Мастер-класс по изучению живой и неживой природы с элементами экспериментирования для детей дошкольного возраста

Елена Перепечаева
Мастер-класс по изучению живой и неживой природы с элементами экспериментирования для детей дошкольного возраста

Тема: Кто такие насекомые?

Цель: Расширять представления детей о насекомых, основных признаках, отличающих их от животных, развивать знания детей в процессе непосредственных наблюдений за насекомыми.

Предварительная работа: Беседы с детьми о среде обитания насекомых; рассматривание иллюстраций; чтение рассказов и сказок о насекомых; воспитывать бережное отношение к насекомым.

Исследовательская деятельность:

1 этап:

Начиная готовить детей к исследовательской деятельности придерживаемся принципа постепенности. Для начала, оправляясь на прогулку, берем с собой лупу, для рассматривания в естественной среде обитания встретившихся насекомых (муравьев, жуков, пчел, божьих коровок). Прейдя в группу, подытожим в коллективной беседе, кого из насекомых видели ребята во время прогулки. Это поможет понять взаимосвязь живой и неживой природы, зависимость жизни насекомых от погоды и времени года, подготовить ребят к бережному отношению во время исследования насекомых.

2 этап:

Берем на прогулку переносной стаканчик.

С его помощью дети смогут принести для изучения насекомое с улицы в детский сад, пересадив его в другую емкость для исследования и наблюдения. Это поможет внимательно рассмотреть любое насекомое: из чего состоит тело, голова, грудка, брюшко, усики. Нельзя допускать, чтобы насекомое погибло в результате воздействия на него. Нужно обязательно вернуть насекомое в естественную среду обитания живым и невредимым. Помните, что бабочку ловить нельзя, потому что любое прикосновение к ней может принести вред этому хрупкому существу, любуйтесь им на расстоянии. Для исследования, по мере возможности, насекомых нужно менять. Во время исследования акцентировать детей на сравнении образа уже увиденных насекомых с тем, которое они исследуют в настоящее время, для того, чтобы дети убедились, что есть сходные особенности, характерные для всех насекомых (три пары ног, голова, грудка, брюшко). Для исследовательской деятельности используем: домик для насекомых, домик для муравьев, мини-лаборатория для насекомых.

В случае, когда вы отправляетесь с детьми на природу и не планируете вернуться туда вновь, чтобы вернуть обнаруженное там насекомое, вам подойдет переносной бинокль-коллектор с пинцетом.

У детей в этом случае будет возможность рассмотреть насекомое тут же, а потом отпустить его на свободу. Дети легко усваивают знания о том, что им интересно и доступно, например: для чего такой окрас у кузнечика, почему лапки у насекомых такие разные, а также роль каждого насекомого в природе.

Мастер-класс по изучению живой и неживой природы с элементами экспериментирования для детей дошкольного возраста

Тема: Голоса насекомых

Цель: расширять представления детей о жизни насекомых, о том, какую роль в их жизни выполняют звуки, каким образом они их издают и слышат, послушать голова насекомых.

Предварительная работа: беседы с детьми о том, какие голоса насекомых они слышали, какие голоса им понравились, и какие они могут копировать. Чтение рассказов о насекомых, рассматривание, иллюстрация насекомых.

Исследовательская деятельность:

1 этап:

Беседуя с детьми, дать им представление о том, для чего насекомые используют звуки (для общения между собой, находят себе пару, предупреждают об опасности, рассказывают о том, где есть еда, предупреждают соперников, чтобы держались подальше). Выходя с детьми на прогулку в парк, обращать внимание на звуки живой природы, учить слушать и различать на слух голоса насекомых. Для исследования используем студию жужжания, при помощи которой можно услышать звуки, издаваемые разными насекомыми. Аккуратно, не причиняя вреда живому существу, помещаем его в улавливающую звуки баночку.

Детям предлагается по очереди послушать, какие звуки будет издавать насекомое. Обратить, какими частями тела оно при этом шевелит.

По завершению исследования без задержек, вместе с детьми выпускаем животное в том же месте, где нашли.

Примечание: рассматривая насекомых, обратите внимание детей на крылья, дети будут удивлены, узнав, что они есть почти у всех насекомых. Многие летающие насекомые могут издавать звуки крыльями. Громкость звучания крыльев зависит от количества взмахов ими в секунду. Интересно подметить, что уши у насекомых расположены в самых неожиданных местах (на груди, усиках, хвостовых нитях, крыльях, передних лапках)

Тема:Появление бабочки

Цель: расширить представление детей о том, что в своем развитии насекомое проходит несколько превращений. Понаблюдать за тем, как гусеница превращается в бабочку, познакомить с условиями, необходимыми для этого процесса.

Предварительная работа: беседы с детьми о том, как размножаются насекомые, дать детям представление о том, что такое личинка, яички, кокон. Какие условия нужны, для того, чтобы из кокона появилось взрослое насекомое

Исследовательская деятельность:

1 этап:

Во время прогулки с детьми, обратить внимание на кусты, листья которых повреждены гусеницами, рассказать детям о том, что гусеницы очень прожорливые и по мере своего роста съедают очень большое количество свежих листьев. Это необходимо им для последующего развития, накопления биологически активных веществ и роста. Рассказать детям о том, что в процессе развития насекомые проходят несколько превращений: из яичка в личинку (гусеницу), из личинки, набравшей вес, во взрослое насекомое. Чтобы бабочка могла появиться на свет, ее личинка – гусеница – в начале должна окуклиться.

2 этап:

Предложить детям провести эксперимент, собрав вместе с ними несколько гусениц (например, с капусту в огороде или с кустарника).

Для этого нужно взять емкость «маленький биолог»

Насыпать в нее немного земли, слегка смочив ее водой и поместить внутрь гусениц и листья. А также поместить немного веточек, чтобы гусеницы могли ползать по ним, и закрыть крышку. Периодически добавлять в баночку листья и смачивать почву для поддержания влажности. Наблюдать вместе с детьми за изменениями, происходящими с гусеницами, ежедневно. Когда гусеницы окуклятся, а затем превратятся в бабочек, выпустить их на свободу, туда, где они будут в безопасности.

Тема: Смотрим в микроскоп

Цель: Знакомим детей с клеткой – основой всего живого.

Материал:

• микроскоп

• предметное и покровное стекла –

• чистая вода – совсем немного нужно;

• йод – им я буду окрашивать препарат, но можно обойтись и вовсе без красителей;

• головка лука – можно взять совсем небольшую, требуется крохотный кусочек пленки;

• скальпель – можно заменить ножиком для резки бумаги;

• пинцет – им удобно снимать с лука пленочку, но можно просто подцепить ее пальчиками.

Предварительная работа: беседа с детьми о том, из чего состоит песок, трава, листья. На прогулке рассмотреть с детьми при помощи лупы почву. Рассматривание иллюстраций с микроскопом.

Исследовательская деятельность:

1 этап:

Познакомить детей с микроскопом: для чего нужен этот прибор, что можно при помощи него увидеть и как им пользоваться

2 этап:

Задаем детям вопрос: из чего состоит все живое? Заинтересовать детей наводящими вопросами. Для того, чтобы узнать ответ, предлагаем ребятам воспользоваться микроскопом. В качестве исследуемого материала предлагаю взять луковицу. Рассказываем детям о том, что нужно сделать для того, чтобы увидеть из чего состоит лук.

Ход работы:

1. Вырезаем кусочек сочной луковой чешуи и пинцетом отслаиваем от нее небольшую пленочку. Пленочку помещаем на центр промытого и тщательно вытертого предметного стекла. Пинцетом обрываем пленку так, чтобы остался совсем небольшой кусочек, большая пленка образует складки, рассматривать ее будет неудобно.

2. Теперь капаем на пленочку воду (капель 3-5) и накрываем покровным стеклом. 3. Окрашиваем. Каплю йода помещаем на стык покровного и предметного стекла.

Йод постепенно проникнет под стекло и окрасит луковую пленочку. В зависимости от ситуации можно добавить воды или йода.

4. Помещаем стекло с луковой чешуйкой на предметный столик. Настраиваем освещение (вращаем зеркальце у основания микроскопа, чтобы луч отраженного от настольной лампы света попал на стекло). Потом, глядя в окуляр и вращая основной винт, добиваемся того, чтобы изображение было в наилучшем фокусе, то есть максимально резким. Теперь передвигаем препарат, глядя в окуляр, выбирая самую лучшую картинку.

5. Устраиваем перед микроскопом ребенка так, чтобы он сидя мог смотреть в окуляр.

Подводим итог: увидели как выглядят клетки лука с ядрами через микроскоп.

Видим фрагменты клеток и их мембраны. Делаем вывод, что все живое состоит из клеток.

Тема: Считаем, взвешиваем, сравниваем.

Цель: познакомить детей с весами, их свойствами. Дать представление о том, что разные предметы и вещества имеют разный вес. Экспериментальным путем показать это детям на примере взвешивания различных предметов и веществ. Обратить внимание детей на то, что одно и то же вещество в мокром и сухом виде может иметь разный вес.

Предварительная работа: беседа с детьми о свойствах песка, земли, глины, металлов, дерева и пластмассы. Рассматривание картинок и иллюстраций.

Исследовательская деятельность:

1 этап:

Побеседовать с детьми о том, какой вес имеют песок, земля, глина, металл, дерево и пластмасса – что из перечисленного имеет наибольший вес? Предлагаю детям проверить это путем эксперимента, используя чашку Петри.

2 этап:

Насыпаем в одинаковые емкости (чашки Петри) песок в равных количествах. Кладем их на весы, видим, что емкости с песком имеют одинаковый вес. Затем предлагаем детям добавить в одну из них немного воды. Задать детям вопрос: Как вы думаете, емкости с песком все еще будут весить одинаково? Проводим вместе с детьми процесс взвешивания. Наблюдаем. Делаем вывод (емкость с мокрым песком тяжелее, чем емкость с сухим песком).

Аналогичным образом, для сравнения, можно взвешивать изделия из металла, пластмассы и дерева, глину и землю, распределяя их попарно между собой. А также, можно использовать специальные шарики для взвешивания, меняя количество шаров с каждой из сторон.

Примечание: во время эксперимента взвешивания шаров, развивается логическое мышление и умение правильно считать.

Публикации по теме:

Занятие по познавательному развитию с элементами экспериментирования «Юные учёные» для детей старшего дошкольного возраста Цель занятия: познакомить детей с основными свойствами воды. Программные задачи: Образовательные: • ознакомить детей со свойствами воды:.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста о растительном мире живой природы Задачи: 1. Обобщить представления детей о деревьях, кустарниках, цветах. 2. Обеспечить высокую умственную и речевую активность детей, используя.

Занятие по изучению ПДД для детей старшего дошкольного возраста Цели: формирование знаний о правилах дорожного движения, умение практически применять их в различных ситуациях. Задачи: развивать мышление,.

Итоговое занятие по живой и неживой природе для детей подготовительной группы Итоговое занятие в подготовительной группе «Живая и неживая природа» (по познавательному развитию, с элементами рисования) Цель: Закрепление.

Конспект логопедического занятия «Зима. Зимние изменения в живой и неживой природе» для детей 6–7 лет Тема: Зима. Зимние изменения в живой и неживой природе. Программные задачи: коррекционно—образовательные: обобщить знания детей по теме.

Конспект по познавательному развитию с элементами экспериментирования «Уголок природы» Цель: Продолжать формировать у детей представление о комнатных растениях. Создавать условия и побуждать детей ухаживать за комнатными растениями.

Конспект развивающей прогулки по ознакомлению с живой и неживой природой для средней группы «На лесной полянке» Конспект развивающей прогулки в средней группе «На лесной полянке». Познавательное развитие: Развивать умение устанавливать простейшие.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Наблюдение за объектом живой природы — Хомячком» Программное содержание: - познакомить детей с новым животным - хомячком. - учить выделять характерные признаки внешнего вида и поведения.

Планирование работы по обогащению знаний о живой природе детей младшего дошкольного возраста Планирование работы по обогащению знаний о живой природе детей младшего дошкольного возраста Дата Вид работы Тема Цели Содержание работы.

Проект по опытно-экспериментальной деятельности по изучению неживой природы во второй младшей группе Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму. (Китайская пословица) Тема проекта: «опытно-экспериментальная.

Библиотека изображений:
  • Цветы
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Мастер-класс по изучению живой и неживой природы с элементами экспериментирования для детей дошкольного возраста
Опубликовано: 20 марта 2016 в 16:46
+82Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 36.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт об экскурсии на ферму
Мы приехали на ферму Посмотреть, кто там живет, Кто как служит человеку, Кто что ест и кто как пьет. Наш посёлок расположен среди бесчисленных полей....
Макет «Русская изба»
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию макет «Русская изба», сделанный из бумаги и картона. Мы его используем в качестве методического материала в...
Дружба на сайте МAAM
Дружба на сайте МААМ Моё знакомство с педагогическим порталом МААМ началось в 2016 году. Поначалу он стал для меня очень полезным ресурсом и подспорьем...
Сценарий приема учащихся 5 класса в школьную детскую организацию
ПРИНЯТИЕ ПЯТИКЛАССНИКОВ В ДОО «РАССВЕТ» фанфары Вед. 1:Здравствуйте мальчишки и девчонки! Вед. 2:Добрый день уважаемые классные руководители. Вед. 1:...
Сценарий утренника 8 марта «Весёлый телевизор» для средних групп
Музыкальный руководитель Колтакова Елена Борисовна Воспитатель Фомина Марина Викторовна Цель: Обогащение опыта детско – родительских отношений...