Юлия Глазырина
Мастер-класс «Песочная история»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11
Мастер – класс
«Песочная история»
(текст для презентации)
Автор: Глазырина Юлия Алексеевна
Воспитатель по изобразительной деятельности
2014 г.
Ижевск
Часто руки знают, как распутать то,
над чем тщетно бьется разум…
Карл Густав Юнг.
Слайд № 1
Слайд № 2
Публикация «Мастер-класс „Песочная история“» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2014
Хотя искусство песочной фантазии очень молодое, однако, художественное, медитативное, целительное и религиозное общение человека с песком уходит корнями в древность, а стало быть, имеет глубокий смысл. Еще до наскальной живописи люди начали рисовать на песке. На том полотне, которое было им ближе всего, инструментом, который всегда под рукой – пальцы, веточки, палочки. Пример тому - древнее искусство магии индейцев «навахо», наносивших на песок рисунок со священными письменами.
Слайд № 3
Более чем 1300 лет назад в Японии зародилось искусство «Бонсэки», заключающееся в изображении морских или горных пейзажей на черном лакированном подносе с помощью белого кварца крупного, среднего и мелкого помола.
В арабских странах с древности люди видели красоту и реализовывали свой творческий потенциал в создании бутылок с цветным песком. И сегодня эти изысканные сувениры – любимые подарки для туристов. Sandart- дословно, это «искусство песка». Принято говорить, «рисование песком в затемненном помещении на подсвеченной снизу поверхности специального стола». Мультфильмы и картины Sandart создаются в реальном времени, сменяя одна другую. В этом и состоит необыкновенное свойство песочной анимации. Лёгкий порошок — обычно очищенный и просеянный песок, но также соль, кофе, или что-то другое — тонкими слоями наносится на стекло; с помощью диапроектора или световой доски получающееся изображение можно передавать на экран. Обычно все действия выполняются руками, но в качестве приспособлений могут использоваться кисточки.
Ни для кого не новость, что песок можно использовать в работе с детьми и со взрослыми, в том числе и в коррекционной работе. Пример: «Психологическая песочница» давно вошла в 10 самых используемых методик психологической практики. Однако песок раскрыл еще не все свои арттерапевтические ресурсы. Многие авторы используют цветной песок (более 14 оттенков) и специальные столы с подсветкой. Получаются невероятно красивые картины. Работы получаются нереальным; похожими на сказку. Такие столы для многих только мечта. Мы в детском саду используем обычные подносы с песком. Это, конечно, не сравниться со столами с подсветкой, но тоже работы получаются очень необычными, сказочными. И что очень важно, неуспешных работ не бывает.
Специалисты парапсихологи утверждают, что песок забирает негативную энергию, а осязание песка стабилизирует эмоциональное состояние. Очень полезно рисовать песком и гиперактивным детям. Занимаясь таким видом рисования, ребенок успокаивается. освобождается от «лишней» энергии, учится лучше понимать себя, своих друзей и родных. Рисование песком дает ребенку возможность погрузиться в мир своих придумок, фантазий и воображений. Данный вид творчества стимулирует, ускоряет развитие мышления и речи ребенка. Психологи объясняют это тем, что при работе с песком происходит колоссальное изменение образного и образно- логического мышления ребенка. Сама структура песка дает возможность для развития у детей координации движений рук, пальчиков во время рисования. Пересыпание песка из ладошки в ладошку, захват песка в кулачок, рисование щепоткой, выравнивание песка на стекле - все эти движения непроизвольно влияют на развитие ребенка. Дети развивают ловкость рук и пальчиков. А как вы знаете, мелкая моторика напрямую связана с развитием речи, именно поэтому все логопеды рекомендуют игры с сыпучими материалами.
Рисование песком доступно песком детям разного возраста. Малыши могут создавать простейшие рисунок, рисуя пальчиками по равномерно насыпанному слою. При этом, чтобы изменить рисунок не нужно ни ластика, ни нового листа, достаточно просто стряхнуть или провести пальчиком по песку. Дети, более старшего возраста, смогут создавать картины, используя технику насыпания песка для получения песчаной картины.
Слайд № 4
Цель и задачи моей работы:
развитие у воспитанников творческих способностей
- познакомить детей с нетрадиционной техникой направления изобразительного искусства;
- научить создавать, разрабатывать и понимать песочный сюжет;
- закреплять умение создавать композиции техникой рисования песком;
- формировать эстетический вкус;
- психологическая разгрузка.
Слайд № 5
Игровые приемы, которые можно использовать на занятии:
- художественное слово;
- подвижные игры;
- физкультминутки;
- игры с правилами;
- игры на внимание.
Применяют их для разных целей:
- для привлечения внимания;
- повышения интереса к деятельности;
- положительного настроя;
- вызвать желание рисовать;
Слайд № 6
Слайд № 7
Особенности техники рисования:
- рисование пальцами, щепотью;
- отсечение лишнего;
- насыпание из кулочка;
- рисование ладошками, кулачками;
- ребром большого пальца;
- с помощью мизинца;
- одновременно с использованием сразу несколько пальцев;
- симметрично двумя руками;
- рисование с помощью предметов манипуляторов.
Работа над рисунком начинается с подготовки фона (стряхиваем поднос). Фон может быть, как и светлым, так и темным. И что очень важно - рисунок всегда можно исправить, не нужно бояться- все исправимо!
Слайд № 8
Используемые упражнения:
Знакомство с песочком.
Необходимо познакомить детей с правилами рисования песком: в глаза песок не кидать, мимо стола песок не рассыпать, грязные руки в рот не брать.
Предлагаем детям познакомится с песочком – погладить, пересыпать. Потрогать его на ощупь :какой он (холодный, теплый, шершавый, гладкий,мягкий).
-Необычные следы: кулачок, пальчики, палочка. и т. д.
«Идут медвежата»- ребенок кулачком и ладошкой с силой давит на песок.
«Прыгают зайки»-кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка.
«Ползут змейки»-рисование волнистых линий.
«Бегут жуки»-ребенок двигает всеми пальцами,имитируя движения насекомых.
«Дует ветерок» - плавные движения по подносу двумя руками.
- Что спряталось в песке. Отгадать чего не стало?
- Знакомство с мокрым песком
Обращать внимание, что песок изменился, он не сыплется, похож на кашу, можно лепить, дороги,горки
-При рисовании песком полезно рисовать конкретные, заданные геометрические фигуры, кривые линии. Постепенно у детей развивается осознание форм, начинает их понимать, а в последствии, может абстрагировать.
-Важно правильно, не сжимая пальцы, брать песок; открывать и закрывать ладошку, пересыпать песок через кулачок.
Слайд № 9
Упражнение на проведение различных линий:
«Опасная дорога»- волнистая линия.
«Крутой поворот» - рисование спирали.
«Сердитая линия» - рисование кривой линии.
«Радуга» - четырьмя пальцами по песку рисовать полукруг.
«Грустное дерево»
«Мои друзья»- рисование различных животных одной или сразу двумя рукам
Выкладывание узоров
Материал:
- цветной песок;
- манка;
- паетки;
- бисер;
- горох;
- фасоль ;
- пуговицы;
- пластиковые вилки и ложки;
- воронки;
-бросовый материал и т. д.
Слайд № 10
Занятие в средней группе
Слайд № 11
Слайд № 12
Построение занятия:
Вводная часть:
- особая форма приветствия;
- правила игры с песком;
- нацеливание на работу.
Основная часть:
- игры и упражнения;
- постройка игрового пространства;
Заключительная часть:
- подведение итогов занятия;
- поощрение участников;
- ритуал прощания с песочком;
Слайд № 13
Чудеснее песка нет для детей забавы, его всегда имеется в достатке, течет он нежно так сквозь руки, что не сравнить его ни с чем…
Иоахим Рингельнац
И в заключении еще один интересный факт. А вы знаете, что когда-то давным-давно песок был на вес золота? Почему? Благодаря тому, что мастера умели варить из него стекло, а потом делать стеклянные сосуды. Конечно, первое стекло 4 тысячи лет до нашей эры получалось мутноватым, зато какой ажиотаж устраивали торговцы вокруг такой продукции! Сегодня этот золотой диво-ресурс природы можно взять «на вооружение» в воспитании детей. Если вы научитесь вместе с ребенком рисованию песком, ваши руки будут творить шедевры не хуже, чем муранское стекло.
Если вы однажды покажете ребенку, что можно рисовать на песке, он не останется безразличным. Дерзайте! Удачи вам!
Слайд № 14
Конспект непосредственно - образовательной деятельности «Солнечное настроение» (младшая группа).
Программное содержание:
Обогатить познание детей в нетрадиционных техниках рисования (рисование песком).Учить владеть навыками работы с сыпучими материалами. Продолжать учить детей рисованию двумя руками, кулачками, одной ладошкой. Развивать творческие способности, воображение, аккуратность.
Материалы:
подносы с песком, паетки.
Ход:
1-5 наш песочек пошел гулять. Вправо-влево повернем и песочек потрясем.
Я песочек набираю и с песочком то играю - здороваюсь правой ручкой, левой, двумя (пересыпаем песок)
Любит-любит наш песочек играть! Любит петь и танцевать (трясем поднос из стороны в сторону)
А тут ветерок подул: дует, дует, задувает и с песочком нашим играет (движения вправо- влево по песку двумя руками)
Ветерок ты не шали, лучше нам ты помоги. 1-3 в гости к нам приди.
Кто же в гости к нам спешит? Мяу! Не зевай, не зевай, лучше с киской поиграй! Ой, как жалобно «мяучит» кошечка,кушать хочет. Что же киска любит?
Д: молочко.
Пей, наша красавица- кошечке понравится (щепоткой посыпаем)
Гав! Гав!
Испугалась кошечка и убежала. (трясем подносы)
Мы потопаем (стучим кулачком по песку) топ-топ-топ, ручками похлопаем- собачки и убежали.
Мы помашем им ладошкой (убираем песок в право - влево)
Кто же это?
Клю- клю- клю, ох ребяток всех люблю!
Птичку я свою накормлю - зернышками угощу (всеми пальчиками рисую зернышки)
Стихотворение:
Села птичка на окошко
Посиди у нас немножко
Посиди, не улетай,
Улетела птичка-ай!
(стряхнем песок)
Вправо-влево песок убираем. С солнышком мы играем (двумя руками рисуем солнышко)
Стихотворение
Солнышко - колоколнышко,
Выйди - выйди поскорей
Освети и обогрей,
И ягнят, и козлят
Наших маленьких ребят!
Очень любит наше солнышко играть солнечными мячиками (паетки рассыпаем).
Тут ветер подул - мячики все и рассыпались. Непорядок! 1-5 мячики ты собери! (собираем паетки в ладошку)
Мы ладошки отряхнем и песочек уберем.
До свидания!
В ходе обучения детей технике рисования песком используются разработки следующих авторов: Т. В. Ахутиной, З. М. Богуславской, О. И. Бочкаревой, Н. Н. Васильевой, А. Викторовой, Н. К. Винокуровой, Р. Р. Калининой, Т. С. Комаровой, К. В. Тарасовой.