Получи документы

Мастер-класс по развитию речи и обучению грамоте «Путешествие по стране звуков и букв»

Ольга Крупинина
Мастер-класс по развитию речи и обучению грамоте «Путешествие по стране звуков и букв»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 14 «Брусничка»

Мастер – класс по РРФВ и обучению грамоте на тему : «Путешествие по стране звуков и букв»

Учитель – логопед:

Крупинина О. В.

Сургут 2016г.

Приложение 2.

Мастер – класс для учителей – логопедов, учителей – дефектологов, родителей дошкольников МБДОУ №14 «Брусничка» (из опыта работы)

Публикация «Мастер-класс по развитию речи и обучению грамоте „Путешествие по стране звуков и букв“» размещена в разделах

«Индивидуальный подход по формированию произносительной стороны речи у детей с задержкой психического развития с использованием лексического материала»

Дата проведения: 13.01.2016

Ответственная: учитель – логопед О. В. Крупинина

аудитория : учителя – логопеды МБДОУ

учителя – дефектологи

педагог – психолог

родители дошкольников

Конспекты занятий по автоматизации звуков на материале лексических тем

Тема: Звук [Р’]

Цель: Автоматизация звука [р’]. Лексическая тема «Птицы».

Задачи:

• Закреплять правильное произношение звука [р’] в словах, словосочетаниях, предложении.

Развивать навык фонематического анализа.

• Расширять словарь по теме «Птицы»

Ход занятия:

1. В комнату влетает снегирь (картинка).

– Ты откуда, ты откуда

Прилетел к нам, красногрудый?

– Облетел я всю Сибирь!

– Как зовут тебя? (снегирь).

Посмотрите-ка, ребята, на шесте дворец (картинка скворечника,

Во дворце певец.

А зовут его… (изображение скворца).

Какой звук ты услышал в слове снегирь, скворец? (звук «РЬ»)

2. Акустико-артикуляционная характеристика звука [Р’] : согласный, звонкий, мягкий.

Характеристика звука [р’] : согласный, звонкий, мягкий.

Фамилия Звуковичка «РЬ» : РЯ – РЁ – РЮ – РИ – РЕ.

3. Наступила весна, птицы поют весёлые песенки.

Вокруг себя повернись в синичку превратись (в воробья).

Синичка поет: «трель – трель – трель».

Воробей чирикает: «чирик – чирик – чирик».

Трудно птицам выживать в зимние морозы. Давай послушаем, о чё м они поют:

Ри – ри –ри – зимуют снегири,

Ре – ре – ре – распелись на заре,

Ря – ря – ря – не слышно глухаря,

Рю – рю – рю – я птиц благодарю.

4. Далеко в лесу разносит эхо птичьи песни.

Игра «Эхо» :

Скворец, дерево, ястреб, перепёлка, чирикает, снегирь, игривый, природа.

5. Скоро вернутся с юга перелётные птицы. Сможем ли мы их пересчитать?

Посмотри, кто к нам прилетел (перепёлка, ястреб, стриж)

Игра «Сосчитай птиц»

Образец: один ястреб, два ястреба, пять ястребов, девять ястребов.

6. Солнце пригревает, птиц с юга поджидает. Птицу называй, количество слогов определяй, солнечные лучики добавляй. (Ребёнок называет картинку, подбирает слоговую схему).

7. Птицы прислали нам письмо, но дед Звукоед все слова в предложениях перепутал.

Игра «Исправь ошибку» :

Сорока чирикала на заборе.

Воробей клевала зерна.

Ворона сидел на дереве.

8. Итог занятия:

Автоматизация звука [ш] «Посуда», «Транспорт» на основе стихотворения «Девочка Марина и её машина».

Материал: плакат с картинками-моделями к стихотворению (девочка, машина, чашка, тарелка, кровать, слоговица, кукла, кукла Дед Звукоед.

Ход занятия:

1. Оргмомент

Логопед: В гости к Мариночке идём, и подарки ей несё м:

Неваляшку, мишку и забавную мартышку.

Изобрази забавную мартышку, неугомонную неваляшку, косолапого мишку.

Как можно назвать одним словом неваляшку, мишку, мартышку? (Игрушки)

2. Сообщение темы занятия

Логопед: Какой звук ты слышишь чаще других в словах неваляшшшка, мишшшка, мартышшшка?

3. Характеристика звука [ш] по артикуляционным и акустическим признакам

Логопед: Девочка Марина ещё не умеет произносить звук Ш, давай её научим.

Губы трубочкой, язычок широкий, «чашечкой». Воздушная струя тёплая.

Звук (ШШ) произносится без голоса и звучит он твёрдо.

(Выставляется игрушка Дед Звукоед)

Дед Звукоед в домике Марины побывал звуки «съел» и убежал: шта –што-шту-шты. (убегает)

Дед Звукоед бежит и радостно шуршит: ша-шо-шу-ши, испуганно: шка-шко-шку….

4. Прослушивание стихотворения.

Логопед: Послушай любимое стихотворение девочки Марины. (Выставляется картинка.)

Вот девочка Марина,

А вот её ма. ина.

– На, ма…ина, ча…ку,

Е…ь, ма…ина, ка…ку

Вот твоя кроватка,

Спи, ма…ина, сладко.

Логопед: Какой звук съел дед Звукоед?

А сейчас послушай стихотворение ещё раз. (Логопед читает стихотворение, голосом выделяя звук [ш]).

Посмотри внимательно на предметы, изображённые на картинках, и назови их, голосом выделяя звук [ш]. (Ребё нок называет картинки: машина, чашка, кашка).

5. Звук [ш] в предложениях.

Звук [Ш] вернули мы в слова, теперь предлагается игра «Подскажи словечко». (Логопед читает стихотворение, ребёнок добавляет подходящее слово с опорой на предметную картинку)

Вот девочка … (Марина)

А вот её… (машина)

На, … (машина, чашку)

Ешь, … (машина, кашку)

Вот твоя. (кроватка).

Спи, … (машина) сладко.

Картина убирается (зрительная память)

Логопед: Вспомни и назови предметы посуды, изображённые на картинке (мебель, транспорт).

Со звуком [ш] ты поиграл, а любимое стихотворение девочки Марины не рассказал. (Ребёнок читает стихотворение самостоятельно, с опорой на предметные картинки).

6. Итог занятия

Дед Звукоед

Фонема «Л» по мотивам сказки «По щучьему велению»

Цели:

1. Автоматизация звука «Л» в слогах, словах.

2. Развитие артикуляционной моторики.

3. Развитие фонематического слуха и восприятия.

4. Расширение словаря за счет образования глаголов совершенного вида.

5. Формирование самоконтроля за речью через оральный, акустический контроль.

Оборудование:

1. Таблица артикуляционно- акустического образа звука.

2. Сюжетная картинка для логопедической зарядки.

3. Картинки по сюжету сказки «По щучьему велению».

4. Дидактическая кукла.

5. Модель стихотворения «Козёл»

Ход занятия

Придумано кем – то просто и мудро,

При встрече здороваться «Доброе утро!»,

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам!

(Ребёнок здоровается с гостями)

Логопед: Как тебя зовут? (Вика) Делим слово Вика на слоги, делим слово Ви-ку-ся на слоги, сравниваем слова (короткое – длинное)

Логопед: Смотрю я на тебя, Вика, и пытаюсь догадаться, какое у тебя сейчас настроение

Ребё нок: Хорошее, весёлое. Радостное.

Логопед: А здесь грустит наша кукла Лола.

Кукла Лола заболела,

не пила она не ела,

Целый день она молчала,

даже книжки не читала.

- Какой звук чаще других встречается в стихотворении? (Л)

Кукла Лола позабыла как звук «Л» произносила.

Посмотри, не только Лола грустит, на болоте плачут лягушки.

Артикуляционная гимнастика

Злая цапля по болоту, каждый день шла на охоту (Дуть на язык, ударяя пальцами по щекам)

Всюду клюв он свой совала.

Жить лягушкам не давала (трубочка)

И заплакали лягушки:

-Что – же делать нам, подружки? (опускать нижнюю губу).

Хватит хныкать и бояться,

Лучше будем улыбаться (улыбка)

Всё, теперь нам цапли не страшны ни капли!

И такие цапли не страшны ни капли (улыбка – трубочка)

Где ты, цапля, выходи!

Мы сейчас тебя съедим! (пожевать язык на слог «ЛА»)

Даже губки мы оближем.

Что стоишь? Иди поближе» (облизать верхнюю губы)

От испуга цапля вдруг завопила, как индюк (Индюк)

Крылья цапля распустила, замахала со всей силы (Качели во рту)

И быстрее самолёта полетела прочь с болота.

-ЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛ

Лягушата от радости запрыгали. Давай вместе с лягушатами попрыгаем по болотным кочкам (ла-ЛА, Лы-лы,)

Посмотри; Лола улыбается, она вспомнила, как произносится звук «Л».

А в это время в тридевятом царстве

Целую неделю без дел сидел Емеля.

Всё зевал да зевал,

Рот широко разевал.

Вдруг. не ведал, не гадал, как губами звук поймал.

А звук был не простой – волшебный звук «Л»

Анализ артикуляционно-акустического образа звука «Л»

Л

Артикуляция звука [Л]

Согласный,

звонкий, твёрдый

Звук «Л» - Отпусти меня, Емеля. Я любое твоё желание исполню.

Емеля: Хочу, чтобы все поручения царя батюшки сами собой выполнялись.

Приказал царь – батюшка «Рыбы налови!» Емеля тут – звук «Л» пропел, получилось «наловил» :

Давай поможем Емеле чудеса творить:

(игра с мячиком)

Батюшка наказывает

Воду с речки наноси. (л)

Тесто в кадке замеси.. (л)

За грибами в лес сходи.. (л)

В стадо тёлку проводи.. (л)

Кашу манную свари.. (л)

Колыбельку смастери.. (л)

Дров побольше напили.. (л)

И капусту насоли.. (л)

Жарче печку натопи.. (л)

В лавке пряников купи.. (л)

Травку свежую скоси.. (л)

Братца к лекарю свози.. (л)

Логопед: Чудеса, да и только!

Услышала царевна Несмеяна о волшебном звуке (Л) и решила попробовать его волшебную силу. Царь батюшка наказывает Несмеяне:

Воду с речки наноси. (ла)

Тесто в кадке замеси.. (ла)

За грибами в лес сходи.. (ла)

В стадо тёлку проводи.. (ла)

Кашу манную свари.. (ла)

Колыбельку смастери.. (ла)

Дров побольше напили.. (ла)

И капусту насоли.. (ла)

Жарче печку натопи.. (ла)

В лавке пряников купи.. (ла)

Травку свежую скоси.. (ла)

Братца к лекарю свози.. (ла)

Логопед: Чудеса, да и только!

Логопед: Заспорили Емеля и Несмеяна, кому волшебный звук (Л) больше помог

Я ходил, и я ходила (пел, сидел, махал, шёл.)

Емеля: Вика, я хочу, чтобы волшебный звук «Л» тебе помог.

Игра «Доскажи словечко» Ты должна будешь добавить слова: скакал, упал, кричал, сказал.

На лошадке я (скакал)

Да, свалился и (упал)

Я не плакал, не (кричал)

А поднялся и (сказал)

-АЛ-АЛ-АЛ.

На лошадке я (скакал).

Благодарим Емелю и возвращаемся, а наша кукла Лола выздоровела-научилась произносить звук (Л) и даже выучила стихотворение «Как у бабушки козёл.»

Д\з. Выучить стихотворение «Козёл»

Цели мастер – класса :

• сформировать представления родителей о методах и приемах работы по РРФВ и подготовке обучению грамоте в рамках коррекционно – развивающего занятия;

• научить родителей применять данные методы и приемы работы с ребенком для закрепления полученных знаний и умений дома.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Актуальность проведения мастер - класса по развитию речевого фонематического восприятия и подготовке к обучению грамоте (введение родителей в проблему усвоения программного содержания детей по обучению грамоте).

2. Занятие.

3. Рекомендации по закреплению оптического образа буквы в домашних условиях.

4. Написание отзывов.

5. Раздача разработанных памяток.

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы собрали вас для того чтобы провести «мастер – класс» по развитию речевого фонематического восприятия и подготовке детей к обучению грамоте.

В старшем возрасте данный предмет называется РРФВ, в подготовительной - подготовка к обучению грамоте. Проведение данного «мастер – класса» считаем необходимым, для того, чтобы Вы смогли максимально приблизиться к коррекционному процессу в детском саду, и помочь усвоить и закрепить полученные знания в домашних условиях.

Работа по развитию фонематического восприятия начинается со старшей группы. Сегодня мы собрали родителей старшей и подготовительной группы, для того что бы осветить данную проблему и начать с самых азов.

Начнем с того, что огромную роль в становлении речи играет фонематический слух. Фонематический слух это, своего рода, смысловая сторона речи. ( пример: Маляр покрасил крыШу. Дворник поймал крыСу). В норме фонематический слух полностью формируется к 2,5 годам.

Недостаточность развития фонематического слуха ведет к нарушению развития речи в целом.

- Нарушение звукопроизношения;

- Нарушение лексико – грамматического строя речи.

- Связной речи.

Последствиями нарушения фонематического слуха могут являться: дислексия, дисграфия.

Данный мастер – класс мы решили провести в форме занятия, это позволит более полно представить, как проходят занятия по РРФВ и обучению грамоте в детском саду.

Конспект занятия

Тема: «Гласные и согласные звуки»

Орг. момент

Сегодня на занятии мы с вами почувствуем себя детьми. Мы отправимся в путешествие по стране звуков и букв. Как вы думаете, что это за страна, кто ее жители? Какие звуки вы знаете?

Гласные звуки

А, О, У, И, Ы… - какие это звуки? Разобраться в этом нам поможет схема. (работа по характеристике звуков с помощью схемы)

Вывод: звуки бывают гласные и согласные.

Игра «Отгадай звук»

Сейчас мы отправимся в гости к звукам, а к каким вы догадаетесь сами. (работа с артикуляцией гласных звуков.)

Как мы назовем все эти звуки одним словом? – гласные.

Гласные звуки живут в красном домике, и обозначать мы их будем красным цветом.

Выделение ударного гласного

Давайте назовем картинки и определим первый звук в слове. (Утка, аист, облако иглы)

Выделение безударного гласного.

Давайте назовем картинки и определим первый звук в слове. (Арбуз, улитка, индюк)

Согласные звуки

Продолжим наше путешествие, а к каким звукам мы попадем в гости, вы узнаете, выполнив задание.

Загадки:

Заплелись густые травы,

Закудрявились луга,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога. (Баран)

Всегда шагаем мы вдвоем,

Похожие, как братья.

Мы за обедом – под столом,

А ночью – под кроватью. (Ботинки)

Ствол белеет,

Шапочка зеленеет.

Стоит в белой одежке,

Свесив сережки. (Береза)

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел –

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (Белка)

Выделяем первый звук. Даем характеристику звукам. Сегодня мы с вами будем знакомиться со звуками «Б - Бь»

Вывод: согласные звуки бывают твердыми и мягкими.

Сначала давайте познакомимся со звуком «Б».

Произнесем звук «Б»

При произнесении этого звука губы сомкнуты, затем раскрываются мгновенным выдохом воздуха. Горло работает.

Звук Б – согласный, твердый, звонкий. Обозначаем, синим цветом.

Но звук «Б» не живет один в этой стране, у него есть младший брат звук «Бь».

Разбор артикуляции. Когда мы произносим мягкий звук БЬ, губы улыбаются, горлышко работает.

Характеристика звука по схеме

Звук Бь согласный, мягкий, звонкий. Обозначаем зеленым цветом.

Игра «Внимательные ушки»

Давайте попробуем поймать звук «Б». Будьте внимательны, мы ловим твердый звук.

Звуки : П, П, Б,БЬ,С, М, БЬ, Л, К, Б, Б.

Слоги: БА, ПА, СЫ, ОБЬ, АП, МУ, БЭ, ПЮ, БЮ.

Слова: бык, сорока, воробей, бусы, дом, забор, бочка, белка.

Физ. минутка

Игра «Скажи наоборот»

Вот мы с вами очутились на волшебной полянке. Все дети мечтают быть волшебниками, а мы сегодня научимся маленькому волшебству, мы будим превращать твердые звуки в мягкие, а мягкие в твердые.

Игра «Подарки для звука»

Звуки «Б» и «БЬ» любят подарки. Как вы думаете, какие подарки любят звук? (слова, в которых живут звуки «Б», «БЬ»).

А теперь придумайте сами слова со звуками «Б», «БЬ».

Игра «Прятки со звуком»

Звуки «Б» «Бь» любят играть в прятки. Давайте поиграем с ними. Прячутся звуки в словах. Звук может спрятаться в начале, середине и в конце слова.

Каким цветом мы обозначим твердый звук «Б». Произнесите звук твердо. Найдите фишку нужного цвета (по аналогии с мягким звуком).

Слова: Баран, боты, лебедь, верблюд, столб, забор, краб.

Игра «Зашифрованные слова»

Синтез (Д –Ы -М, Д-О -М, К-О-Т, Ш-А-Р, С-Л-О-Н, К-А-Ш-А)

Знакомство с буквой

Дом для звука это буква. Как вы думаете в каком домике живут звуки Б, Бь?

Разбор элементов

Давайте посмотрим из каких элементов построен домик звуков. (Из длинной палочки, короткой палочки и полукруга).

Работа с крупой:

Сейчас мы предлагаем вам нарисовать портрет буквы «Б». А сделаем мы это, необычным способом. Рисовать мы его будем на манной крупе. Пишем букву сверху вниз – длинная палочка, полукруг, короткая. Сначала прорисуем букву в воздухе. Теперь на крупе.

Молодцы, у вас получились замечательные портреты.

Работа с различным материалом

Какой материал у вас есть на столах, назовите. А теперь из материала, который есть у вас на столах (фасоль, счетные палочки, заготовки из картона) составьте разные портреты буквы «Б».

Итог занятия

Теперь вы снова стали взрослыми.

Скажите, а где мы с вами побывали? С какими звуками познакомились? (характеристика звуков). С какой буквой мы познакомились?

Какие задания вы выполняли? Что вам понравилось? Что было сложным?

Закрепление оптического образа буквы в домашних условиях

Уважаемые родители, мы хотим поделиться с вами практическими советами, как закрепить букву дома.

Эти интересные и не сложные упражнения помогут ребенку запомнить букву, поспособствуют развитию зрительного восприятия, внимания, зрительной памяти. Так же эти упражнения являются профилактикой дисграфии и дислексии.

А теперь мы хотим показать вам как занимаются с ваши дети на занятиях по РРФВ и обучению грамоте.

Публикации по теме:

Комплексное занятие по математике и подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие по стране Знаний» Цель: способствовать формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания. «Познавательное развитие» Задачи: -продолжать.

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Путешествие в страну гласных звуков и букв»Конспект логопедического занятия в старшей группе «Путешествие в страну гласных звуков и букв» "Путешествие в страну гласных звуков и букв" Цель: систематизировать знания детей о гласных звуках на примере звуков [а], [у], [и], [о],.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в сказочный город букв» Программное содержание: Закрепить с детьми понятия: звуки и буквы, гласные и согласные буквы, разделение звуков на твердые и мягкие, звонкие.

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Путешествие в страну звуков и букв». цель: обобщение знаний детей по разделу звукопроизношение. Оборудование: разрезная азбука, мультимедийная установка, модели домиков (2,.

Конспект проведения занятия по обучению грамоте «Дифференциация звуков [п]-[б], [п΄]-[б΄]» Программное содержание: Учить детей составлять слова из слогов-слияний. Продолжать учить определять и называть количество слогов в словах,.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в средней группе «Путешествие в страну звуков и слов» Ход занятия: «Становись скорее в круг Ты мой друг и я твой друг! Крепче за руки возьмись И друг другу улыбнись!» Как красиво вы улыбаетесь,.

НОД по обучению грамоте в старшей группе «Путешествие в страну гласных звуков» Задачи: Коррекционно-образовательные:уточнять понятие «гласный звук»,учить различать и четко артикулировать гласные звуки [ А,У,И,О,Ы ],.

Проект «В стране букв и звуков» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад д. Алексеевка Методическая разработка по подготовке грамоте.

Технологическая карта НОД по обучению грамоте в подготовительной группе. ЗАС c применением правил употребления гласных букв Технологическая карта организованной учебной деятельности Область: «Коммуникация». Подобласть: обучение грамоте. Тема: «ЗАС c применением.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «В стране букв» Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «В стране букв» Образовательные задачи: -научить детей внимательно вслушиваться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс по развитию речи и обучению грамоте «Путешествие по стране звуков и букв»
Опубликовано: 15 ноября 2016 в 21:39
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД