МААМ-картинки

Мастер-класс по речевому развитию для старшего дошкольного возраста

Елена Апоева
Мастер-класс по речевому развитию для старшего дошкольного возраста

Мастер- класс

Актуальность:

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности. Поэтому возникла идея — создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

Публикация «Мастер-класс по речевому развитию для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Цель: ознакомить педагогов с наиболее эффективными нетрадиционными приемами работы с детьми по развитию речи и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- познакомить участников с алгоритмом разучивания скороговорок и чистоговорок, а также введению устойчивых выражений и пословиц в активный словарь ребенка.

- совершенствовать артистические навыки педагогов в плане переживания и воплощения образа, используя интонации, мимику, пластические импровизации, выражающие разнообразные эмоциональные состояния;

-совершенствовать диалогическую, монологическую интонационную выразительность речи, персонификацию тембра голоса, дикцию, правильное произношение, артикуляцию.

-вызвать интерес к использованию театрализованной деятельности для развития речи и творческих способностей в работе с детьми.

Материалы и оборудование: Крокодил Стеша (кукла, набор артикуляционной гимнастики в картинках, кукла би-ба-бо Петрушка, картинки – скороговорки, текст сказки Маша и Медведь с устойчивыми словосочетаниями, дидактическая игра «Эмоции»

Ход мероприятия.

Одним из эффективных средств всестороннего развития ребёнка является театрализованная деятельность. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Театрализованная деятельность также является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка.

Значение театрализованной деятельности как средства развития речи :

• помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств

• появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению

• совершенствует артикуляционный аппарат

• формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь

• улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий

• дети получают эмоциональный подъём

• способствует развитию элементов речевого общения : мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса

• позволяет формировать опыт социального поведения

• стимулирует активную речь

Практическая часть.

Я привела с собой своего помощника Крокодильчика Стешу. Он служит моим помощником при проведении артикуляционной гимнастики.

А так как мой мастер-класс посвящен развитию речи, то разработать наш артикуляционный аппарат как раз будет самым подходящим. ( Выбирает артикуляционную гимнастику: одну статическую, одну динамическую («Блинчики» и «Вкусное варенье»).

Проведение артикуляционного упражнения.

Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков. Артикуляционная гимнастика должна проводиться систематически. Только тогда от нее будет польза.

ПЕТРУШКА: Я умею тараторить скороговорки! Вот послушайте!

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали. (можно взять любую)

Тогда вместе со мной начали:

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали. (Сложно проговорить сразу).

Игровой прием (использование схем) :

1. Начало скороговорки – тихо, конец – громко.

2. Начало громко, потом тихо.

3. Начало медленно, затем быстро.

4. Начало быстро, затем медленно.

По движению моей руки – начали!

Прием использования скороговорок позволяет формировать правильное произношение, артикуляцию, тренирует дикцию, помогает детям научиться быстро и четко проговаривать трудно произносимые слова и фразы, а моделирование рукой я использую для развития динамического слуха.

Замечательно! Какие молодцы!

Проговорите выражение :

«Мама сегодня пораньше вернется»

сердито, испуганно, радостно, грустно, плача, робко, ехидно, хитро.

Прием – для развития интонационной выразительности речи.

Игра «Сложи эмоции».

Педагогам предлагается сложить эмоции, назвать ее и изобразить.

Эмоции упрощают жизнь. Вместо длительного многостороннего анализа взаимодействия с человеком мы чувствуем: "я его ненавижу" или "я в восторге от него". Если мы чего-либо боимся, страх удерживает нас от глупостей. Также идет работа над синонимами и антонимами.

Игра «Найди подходящую пословицу».

- Я прочитаю вам небольшой текст, а вы должны подобрать пословицу, выражающую главную мысль.

В лесу играли зверята. И начали они хвастаться, кто настоящий помощник:

- А я могу всю посуду вымыть языком, - говорит Лисенок.

- Подумашь, - говорит Бельчонок, - а я могу за один прыжок столько орехов собрать, что на весь день хватит.

- Это что, - отвечал Кротенок, - я, например, могу грядки перекопать.

А Зайчонок сидел и не говорил ничего. Вдруг он увидел свою маму, которая несла тяжелые авоськи с капустой. Он тут же побежал к ней и взял у нее капусту без лишних слов.

- Ты самый лучший в мире помощник, - сказала Зайчиха, погладила по голове и пошла рядом.

(карточка с пословицами)

Прием формирует умение понять тему, вдуматься в нее, осмыслить ее границы.

Прием проговаривания «про себя» с показом движений.

(«У оленя дом большой» или стихотворение «Первый снег»).

Прием помогает лучше и быстрее запомнить текст, так как кроме слуховой памяти ребенок задействует также зрительную и двигательную память. Этот прием можно использовать также вместо физминутки.

Работа над устойчивыми выражениями.

- Какие устойчивые выражения вы знаете со словом «каша?»

(Каша в голове, каша во рту, заварить кашу, сапог каши просит, с тобой каши не сваришь, мало каши ел).

Давайте теперь проверим, какие устойчивые выражения спрятались в сказке. Читаю сказку «Маша и Медведь с устойчивыми выражениями» под редакцией Е. А. Алябаевой:

Однажды Маша пришла к Медведю, чтоб в очередной раз с ним поиграть. Но Мишка был занят. Он чинил Машины сапоги, так как они просили каши, износились до дыр.

- Эх, каши с тобой не сваришь!- обиженно сказала Маша. – пойду играть с Зайцем.

Стали они играть в мяч. Но у Маши никак не получалось добросить мяч даже до ворот, силенок не хватало. Видно Маша мало каши ела. Надоело Зайцу с ней играть и ускакал он к себе. А Маша с досады со всего размаху как пнула по мячу. Мяч попал в окно.

- Ох, и заварила я кашу, - подумала Маша.

Из дома выбежал злой Медведь.

- Кто разбил окно?

- Это…это…да. я так…. Не нарочно, - промямлила Маша.

- Что ты говоришь? Я не понимаю твоего лепета, у тебя какая-то каша во рту. Ничего не разберешь! Говори четко и громко, а то у меня от твоих слов уже каша в голове какая – то.

- Прости меня, Мишка. Это я нечаянно разбила. Я больше не буду.

Мишка посмотрел на плачущую девочку и простил ее. А на следующий день сделал для Маши настоящие футбольные ворота!

Прием введения в активный словарь ребенка устойчивых выражений и фразеологических оборотов служит для обогащения активного словаря ребенка, делает его речь более образной и богатой.

Прием «Придумай сказку».

Я начну сказку, а тот, кому я брошу мяч, ее продолжит. Но условие. Говорим только одно предложение.

«Жил-был муравей. Подул сильный ветер и его унесло высоко в небо….».

Можно также провести с детьми игру «Внимание! Потерялся ребенок!», или «Помоги найти вещь».

В этом случае вы должны описать предмет при помощи слов или движений, не называя его самого, а также однокоренные слова.

Этот прием развивает воображение, фантазию, а также служит для формирования умения составлять распространенные предложения.

Закончить свой мастер- класс хочу словами великого русского писателя Н. В. Гоголя:

«Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».

Спасибо за внимание. Надеюсь мастер-класс был для вас интересен и полезен.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ Дидактическая игра по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с использованием ИКТ. "Про мам и их малышей".

Конспект НОД по речевому и социально-коммуникативному развитию «Семья» для детей старшего дошкольного возраста https://yadi.sk/i/F220IFijmvr75]https://yadi.sk/i/F220IFijmvr75. Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская,.

Конспект НОД «Волшебное зазеркалье» по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста Конспект НОД «Волшебное Зазеркалье» с использованием методики СИНКВЕЙН для детей старшего дошкольного возраста. Цель: Используя технологии.

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию «Картинная галерея» с детьми старшего дошкольного возраста Образовательная область «Речевое развитие» Тема: «Картинная галерея» Цель: создание социальной ситуации развития в процессе нахождения и.

Конспект по речевому развитию с применением технологии «Путешествие по карте» для детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет Конспект «Путешествие по Африке" Цель: Использование технологии «Путешествие по карте» и развивающего игрового пособия Воскобовича «Коврограф.

Конспект занятия по познавательному и речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Скоро в школу!» .

Конспект занятия по речевому развитию «Необычные художники» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по речевому развитию «Необычные художники» для детей старшего дошкольного возраста Цель: развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: • учить составлять описательный рассказ, используя модель.

Мастер-класс с детьми старшего дошкольного возраста по социально-коммуникативному развитию Мастер класс для детей старшего дошкольного возраста по правилам игры с куклой би-ба-бо. Цель: Формировать представления детей о театрализованной.

Работа педагога по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста В ФГОС ДО сказано, что речевое развитие дошкольника формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой.

Занятие по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Хлеб, хлеб, хлебушек» Цель: создать условия для формирования у воспитанников бережного отношения к главному достоянию человечества – хлебу. Задачи: • Упражнять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс по речевому развитию для старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 28 апреля 2016 в 15:56
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД