакомить детей с литературными, художественными и музыкальными произведениями по тематике;
разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с … ;
подготовить совместными усилиями детей и родителей … ;
систематизировать литературный и иллюстрированный материал по теме… :
провести заключительное мероприятие ….
(слайд №10)
Время выполнения: указать сколько недель (месяцев).
Участники проекта : дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Необходимые материалы: ….
Предполагаемый продукт проекта : мероприятие …; выставка творческих работ детей; презентация … (составленного совместными усилиями детей и их родителей); разработанные рекомендации для педагогов по ознакомлению детей с … ; систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме …; разработанные рекомендации для родителей.
Список литературы: …