Ирина Д
Мастер-класс «По дороге с малышами»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт развитых стран, раньше нас вступивших в автомобильный век, показывает, что учить ребенка правильно переходить улицу надо с ранних лет. К сожалению, у нас в отличие, от Англии и Японии, нет специальных клубов, в которых мамы вместе со своими детьми отрабатывают правила безопасного поведения на дороге. И на страже безопасности детей, выступают только органы ГИБДД и образовательные учреждения. Анализ дорожно-транспортных происшествий показывает, что совершенно не достаточно научить ребенка при переходе улицы смотреть налево и направо. Слишком много не предвиденных ситуаций поджидает детей на дороге. В западных странах принят «Дорожный кодекс», в нем есть раздел «Переход через улицу». Он интересен тем, что в нем более детально продуманы правила перехода через проезжую часть дороги и основываются эти правила на психологических особенностях ребенка. Поэтому мной эти правила были взяты и адаптированы для использования в работе с детьми. Предлагаю их вашему вниманию.
Публикация «Мастер-класс „По дороге с малышами“» размещена в разделах
1. Правило первое:
Более 60% несчастных случаев с детьми и 40% с взрослыми происходит по причине стоящих машин, кустов и др. помех обзору. Необходимо выбрать такое место для перехода дороги, откуда хорошо она будет просматриваться. Важно, чтобы не только вы видели дорогу, но и вас хорошо было видно любому водителю.
2. Правило второе:
Перед переходом остановись и осмотрись. Стоять нужно у края тротуара, немного отступив от бордюра – так, чтобы видеть приближение машины.
3. Правило третье:
Осмотрись и прислушайся. Из каждых десяти пострадавших на дороге, девять вовремя не заметили опасность. Если научить детей не только внимательно смотреть на дорогу, но и прислушиваться к ее шуму – это станет для них дополнительной информацией. К тому же тот, кто прислушивается к дороге, более сосредоточен на наблюдении за ней.
И опять статистика
4. Правило четвертое:
Ситуация – «ловушка», причина 8% дорожно-транспортных проис-шествий с детьми. Опасность подстерегает пешехода, решившего, что он успеет перейти дорогу, видя самую близкую к себе машину и, как правило, не замечает другую, скрытую за ней. А 6% пострадавших на дороге детей попадают в другую «ловушку» - не заметив автомобиль, ехавший навстречу той машине, которую они уже пропустили. Пропусти машину, осмотрись, прислушайся!
5. Правило пятое:
Необходимо научить детей пересекать дорогу только под прямым углом. Важно, чтобы дети шли через дорогу размеренным шагом, а не перебегали ее, только тогда у них будет возможность наблюдать за дорогой.
6. Правило шестое:
Переходя улицу, продолжайте наблюдать за дорогой. Обстановка на до-роге быстро меняется: стоявшие машины могут поехать, ехавшие прямо – повернуть.
7. Правило седьмое:
Если во время перехода возникло препятствие для обзора (остановилась из-за неисправности машина, надо выглянуть из-за нее, осмотреть остаток пути и вести себя так, чтобы вас хорошо было видно проезжающим водителям.
Рекомендую усваивать каждое правило отдельно и обязательно учитывать, что дети до 7 лет еще не могут оценить скорость приближающихся автомобилей и расстояние до них. Поэтому в дошкольном возрасте ребенок должен переходить улицу, только держась за руку взрослого.
Чем раньше ребенок познает азы дорожной культуры, тем более естественной будет для него в любом возрасте культура поведения и за рулем, и на пешеходной дорожке.
«Учебный процесс», вовлечь детей, родителей»… - звучит скучно и неинтересно. На деле же все необычно и здорово можно организовать.
Пришел к детям инспектор ГИБДД, рассказал, предположим, о самом важном для дорожного движения регулировщике – светофоре. И – закрутилась вокруг светофора работа. Объявляется конкурс на лучшую домашнюю поделку: в одной семье светофор вырезают из бумаги, в другой выпекают из теста, в третьей выпиливают из фанеры, разрисовывают и раскрашивают. Лучшие поделки помещаются в уголок безопасности, группы или детского сада, как это произошло в нашем ДОУ. После праздничного подведения итогов все участники получают призы. Появляется азарт у детей и желание у родителей принести радость своим детям от полезного, совместного творчества.
Изучают ребята дорожные знаки – снова конкурс. На лучшую сказку о дорожных знаках. Сочиняют, оформляют ее всей семьей. Из этого конкурса можно создать периодику группы или детского сада, например: ежеквар-тальный листок «По дороге с мамой». Там можно разместить и материал из истории ГИБДД, и из истории правил дорожного движения, и сами правила. (такие дорожные листки у вас на столах). Также в листке могут найти себе место сказки, ребусы, кроссворды, стихотворения, логические задачи и др., придуманные родителями совместно с детьми материалы. На страничке листка можно проводить и тестирование на знание родителей правил дорожного движения.
А создание семейных учебных пособий поможет родителям и педагогам в решении важной задачи: «Сохранение жизни и здоровья детей на дороге».
Вместе с детьми родители составляют схему маршрута «Дом – детский сад – дом», отмечают на нем опасные места. Необходимо рекомендовать родителям несколько раз пройти эти места с ребенком, чтобы он привык быть здесь более осмотрительным и осторожным. Могут быть полезными схемы и других постоянных маршрутов семьи («Дом – дом бабушки – дом», «Дом – магазин – дом», а также планы окрестностей дома, детского сада с их описанием. (планы, составленные родителями совместно с детьми перед вами).
Учить Правила дорожного движения – значит играть - в очень важные для жизни ребенка игры.
Например:
Выходит группа на прогулку. Девочки берут коляски с куклами, а вос-питатель задает тон игре: «Вам надо перейти через дорогу в магазин. На какой сигнал светофора вы пойдете?». Мальчики надели на себя атрибуты с изображением машин, а воспитатель предлагает им использовать дорожные знаки, чтобы машины ездили без нарушений правил и вспоминает с детьми как надо действовать, встречая тот или иной знак на пути.
Само собой разумеется, что стихотворения о светофоре и дорожных зна-ках дети обязательно учат дома с родителями. А на праздники ПДД приходят и мамы, и папы. Праздники эти можно проводить в форме КВНов, викторин «Счастливый случай», увлекательнейших спортивных игр.
Предлагаю посмотреть фрагменты занятия «Светофорчик в гостях у детей», которое транслировалось по Красноярскому телевидению.
(фрагменты фильма «Светофорчик в гостях у детей»)
А сейчас, я приглашаю вас на игру.
Игра – путешествие «Прогулка на машине»
Атрибуты: 2 мольберта, 2 стола, 2 разноса,2к. красок, 2 к. цветных карандашей,2 клея, полоски цветной бумаги, 2 ножниц,2п. фломастеров, 2 картины с изображением проблемных ситуаций, 4 знака больших + 10+10 малых (красные и желтые круги, волшебная палочка, 4 конверта со знаками команд, знаки: мастерская,кассета с шумом дороги, диск «Светофорчик в гостях у детей»
I ЧАСТЬ:
Уважаемые коллеги, возьмите знаки, объединитесь в команды и найдите свое место. Я приглашаю представителя от каждой команды.
Представителям: «В конвертах транспорт, на котором вы поедете в путешествие, соберите на мольберте так, чтобы не видела другая команда. Это ваша тайна. Когда будете готовы, подайте знак.
Интересно, на какой машине поедет ваша команда? Давайте угадаем. Задавайте вопросы. Напрямую спрашивать какая машина нельзя! (большая-маленькая, какого цвета, мало – много людей входит и т. д.) Вас угадали? А вас?
А как одним словом можно назвать этот транспорт? (пассажирский)
II ЧАСТЬ:
Я предлагаю проехать по нашему прекрасному городу. (выходят в круг) Передавайте по кругу этот сигнальный маячок расскажите - где вы уже были и какие места в городе у вас самые любимые. (по кругу передают палочку и называют любимые места города).
Мы едем в пассажирском транспорте, а чтобы наша поездка прошла успешно, и ничего не случилось, что надо знать? (Правила дорожного движения) Поиграем в игру «Запрещается или Разрешается». Я буду начинать предложение, а вы будете заканчивать словами «запрещается или разрешается». А говорить будет тот, с кем я встречусь глазами.
• Переходить улицу перед близко идущим транспортом (запрещается)
• Переходить улицу на красный сигнал светофора… (запрещается)
• Помогать пожилым людям, переходить дорогу… (разрешается)
• Обходить стоящий транспорт спереди… (запрещается)
• Выбегать на проезжую часть… (запрещается)
• Переходить улицу на зеленый сигнал светофора (разрешается)
• Кататься на велосипеде по проезжей части … (запрещается)
• Уважать правила дорожного движения… (разрешается)
Замечательно! Вы меня просто поразили своими знаниями.
Правила повторили, а сейчас разомнемся перед дальней дорогой :
Физминутка математическая
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать
И на место уезжать.
III ЧАСТЬ:
Что помогает водителям и пешеходам на дороге соблюдать Правила дорожного движения? (светофор, дорожные знаки)
А вот на нашей дороге случилась неприятность. Некоторые знаки испорти-лись и требуется их восстановление. Команды возьмите знаки и помогите их отремонтировать. (два конверта, на конвертах знаки команд, внутри изображения знаков) А что вы считаете вам пригодиться для работы, вы сможете найти в нашей мастерской (на столе находятся карандаши, фломастеры, краски, цветная бумага, клей, ножницы – на стол прикреплен знак мастерской)
Вы готовы? А вы? Приглашайте в гости. (одна команда идет в гости к другой)
Расскажите нам о своих знаках. Что они означают? Вы согласны? Кто-то еще хочет дополнить?
Ну что ж едем дальше, садитесь в свои автомобили. Присаживаются.
IV ЧАСТЬ:
Знаки вы восстановили, в путь. Садитесь в свои автомобили. На дороге случается разное, давайте послушаем музыку дороги. Закройте глаза. (звучит веселая мелодия, шум, треск) Музыкальные ассоциации. Как вы думаете, что произошло на дороге? Вы думаете так? А вы?
V ЧАСТЬ:
А сейчас посмотрим, что же случилось на дорогах города. (С другой стороны мольбертов прикреплены картины с проблемными ситуациями) Составьте рассказы по картинам и объясните, как же надо поступать в данной ситуации. Выберите, кто будет рассказывать.
VI ЧАСТЬ:
Ну что же нам пора возвращаться. Давайте вспомним, что важного и интересного мы сегодня узнали на автомобильной прогулке. (знаки, правила, где заправляются машины).
В младшей группе ребята еще не знают Правил дорожного движения, не знают, какие знаки стоят на дорогах, не научились правильно вести себя на улице, но им очень хочется обо всем, об этом узнать. Как мы можем им помочь в этом? (Нарисовать, рассказать, создать книжку-малышку с рисунками дома с родителями).
Уважаемы коллеги, я хочу сделать вам небольшие подарки, как вклад в ваши педагогические копилки по обучению детей Правилам дорожного движения. И подчеркнуть жизненную важность и необходимость такой работы.
(Вручаются папки с подбором игр по ПДД для разного дошкольного возраста)