Наталья Подгорбунская
Мастер-класс для педагогов по нетрадиционной технике рисования гуашью в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«Использование нетрадиционных техник рисования
в развитии изобразительного творчества детей»
Цель: расширить знания педагогов в вопросах об использовании рисования нетрадиционных техник гуашью в изобразительной деятельности детей.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс для педагогов по нетрадиционной технике рисования гуашью в ДОУ» размещена в разделах
- Гуашь. Рисование гуашевыми красками
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» июнь 2020
- донести до педагогов важность и многогранность использования методов нетрадиционных изобразительных техник в развитии образного мышления, чувственного восприятия, творчества детей;
- развивать коммуникативные формы поведения, способствующие самоактуализации и самоутверждению;
- способствовать содействию благоприятного психологического климата общения членов педагогического коллектива.
Место проведения - музыкальный зал.
Оборудование. 5 столов, расставленных полукругом. На каждом столе – изобразительные материалы. Выставка детских рисунков и рисунков и педагога-мастера, проектор, ноутбук.
Ход мастер – класса :
-Здравствуйте, уважаемые коллеги. Прежде чем мы начнем наш мастер-класс «Нетрадиционные методы рисования гуашью», разрешите предложить вам игру, чтобы настроиться на данную тему. Прошу всех образовать круг (проводится игра «Ассоциации»- назвать ассоциацию к выражению «нетрадиционные методы рисования», передавая друг другу символичный карандаш).
- Думаю, что мы готовы к совместной работе. Прошу взять с подноса один цветной карандаш и присесть к тому столику, на котором указан цвет вашего карандаша - так мы поделимся на группы, чтоб нам было удобно работать. (образуются 5 группы)
- Уверена, многие из вас в своей педагогической практике используют различные техники рисования и для обобщения наших знаний о нетрадиционной техники рисования предлагаю вам сыграть в игру «Угадай и назови» (называются инструменты и материалы для нетрадиционных техник рисования, задача воспитателей угадать и озвучить нетрадиционную технику рисования : трубочка, жидкое мыло, зубочистка и свеча, зубная щетка и расческа, картошка, нитка, лист сложенный пополам).
-Рисование с использованием нетрадиционных техник завораживает и увлекает детей. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов и инструментов.
Человечество не стоит на месте, мы постоянно развиваемся и придумываем что – то новое. Так и в области изодеятельности появилось много новых нетрадиционных техник, о которых сегодня я хочу вам рассказать.
Ну а сначала я хочу предложить вашему вниманию видеофильм о нетрадиционной технике рисования, в котором главные герои – наши дети средней группы.
Практическая часть.
Сегодняшний мастер-класс я назвала «Путешествие в мир художественной живописи посредством нетрадиционного рисования гуашью».
Гуашь происходит от французского слова, означающего «не прозрачный», ведет свое происхождение от средневековья. Для подготовки иллюстрированных рукописей, художники стали вводить клей в пигменты на водной основе. Со временем живописцы обнаружили, что добавление порошка мела или цинковых белил в непрозрачную краску обеспечивает хороший и маскирующий слой. Есть много нетрадиционных примеров использования гуаши на протяжении всей истории с хорошим эффектом – это работы Дюрера, Дега, Ван Гога, Пикассо, связанных с этой уникальной краской.
Гуашь относится к тяжелым, непрозрачным водорастворимым краскам и состоит из смеси пигментов с гуммиарабиком с добавлением мела, китайского белого пигмента. Это приводит к получению более сильного цвета, чем в акварелях.
Рисование гуашью имеет некоторые особенности – пигмент быстро сохнет и становится немного светлее, чем во влажном состоянии. Влажная краска смешивается на рабочей поверхности. Если она высохнет, поверхность слегка опрыскивают водой, чтобы смягчить высохшую краску или применить технику «мокрый по мокрому».
Влажное по влажному- эта техника знакома любому, кто занимался акварелью, и часто применяется, когда вам нужно изобразить облака или покрытый туманной дымкой задний план. Работая способом «влажное по влажному», вы должны развести краску немного сильнее, чем обычно, нанести ее на бумагу и быстро добавить сверху жидко разведенную краску другого цвета. После этого краски начнут расплываться, образуя причудливые фигуры с мягкими, размытыми краями. Если этого не произошло, значит, вы недостаточно жидко развели краски или слишком запоздали с нанесением второго слоя, и нижний слой краски успел к этому времени засохнуть. Чтобы избежать этого, советую вам предварительно увлажнить бумагу с помощью смоченной в чистой воде кисти. Этот прием хорош тогда, когда вам нужно написать фигуру с четкими очертаниями и не размытым цветом. При этом на картине остаются заметны отдельные мазки кисти. Это один из классических приемов работы гуашью, и с его помощью можно добиваться действительно поразительных результатов. Особенно эффектно выглядят нанесенные рядом или поверх друг друга разноцветные, имеющие четкую форму мазки краски. Поскольку гуашь непрозрачна, можно наносить светлую краску поверх темной, и наоборот.
Гуашевая заливка с переходом цвета - Художественный прием, который часто используется для создания красивого фона с плавным переходом по тону. Позволяющий добиться плавного перехода цвета от темного к светлому или даже свести цвет к белому фону. Выполняется следующим образом: выбранные оттенки наносятся горизонтальными полосами, после чего постепенно начинаем размазывать краски (краски не должны успеть высохнуть). Движение кисти справа налево, потом слева направо. Для создания плавного перехода можно так же использовать губку.
Мазок – это след, оставляемый кистью. В живописи маслом мазки могут обладать большей выразительностью в связи с большей густотой материала и толщиной красочного слоя. Используя технику мазка, можно усиливать динамику, придавать работе дополнительную выразительность. Мазками пишут на бумаге любой влажности. Но лучших результатов можно достичь на чуть влажной и сухой бумаге.
Монотипия (от греческого «monos» - один, единый и «tupos» - отпечаток) - одна из простейших графических техник, истоки которой восходят к 17 столетию. Суть монотипии заключается в нанесении от руки красок на ровную и гладкую поверхность, с последующим оттиском на другую поверхность (на станке) или на бумагу, сложенную пополам. Полученный отпечаток всегда уникален, и создать две одинаковых работы невозможно. Далее полученные цветные или монохромные кляксы либо оставляют в первоначальном виде, либо продумывают подходящий образ и прорисовывают недостающие детали.
Разбрызгивание - очень простой и приятный способ создания фактуры. С помощью этой техники можно рисовать камешки на дороге, речную гальку, листья и тому подобные вещи. Лучше всего разбрызгивать гуашь с помощью маленькой малярной кисти (желательно новой и предназначенной для работы только с гуашью, но не с олифой или водоэмульсионными красками). Хорошо загрузите кисть краской, оттяните ее щетинки назад (от картины, а затем резко отпустите их. Щетинки рванутся вперед и с них слетит целое облачко мелких капелек краски. Для того чтобы не забрызгать всю картину, сделайте бумажную маску, вырезанную из газеты или ненужного листа бумаги, и прикройте ту часть картины, которая должна остаться не забрызганной.
Сграффито- это техника сродни гравюре. Суть этого приема состоит в процарапывании влажной краски заостренной палочкой или кончиком ножа, чтобы обнажить нижний слой краски. При работе гуашью вы должны исполнить сграффито как можно быстрее - в течение буквально нескольких секунд после нанесения верхнего слоя краски, поскольку гуашь, в отличие от масляных красок, высыхает почти мгновенно. С помощью техники сграффито можно создавать очень красивые необычные фактуры, которые лучше всего смотрятся на переднем плане картины
Смешанная техника - кроме того, гуашь прекрасно используется в смешанных техниках живописи. Например, фон делается гуашью, а рисунок на фоне акрилом. Цветы гуашью и акрилом получаются очень эффектными. Гуашью так же можно работать в сочетании с акварелью, пастелью, темперой.
«Сухая кисть» — в живописи и графике вспомогательный технический прием, состоящий в работе слабо насыщенными краской жесткими кистями. В качестве самостоятельной техники сухая кисть применяется главным образом в декоративном искусстве. Прием внешне имитирует цветные карандаши. Прост в исполнении. Дает возможность легко смешивать цвета прямо на бумаге.
Штамповка- Нанесение оттисков при помощи губки, ваты или даже скомканного листа бумаги.. Особенно удачно при этом можно имитировать грубую землю, густую траву или листву. Кроме губки, фактуру можно создавать также полоской гофрированной бумаги или сложенного несколько раз картона, пенопласт - при этом возникают очень необычные и неожиданные эффекты.
Сегодня мы с вами используя некоторые виды этих техник, напишем пейзаж гуашевыми красками. Уверена вы получите удовольствие и радость от своего творчества. Потому что, я видела глаза детей, когда они заканчивая свою работу, видели результат своего труда, восхищению их не было конца. Они с большой радостью и торжеством показывали свои работы своим мамам и папам. Хотя вначале, глядя на образец картины, они говорили, что мы так не умеем, видно было их растерянные глаза, но я всегда ребятам говорила, не переживайте, я вас научу и у вас получится не хуже картины, чем на образце.
Знакомство детей с пейзажной живописью, способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывать доброе и бережное отношение к природе, ее красоте, побуждать горячее чувство любви к своему краю. Доставляет детям радость и вдохновение на творчество. При работе со знакомством пейзажной живописью используется интеграция областей: музыкальное развитие, чтение художественной литературы, познание окружающего мира, художественно-эстетическое развитие.
Одним из направлений по созданию условий для развития личности ребёнка является художественное воспитание и развитие.
Оно осуществляется через следующие задачи:
1. Формировать у детей представления о пейзажной живописи.
2. Учить использовать полученные знания в собственном творчестве, создавая выразительный пейзаж, используя соответствующий изобразительные материалы.
3. Развивать творческие способности, эстетический вкус.
4. Обеспечить участие семьи в воспитательном развитии интереса к художественному искусству.
«Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается»,- так говорили древние греки. Поэтому мы должны окружать ребенка красотой-всем прекрасным, чем сможем! Природа может дать нам все необходимое для воспитания детей. Сколько чудесных ощущений и впечатлений можно получить от общения с природой! Сколько красок, форм, звуков, превращений в ней можно увидеть и услышать!
Ребенок - художник наблюдает за природой, в творчестве выражает свое видение того, что в ней происходит. Педагог помогает ребенку «открыть глаза» на видимый им мир.
Искусство пейзажа никогда не было оторвано от жизни, ее социальных законов от человека. Богатство содержания, красота и разнообразие пейзажа нашей Родины делает его важным средством эстетического воспитания подрастающего поколения. Дети способны воспринимать образный язык искусства и чувствовать красоту природы. Но многое в формировании в выявлении переживаний зависит от того, как направляется и осуществляется их эстетическое развитие.
Пейзажная живопись является одним из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства, это высшая ступень художественного освоения природы, вдохновенно и образно воссоздающая ее красоту. Знакомство детей с этим жанром способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение, к её красоте, побуждает искренне, горячо чувствовать любовь к своему краю, родной земле. Художественный пейзаж помогает развивать эстетический вкус, образное и ассоциативное мышление, воображение, самосозерцание. Пейзажная живопись способна не только доставлять радость, но и вдохновлять на творчество.
Дети и художники знают, что самый лучший портрет природы можно создать лишь в сотворчестве с ней. Я вдохновляю вас, дорогие коллеги, на создание портрета природы – пейзаж.
Итак, приступаем к нашей практической части.
Для этого нам понадобится акварельная бумага формата А4, малярный скотч, кисть белка № 10, кисть синтетика № 1-2, кисть белка № 4, пластиковая карта, бумажное полотенце, стакан с водой, влажные салфетки, ножницы, гуашь и хорошее настроение.
Для начала, с помощью малярного скотча мы обозначим наши будущие березы, стволы деревьев могут быть широкие и узкие.
Рисовать мы будем мазками, или как говорят художники-любители по Афремову. Талантливый художник Леонид Афремов любил рисовать свои картины мазками, они получались у него красочными и яркими. Особенна эта техника очень легка и доступна для детей дошкольного возраста.
Наносить мазки начнем сверху листа, обозначая небо. Чем выше небо, тем оно темнее и ярче, поэтому мы берем синюю, фиолетовые краски. Ближе к горизонту земли небо становится светлее, поэтому мы меняем цвет гуаши на голубую с добавлением белого цвета и продолжаем наносить мазки до середины листа. От середины листа и ниже мы мазками нарисуем поле. Чем ближе поле к горизонту, тем оно светлее, поэтому у нас будет преобладать желтый и светло-зеленый цвет. Также мазками наносим краску по всему листу от центра вниз. Ближе к нам поле становится ярче, зеленее и темнее, теперь мы добавляем на нашу картину больше ярких и темных зеленых красок, также можно добавить кое-где темно-синюю краску, отмечая тень на траве. Закончив рисования неба и поля, мы переходим к рисованию берез. Для этого мы аккуратно снимаем малярный скотч, наносим черную краску на пластиковую карту и аккуратно от края ствола березы проводим ребром карты к другому краю ствола. На белом стволе остаются черные полосы, которую дают характерную окраску нашей березе. Итак окрашиваем все деревья. Когда наши березы обрели свой естественный природный вид, переходим к рисованию веточек, для этого нам понадобиться кисть под номером 1 или 2, набрав черную краску на кисть, начинаем от стволов деревьев рисовать тонкие изогнутые веточки, которые плавно спускаются и висят вниз. Теперь нам пора нарисовать мазками листочки на деревьях, для этого мы будем использовать кисть под номером 4. Сначала мы рисуем листочки темно-зеленой краской, затем переходим на светло-зеленую краску и завершаем наши листочки желтой краской, показывая этим, что на некоторых листочках, отражаются солнечные лучики. И в завершении нашей картины на нашей поляне мы нарисуем меленькие цветочки методом тычка кисточкой под номером 1-2. Цветы могут быть самых разных цветов какие мы захотим. Вот и готов наш пейзаж! Надеюсь вам понравилось этот способ рисования картин и теперь вы можете продемонстрировать свои пейзажи друг другу.
Заключение.
Детям очень нравятся нетрадиционные способы рисования. Это способствует развитию творческого мышления, воображения, креативности, расширению представлений об окружающем мире и, как и обычное рисование, развивает мелкую моторику руки, тренирует мышцы кисти руки, готовит руку к письму.
Рефлексия.
- Уважаемые коллеги, если вам было интересно на нашем мастер-классе и вы нашли для себя здесь что-то новое - прошу отправить свой цветной карандаш к веселому смайлику, а если вы заскучали и данная информация не привлекла вас - карандаш отправляется к грустному смайлику.
Спасибо за внимание. До новых встреч!
Используемые интернет - ресурсы:
1. Уроки рисования и лепки для дошколят.
2. Канал «Анурисуй».
3. #Dari Art.
4. Zuza Kids
5. АРТ РЕЦЕПТ
Уроки рисунка и живописи.
6. POZNAYKA
Основные техники живописью гуашью.
Фотоматериал мастер-класса по нетрадиционной технике рисования гуашью с воспитателями района.
Выставка детских работ совместно с творчеством воспитателя Подгорбунской Натальи Ивановны