Мастер-класс «Применение метода Синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

Александра Серебрякова
Мастер-класс «Применение метода Синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

«Изучая родной язык, ребенок усваивает не только слова, но и множество понятий, мыслей, чувств, художественных образов…»

К. Д. Ушинский

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, так как процент дошкольников с различными речевыми нарушениями достаточно высокий.

Сейчас – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – кропотливая, ежедневная, необходимая работа.

Одним из эффективных способов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

Цель мастер - класса: повышение мотивации у педагогов к овладению инновационного метода «Синквейн».

Задачи:

- пропагандировать использование синквейна в своей деятельности;

- создать условия для активного взаимодействия мастера и участников

мастер – класса;

- совершенствовать практические навыки в использовании метода

синквейн.

Ход мастер - класса

Этапы мастер – класса Деятельность мастера Деятельность фокус группы

Актуализация, вхождение в тему Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Александра Викторовна. Я рада приветствовать вас на своём мастер – классе «Применение метода СИНКВЕЙН в развитии речи детей старшего дошкольного возраста».

- И прежде чем мы начнём, я хотела бы узнать ваше настроение. Покажите, пожалуйста, свое настроение соответствующей карточкой (Я тоже показываю).

- Уважаемые коллеги, я увидела ваше настроение, а сейчас приглашаю вас встать в круг, давайте возьмемся за руки, и я пущу вам импульс положительных эмоций, рабочей атмосферы и творческой деятельности, надеюсь, вы поделитесь этим импульсом и со мной (импульс возвращается). Спасибо, мы теперь одна команда. Начинаем работу.

Предлагаю посмотреть одну поучительную притчу.

ВИДЕО «Все в твоих руках»

В наших руках ребенок, и наша задача как воспитателей, чтобы ребенок чувствовал себя любимым нужным, а главное, успешным.

В основе моей работы с воспитанниками лежит изречение Сократа: «В каждом ребенке есть солнце, только дайте ему, светить», которое представлено в виде педагогического кредо:

«Как научить ребенка мир любить? Как показать, что жизнь крылата? Попробуй научить детей творить – И крылья обретут ребята!»

Развитие речевого творчества на сегодняшний день очень актуально и, по моему мнению, одним из эффективных способов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения - синквейн. Участники во фронтальном режиме взаимодействуют с воспитателем.

На столах стоят стаканчики со смайликами, участники поднимают соответствующую карточку.

Участники встают в круг, берутся за руки.

Участники сидят за столами, на столах конверты. В конвертах «ёлочка», ручка, иллюстрация, буклет, заготовки для синквейна.

Теоретическая часть

Синквейн – с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. В педагогических и образовательных целях, может использоваться как результативный метод развития образной речи, интеллектуальных и аналитических способностей.

Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.

При работе с данным приёмом решаются сразу несколько задач:

• активизируется словарный запас ребёнка;

• совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов;

• активизируется и развивается мыслительная деятельность;

• совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо.

Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами, и форма его напоминает ёлочку.

Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (существительное, означающее предмет, о котором идёт речь).

Вторая строка – два слова прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.

Третья строка состоит из трёх глаголов, описывающих действия предмета.

Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, как правило, четырёх, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится.

Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или синоним.

Чёткое соблюдение правил составления синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова.

Можно сказать, что синквейн - это полёт мысли, свободное мини-творчество.

- Предлагаю вам посмотреть видео, как я использую данный метод в работе с детьми.

Практическая часть

- И сейчас я вам предлагаю составить синквейн вместе со мной на тему «воспитатель» (на экране картинка на мольберте лист А3, я записываю синквейн, по мере составления).

- Кто?

- Какой он?

- Что делает?

- Составьте про него предложение.

- И заключительное слово, это может быть ассоциация, обобщающее слово, выражающее ваше отношение.

- И так у нас вами получился синквейн, мы его можем прочесть:

- воспитатель

- добрый, умный

- воспитывает, читает, учит

- Воспитатель учит детей читать.

- педагог

- Теперь я вам предлагаю разделиться на 2 группы.

1 группа самостоятельно составляет синквейн. У вас на столах лежат конверты, достаньте, пожалуйста, иллюстрации и «ёлочки» (осень, лес, радуга, мороз, карандаши, яблоко, мухомор, облако, река, пчела, ромашка, конфеты, составьте на них синквейн. Приступайте.

- А для второй группы подготовила другое задание (беру конверт и ищу, но как я вижу здесь не хватает главного слова - первой строки синквейна, скорее всего я его забыла, но…. надеюсь с вашей помощью его восстановить. В моем конверте оказалась карта, которая нам поможет справиться с этим заданием.

Итак, мы нашли все составляющие синквейна (читаю, так какое же слово я забыла?

- Спасибо.

А теперь вернемся к первой группе

- Прошу вас зачитать ваши синквейны.

- У вас получились замечательные синквейны.

- Сейчас мы с вами увидели разные способы составления сиквейна: синквейн на заданную тему и поиск недостающей части синквейна.

- Хочу сказать, что в результате использования данного метода в своей работе, воспитанники

научились составлять мини-сочинения, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; распространять простые предложения однородными членами; высказывать свои мысли понятно для окружающих; данный методом интересен и родителям, так как дети к составлению синквейна дома стали привлекать родителей, и теперь они вместе сочиняют нерифмованные стихи.

Предполагаемые ответы участников

- воспитатель

- добрый, умный, вежливый, ответственный, терпеливый

- воспитывает, читает, учит, работает, пишет

- Воспитатель учит детей читать.

- педагог

1 группа самостоятельно составляет синквейн по картинкам

Вторая группа ищет первую строку синквейна при помощи карты.

1 ориентир - 5 строка сиквейна (находят слово - деятельность, прикрепляют на мольберт)

2 ориентир - 4 строка

(предложение - Дает возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.)

3 ориентир - 3 строка (глаголы - ищет, учит, систематизирует)

4 ориентир - 2 строка (прилагательные - востребованный, исследовательский)

Предполагаемый ответ

Проект

Предполагаемые ответы участников

1. Радуга

яркая, разноцветная

висит, волнует, исчезает

Радуга появляется после дождя.

красота

2. Мороз

сильный, крепкий

щиплет, сковывает, рисует

Мороз щиплет за нос.

зима

3. Карандаши

цветные, поточенные

раскрашивают, ломаются, затупляются

В коробке лежат карандаши.

картина

4. Мухомор

опасный, заметный

привлекает, отравляет, стоит

Лось лечится ядовитым мухомором.

гриб

5. Облако

воздушное, кучевое

летит, парит, закрывает

Сегодня на улице облачно.

мечта

6. Река

горная, стремительная

течёт, разрушает, даёт жизнь

Хорошо у речки летом.

жизнь

Рефлексия На этом наш мастер - класс подходит к концу, и я предлагаю вам оценить его. Снова обратите ваше внимание на конверты, в них лежат заготовки для синквейна о мастер – классе, предлагаю вам выбрать соответствующие слова для синквейна и составить его (в конвертах заготовки для синквейна:

1. Мастер – класс

познавательный, интересный

мотивирует, обогащает, развивает

Мастер – класс это знания.

опыт

2. Мастер – класс

скучный, бесполезный

огорчил, не заинтересовал, запутал

Зря потраченное мною время.

разочарование)

- Прошу вас прочтите ваш синквейн о мастер классе.

- Я рада была с вами поделиться своим мастерством, спасибо вам за работу. Если у вас есть вопросы, с удовольствием на них отвечу.

Два человека зачитывают получившийся синквейн.

Литература:

1. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников // Логопед. – 2005. - №5. – 85 с.

2. Кабаченко Е. И. Кабаченко Н. А. Дидактический синквейн как средство оптимизации работы по развитию речи детей // Логопед. -2012. - №8. – 31 с.

3. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2016/02/23/priem-sinkveyn-na-uroke-chto-eto

Прикреплённые файлы:

sinkvein2_il2au.pptx | 1286,18 Кб | Скачан: 3
 
Публикации по теме:

Мастер-класс «Применение методов мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста» Цель: - ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное.

Использование метода мнемотехники в развитии связной речи дошкольников старшего возраста Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения, но и умение рассказывать, описать предмет, события, явления.

Мастер-класс для педагогов «Дидактический синквейн как средство оптимизации работы по развитию речи детей с ОВЗ» Цель мастер-класса: познакомить педагогов с одним из элементов инновационной педагогической технологии - «Синквейн», его значением в развитии.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Зима
  • Учимся считать
Автор публикации:
Мастер-класс «Применение метода Синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 20 сентября 2019 в 16:09
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 октября. День фантастики на МААМ

18 октября 1934 года родился классик советской научной фантастики Игорь Всеволодович Можейко, которого читатели знают по псевдониму Кир Булычев. Это имя для поколения советских школьников стало метафорой...

17 октября День рождения первого в истории Музея игрушек

17 октября 1918 года в Москве был основан первый в истории государственный Музей игрушки. Своему появлению он обязан не столько государству, сколько одному-единственному человеку: художнику, искусствоведу...

Перспективное планирование по физической культуре с детьми 1 младшей группы
Ноябрь № занятия стр № недели Программное содержание 1 84 1 Упражнять детей в прыжках в длину с места, бросании мешочков на дальность правой и левой рукой,...
Фотоотчёт проведённой экскурсии к Памятнику детей средней группы
Экскурсия к Памятнику, посвящённому 250-летию открытия Шикотана экспедицией Шпанберга. С целью развития нравственно-патриотических чувств у...
Перспективный план работы по экологическому воспитанию детей 3–4 лет (с...
Перспективный план работы по экологическому воспитанию детей 3-4 лет ( с использованием дидактических игр) месяц дидактическая игра сентябрь «Угадай...