Папки-передвижки

Мастер-класс «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни дошкольной организации»

Елена Колесова
Мастер-класс «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни дошкольной организации»
▼ Скачать + Заказать документы

СП «Детский сад №42» ГБОУ ООШ №18 г. Сызрани

Мастер - класс

Тема: «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни дошкольной организации»

Подготовила:

Методист Колесова Е. А.

2015г., г. Сызрань

Вступительное слово:

Публикация «Мастер-класс „Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни дошкольной организации“» размещена в разделах

Мы все хотим, чтобы наши дети были умными и здоровыми. А вот как конкретно это сделать, чтобы и получилось привычно и легко? На данном этапе ни школа, ни детский сад чётко и ясно на этот вопрос ответить не могут. Что же это такое, что может вдохнуть в нашу педагогику, психологию новый импульс – это труд, теория решений изобретательских задач. Труд поможет своими нестандартными приёмами сделать наших «средних» детей творческими личностями, т. е. даже поможет в укреплении их здоровья.

Так при знакомстве с ТРИЗ – вы не знаете, что он несёт, что он вам даст, поэтому не спешите, присмотритесь, приглядитесь и не делайте поспешных выводов. Что такое ТРИЗ – его расшифровка вы уже узнали на предыдущей консультации, а также, что ТРИЗ поможет решать задачи жизненно-важные каждому человеку. Почему? Потому что цель ТРИЗа – достижение достойной цели; разве воспитание и обучение наших детей здоровыми и умными, творческими личностями, не достойная задача. Она нам жизненно необходима. Главное достоинство этой теории в том, что она на основе диалектической логики позволяет резко повысить творческие способности каждого, а не в отдельности вундеркинда, т. е. то чего мы с вами хотели бы для своих детей.

Дорогие воспитатели, если вы хотите идти на работу, как на праздник. Если вам нравятся, когда глаза детей блестят на занятии, а активность превышает 100%; если вы хотите, чтобы каждое занятие было как мини-КВН или театрализованное представление, если вы хотите целый день смеяться, удивляться, петь и общаться с умными, думающими детьми – займитесь ТРИЗом.

Пусть вас не смущает это громкое название ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Всё грандиозное начинается с малого. А ТРИЗ - это уже скорее символ умных, ищущих инженеров, конструкторов, которые, наконец, поняли, что чем раньше начать развивать у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание, тем плодотворнее будет эта работа.

Вашему вниманию предлагается мастер-класс «ТРИЗ».

Тема мастер-класса «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни дошкольной организации»

Краткий рассказ о предстоящем мероприятии.

Цель мастер-класса : практическое освоение технологии ТРИЗ.

Актуальность: Воспитание, построенное на усвоение конкретных фактов изжило себя, ибо факты быстро устаревают, а их объем стремится к бесконечности.

Новизна: идеал системы образования 21 века заключается в том, что в основе воспитания дошкольников будет лежать развитие мышления.

Уважаемые коллеги я приглашаю желающих пройти к столам.

Прежде мне хотелось бы настроить Вас на нешаблонное мышление. Послушайте задачу и помогите мне её решить.

В давние времена, когда человека, за денежные долги, могли отправить в тюрьму, жил купец, задолжавший большую сумму денег некоему ростовщику. Последний — старый и уродливый — влюбился в юную дочь купца и предложил сделку: он простит долг, если купец отдаст за него свою дочь.

Отец пришел в ужас от подобного предложения. Тогда коварный ростовщик предложил бросить жребии: положить в пустую сумку два камешка, черный и белый, и пусть девушка вытащит один из них. Если она вытащит черный камень, то станет его женой, если же белый, то останется с отцом. В обоих случаях долг будет считаться погашенным. Если же девушка откажется тянуть жребий, то ее отца бросят в тюрьму, а сама она станет нищей.

Купец и его дочь согласились на это предложение. В то время, когда ростовщик наклонился за камешками для жребия, дочь купца заметила, что тот положил в сумку два черных камня. Затем он попросил девушку вытащить один из них, чтобы решить таким образом ее участь и участь ее отца.

Теперь представьте себе, что это вам надо тянуть жребий. Что бы вы стали делать, оказавшись на месте этой несчастной девушки? Или же что бы вы ей посоветовали?

Каждый из вас высказал свое предположение, но пришли вы к этому через тщательный логический анализ, что представляет собой шаблонное мышление. Но есть другой вид мышления — нешаблонный.

И вот вам первое задание:

В течение 2-3 минут обведите свою ладонь на листе бумаги и на каждом пальце напишите ответ на вопрос «Что я ожидаю от данного мастер-класса.

Жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Педагоги хорошо знают, что любой ребенок может быть творческой личностью, он от рождения является потенциально талантливым. И только неправильное воспитание, и обучение губит в детях ростки этой одаренности.

Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо развивать в дошкольном детстве творческое мышление, способность нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир.

Уважаемые коллеги предлагаю вам зачитать ваши ответы на мой вопрос.

Как бы в итог ваших ответов я предполагаю, что сегодня в конце мастер-класса Вы сможете :

Объяснить, что такое ТРИЗ-педагогика

Видеть возможности применения приемов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада

Для начала давайте вспомним, что такое ТРИЗ-педагогика.

Это самая молодая из известных и популярных инновационных педагогических систем. Она основана на ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) и ТРТЛ, созданной Российским ученым и писателем-фантастом Генрихом Альтшуллером. Ее современное название «прикладная диалектика».

Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

Девиз тризовцев – «Можно говорить все!»

Как же ввести элементы ТРИЗ в повседневную жизнь детского сада?

Данную работу необходимо проводить поэтапно:

Задачи 1 ЭТАПА. Научить находить и разрешать противоречия в объектах и явлениях, которые его окружают, развить системное мышление, т. е. умение видеть окружающее во взаимосвязи всех компонентов.

На 2 ЭТАПЕ. Научить детей изобретать предметы с новыми свойствами и качествами: новую игрушку, необычное платье, подарок и т. д.

На 3 ЭТАПЕ. Решать сказочные задачи и придумывать новые сказки.

На 4 ЭТАПЕ. Обучать детей находить выход из любой сложной ситуации. Данные задачи решаются в играх, игровых упражнениях, которые вы найдете в приготовленных для вас памятках. Для более полного представления о приемах ТРИЗ я предлагаю вам поиграть.

1. Игра «Полиномы фантазии»

Загадать любое слово из 3 букв. Д О М

Под «Д» пишем слова, обозначающие предмет (существительные)

Под «О» - слова, обозначающие свойства или состояние предметов (прилагательное или образованное от него наречие)

Под «М» слова, обозначающие действие и отвечающие на вопрос «что делает?». Составьте предложение из слов, например, в комбинации 2, 3, 1. Далее с детьми вы можете придумывать фантастические рассказы, оттолкнувшись от этих сочетаний.

2. Игра «Создание лимерика»

Лимерик – это английский вариант организованной нелепицы. В течении 5 минут постарайтесь придумать лимерик. Он должен быть сказочным, загадочным, можно даже использовать непонятные слова, но чтобы рифма сохранялась.

Первая строка – выбор героя (красно-синий медвежонок)

Вторая строчка – характеристика героя или его действия (по небу летал)

Третья строчка – реализация действия (как герой это сделал) (лапами как крыльями махал)

Четвертая строчка – выбор конечного эпитета или свое отношение к герою (птичек всех напугал)

Понятно ли вам задание? Пожалуйста, приступаем.

В процессе выполнения предлагаемых заданий детьми не следует подвергать критике их ответы сразу, без объяснения или развития ими идеи. Скорее всего ребенок не смог ее до нас донести, правильно выразить, или мы в ней не разобрались, так как ребенок в отличии от взрослого мыслит непосредственно, не приземлённо. Если мы взрослые пытаемся к решению вопроса подойти с реальной точки зрения, обдумывая каждый шаг, то ребенок не будет задумываться о законах реальной жизни.

Молодцы, вы творчески подошли к созданию лимерик.

Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса

И в заключении моего мастер-класса, представьте, что сегодняшний день вы провели в ресторане и теперь директор ресторана просит вас ответить на несколько вопросов:

– Я съел бы еще этого…

– Больше всего мне понравилось…

– Я почти переварил…

– Я переел…

– Пожалуйста, добавьте…

Кто готов к общению с директором ресторана?

Молодцы, вы прекрасно справились со всеми заданиями. Используйте различные приемы ТРИЗ, и перед вами в полной мере раскроется неиссякаемый источник детской фантазии. Я думаю, что теперь вы можете ответить на вопросы, поставленные в начале мастер-класса. Я рада, что вы посетили данное мероприятие. Спасибо за внимание.

Публикации по теме:

Применение методов арт-терапии: сказкотерапии, куклотерапии — в работе с эмоциональной сферой дошкольников «Применение методов арт - терапии: сказкотерапии, куклотерапии в работе с эмоциональной сферой дошкольников». (анализ деятельности воспитателя.

Современные подходы к формированию у детей основ здорового образа жизни в условиях дошкольной образовательной организации «Современные подходы к формированию у детей основ здорового образа жизни в условиях дошкольной образовательной организации» Задача раннего.

Методическая служба дошкольной образовательной организации «Фестиваль методических служб» в рамках городского педагогического марафона «Образование. Творчество. Развитие.» Уважаемые коллеги! Я постараюсь.

Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольной организации Физкультурно – оздоровительная работа в дошкольной организации Укрепление и сохранение здоровья детей основная задача дошкольного образования,.

Мастер-класс для педагогов «Технология лэпбук и ее применение» Мастер-класс для педагогов «Технология лэпбук и ее применение» Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в области поддержки.

Мастер-класс «Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми» Добрый день, уважаемые коллеги! У человека всё предназначено для самого себя: глаза – чтобы смотреть и видеть, рот – чтобы поглощать пищу.

Мастер-класс «Развитие сенсорного восприятия детей раннего возраста в повседневной жизни» Подготовила: Вишленкова Н. Л. Цель: познакомить педагогов с опытом работы по развитию сенсорного восприятия детей раннего возраста в повседневной.

Применение интерактивных и активных методов обучения в формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Применение интерактивных и активных методов обучения в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Применение методов ТРИЗ в речевом развитии детей 6–7 лет Актуальность В дошкольном возрасте закладывается формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно.

Семинар-практикум «Применение методов экспериментальной психологии в работе воспитателя ДОУ» Цель: Достижение высокой эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми на уровне современных требований через овладение методом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни дошкольной организации»
Опубликовано: 10 октября 2016 в 22:09
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни дошкольной организации»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Колесова (УИ 159433) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД