Мастер-класс «Игры для развития логического мышления детей с использованием блоков Дьенеша»

Ирина Чусовитина
Мастер-класс «Игры для развития логического мышления детей с использованием блоков Дьенеша»

Мастер-класс по теме: «Игры на развитие логического мышления детей с использованием блоков Дьенеша»

Название: использование методического пособия «Блоки Дьенеша»

Тема: «Игры на развитие логического мышления детей с использованием блоков Дьенеша»

Ведущий: Чусовитина Ирина Васильевна

Цель мастер-класса: показать педагогам возможности решения образовательных задач посредством использования блоков Дьенеша».Оборудование: столы, мультимедийная презентация.

Раздаточный материал: наборы «Блоки Дьенеша», логические карточки, схемы дорожек, карты-схемы и карты-лабиринты, альбомы серии «Блоки Дьенеша» Б. Б. Финкельштейна.

Проверка реализации поставленных задач и достижения цели осуществляется с помощью демонстрации практической работы.

Ход мастер-класса:

Вводная часть

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Сегодня я с вами хочу поделиться опытом своей работы по использованию блоков Дьенеша как средства развития логического, математического и пространственного мышления детей.

Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Логические блоки представляют собой эталоны форм — геометрические фигуры (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник) и являются прекрасным средством ознакомления маленьких детей с формой предметов и геометрическими фигурами, а также игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с цветом, размером и толщиной объектов. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.

На первый взгляд может показаться, что логические блоки Дьенеша – это обычный набор геометрических тел или строительных блоков. В действительности же это гораздо больше, чем просто строительный материал. Это целый кладезь игр на развитие логического, математического и пространственного мышления!

Для реализации данной технологии я использую методическое пособие альбомы серии «Блоки Дьенеша» автора Б. Б. Финкельштейна.

Основная часть.

Любое занятие с пособием я превращаю в игровую ситуацию, пускай блоки будут не просто объемными фигурами, а печеньками, жильцами домов, пассажирами паровоза, овощами, фруктами и т. д.

Итак, начинать играть можно уже с 2х лет, постепенно усложняя задачи.

Игры с блоками Дьенеша

Педагог: Вариантов игр с блоками Дьенеша много, предлагаю вашему вниманию отдельные игрыв порядке возрастающей трудности: Разнообразие заданий настолько велико, что в них найдется много полезного как для 2-летних, так и для 7-летних детей.

«Сортируем блоки по наличию одного признака»:

Предлагаю взять две игрушки, например, Зайку и Мишку и скажите детям, что Зайка любит круглые печеньки (печеньками будут логические блоки Дьенеша, а Мишка квадратные. Пускай малыш разделит фигуры между игрушками соответственно их предпочтениям. Важно научить ребенка выделять и узнавать отдельные свойства фигур. Во время первых игр акцентируйте внимание ребенка только на каком-то одном свойстве, например, цвет или форма.

Аналогично сортировать фигуры можно и по цвету, размеру, толщине. Свойство толщины, как правило, ребенку дается труднее всего, поэтому займитесь им в последнюю очередь.

Например, упражнение «Волшебный мешочек». Все фигурки складываются в мешок. Предлагаю педагогам на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые). Все фигурки опять же складываются в мешок. Затем предлагаю достать фигурку из мешка и охарактеризовать ее по одному или нескольким признакам. Либо называть форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.

• Сортируем фигуры по наличию двух признаков

Когда малыш будет хорошо справляться с предыдущим заданием, попробуйте добавить еще одно свойство для сортировки.

На этот раз фигуры могут быть фруктами, которые нужно разместить на деревья. На одно дерево повесим все красные и большие фрукты, а на другое – синие и треугольные.

• Строим дорожку по схеме

Это задание рассчитано на возраст детей с 3 лет и учит ребенка не только выкладывать дорожки с учетом чередования свойств, но еще и понимать графическую схему и следовать ей. На листочке вы рисуете схему, на которой будет указано, в каком порядке фигуры должны следовать друг за другом. Глядя на схему, ребёнок должен выложить фигуры в той последовательности, как показывают стрелки.

На такой схеме желательно ограничиться только одним свойством (цвет или форма). Обратите внимание на слайд презентации.

Для усложнения задачи можно слегка запутать стрелочки, так последовательность будет не столь очевидной. Давайте с вами выполним данное задание практически. (Предлагаю педагогам обратить внимание на схему, изображённую на слайде).

• Сортируем блоки с использованием логических карточек

Следующий шаг – это развитие умения кодировать и декодировать информацию о фигурах с помощью логических символов. Начинаем эту работу с детьми от 4-х лет. То есть, если до сих пор вы задавали ребенку условия для сортировки словами, то теперь ребёнок будет учиться устанавливать взаимосвязь между свойством блока и его графическим изображением.

Для такого варианта игры вам понадобятся логическиекарточки со следующими обозначениями:

, , - синий, красный, желтый блок

, - большой и маленький блок

, - толстый и тонкий блок

, ,, — блок соответствующей формы

Карточки с перечеркнутыми изображениями указывают на отрицание какого-либо свойства. Например, - не синий, - не круглый, - не толстый, - не большой и т. д. (Используется слайд презентации).

В комплекте блоков Дьенеша таких карточек, к сожалению, нет. Вы можете сделать их самостоятельно. Вводите логические карточки в игру постепенно, объясняя ребенку, что значит тот или иной символ.

Давайте на практике попробуем рассортировать фигуры на две группы (не забывайте как-то обыгрывать задание, блоки могут стать пассажирами, которых нужно рассадить в две разные машины). Для каждой группы поставьте одну или две логических карточки. К примеру, рядом с одной группой поставьте красную карточку и треугольник (значит сюда нужно подобрать все красные треугольные фигуры, рядом с другой – карточки с кругом и маленьким домиком (подбираем маленькие круглые фигуры).

Педагоги выполняют задание, используя карточки.

• Подбираем карточки к соответствующим фигурам

Попробуйте и обратное задание. Сначала вместе рассортируйте блоки по какому-то словесному условию. Допустим, предложите расселить все фигуры по двум домикам (толстые в один домик, тонкие – в другой). После того, как ребенок справится с заданием, предложите «подписать» каждый домик карточкой, чтобы жильцы не перепутали свои домики. Помогите малышу выбрать подходящие карточки из нескольких предложенных.

• Сортируем блоки по отсутствию одного признака

Цель игры: рассортировать фигуры на НЕ круглые и НЕ квадратные. При этом обратите внимание малыша на то, что некоторые блоки (к примеру, треугольные) могут подойти и туда, и туда. Не забывайте оживлять игру каким-то сюжетом (например, котенок рассаживает цветы по клумбам – на одной клумбе НЕ круглые цветы, а в другой НЕ квадратные). (Используется слайд презентации).

«Расселяем жильцов» в домике. Для каждой комнаты задаем условие

Это задание похоже на игры с логическими карточками. Ребенку необходимо расселить фигуры в домике, учитывая те условия, которые даны для каждой «комнатки». Если вы только учите детей понимать значения изображений, достаточно будет одного условия, ну а более способным дошкольникам можно и три условия в одну комнатку нарисовать.

Давайте попробуем с вами расселить жильцов в домики, используя карты-схемы.

• Альбом заданий «Лепим нелепицы»

Отдельно хочется сказать про альбом заданий «Лепим нелепицы». Если честно, мне он понравился больше всех остальных пособий. На обложке возрастное ограничение от 4х лет, на деле его смело можно использовать с 3х лет, особенно, если малыш уже не первый раз играет с блоками Дьенеша.

Цель данного пособия: подобрать фигуры с учетом трех условий одновременно. Подобрав все блоки и поставив их в нужные места, малыш получит забавную картинку. Причем эта картинка еще и является ответом на загадку. Загадки, кстати, тоже непростые, это загадки обманки – по рифме просится один ответ, а на самом деле другой. Развивает логическое мышление и внимание детей.

• Игра «Блоки путешествуют»

По-моему, это один из самых увлекательных вариантов игр с блоками, он будет интересен детям старшего дошкольного возраста. Здесь блоки – это не просто геометрические фигуры, а настоящие путешественники, которые ходят по тропинкам и соблюдают дорожные знаки. Но знаки у них, разумеется, не простые, а специальные, для блоков.

К игре необходимо подготовиться и нарисовать поле с разветвляющимися тропинками, при этом на каждой развилке должно быть указание, каким «путешественникам» можно по этой дорожке ходить, а каким нужно свернуть на соседнюю тропинку.

Например, на первой развилке дорожка разделяется на две части, и все маленькие фигуры идут налево, а большие направо. Далее каждая из этих дорожек снова разветвляется, и теперь уже, чтобы узнать, по какой дорожке идти, нужно обратить внимание на цвет блока и т. д. Чтобы усложнить игру, можно добавить знаки с отрицанием свойств.

Игра станет интереснее, если в конце каждая дорожка приведет к какой-то цели – кафе, магазин, лес, детская площадка. Можно поставить перед ребенком другую задачу – догадаться по знакам, какими свойствами должен обладать блок, чтобы он все-таки смог дойти до хлебного магазина, и найти его среди остальных. Это тоже очень полезный вариант игры, обязательно попробуйте и его.

Заключительная часть

Рефлексия. Предложить посмотреть полученный результат по игре «Блоки путешествуют. Рассказать о том, что получилось, что понравилось. Обменяться мнением. Предложить педагогам занять свои места.

Педагог: Ну что ж, на этом остановлюсь, хотя варианты игр с блоками Дьенеша, по-моему, неисчерпаемы. Я не устану хвалить этот замечательный развивающий материал, и от души советую его вам. Игры с «Блоками Дьенеша» позволяют сделать учебный процесс для ребенка более комфортным, повышает эффективность обучения, превращая образовательную деятельность в игру. Они развивают у детей любознательность, познавательную мотивацию; пространственные представления и умение ориентироваться по элементарному плану; развивают зрительное восприятие, внимание и память; логическое мышление.

С помощью таких игр у детей формируются навыки сотрудничества, взаимопонимания,доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

Уважаемые коллеги, спасибо за внимание! Я очень довольна вашими успехами.

Надеюсь, что мой мастер – класс будет вам полезен. Вы по-новому посмотрите на использование «Блоков Дьенеша» в вашей работе с детьми.

Публикации по теме:

Блоки Дьенеша в процессе развития логического мышления дошкольников Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 68 "Светлячок" "БЛОКИ ДЬЕНЕША В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО.

Дидактические игры для развития логического мышления и умения объединять части в единую картинкуДидактические игры для развития логического мышления и умения объединять части в единую картинку Для развития логического мышления и умения объединять части в единую картинку мною были изготовлены следующие дидактические игры:.

Игры на кухне для развития логического мышления, внимания и памяти Холодно-горячо Пусть малыш выйдет из кухни, а вы в это время спрячьте какой-нибудь вкусный сюрприз для него (например, маленький.

Использование игры-головоломки «Монгольская игра» для развития логического мышления у дошкольниковИспользование игры-головоломки «Монгольская игра» для развития логического мышления у дошкольников Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются.

Мастер-класс «Круги Эйлера как средство развития логического мышления» Введение Логическое мышление формируется на основе образного мышления и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии.

Мастер-класс «Логико-математические игры как средство развития логического мышления у дошкольников» [Мастер-класс для педагогов «Логико-математические игры как средство развития логического мышления у дошкольников» Актуальность: социокультурные,.

Мастер-класс «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством математических игр» Цель мастер-класса: повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта работы педагога.

Мастер–класс «Использование логических блоков Дьенеша в работе с детьми» слайд 2 Цель: повысить уровень компетентности педагогов путем овладения ими технологией применения игр с блоками Дьенеша при формировании.

Технология развития логического мышления дошкольников с помощью логических блоков Дьенеша Область педагогической деятельности и актуальная проблема, на разрешение которой направлена технология. Технология направлена на развитие.

Методические рекомендации «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления детей» МУНИЦИПАЛОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕИЕ «ОКСКИЙ ДЕТСКИЙ САД» Методические рекомендации «Использование блоков.

Библиотека изображений:
  • Домашние животные
  • Математика
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Мастер-класс «Игры для развития логического мышления детей с использованием блоков Дьенеша»
Опубликовано: 6 октября 2019 в 15:04
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Всемирный День попугаев

Птицам дивной красоты, экзотическим попугаям посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям об этих пернатых и заняться с детьми...

10 мая. День вежливости на МААМ

Воспитывать правильную культуру общения – одна из важнейших задач педагогов и родителей. Вежливость, деликатность, воспитанность и коммуникабельность украшают человека, делают его привлекательным для...


Горячие темочки