Лариса Муллагулова
Мастер-класс по проведению артикуляционной гимнастики
▼ Скачать + Заказать документы
Цель артикуляционной гимнастики состоит в том, чтобы нормализовать качества выполнения движений: развивать силу, точность, координацию движений, способность удерживать артикуляционную позу и переключаться с одного движения на другое.
Артикуляционная гимнастика может проводиться:
- фронтально (с группой, общеразвивающие движения;
- индивидуально;
- подгруппой (3-4 человека, упражнения на определенный звук.
Методика проведения упражнения:
- воспитатель рассказывает о том, как выполнять упражнение;
Публикация «Мастер-класс по проведению артикуляционной гимнастики» размещена в разделах
- показывает образец выполнения;
- контролирует и корректирует выполнение упражнения ребенком.
Инструкция должна быть короткой и понятной ребенку, например:
-улыбнись, открой ротик, положи язык на нижнюю губу и удержи.
Основной комплекс артикуляционной гимнастики
1. «ОКОШКО» («ВОРОТА»)
Цель. Научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.
Описание. Медленно открыть рот, подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.
2. «УЛЫБКА» («ЗАБОРЧИК»)
Цель. Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.
Описание. Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счет от 1 до 5-10.
3. «ХОБОТОК» («ТРУБОЧКА»)
Цель. Вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность.
Описание. Вытянуть сомкнутые губы вперед «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счет от 1 до 5-10.
4. ЧЕРЕДОВАНИЕ «УЛЫБКА» – «ХОБОТОК»
Цель. Укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.
Описание. Улыбнуться, удержать губы в таком положении 3 секунды и вытянуть губы «хоботком». Зубы не размыкать.
5. «ЛОПАТОЧКА»
Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе.
Описание. Приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.
6. «ИГОЛОЧКА»
Цель. Научиться делать язык узким и удерживать его в таком положении.
Описание. Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.
7. «ГОРКА» («МОСТИК»)
Цель. Научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы и выгнуть «спинку языка» вверх и вперед. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.
8. «ЧАШЕЧКА»
Цель. Научиться удерживать язык в форме чашечки. Укреплять мускулатуру языка.
Описание. Улыбнуться, открыть рот и поднять края и кончик языка вверх, в форме «чашечки». Удерживать под счет от 1 до 5-10.
9. «ЧАСИКИ» («МАЯТНИК»)
Цель. Укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз.
9. «КАЧЕЛИ»
Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать его гибкость, подвижность. Развивать гибкость и подвижность кончика языка.
Описание. Открыть рот, поставить кончик языка за нижние зубы («горка», удержать 3-5 секунд. Потом поднять кончик языка за верхние зубы и удержать 3-5 секунд.
10. «ЛОШАДКА»
Цель. Отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка.
Описание. Улыбнуться, присосать язык к нёбу и открывая рот отпустить язык.