Получи документы

Мастер-класс по нетрадиционным техникам рисования (1 фото)

Антонина Сидорина
Мастер-класс по нетрадиционным техникам рисования

Рисование – одно из самых любимых занятий ребенка. И это неудивительно. Еще не научившись ясно и полно излагать свои мысли с помощью речи, ребенок линией, пятном, цветом передает на бумаге впечатления и фантазии. Воспринимая окружающий мир, малыш в рисунке отражает свои чувства.

Психологи отмечают, что с полутора лет маленький человек начинает рисовать осознанно, а к четырем, пяти годам достигает начальной ступени в освоении художественного творчества. Правда, не всегда ребенок этого возраста может точно передать форму предмета (округлые линии обычно не замкнуты, скорее, спиралеобразны, нанести мазки для придания объема фигуре и т. д. Цвет для детей не является в этом возрасте постоянным признаком предмета, но в большей степени служит для передачи настроения. (Например, Софья С., нарисовав зеленого зайца, так оправдала его «расцветку» : «Он мне очень нравится.») Малыш еще не осознает свое неумение изобразить окружающий мир, мелкие детали, поэтому часто сопровождает свой рисунок словами, объясняющими изображение, придумывает сюжет.

Публикация «Мастер-класс по нетрадиционным техникам рисования» размещена в разделах

Старший дошкольник повышает требования к себе. Если ровесники посмеются над его рисунком, это может оказать негативное воздействие. У него, возможно, появится неуверенность в своих силах, даже нежелание рисовать! Художнику, даже маленькому, важно, чтобы его творение оценили, ведь он так старался!

Родителям необходимо знать, что любая критика, особенно от близкого человека, обидна. Надо оценивать рисунок не с точки зрения художественной ценности, а исходя из приложенных усилий малыша. Конечно, ребенок, взрослея, сам повышает требования к себе как к художнику, старается нарисовать так, чтобы было похоже. Как родители могут помочь ему овладеть ИЗОнавыками? – Познакомить с разнообразными художественными средствами изображения. И главное – не обязательно самому быть художником, чтобы научить ребенка рисовать. Надо только не мешать, а помогать маленькому творцу. Ребенок запоминает то, что ему интересно. Детское воображение и фантазия развивают творческие способности. Фантазировать интереснее, если рисовать с помощью разнообразных нетрадиционных техник. С ними мы и хотим вас познакомить.

Маленький художник легко воспринимает те приемы работы, которые появляются во время игры. Рисование с помощью нетрадиционных средств изображения, во-первых, повышает интерес к изодеятельности, во-вторых, настраивает ребенка на успех. Ведь невозможно нарисовать не то и не так, если используешь НТР (нетрадиционные техники рисования). Главное – пофантазируй, на что получилось похоже, придумай название картинке, сочини сказку.

Желаю вам успехов!

Виды

нетрадиционных техник

1. Рисование штампиком.

Техникой штамповки пользуются при изображении повторяющихся одинаковых форм. Дома удобно использовать штампики, изготовленные из овощей, фруктов.

Что потребуется: настоящие фрукты, овощи, краска (гуашь, лист бумаги.

Как делать: крупный лимон разрезать поперек, зеленый неочищенный банан вдоль, вытащить мякоть банана. Разрез кожуры намазать желтой краской, стебель – светло-коричневой. «Шлепнуть» разукрашенный банан на лист бумаги. Разрез кожуры и белые «радиусы» лимона намажьте красной краской, мясистую часть – желтой. Вторую половинку лимона можно покрасить желто-зеленой и красной краской. Сделайте отпечатки лимона.

Можно сделать штампики из лука (разрезав поперек, получите кольца, вдоль – чешуйки, чеснока (разрез головки чеснока вдоль похож на цветок). И полезное, и приятнее – фитонциды и красивые отпечатки.

Из картофеля можно сделать выпуклый и углубленный штампик. Для первого надо разрезать картофель пополам, на срез нанести рисунок, вырезать его ножом (лучше лезвием, и сантиметром ниже сделать неглубокий надрез по всей окружности картофелины. А можно, наоборот, сделать изображение, вырезать в картофелине рисунок и вынуть его. Получится углубленное изображение, на бумаге отпечатается фон.

Морковью лучше делать круглые отпечатки.

Рекомендации:

Нарисовав одно изображение штампиком, его можно промыть водой и отпечатать другим цветом еще и еще.

Можно разрезать большую картофелину вдоль и выполнить на ней рисунок с помощью формочек для печенья: вдавить форму в картофелину, а сантиметром ниже сделать разрез и удалить ненужный «ободок». Главное – не делать слишком глубокий надрез, иначе рисунок штампика можно попросту срезать с картофеля и печатать им будет не так удобно.

Штампики быстро высыхают и сжимаются, поэтому работать надо быстро, не оставлять на следующий день.

Ошибки: не набирайте на штампик слишком много краски. Рисунок может получиться неаккуратным. Малое количество краски на штампике даст неяркое изображение на бумаге.

2. Рисование с помощью трафарета.

Один из самых удобных способов нанесения рисунка без предварительного наброска на бумаге.

Что потребуется:

кусочек марли, поролон (тампон) или кисть с коротким ворсом, гуашь (акварель, трафарет.

Как делать:

положить трафарет на рисунок, закрепить трафарет скрепками, заполнить красками трафаретную прорезь с помощью губки или кистей с короткой жесткой щетиной. Если трафаретом вы решили изобразить несколько предметов, например, грушу, яблоко и виноград, лучше это делать поэтапно: сначала более светлый предмет, а потом темнее.

Рекомендации.

Как изготовить трафарет? Согните лист бумаги пополам. На сгибе нарисуйте половинку предмета и вырежьте по контуру. Разверните лист, у вас получился трафарет. Изображение получится ровным и симметричным.

Трафарет лучше изготавливать из листа плотной бумаги. Во-первых, он может долго послужить, а во-вторых, изображение от такого трафарета более четкое.

Губку следует хорошо промывать после каждого применения, чтобы не смешивать краски.

Ошибки: Если вы наносите краску губкой, лучше ее не мочить, а мочить лишь краски. Иначе или порвется трафарет, или краска растечется за пределы намеченного рисунка и изображение будет испорчено. При поэтапном наложении слоев надо следить, чтобы прежде нанесенный рисунок просох.

3. Рисование мыльными пузырями.

Эта техника интересна и необычна, но нужно набрать побольше воздуха в легкие и набраться терпения, если с первого раза рисунок не получится.

Что потребуется:

гуашь, небольшая баночка (можно узкую, диаметром 1-2 см, но высокую – 3 см, трубочка для коктейля, мыльные пузыри (можно готовые, купленные в магазине, а можно приготовить раствор самим из жидкого моющего средства в пропорции 1:1 с гуашью и добавив немного воды, лист бумаги.

Как делать:

В емкости смешайте гуашь, мыльный раствор и воду. Налейте смесь в крышечку, мелкую баночку. Опустите туда трубочку для коктейля и подуйте. Пузыри начнут образовываться, вылезать из банки. Возьмите лист бумаги и осторожно прикоснитесь к пузырям. На листе появится кружевной узор. Дорисуйте его, когда он высохнет. Может, это цветок, может, пузырьки в аквариуме, может, лунный грунт.

Рекомендации:

На 1 ст. л. гуаши потребуется 1 ст. л. Жидкого мыла и 2-3 капли воды. Главное, чтобы полученная смесь хорошо пузырилась. Без этого, как вы понимаете, рисунок не получится. Поэтому, если смесь плохо образовывает пузыри, капните еще мыла, можно каплю глицерина.

Ошибки:

Если бумагу приложить сразу, как только появились первые 2-3 пузырька, на листе останется не отпечаток пены, а несколько мелких точек. Не торопитесь, дайте пене самой вылезти из баночки, можете «помочь» ей трубочкой. Следите, чтобы ребенок не втянул в себя смесь!

4. Рисование песком (бордовым, желтым, белым).

Рисование песком – интересный процесс. Дети рисуют пальчиками, создают с помощью взрослых сказочные композиции. А главное – изображение получается выпуклым, объемным.

Что потребуется:

песок разного цвета в стеклянных баночках, кулек из бумаги с отрезанным наискось основанием, клей ПВА, лист плотной бумаги.

Как делать:

На лист бумаги можно заранее карандашом нанести рисунок. Затем через носик в емкости с клеем нанести его на рисунок по следам карандашного наброска и присыпать его песком. Можно наносить песок на рисунок с помощью кулечка, а можно щепотью, кому как удобно.

Рекомендации:

В качестве материала при выполнении рисунка узора можно использовать крашеное пшено. Выкрасить его просто. Чтобы получить зеленый цвет, пшено опускают в раствор зеленки на 3 минуты; бордовый – в свекольный сок; коричневый – в отвар луковой шелухи на 10 минут.

Чтобы получить нужный цвет на рисунке из песка, просто покрасьте гуашью изображение, но только тогда, когда клей уже высохнет.

Вместо песка можно рисовать манной крупой, а раскрасить рисунок после высыхания.

Все занятия с использованием крупы, песка, других мелких материалов должны проводиться под контролем взрослых!

Ошибки:

Если на рисунок высыпалось слишком много песка или крупы, не стремитесь смести его тотчас же, подождите, пока подсохнет.

5. Диатипия.

Такое название техника рисования получила от слияния двух слов: dia (сквозь, через) и typos (отпечаток). В этой технике работа в чем-то похожа на рисование через копировальную бумагу.

Что потребуется:

глянцевая картонная поверхность, широкая кисть, краски, бумага, карандаш.

Как делать:

На картон широкими мазками нанесите краску (можно поролоновой губкой). Дайте полминуты просохнуть, положите сверху лист бумаги, нарисуйте что-нибудь карандашом, стараясь при этом не давить на бумагу рукой. На той стороне, что была прижата к картону, получится оттиск с рисунком и фоном. Если, по вашему замыслу, рисунок многоцветный, то смойте с картона краску, нанесите другую и повторите еще раз – фон, лист бумаги, оттиск.

Рекомендации:

Если картон покрыть сначала одним цветом, а потом другим (например, голубой, а потом фиолетовый, то изображение будет более выразительным.

Ошибки:

Надо быть аккуратным и внимательным при выполнении этой работы. Когда наносите рисунок карандашом, не касайтесь работы рукой, иначе на рисунке останутся пятна. Работа может «съезжать» с картона, поэтому ее надо закрепить скрепками в тех местах, где нет краски.

6. Рисование и оттиск на стекле.

В этой технике надо соблюдать особую осторожность, ребенок может работать только в паре со взрослым.

Что потребуется:

стекло, густая гуашь, плотная бумага, пульверизатор.

Как делать:

на стекло нанести определенный рисунок (кота Матроскина, цветы) гуашью, смочить бумагу пульверизатором, приложить ее к стеклу, пригладить, получив на листе смытое изображение. Его потом можно прорисовать красками, фломастерами, карандашами.

А можно сделать рисунок-абстракцию. Потом надо придумать, на что это похоже, сочинить сказку. Итак, второй вариант – нанесите на стекло мазки, различные по форме и размеру, приложите лист, покрутите в разные стороны. Можно сделать фактурный, выпуклый рисунок; для этого мазки гуаши должны быть густыми и краску надо наносить не на стекло, а на бумагу, после чего наложить стекло на лист. Образовавшийся рельефный слой высушивается.

Рекомендации:

Вместо обычного стекла можно использовать плексиглас (органическое стекло).

Ошибки:

Если решили сделать рисунок четким (имеется в виду первый вариант работы, снимайте рисунок со стекла, не сдвигая его в стороны, иначе изображение «смажется».

7. Граттаж.

Это, пожалуй, самый эффектный способ нетрадиционного рисования, но и один из самых трудоемких. «Гратте» в переводе с французского – «царапать».

Что требуется:

плотная бумага, парафиновая свеча, клей ПВА, гуашь, акварельные краски, заостренная палочка или спица, тушь.

Как делать:

На лист бумаги акварелью нанести несколько цветовых пятен. Дать бумаге просохнуть. Сверху затереть весь фон свечой, так, чтобы не оставить не покрытых стеарином мест. Разведите в пропорции 1:1 гуашь с клеем ПВА, затем добавьте немного туши Нанесите этот состав с помощью кисточки на покрытую стеарином поверхность листа. Накладывать придется долго, будьте терпеливы. Когда высохнет последний слой, возьмите спицу и процарапайте любой рисунок.

Рекомендации:

если возьмете много туши, то рисунок будет долго сохнуть, да и придется потрудиться, чтобы стеарин хорошо покрылся красочным слоем.

Ошибки:

хорошо покрывайте лист стеарином. Можно даже в два слоя, чтобы рисунок хорошо процарапывался.

8. Рисуем палочкой для коктейля

Что требуется: соломинка, бумага, краски.

Как делать: Погрузите один конец соломинки в жидкую краску, а другой конец закройте пальцем. Расположите соломинку над листом бумаги, откройте верхнее отверстие, убрав палец, дайте краске вытечь. Возьмите трубочку, дуйте на каплю.

Рекомендации: Если вы хотите, чтобы получился цветок, дуйте резко на каплю сверху так, чтобы капля разлетелась в стороны и получилась звездочка. Рядом с ней выдуйте звездочку другого цвета, получится цветок. С помощью трубочки можно нарисовать дерево, траву. Но вот палочку надо будет усовершенствовать. Взять толстый стержень от гелевой ручки, в ту часть, где была железная насадка, вставьте меньший по диаметру стержень, например, от ватной палочки. Зачем все это нужно? – Для усиления воздушной струи и более легкой «управляемости» каплей. Как нарисовать дерево или траву? – Капните краску на лист и дуйте на каплю тонкой частью трубочки. Делать это нужно, как бы толкая каплю вперед. Чтобы получились мелкие веточки, трубочкой во время выдувания нужно покачать из стороны в сторону.

Игры на развитие воображения

1. С краской:

Кляксы

Капнуть кляксу на лист бумаги, подуть на нее или, подняв край листа, дать ей растечься по бумаге. Подумать, на что похоже «изображение».

Монотипия

Согнуть лист пополам, развернуть его и на одну из половин нанести разноцветные пятна краски. Затем лист нужно сложить, вернее, накрыть чистой частью листа то что уже разукрашено. Прогладьте лист руками. Разверните. На обеих сторонах листа появится симметричные красочные пятна. Что бы это могло быть?

Игры с цветными нитками

Нитки №10 (толстые нитки) нарезать на кусочки длиной 20-25 см. Можно окрасить нитки в один цвет (окунуть в краску, а можно сделать их разноцветными. Согнуть лист бумаги пополам, развернуть и, как в монотипии, уложить нитки на одну из половинок листа. Условие: концы всех ниток должны быть выведены наружу. Закрыть нитки другой половинкой листа, положить на свернутый лист книгу и вытягивать по одной ниточке аккуратно, не надавливая на рисунок, а немного придерживая. А теперь посмотрите, что получилось?

2. С карандашами:

Загадочные картинки

Предложите детям рисовать на бумаге каракули, рассмотрите рисунки и поищите, кто «спрятался» в каракулях. Интереснее будет, если взрослый заранее задумает изображение и нанесет его с переплетенными там другими предметами. Ребенок должен угадать, что за предметы и сколько их там?

Рельефный рисунок

Предложите детям потрогать предметы с шероховатой поверхностью. Это может быть кора дерева, лист, речная раковина, монетка. Затем предложите нарисовать этот предмет. Рисовать будем необычным образом, приложив лист бумаги к предмету и нанося штрихующие движения боковой частью грифеля. Лучше взять мягкий карандаш и несильно нажимать на него, чтобы не повредить бумагу. Рисунок готов, можно дорисовать недостающие части изображения карандашом.

Обведи по контуру

Возьмите карандаш, приложите предмет (ключ, пуговицу, крышку от шампуня) к листу бумаги и обведите по контуру. Можно обвести половину предмета, можно сразу несколько предметов. Главное – стараться не сдвинуть предмет с места, когда обводите. Затем попробуйте пофантазировать, на что похоже.

3. С песком, манкой, пшеном:

Рисование на подносе, бортик которого 1-2 см (чтобы сыпучие материалы не высыпались на пол, очень удобно. Хотя бы потому, что если рисунок не понравится, его можно переделать, надо только слегка встряхнуть поднос. На посыпанном песком подносе удобно писать примеры и решать их.

Рисуя различные предметы, животных, полезно вспоминать с детьми стихотворения про них. Это тренирует слуховую память ребенка. Развитию речи способствует игровой прием «Придумай историю (сказку) про то, что нарисовал». Игра «Живые предметы» - что бы рассказала расческа, если бы она ожила.

Общие рекомендации

1. Перед началом работы следует проверить освещение, оборудование, рабочее место.

2. Если занимаетесь в вечернее время и требуется дополнительное освещение, например настольная лампа, знайте, что слишком яркий свет напрягает зрение. Лампа должна быть не более 60 Вт.

3. Все занятия с использованием бьющихся, колющих или мелких материалов должны проводиться под контролем взрослых.

4. Следите за правильной посадкой ребенка, как он держит кисть, лист бумаги.

5. Творчество не должно утомлять ребенка, чтобы в следующий раз у него появилось желание вновь заниматься им. Если не успели что-то сделать, лучше перенести на другой день.

6. Сидеть долго в одном положении для ребенка утомительно, поэтому можно провести маленькую театральную паузу.

7. Тренируя слуховую память, можно вспомнить стихотворение, загадку, потешку о том, что вы изображаете. Можно разыграть маленькую сценку.

8. Развивайте воображение ребенка, спрашивайте, на что похоже, что он нарисовал, что придумать еще. Можно предложить придумать интересное начало к истории, и ее неожиданное продолжение.

9. Играйте. От связи с играми ИЗОдеятельность становится более интересной, привлекательной для ребенка, вызывает яркий эмоциональный отклик.

10. Изготовленные с ребенком работы обязательно примените. Либо повесьте на стену, либо сложите в специальную папку для творчества, либо оформите, например, цветочный горшок или используйте для изготовления приглашения на праздник. Можно оформить работами ребенка подарок бабушке или сделать домашнюю стенгазету «Как я проводил выходные», «Домашние животные», «Мой любимый город».

11. Рисунки можно «оживить» - вырезать, наклеить на спичечный коробок и играть с ними, делать театральные представления.

12. Известно, что только та деятельность развивает способности, в процессе которой возникают положительные эмоции, можно использовать негромкую музыку.

13. Помните: главное – не то, как ребенок нарисовал, а развитие его личности, воспитание уверенности в своих силах, развитие фантазии, творчества, желания трудиться.

Мастер-класс по нетрадиционным техникам рисования
Публикации по теме:

«Осень» Мастер-класс по нетрадиционным техникам рисования«Осень» Мастер-класс по нетрадиционным техникам рисования Предлагаю Вашему вниманию вторую часть нетрадиционных занятий по рисованию. 1.«Осеннее дерево» (кляксография с трубочкой) Цель: познакомить.

«У жирафа пятнышки везде». Мастер-класс по нетрадиционным техникам рисования с детьми среднего дошкольного возраста«У жирафа пятнышки везде». Мастер-класс по нетрадиционным техникам рисования с детьми среднего дошкольного возраста Тепло приветствую вас, друзья и коллеги! Представляю вам сегодня очередной детский мастер-класс по нетрадиционным техникам рисования. Цель:.

Детский мастер-класс по нетрадиционным техникам рисования красками «Подсолнух»Детский мастер-класс по нетрадиционным техникам рисования красками «Подсолнух» В показе мастер – класса использованы нетрадиционные техники рисования красками «Отпечаток листьев на бумаге» и «Рисование «тычком» –.

Долгосрочный проект в младшей группе по нетрадиционным техникам рисованияДолгосрочный проект в младшей группе по нетрадиционным техникам рисования Долгосрочный проект в младшей группе «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник в рисовании». Вид.

Фоторепортаж с мастер-класса по нетрадиционным техникам рисования с детьми дошкольного возраста для педагогов городаФоторепортаж с мастер-класса по нетрадиционным техникам рисования с детьми дошкольного возраста для педагогов города Вновь я с вами, друзья мои дорогие и гости странички! За два прошедших дня дала два мастер-класса для воспитателей города в рамках Фестиваля.

Фотоотчёт о работе кружка по нетрадиционным техникам рисования с детьми 2–3 лет «Акварелька». Часть 1Фотоотчёт о работе кружка по нетрадиционным техникам рисования с детьми 2–3 лет «Акварелька». Часть 1 Уважаемые коллеги, все мы прекрасно знаем, что рисование помогает ребёнку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать.

Фотоотчёт о работе кружка по нетрадиционным техникам рисования с детьми 2–3 лет Цикл занятий «Зима»Фотоотчёт о работе кружка по нетрадиционным техникам рисования с детьми 2–3 лет Цикл занятий «Зима» .

Фотоотчёт о работе кружка по нетрадиционным техникам рисования с детьми 2–3 лет. Цикл занятий «Весна»Фотоотчёт о работе кружка по нетрадиционным техникам рисования с детьми 2–3 лет. Цикл занятий «Весна» .

Фотоотчёт о работе кружка по нетрадиционным техникам рисования с детьми 2–3 лет. Цикл занятий «Осень»Фотоотчёт о работе кружка по нетрадиционным техникам рисования с детьми 2–3 лет. Цикл занятий «Осень» .

Конспект занятия по нетрадиционным техникам рисования в младшей группе Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Конспект открытого занятия в младшей группе. Конспект открытого занятия по рисованию в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс по нетрадиционным техникам рисования
Опубликовано: 29 сентября 2020 в 13:41
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД