Коновалова Елена Ивановна
Мастер-класс по развитию речи в старшей группе «Рассказывание по картине «Грачи прилетели» А. К. Саврасов»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕАВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 8»
Мастер-класс по развитию речи в старшей группе
на тему
«Рассказывание по картине
«Грачи прилетели» А. К. Саврасов.
В гостях у художника»
Подготовила воспитатель:
Коновалова Е. И.
Саранск 2020
Мастер-класс по развитию речи
«В гостях у художника. Рассказывание по картине
Публикация «Мастер-класс по развитию речи в старшей группе „Рассказывание по картине „Грачи прилетели“ А, К, Саврасов“» размещена в разделах
- Грач, грачи. Все о грачах
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. ИЗО, поделки, рисование
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- «Грачи прилетели» Саврасов А. Конспекты занятий
- Темочки
«Грачи прилетели» А. К. Саврасов
Программное содержание: Познакомить детей с профессией художника, с жанрами живописи: пейзаж, натюрморт, портрет. Продолжить учить рассматривать картину, составлять по ней описательный рассказ. Обогащать словарный запас детей. Развивать воображение, связную речь, наблюдательность. Воспитывать эстетические чувства, интерес к живописи.
Ход занятия:
Сейчас, мы с тобой поиграем в игру «Продолжи предложение», и вспомним профессии. (показываете картинки с профессиями, ребенок их называет)
Поезд водит (машинист);
Трактор водит (тракторист);
В школе учит нас (учитель);
Строит здание (строитель);
Стены выкрасил (маляр);
Лечит всех от кори и гриппа (врач);
У него есть карандаш, разноцветная гуашь,
Акварель, палитра, кисть
и бумаги плотный лист,
А ещё мольберт-треножник,
Потому что он… (художник).
- Кто такой художник?
- Что должен уметь художник? (Хорошо рисовать)
- Что он создаёт? (Картины)
- Что может изображать художник на своих картинах? (Природу, человека, его черты лица, настроение, животных, героев сказок.)
- Какие материалы нужны художнику для работы? (Краски, кисти, акварель, карандаши, уголь, палитра, бумага, холсты, мольберт.)
- Чтобы увидеть вокруг себя интересное, необычное, каким должен быть художник? (Наблюдательным, внимательным, трудолюбивым, обладать хорошей памятью)
А сейчас мы пройдем в музей живописи, где хранятся картины. В музее люди всегда спокойны и внимательны, умеют слушать собеседника.
Перед нами картина Алексея Кондратьевича Саврасова "Грачи прилетели". (Показ картины).
Художник просто и проникновенно изобразил первые шаги весны. Что же ты видишь на картине? (На березы прилетела стая грачей.)
- Расскажите о грачах, что они делают? (Грачи ремонтируют старые гнезда и строят новые.)
- Что делает грач у корней березы? (Грач нашел веточку и держит ее в клюве.)
- Как ты думаешь, грачи радостные или грустные? (Они радостные, веселые, ведь они вернулись домой на родину.
- Где грачи строят свои гнезда? (На вершинах деревьев (берез).
- Что ты можешь рассказать о деревьях? (С правой стороны картины молодые, стройные березки, а в середине – старые, корявые.)
- На каких березах больше гнезд и почему? (На старых, потому что ветки у них толстые, крепкие, гнезда хорошо на них закреплены.)
- Что можно сказать о небе? Какое оно? (На небе голубовато-серые тучи. Оно низкое, грустное, немного хмурое. Солнце спряталось за облако, на снег падает тень от берез.)
- Посмотрите на землю. Что можно сказать о земле? (Земля еще покрыта мокрым, рыхлым, серым, потемневшим снегом, кое-где видны проталины.)
- Что еще ты видишь на картине? (За березами виднеется старая деревянная постройка, а за ней – церковь с куполами.)
- Что можно сказать о небе? (Небо покрыто голубовато-серыми облаками, оно низкое, грустное, холодное.)
- Какой снег, изображен на картине? (Снег на картине изображен потемневший, рыхлый, серый, мокрый, холодный, печальный, подтаявший и т. д.)
- Расскажи, что ты чувствуешь, когда смотришь на эту картину? (Прилетели грачи, значит скоро будет тепло, но все-таки немного жаль уходящую белоснежную зиму.)
- Мы с тобой рассмотрели картину. А сейчас попробуем составить рассказ. С начало я расскажу тебе. А потом ты мне.
- «Художник Алексей Саврасов назвал свою картину «Грачи прилетели». Перед нами пейзаж. Это окраина села, видно несколько деревянных домов и церковь. На березы опустилась стая грачей. Они шумят, кричат, разговаривают на грачином языке. Грачи счастливы. Что вернулись домой, в свои старые гнезда. Птицы выбрали старую, корявую березу. У нее упругие ветки, толстый ствол. Грачи поправляют, ремонтируют гнезда. Внизу у корней березы, грач нашел ветку и держит ее в клюве. Птицы радостные и веселые. Солнце скрылось за облаками. Оно еще не яркое, ленивое, но уже чувствуется, что снег тает под его теплыми лучами. Небо низкое, грустное и хмурое. Снег потемневший, рыхлый, талый. Несмотря на это в воздухе пахнет весной!
- А теперь попробуй рассказать свой рассказ.
- Молодец. Интересный рассказ у тебя получился.
- Если на картине изображена природа, то такой жанр живописи как называется? (Жанр живописи называется – пейзаж) Художник, который рисует пейзажи – называется пейзажист. Давай повторим – пейзажист.
- А теперь давай поиграем в игру: «Закончи предложение». Я начну предложение, а ты должен продолжить. Но, когда будешь отвечать, обязательно надо произнести начало предложения.
• Я люблю весну за то, что … (красивая, теплая и т. д.)
• Весной солнце … (греет, припекает и т. д.)
• Весной сугробы снега от солнечного тепла … (оседают, тают и т. д.)
• Весной на деревьях почки (набухают, лопаются и т. д.)
• Весной птицы … (возвращаются, прилетают и т. д.)
• Весной птицы гнезда … (вьют, строят и т. д.)
• Весной на проталинах первые цветы. (появляются, распускаются и т. д.)
- Молодец! Посмотри, какие красивые предложения ты придумал.
А теперь перейдем к следующей картине. - - - Что изображено на этой картине?
- Если на картине изображены неживые предметы: цветы, фрукты, овощи, посуда, то такой жанр живописи как называется? (Жанр живописи называется – натюрморт)
. А сейчас мы переходим к следующей картине.
- Что изображено на этой картине?
- Что изображено на этой картине?
- Как называется жанр живописи? (Жанр живописи называется – Портрет)
- Правильно, это портрет. Если художник пейзажист рисует пейзажи, то как называется художник, рисующий портрет? Художник - портретист.
- Что, интересного ты узнали сегодня на занятии? (Ответы)
- С какой профессией мы сегодня познакомились?
- Давайте ещё раз скажем:
Художник, рисующий пейзаж –это пейзажист, портрет – портретист
- С творчеством, какого художника ты познакомился? (Ответы)
- Как, называется картина? (Ответы)
- Какое настроение осталось у тебя от знакомства с этой картиной?