Лучший педагог года

Консультация «Пословица недаром молвится»

Ольга Крохина
Консультация «Пословица недаром молвится»

. Разработала и провела: Воспитатель Крохина О. А…

Цель мастер-класса: освоение и последующее активное применение технологии в практической деятельности педагога-воспитателя.

Проблема

В наши дни произведения устного народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки, пословицы) практически не используются. В семьях знают все меньше обрядов, забывают песни и колыбельные, не всегда придерживаются русских традиций.

План проведения мастер класса.

Работать с вами мы будем по следующему алгоритму:

1. Представление технологии.

2. Проведение имитационной игры.

Публикация «Консультация „Пословица недаром молвится“» размещена в разделах

3. Рефлексия.

Представление технологии:

Выдающиеся отечественные педагоги К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, А. М. Леушина неоднократно говорили о возможностях, которые заложены в фольклоре, как средстве обучения и воспитания. Фольклор дает прекрасные образы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Ведь речь – величайшее богатство, данное человеку. И ее, как и любое богатство, можно либо приумножить, либо незаметно растерять.

К малым фольклорным жанрам относятся загадки, прибаутки, считалки, скороговорки, пословицы и поговорки. Естественно, может возникнуть вопрос: а зачем нам опыт предков, которые жили несколько веков назад? Возможны различные точки зрения, но нельзя оспаривать нравственную ценность этого исторического материала. В наши дни, как никогда актуальны проблемы милосердия, гуманности, патриотизма, духовности в отношениях между людьми.

Поговорим сегодня о пословицах и поговорках.

Пословица – это краткое изречение с назидательным смыслом; народный афоризм.

Поговорка – это выражение преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания и не являющееся афоризмом. Необходимо помнить: пословицы строятся на антитезе, чаще всего они имеют прямой и переносный смысл.

Пословицы и поговорки образны, поэтичны, они наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, метких определений.

Использование пословиц и поговорок на занятиях и в повседневной жизни активизирует речь ребенка, способствует развитию умения ясно формировать свои мысли, помогают лучше понять правила житейской мудрости. Они учат детей нравственным основам жизни, говорят о правде и лжи, страхе, похвальбе, глупости, лени, доброте, ссоре:

В своей работе с детьми широко использую пословицы, и поговорки при этом опираюсь на принципы постепенности и последовательности усложнения данного материала.

Для закрепления поговорок и пословиц формы работы могут быть самые различные.

• Игры-соревнования «Кто больше скажет пословиц».

Дидактическая игра: «Один начинает, другой продолжает». «Продолжи пословицу» : воспитатель говорит начало, а дети продолжают, затем начало пословицы произносит один ребенок, а другой ее заканчивает.

«Пословица недаром … молвится». «С родной земли … умри – не сходи». «Без дела жить – только … небо коптить».

• Можно предложить детям подбирать пословицы и поговорки по смыслу: о честности, храбрости, о Родине, о дружбе, о матери, о труде.

«Нет друга – ищи, а найдешь береги» «Хочешь есть калачи – не сиди на печи». «Родная земля и в горести мила». «Родина мать умей за неё постоять»

• Можно раздать детям картинки с изображениями, а они должны назвать подходящую пословицу. Например: на картинке изображен какой-нибудь вид работы – «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Кончил дело, гуляй смело»; на картинке изображена женщина с ребенком – «При солнышке тепло, при матери добро», «Нет милее дружка, чем родная матушка».

• Изобрази пословицу пантомимой.

Пословицу показывает желающий ребенок, остальные отгадывают. Упражнение не только позволяет запомнить пословицы или повторить выученные, но и способствует раскрепощению детей, установлению лучшего взаимопонимания между ними.

• Нарисуй пословицу.

Каждый ребенок иллюстрирует свою пословицу. Показывает рисунок и называет пословицу. Все запоминают. Педагог показывает рисунки, а дети стараются вспомнить пословицы. Постепенно образуется «банк» рисованных пословиц.

• Изобрази пословицу схемой. Это пример пиктограммы. Представьте, как могут «выглядеть» пословицы : «Человек без друзей – что дерево без корней», «Материнская забота в огне не горит и воде не тонет». Интересно, как одну и туже пословицу изобразят разные ребята. Желательно найти интересные моменты на каждой схеме.

• Найди лишнюю пословицу.

«Дело мастера боится»; «Не бойся работы, пусть она тебя боится»; «Не спеши языком – торопись делом»; «Язык до Киева доведет».

• Найди пару. Среди нескольких найти пары пословиц, близких по смыслу:

«Кто грамоте горазд, тому не пропасть»; «Руби дерево по себе»; «Знания никому не в тягость»; «Без корня и полынь не растет»; «Родная сторона – мать, чужая – мачеха»; «По Сеньке и шапка».

Правильно будет ответ 1-3, 2-6, 4-5.

• Картинка + рассказ + пословица.

Каждому ребенку дают сюжетную картинку и совершенно произвольная пословица. Необходимо придумать рассказ по картинке, чтобы в него обязательно вошла данная пословица.

• Проведя беседы с детьми по патриотическому воспитанию нужно обязательно использовать пословицы и поговорки, например: беседа с детьми о Российской Армии, использовать можно пословицы «Если Армия сильна, непобедима и страна», «Где смелость, там и победа», «Знает свет – тверже русских нет» по этой пословице будут у детей вопросы «Что такое свет?», «А как это – тверже», надо обязательно объяснить детям содержание и смысл пословицы «Свет – это вся земля, все страны. Тверже – сильнее и смелее русских людей нет».

Так, при обсуждении понравившегося произведения Л. Кассиля «Твои защитники» ребята восхищались мужеством и находчивостью героев, делали обобщение, используя пословицы : «Тот побеждает, кто смерть презирает», «Тот герой, кто за Родину горой».

• Еще одна форма работы с детьми – это сотворчество воспитателя и детей – составление новых пословиц.

«Где храбрость и отвага – до победы два шага»; «В бою нужна не только винтовка, но смекалка и сноровка»; «Человек без друзей – что солнце без лучей»; «Работай смелее – будешь жить веселее».

К. Д. Ушинский говорил, что пословицы помогают детям изучать окружающий мир, лучше понимать различные явления, события. Изучая пословицы о труде можно показать значение труда в жизни людей.

«Без дела жить – только небо коптить». «Кто лениться – тот не цениться». «Не сиди сложа руки, так не будет скуки».

Изучая пословицы о Родине, у детей зарождается чувство гордости за свой народ.

«Человек без Родины, что соловей без песни». «Родина мать умей за нее постоять». «Жить – Родине служить». «Один за всех и все за одного». «Жизнь пройти, не поле перейти».

Пословицы и поговорки помогают включить в словарь дошкольника такие слова, как «боец, герой, Родина, народ, побеждать, защищать и т. д.»

Правильное понимание содержания пословиц и поговорок научит ребенка широко использовать их в повседневной жизни. Ведь мы все, взрослые хотим, чтобы наши дети выросли умными, честными, трудолюбивыми. Через пословицы и поговорки решаются задачи огромной важности – учат светлому и жизнерадостному восприятию мира, дают уроки нравственности и доброты, приобщают к богатству и красоте родного языка, народным традициям, величайшей культуре прошлого. Именно поэтому они сегодня так актуальны и могут с успехом быть использованы воспитателями в работе с детьми.

2. Проведение игр с использованием пословиц.

Уважаемые коллеги, я прошу вас побыть в роли детей старшего дошкольного возраста.

Задание 1

Игра: «Скажи по другому»

Цель: учить детей излагать смысл пословицы своими словами.

Задание 2

Игра: «Узнай пословицу по картинке»

Задание 3

Игра: «Я начну, а ты продолжи.»

Задание 4

Игра: «Нарисуй пословицу»

Задание 5

Игра: «Инсценировка пословиц»

Рефлексия.

Уважаемые слушатели! Прошу Вас выполнить рефлексию по методике «Эмоциональное письмо». Для этого выберите из предложенных вам разной раскраски листьев, цвет листа соответствующий вашему настроению на нашем занятии и украсьте им наше дерево. (красный- мне все понравилось, желтый- понравилось частично, белый- не понравилось).

Итог обыденной работы –

Восторг волшебного полета!

Все это – дивное явленье –

Урок, рожденный вдохновеньем…

Благодарю за сотрудничество! Творческих всем успехов!

Публикации по теме:

«Зима недаром злится, прошла ее пора!» Сценарий мероприятия, посвященного проводам зимы«Зима недаром злится, прошла ее пора!» Сценарий мероприятия, посвященного проводам зимы Цель: создать условия для расширения у детей старшего дошкольного возраста представления о русских народных праздниках. Задачи: продолжать.

Дидактические игры для развития речи и мелкой моторики рук «Мотаем шнурочки парами — речь развиваем недаром мы»Дидактические игры для развития речи и мелкой моторики рук «Мотаем шнурочки парами — речь развиваем недаром мы» Давным-давно известно, что "Ум находится на кончиках пальцев" (В. А. Сухомлинский). Также много сказано, о зависимости уровня развития речи.

Консультация «Формы РДА» (продолжение) Формы РДА Первая форма РДА- полная отрешенность от происходящего. Отсутствие речи. Невозможность организовать ребенка: поймать.

Консультация для родителей «Мама, я сам!»Консультация для родителей «Мама, я сам!» Когда кроха, надевая ботинки, говорит:"Я сам (а!" - не торопитесь предлагать ребенку свою помощь. Задумайтесь, что важнее: вовремя выйти.

Консультация для родителей «Милосердие» Впустите в сердце доброту Чуткость,сострадание. И в вашем сердце зацветут Любовь и понимание. Милосердию и состраданию люди учатся на протяжении.

Консультация для родителей «Мы изучали» На этой неделе мы изучали тему «День матери. Женские профессии» 1. Развитие речи: Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами» Задачи:.

Консультация для родителей «Святки». Консультация для родителей «СВЯТКИ». Все на Святки! Все на Святки! Приходите-ка! И ОВСЕНЬ и КОЛЯДА будут вместе снами! -Это что такое СВЯТКИ?.

Консультация для педагогов по робототехнике Консультация, обмен опытом для педагогов по робототехнике. В городе Биллунд, Дания, находится завод, который производит всемирно известный.

Консультация «Знакомьтесь: манкография!»Консультация «Знакомьтесь: манкография!» Уважаемые коллеги! Хочу рассказать Вам о манкографии - уникальной, но в тоже время очень простой технике рисования манной крупой (манкой).

Подборка пословиц о зиме «Пословица не даром молвится». Часть 1Подборка пословиц о зиме «Пословица не даром молвится». Часть 1 Пословицы и поговорки— неотъемлемая часть культурного развития русского фольклора. Это можно назвать даже одним из способов передачи накопленного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Пословица недаром молвится»
Опубликовано: 13 апреля 2020 в 16:22
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД