МААМ-картинки

Мастер-класс по изучению живой и неживой природы с элементами экспериментирования для детей дошкольного возраста (8 фото)

Елена Перепечаева
Мастер-класс по изучению живой и неживой природы с элементами экспериментирования для детей дошкольного возраста

Тема: Кто такие насекомые?

Цель: Расширять представления детей о насекомых, основных признаках, отличающих их от животных, развивать знания детей в процессе непосредственных наблюдений за насекомыми.

Предварительная работа: Беседы с детьми о среде обитания насекомых; рассматривание иллюстраций; чтение рассказов и сказок о насекомых; воспитывать бережное отношение к насекомым.

Исследовательская деятельность:

1 этап:

Публикация «Мастер-класс по изучению живой и неживой природы с элементами экспериментирования для детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Начиная готовить детей к исследовательской деятельности придерживаемся принципа постепенности. Для начала, оправляясь на прогулку, берем с собой лупу, для рассматривания в естественной среде обитания встретившихся насекомых (муравьев, жуков, пчел, божьих коровок). Прейдя в группу, подытожим в коллективной беседе, кого из насекомых видели ребята во время прогулки. Это поможет понять взаимосвязь живой и неживой природы, зависимость жизни насекомых от погоды и времени года, подготовить ребят к бережному отношению во время исследования насекомых.

2 этап:

Берем на прогулку переносной стаканчик.

С его помощью дети смогут принести для изучения насекомое с улицы в детский сад, пересадив его в другую емкость для исследования и наблюдения. Это поможет внимательно рассмотреть любое насекомое: из чего состоит тело, голова, грудка, брюшко, усики. Нельзя допускать, чтобы насекомое погибло в результате воздействия на него. Нужно обязательно вернуть насекомое в естественную среду обитания живым и невредимым. Помните, что бабочку ловить нельзя, потому что любое прикосновение к ней может принести вред этому хрупкому существу, любуйтесь им на расстоянии. Для исследования, по мере возможности, насекомых нужно менять. Во время исследования акцентировать детей на сравнении образа уже увиденных насекомых с тем, которое они исследуют в настоящее время, для того, чтобы дети убедились, что есть сходные особенности, характерные для всех насекомых (три пары ног, голова, грудка, брюшко). Для исследовательской деятельности используем: домик для насекомых, домик для муравьев, мини-лаборатория для насекомых.

В случае, когда вы отправляетесь с детьми на природу и не планируете вернуться туда вновь, чтобы вернуть обнаруженное там насекомое, вам подойдет переносной бинокль-коллектор с пинцетом.

У детей в этом случае будет возможность рассмотреть насекомое тут же, а потом отпустить его на свободу. Дети легко усваивают знания о том, что им интересно и доступно, например: для чего такой окрас у кузнечика, почему лапки у насекомых такие разные, а также роль каждого насекомого в природе.

Мастер-класс по изучению живой и неживой природы с элементами экспериментирования для детей дошкольного возраста
Фото №1 Тема Кто такие насекомые Цель Расширять представления детей о насекомых основных признаках отличающих их от животных развивать знания детей в процессе непосредственных наблюдений за насекомыми Фото №2 Предварительная работа Беседы с детьми о среде обитания насекомых рассматривание иллюстраций чтение рассказов и сказок о насекомых воспитывать бережное отношение к насекомым Фото №3 Для начала оправляясь на прогулку берем с собой лупу для рассматривания в естественной среде обитания встретившихся насекомых муравьев жуков пчел божьих коровок

Тема: Голоса насекомых

Цель: расширять представления детей о жизни насекомых, о том, какую роль в их жизни выполняют звуки, каким образом они их издают и слышат, послушать голова насекомых.

Предварительная работа: беседы с детьми о том, какие голоса насекомых они слышали, какие голоса им понравились, и какие они могут копировать. Чтение рассказов о насекомых, рассматривание, иллюстрация насекомых.

Исследовательская деятельность:

1 этап:

Беседуя с детьми, дать им представление о том, для чего насекомые используют звуки (для общения между собой, находят себе пару, предупреждают об опасности, рассказывают о том, где есть еда, предупреждают соперников, чтобы держались подальше). Выходя с детьми на прогулку в парк, обращать внимание на звуки живой природы, учить слушать и различать на слух голоса насекомых. Для исследования используем студию жужжания, при помощи которой можно услышать звуки, издаваемые разными насекомыми. Аккуратно, не причиняя вреда живому существу, помещаем его в улавливающую звуки баночку.

Детям предлагается по очереди послушать, какие звуки будет издавать насекомое. Обратить, какими частями тела оно при этом шевелит.

По завершению исследования без задержек, вместе с детьми выпускаем животное в том же месте, где нашли.

Примечание: рассматривая насекомых, обратите внимание детей на крылья, дети будут удивлены, узнав, что они есть почти у всех насекомых. Многие летающие насекомые могут издавать звуки крыльями. Громкость звучания крыльев зависит от количества взмахов ими в секунду. Интересно подметить, что уши у насекомых расположены в самых неожиданных местах (на груди, усиках, хвостовых нитях, крыльях, передних лапках)

Фото №4 Прейдя в группу подытожим в коллективной беседе кого из насекомых видели ребята во время прогулки

Тема:Появление бабочки

Цель: расширить представление детей о том, что в своем развитии насекомое проходит несколько превращений. Понаблюдать за тем, как гусеница превращается в бабочку, познакомить с условиями, необходимыми для этого процесса.

Предварительная работа: беседы с детьми о том, как размножаются насекомые, дать детям представление о том, что такое личинка, яички, кокон. Какие условия нужны, для того, чтобы из кокона появилось взрослое насекомое

Исследовательская деятельность:

1 этап:

Во время прогулки с детьми, обратить внимание на кусты, листья которых повреждены гусеницами, рассказать детям о том, что гусеницы очень прожорливые и по мере своего роста съедают очень большое количество свежих листьев. Это необходимо им для последующего развития, накопления биологически активных веществ и роста. Рассказать детям о том, что в процессе развития насекомые проходят несколько превращений: из яичка в личинку (гусеницу), из личинки, набравшей вес, во взрослое насекомое. Чтобы бабочка могла появиться на свет, ее личинка – гусеница – в начале должна окуклиться.

2 этап:

Предложить детям провести эксперимент, собрав вместе с ними несколько гусениц (например, с капусту в огороде или с кустарника).

Для этого нужно взять емкость «маленький биолог»

Насыпать в нее немного земли, слегка смочив ее водой и поместить внутрь гусениц и листья. А также поместить немного веточек, чтобы гусеницы могли ползать по ним, и закрыть крышку. Периодически добавлять в баночку листья и смачивать почву для поддержания влажности. Наблюдать вместе с детьми за изменениями, происходящими с гусеницами, ежедневно. Когда гусеницы окуклятся, а затем превратятся в бабочек, выпустить их на свободу, туда, где они будут в безопасности.

Фото №5 Это поможет понять взаимосвязь живой и

Тема: Смотрим в микроскоп

Цель: Знакомим детей с клеткой – основой всего живого.

Материал:

• микроскоп

• предметное и покровное стекла –

• чистая вода – совсем немного нужно;

• йод – им я буду окрашивать препарат, но можно обойтись и вовсе без красителей;

• головка лука – можно взять совсем небольшую, требуется крохотный кусочек пленки;

• скальпель – можно заменить ножиком для резки бумаги;

• пинцет – им удобно снимать с лука пленочку, но можно просто подцепить ее пальчиками.

Предварительная работа: беседа с детьми о том, из чего состоит песок, трава, листья. На прогулке рассмотреть с детьми при помощи лупы почву. Рассматривание иллюстраций с микроскопом.

Исследовательская деятельность:

1 этап:

Познакомить детей с микроскопом: для чего нужен этот прибор, что можно при помощи него увидеть и как им пользоваться

2 этап:

Задаем детям вопрос: из чего состоит все живое? Заинтересовать детей наводящими вопросами. Для того, чтобы узнать ответ, предлагаем ребятам воспользоваться микроскопом. В качестве исследуемого материала предлагаю взять луковицу. Рассказываем детям о том, что нужно сделать для того, чтобы увидеть из чего состоит лук.

Ход работы:

1. Вырезаем кусочек сочной луковой чешуи и пинцетом отслаиваем от нее небольшую пленочку. Пленочку помещаем на центр промытого и тщательно вытертого предметного стекла. Пинцетом обрываем пленку так, чтобы остался совсем небольшой кусочек, большая пленка образует складки, рассматривать ее будет неудобно.

2. Теперь капаем на пленочку воду (капель 3-5) и накрываем покровным стеклом. 3. Окрашиваем. Каплю йода помещаем на стык покровного и предметного стекла.

Йод постепенно проникнет под стекло и окрасит луковую пленочку. В зависимости от ситуации можно добавить воды или йода.

4. Помещаем стекло с луковой чешуйкой на предметный столик. Настраиваем освещение (вращаем зеркальце у основания микроскопа, чтобы луч отраженного от настольной лампы света попал на стекло). Потом, глядя в окуляр и вращая основной винт, добиваемся того, чтобы изображение было в наилучшем фокусе, то есть максимально резким. Теперь передвигаем препарат, глядя в окуляр, выбирая самую лучшую картинку.

5. Устраиваем перед микроскопом ребенка так, чтобы он сидя мог смотреть в окуляр.

Подводим итог: увидели как выглядят клетки лука с ядрами через микроскоп.

Видим фрагменты клеток и их мембраны. Делаем вывод, что все живое состоит из клеток.

Фото №6 Неживая природа неживой природы зависимость жизни насекомых от погоды и времени года подготовить ребят к бережному отношению во время исследования насекомых

Тема: Считаем, взвешиваем, сравниваем.

Цель: познакомить детей с весами, их свойствами. Дать представление о том, что разные предметы и вещества имеют разный вес. Экспериментальным путем показать это детям на примере взвешивания различных предметов и веществ. Обратить внимание детей на то, что одно и то же вещество в мокром и сухом виде может иметь разный вес.

Предварительная работа: беседа с детьми о свойствах песка, земли, глины, металлов, дерева и пластмассы. Рассматривание картинок и иллюстраций.

Исследовательская деятельность:

1 этап:

Побеседовать с детьми о том, какой вес имеют песок, земля, глина, металл, дерево и пластмасса – что из перечисленного имеет наибольший вес? Предлагаю детям проверить это путем эксперимента, используя чашку Петри.

2 этап:

Насыпаем в одинаковые емкости (чашки Петри) песок в равных количествах. Кладем их на весы, видим, что емкости с песком имеют одинаковый вес. Затем предлагаем детям добавить в одну из них немного воды. Задать детям вопрос: Как вы думаете, емкости с песком все еще будут весить одинаково? Проводим вместе с детьми процесс взвешивания. Наблюдаем. Делаем вывод (емкость с мокрым песком тяжелее, чем емкость с сухим песком).

Аналогичным образом, для сравнения, можно взвешивать изделия из металла, пластмассы и дерева, глину и землю, распределяя их попарно между собой. А также, можно использовать специальные шарики для взвешивания, меняя количество шаров с каждой из сторон.

Примечание: во время эксперимента взвешивания шаров, развивается логическое мышление и умение правильно считать.

Фото №7 этап Берем на прогулку переносной стаканчик
Публикации по теме:

Занятие по познавательному развитию с элементами экспериментирования «Юные учёные» для детей старшего дошкольного возраста Цель занятия: познакомить детей с основными свойствами воды. Программные задачи: Образовательные: • ознакомить детей со свойствами воды:.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста о растительном мире живой природы Задачи: 1. Обобщить представления детей о деревьях, кустарниках, цветах. 2. Обеспечить высокую умственную и речевую активность детей, используя.

Занятие по изучению ПДД для детей старшего дошкольного возраста Цели: формирование знаний о правилах дорожного движения, умение практически применять их в различных ситуациях. Задачи: развивать мышление,.

Итоговое занятие по живой и неживой природе для детей подготовительной группы Итоговое занятие в подготовительной группе «Живая и неживая природа» (по познавательному развитию, с элементами рисования) Цель: Закрепление.

Конспект логопедического занятия «Зима. Зимние изменения в живой и неживой природе» для детей 6–7 лет Тема: Зима. Зимние изменения в живой и неживой природе. Программные задачи: коррекционно—образовательные: обобщить знания детей по теме.

Конспект по познавательному развитию с элементами экспериментирования «Уголок природы» Цель: Продолжать формировать у детей представление о комнатных растениях. Создавать условия и побуждать детей ухаживать за комнатными растениями.

Конспект развивающей прогулки по ознакомлению с живой и неживой природой для средней группы «На лесной полянке» Конспект развивающей прогулки в средней группе «На лесной полянке». Познавательное развитие: Развивать умение устанавливать простейшие.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Наблюдение за объектом живой природы — Хомячком» Программное содержание: - познакомить детей с новым животным - хомячком. - учить выделять характерные признаки внешнего вида и поведения.

Планирование работы по обогащению знаний о живой природе детей младшего дошкольного возраста Планирование работы по обогащению знаний о живой природе детей младшего дошкольного возраста Дата Вид работы Тема Цели Содержание работы.

Проект по опытно-экспериментальной деятельности по изучению неживой природы во второй младшей группе Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму. (Китайская пословица) Тема проекта: «опытно-экспериментальная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс по изучению живой и неживой природы с элементами экспериментирования для детей дошкольного возраста
Опубликовано: 20 марта 2016 в 16:46
+82Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 36.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД