Получи документы

Пальчиковые игры для 1–4 классов

Галина Захарова
Пальчиковые игры для 1–4 классов

Мастер- класс

«Пальчиковые игры»

Цель: Демонстрация пальчиковых игр путем прямого комментированного показа. (Слайд 1)

Задачи: (Слайд 2)

• поделиться опытом использования пальчиковых игр;

• доказать результативность деятельности обучающихся, свидетельствующей об эффективности пальчиковых игр;

• создать атмосферу сотворчества в общении;

• создать условия для развития творческих способностей.

Технология: Здоровьесберегающие технологии: пальчиковые игры.

Публикация «Пальчиковые игры для 1–4 классов» размещена в разделах

Класс : 1 – 4 классы.

Ключевые слова: ОВЗ, игра, пальцы, мелкая моторика.

Необходимое оборудование:

- игрушечные башмачки;

- одежда для пальцев;

- игрушка Колобок;

- красная пуговица;

- цепочка средней длины;

- сосновая шишка;

- резинки;

- столы – 2 шт. ;

- стулья – 7 шт.

Мультимедийное оборудование: ноутбук, проектор, экран.

Форма организации: группа - 7 человек.

План мероприятия:

1. Раскрыть актуальность темы «Пальчиковые игры».

2. Познакомить с методами и приемами пальчиковых игр.

Ход мастер-класса

1. Вступительное слово педагога о пальчиковых играх.

Добрый день, уважаемые члены жюри, коллеги! Меня зовут Галина Николаевна. Приятно видеть вас в этой аудитории, и очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор по теме «Пальчиковые игры».

2. Актуализация мастер-класса (Слайд 3)

Я работаю в БОУ «Калининская общеобразовательная школа – интернат для обучающихся с ОВЗ и детей – инвалидов». Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Исходя из этого, для сохранения и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ и детей – инвалидов, в своей работе я использую одно из современных технологий - здоровьесберегающие технологии. В формировании у обучающихся с ОВЗ и детей – инвалидов знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни веду работу по двум направлениям:

- технология сохранения и стимулирования здоровья;

- коррекционные технологии.

В педагогической деятельности я особое внимание уделяю игре. Этот вид здоровьесберегающих технологий призван решать не только учебные задачи. Вместе с этим игры развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность обучающихся к процессу познания.

В игре я использую нетрадиционную технологию. Нетрадиционные технологии ускоряют созревание областей головного мозга, которые отвечают за речь обучающегося. Ведь моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга. Следовательно, чтобы речь обучающегося была в норме, нужно вести целенаправленную работу в данном направлении, поэтому использую пальчиковые игры в комплексном проекте «Социализация обучающихся с ОВЗ и детей – инвалидов начальных классов». В этом проекте для передачи обучающимся с ОВЗ необходимых моральных норм и правил, использую древнейший способ социализации и передачи опыта – сказкотерапию:

1 класс – Чувашская народная сказка «Й ва» и русская народная сказка «Колобок»;

2 класс – Русская народная сказка «Теремок»;

3 класс - Украинская народная сказка «Колосок»;

4 класс – А. Н. Толстой. Сказка «Золотой ключик или приключения Буратино».

Пальчиковые игры с предметами, разработанные на фольклорном материале (чувашские, русские и украинские народные сказки, потешки, максимально эффективны для развития обучающихся начальных классов. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Суть фольклорных текстов – действие. Действие персонажей, движение событий создают единственную, удивительную движущуюся стихию жизни.

Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев", но приоритет признания пальчиковых игр официальной педагогикой принадлежит немецким специалистам. Еще в 1873 году выдающийся немецкий педагог Фридрих Фребель выделил воспитательное значение пальчиковых игр. Фребель высказал предположение, что именно ассоциация звука и смысла слов с собственным телом ребенка наилучшим образом подходит для стиля обучения детей. В те времена не могло существовать теоретического обоснования этого способа, Фребель делал заключения на основе собственных наблюдений и интуиции.

Пальчиковые игры — это комплекс игр для развития и совершенствования моторики пальцев рук. (Слайд 2)

Цель: развитие мелкой моторики рук обучающихся ОВЗ и детей – инвалидов в пальчиковых играх.

Задачи: (Слайд 3)

1. Развивать мелкую моторику пальцев рук детей, учитывая, индивидуальные особенности обучающегося ОВЗ и детей - инвалидов.

2. Развивать речь обучающегося ОВЗ и детей - инвалидов.

3. Развивать коммуникативные способности обучающегося ОВЗ и детей - инвалидов.

Актуальность: В последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился, дети знают мало упражнений на мелкую моторику, имеют трудности в овладении письмом, общении, адаптации, социализации. Всё это связано с тем, что взрослые меньше говорят и играют с детьми, потому что многие из них заняты и на работе, и дома; дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео); дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.)

Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза»; имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук и речи, но и дают возможность “прочувствовать” свои пальцы, ладони, сформировать схему собственного тела.

Принципы: (Слайд 4)

- от простого к сложному;

- самостоятельно по способностям;

- выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой;

- при повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением;

- все упражнения постепенно заменять новыми;

- наиболее понравившиеся игры можно оставить в своей картотеке и возвращаться к ним по желанию ребёнка.

Этапы разучивания пальчиковых игр :

- Взрослый сначала показывает игру обучающемуся сам.

- Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ученика.

- Взрослый и обучающийся выполняют движения одновременно, взрослый - проговаривает текст.

- Обучающийся выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.

Методы и приемы: (Слайд 5)

- наглядный метод работы - показ детям, как должны двигаться пальцы при проведении пальчиковой игры;

- словесный метод работы - проговаривание потешек, стихотворений при проведении пальчиковой игры; заучивание наизусть стихотворений, потешек, текста;

- практический метод работы - пальчиковая игра.

Виды деятельности в пальчиковых играх :

- Игры, импровизация, творчество;

- Работа в парах, группах, коллективе в целом;

- Самостоятельная индивидуальная работа;

- Обмен наработанным материалом;

- Выбор видов работы, заимствование у других;

- Исследование, поиск, собственный ответ.

Формы работы:

- индивидуальные пальчиковые игры – 1 класс;

- парные пальчиковые игры – 2 класс;

- групповые пальчиковые игры – 3 класс;

- коллективные пальчиковые игры – 4 класс.

Методические рекомендации: (Слайд 6)

- перед игрой необходимо с детьми обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготавливать детей к правильному ведению игры, но и создаст необходимый эмоциональный настрой;

- перед началом игры нужно разогреть ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла;

- вся игра должна вестись в медленном темпе;

- играя вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой;

- при игре необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки;

- во время игры обязательно следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.

- нужно добиваться, чтобы игралось легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость;

- все указания должны даваться спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости оказывать помощь отдельным детям.

Результаты:

- развитие мелкой моторики рук;

- улучшение качества речи;

- развитие таких познавательных процессов, как мышление, память, внимание;

- развитие эмоциональной сферы;

- проявление творческих способностей;

- развития коммуникативных навыков.

Практическая часть

Учитель: Сегодня у нас необычный мастер – класс. Я хочу поговорить с Вами о самом главном… Ребята, а что же самое главное в нашей жизни? (Здоровье)

Учитель: А как сохранить и укрепить наше здоровье с детства? (Бегать, прыгать, играть)

Учитель: С детства мы играли и тем самым не только укрепляли, но и сохраняли наше здоровье. А помогали нам в этом наши помощники. Кто же они? Отгадайте!

1. Загадка:

Твои помощники, взгляни –

Десяток дружных братцев,

Как славно жить, когда они

Работы не боятся. (Пальцы)

Учитель: Наши пальчики устают работать. А может быть нам поиграть с ними? (Да)

Учитель: Ребята, я к Вам пришла со своей книгой, которая называется «Пальчиковая игра». Чтобы прочитать её, нам надо узнать название пальчиковой игры. Для этого нам всем надо попасть в страну сказок. Ведь в каждой сказке мудрый народ сохранил свои знания, советы для нас! Давайте отправимся вместе в сказочное путешествие, узнаем название и эти советы? (Да)

Учитель: В дорогу мы с собой возьмём «Узелочки настроения». (Я даю детям узелочки).

Учитель: Дети, в узелочках есть маленькие башмачки. Давайте все обуем наши пальчики и отправимся в страну сказок.

2. Техника безопасности: Обуваемся осторожно! Не пораньте пальцы!

- Башмачочки, башмаки! (Слайд 7)

Доведите до страны!

Маленькой и сказочной,

Радостной и доброй!

Учитель: В какую же сказку мы попали?

Отгадывание загадок про героев сказки.

1. Уши длинные, несмелый.

То он серый, то он белый.

То бежит, а то уж скачет,

Куцый хвост от волка прячет. (Заяц)

2. Зайцы, разбегайтесь!

Серый зверь. Спасайтесь!

Он зубами щелк, щелк.

На охоту вышел (Волк)

3. Зверь лохматый, косолапый, Он сосет в берлоге лапу. (Медведь)

4. Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней.

Пышный хвост - ее краса.

Этот зверь лесной - …. (Лиса)

За правильно отгаданную загадку дети получают маску животного.

Учитель: Из какой сказки эти сказочные герои? («Колобок»)

Учитель: Значит, как называется наша пальчиковая игра? (Колобок)

Учитель: Кто автор этой сказки? (Русский народ)

Учитель: А вы читали эту сказку? (Да)

Учитель: Что случилось с Колобком? (Его съела Лиса.)

Учитель: Ребята, мы же сейчас путешествуем по русской народной сказке «Колобок»! Давайте поможем ему сохранить Колобку не только его жизнь, но и его здоровье! Вы согласны? (Согласны)

Учитель: Тогда давайте, вместе играя нашими пальцами, прочитаем эту сказку. А помогут нам в этом предметы, лежащие в узелочках настроения. Итак, начинаем нашу пальчиковую игру «Колобок».

Сказка читается учителем до слов: «Жили-были старик со старухой. (Слайд 8)

Учитель: Сказку я прочитала не до конца. Продолжит сказку старик:

3. Индивидуальная работа: Пальчиковая игра «Старик».

Старик: обучающийся надевает красные брюки и башмачки красного цветы на указательный и средний пальцы и продолжаем сказку :

Вот просит старик:

- Испеки мне, старая, колобок!

4. Работа в парах: Пальчиковая игра «Старик со старухой» (Слайд 8)

Старуха: обучающаяся надевает красную юбку и красные башмачки на указательный и средний на пальцы.

Диалог сказочных героев старика и старухи.

- Да из чего испечь - то? Муки нет!

- Эх, старуха, по амбару помети, по сусекам поскреби - вот и наберётся!

Старуха так и сделала: намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно простынуть.

Надоело Колобку лежать: покатился с окна на завалинку, с завалинки на траву, с травки в огород, напевая песенку:

5. Пальчиковая игра «Колобок» (Слайд 9)

Колобок: Колобок из солёного теста на указательном пальце.

- Я Колобок, Колобок!

По амбару метён,

По сусекам скребён,

На сметане мешён,

В печку сажён,

На окошке стужён,

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл!

Катится Колобок по дорожке, а навстречу ему Заяц в белых брюках и башмачках:

- Колобок, Колобок! Я тебя съем! (Слайд 10)

- Нет, не ешь меня, косой, а я тебе морковкой угощу.

Заяц уши поднял, а Колобок угостил его морковкой и запел:

- Я Колобок, Колобок!

По амбару метён,

По сусекам скребён,

На сметане мешён,

В печку сажён,

На окошке стужён,

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушё л:

От тебя, Зайца, не хитро уйти!

И покатился Колобок дальше: только его Заяц и видел.

6. Пальчиковая игра с красной пуговицей: «Морковка» (Слайд 10)

Заяц, играя с морковкой (красной пуговицей на нитке, напевает:

- Слушай, слушай, слушай, слушай.

Я пою тебе, послушай.

Я люблю тебя, дружок.

Ты мой сладкий пирожок.

Катится Колобок по тропинке около пруда, а навстречу ему серый Волк в белых брюках и зелё ных башмаках:

- Колобок, Колобок! Я тебя съем! (Слайд 11)

- Не ешь меня, серый Волк, я тебе рыбку помогу поймать!

И Колобок помог поймать рыбку Волку и запел:

- Я Колобок, Колобок!

По амбару метён,

По сусекам скребён,

На сметане мешён,

В печку сажён,

На окошке стужён,

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

Я от Зайца ушё л:

От тебя, Волка, не хитро уйти!

Покатился Колобок дальше: только его Волк и видел.

7. Пальчикова игра с цепочкой : «Рыбка». Рисование цепочкой. (Слайд 11)

Волк решил поймать ещё рыбки, приговаривая:

- Ловись, рыбка,

Большая и маленькая!

Катится Колобок по лесу, а навстречу ему Медведь в белых брюках и чёрных башмаках. Сосну к земле гнёт, чтобы шишку сорвать:

- Колобок, Колобок! Я тебя съем! (Слайд 12)

- Ну, где тебе, косолапому, съесть меня. Послушай, лучше я тебе шишку сорву!

Колобок сорвал шишку и запел, а Миша и уши развесил:

- Я Колобок, Колобок!

По амбару метён,

По сусекам скребён,

На сметане мешён,

В печку сажён,

На окошке стужён,

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

Я от Зайца ушёл,

Я от Волка ушё л:

От тебя, Медведь, полгоря уйти!

Покатился Колобок: Медведь только вслед ему посмотрел.

8. Пальчиковая игра : «Шишка». Массаж пальцев. (Слайд 12)

Медведь решил собрать ещё шишек, приговаривая:

Мишка косолапый по лесу идёт,

(Бодро шагают пальчики)

С шишкой он играет и в карман кладёт.

(Массажирует с шишкой лапу)

Шишка отскочила прямо мишке в лоб.

(Держимся пальцами за лоб)

Мишка рассердился и ногою — топ!

(Топаем пальчиком)

- Больше я не буду шишкою играть!

- Сяду на пенёчек, буду лучше спать!

Катится Колобок, а навстречу ему Лиса в белой юбочке и красных сапогах охотится на мышь. Лиса мышкует.

9. Словарная работа: мышкует.

На опушке леса лису можно застать за странным занятием: она - то бежит легкой рысцой, часто меняя направление, то вдруг останавливается, наклонив голову, то высоко подпрыгивает, начинает быстро раскапывать снег…

Такая лисья охота на мышей называется мышкованием.

- Здравствуй, Колобок. Какой ты пригоженький, румяненький! (Слайд 13)

Колобок рад, что его похвалили, и запел свою песенку, а Лиса слушает да всё ближе подкрадывается:

- Я Колобок, Колобок!

По амбару метён,

По сусекам скребён,

На сметане мешён,

В печку сажён,

На окошке стужён,

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

Я от Зайца ушёл,

Я от Волка ушёл,

От Медведя ушё л:

От тебя, Лиса, не хитро уйти!

Славная песенка! – сказала Лиса.

- Да беда, голубчик, что - то я стара, стала - плохо слышу. Сядь ко мне на мордочку, да пропой ещё разочек!

А Колобок говорит:

- Не ешь меня, рыжая Лисица, я тебе мышеловку придумаю!

И Колобок придумал Лисе мышеловку и запел:

- Я Колобок, Колобок.

И покатился дальше… А Лиса ему:

– Скатертью дорога! – и не съела Колобка, а села проверять мышеловку.

10. Пальчиковая игра с резинками : «Мышка» (Слайд 13)

Мышка-норушка,

В мышеловку ты попала,

Но оттуда убежала!

К нам сюда ты прибежала!

11. Рефлексия.

Ребята, сегодня мы прочитали, играя, книгу и спасли Колобка. А теперь пора возвращаться в класс! Для этого ответим на вопросы:

- Как называется пальчиковая игра? (Колобок).

- Кого встретил Колобок? (Зайца, Волка, Медведя, Лису).

- Ребята, а вам звери понравились? (Да).

- Вам понравилась пальчиковая игра «Колобок»? (Да).

- А чем вас обрадовала пальчиковая игра «Колобок»? (Колобка не съела Лиса).

- Сегодня мы путешествовали по русской народной сказке «Колобок», а какая похожая сказка есть у чувашского народа? (Чувашская народная сказка «Й ва»)

- На следующем уроке мы будем играть пальчиковую игру «Й ва», путешествуя по чувашской народной сказке «Й ва»!

- Подойдите ко мне и оцените свою работу. Если вы считаете, что работали очень хорошо и вам игра понравилась, выбирайте весёлый смайлик (смеющийся Колобок, если у вас были небольшие сомнения - выбираем улыбающийся смайлик – (улыбающийся Колобок, а если вы испытывали трудности – грустный смайлик – (грустный Колобок).

Учитель: Ребята, посмотрите, а в ваших узелочках настроения есть УЛЫБКА!

12. Задание (по желанию) :

- наклеить улыбку на смайлик - Колобок;

13. Подведение итогов.

Учитель: Какие пальчиковые игры вам понравились во время мастер - класса и почему?

Учитель: Какой совет мы узнали из пальчиковой игры «Колобок»?

14. Совет: «Не будьте: трусливыми как Заяц, злыми как Волк, слабыми как Медведь, хитрыми как Лиса! Мы здоровы тогда, когда смелы, добры, сильны и умны!»

Учитель: Я надеюсь, что вы все будете беречь своё здоровье!

15. Вывод: Таким образом, наши пальчиковые игры создают условия для развития мелкой моторики, речи, творческих способностей, коммуникативных навыков обучающихся начальных классов в процессе индивидуальной, парной, групповой и коллективной работы. Благодаря таким пальчиковым играм у обучающихся формируются системы новых знаний, умений, навыков по сохранению и укреплению здоровья, ведению здорового образа жизни. (Слайд 14)

Мастер – класс «Пальчиковая игра «Колобок»» окончен. Творческих всем успехов! Будьте здоровы!

Заключение: Очень хочу, чтоб мой опыт работы помог и детям, и взрослым!

Благодарю за внимание! (Слайд 15)

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Пальчиковые игры для детей» Пальчиковые игры - это упражнения пальчиковой гимнастики, которые способствуют развитию мелкой моторики. А мелкая моторика рук и органы.

Консультация для родителей «Пальчиковые игры с дошкольниками»Консультация для родителей «Пальчиковые игры с дошкольниками» Пальчиковые игры – это не только увлекательные игры, но и очень полезные упражнения для развития моторики. Они способствуют развитию речи.

Консультация «Пальчиковые игры в жизни малышей»Консультация «Пальчиковые игры в жизни малышей» Пальчиковые игрыПальчиковые игры - это инсценировка каких - либо рифмованных сказок, потешек при помощи пальцев. Они очень эмоциональны.

Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2–4 лет Методическая разработка по теме: Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-4 лет. Главное богатство – дети, которые часто капризничают.

Пальчиковые игры для детей 2-х лет Пальчиковые игры для детей 2х лет! Начинать тренировать пальчики малыша можно с 6 месяцев, ведь это стимулирует речевое развитие ребёнка.

Пальчиковые игры для детей 3–5 лет 1. Пальчиковая игра «По грибы» (Попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца) Раз, два, три, четыре, пять, Мы идём грибы искать! Этот пальчик.

Пальчиковые игры для детей 3–5 лет. 2 часть Пальчиковые игры содержат комплекс упражнений, массажа ладони и пальцев, сопровождаются стихами, они эмоциональны и увлекательны для детей.

Пальчиковые игры для малышей (2–3 лет)Пальчиковые игры для малышей (2–3 лет) Игры с пальчиками и руками стимулируют процесс речевого и умственного развития детей. 1) Этот пальчик в лес пошёл, Этот пальчик гриб нашёл.

Пальчиковые игры в младшем дошкольном возрасте Пальчиковые игры в младшем дошкольном возрасте Пальчиковые игры имеют особое развивающее воздействие – это движение пальцев и кистей рук.

Зимние пальчиковые игры для детей 3–5 летЗимние пальчиковые игры для детей 3–5 лет Пальчиковые игры развивают речь, память, фантазию, воображение и создают благоприятную атмосферу. Поэтому они очень полезны. 1. Игра «Кролик».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пальчиковые игры для 1–4 классов
Опубликовано: 15 июня 2022 в 05:19
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД