Папки-передвижки

Мастер-класс «Проблемная ситуация в образовательной деятельности»

Наталья Назаренко
Мастер-класс «Проблемная ситуация в образовательной деятельности»

Цель: создать условия для повышения уровня профессиональных знаний у педагогов по использованию проблемных ситуаций в организации непосредственно образовательной деятельности.

Ход.

1слайд

- Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Я рады вас приветствовать сегодня от души,

Вы тоже все приветливы, собою хороши

Сегодня мастер-класс у нас,

А значит встреча не простая

Удачи и творчества, активности я вам от души желаю!

2 слайд

Публикация «Мастер-класс „Проблемная ситуация в образовательной деятельности“» размещена в разделах

А узнать, чему посвящен наш мастер — класс поможет черный ящик. Ящик в студию! (звучит музыка на слайде появляется «Черный ящик»)

-В ящике находится то, от чего болит голова, что должно повлиять на всех нас. То, что не дает спать, то, о чём все много говорят, но не знают, что с этим делать? (Педагоги отгадывают (ФГОС ДО)

Из ящика появляется брошюра ФГОС ДО

Согласитесь, что при внедрении ФГОС ДО у нас с вами возникали определенные трудности. Одна из этих трудностей - на прямую связана с личным опытом педагогов.

Таким образом, для повышения эффективности реализации ФГОС ДО, необходима была перестройка, не только наших знаний, но и нашего отношения к происходящему, поведения, установок, а также умения по новому строить НОД.

3 слайд

В ФГОС ДО, в разделе «Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему» в одном из пунктов сказано:

Программа направлена на:

-создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

4 слайд

- Думаю, что за последнее время работы, многие из нас пришли к выводу, что в условиях реализации стандарта нового поколения ключевой идеей является реализация системно-деятельностного подхода. И поэтому тема нашего мастер-класса :

«Проблемная ситуация в образовательной деятельности».

5 слайд

- Но мы с вами должны помнить, что технология проблемного обучения применима в работе с обучающимися при условии, что проблемная ситуация, предлагаемая взрослым, находится «в зоне его ближайшего развития».

-Прежде, чем мы продолжим нашу беседу я приглашаю педагогов для работы в группах. Вам предлагаются рассмотреть методы, приемы и средства создания проблемной ситуации и привести примеры.

(на карточках расписаны методы и приемы)

1. Побуждать детей к выдвижению гипотез, предварительных выводов и обобщений. (Дети высказываются, и их мнения расходятся. Выдвигаем предположение, проводим опыт и сравниваем).

Проблемная ситуация : Нарисуйте зеленую траву (для выполнения работы предлагаются синяя и желтая гуашь).

2. Учитывать и использовать типичные ошибки детей или их односторонний подход к явлениям.

Познакомившись с природной зоной – пустыня обучающиеся пришли к выводу «В пустыне жить нельзя! Там нет воды!»

Проблемная ситуация : «Есть ли в пустыне вода? Можно ли жить в пустыне?».

3. Побуждать детей к сравнениям, сопоставлениям противоречивых факторов, явлений.

После прогулки в зимний период обнаружили, что варежки мокрые. Проблемная ситуация : «Почему мокрые варежки? Ведь воды нигде нет!»

4. Побуждать детей выполнять новые задания старыми способами.

На рисовании учились рисовать деревья. На следующий день предложить детям нарисовать много деревьев на ватмане.

Проблемная ситуация : «Как рисовать деревья не мешая друг другу?»

5. Создать преднамеренное столкновение жизненных представлений детей с научными фактами, для объяснений, которых у детей не хватает знаний и опыта.

Познакомили обучающихся с научным фактом: «Все планеты вращаются вокруг солнца».

Проблемная ситуация : «Почему они не сталкиваются, если они все вращаются?»

6 слайд

- А пока наши участники работают, мы с вами рассмотрим несколько уровней проблемного обучения :

1) Обучающиеся сами ставят проблему и сами ее решают. Педагог даже не указывает на проблему : обучающиеся должны увидеть ее самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения.

2) Обучающиеся сами ставят проблему, педагог помогает ее решить. У обучающихся вырабатывается способность самостоятельно формулировать проблему.

3) Педагог ставит проблему сам и сам ее решает. При этом обучающиеся являются активными слушателями и участвуют в обсуждении.

4) Педагог ставит проблему, обучающиеся самостоятельно или под руководством педагога находят решение. При этом педагог направляет обучающихся на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

- Внимание! Вопрос! В каком порядке вы бы выстроили данные уровни, учитывая возрастные особенности обучающихся ДОО?

7 слайд

1) Педагог ставит проблему сам и сам ее решает. При этом обучающиеся являются активными слушателями и участвуют в обсуждении.

2) Педагог ставит проблему, обучающиеся самостоятельно или под руководством педагога находят решение. При этом педагог направляет обучающихся на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

3) Обучающиеся сами ставят проблему, педагог помогает ее решить. У обучающихся вырабатывается способность самостоятельно формулировать проблему.

4)Обучающиеся сами ставят проблему и сами ее решают. Педагог даже не указывает на проблему : обучающиеся должны увидеть ее самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения.

- А сейчас давайте предоставим слово нашим группам.

8 слайд

(выступают педагоги, работавшие в группах)

Уважаемые коллеги, подумайте и назовите плюсы использования проблемного обучения.

(после того, как педагоги выскажутся на слайде появляется таблица из двух колонок: в одной колонке - плюсы проблемного обучения, а другая пуста)

А теперь давайте вспомним ФГОС ДО и его целевые ориентиры, направленные на развитие у обучающихся…

9 слайд

(педагоги перечисляют и в пустой колонке появляются выдержки

из целевых ориентиров ФГОС ДО)

Плюсы проблемного обучения : Целевые ориентиры ФГОС ДО, направленные на развитие у обучающихся:

- педагог является равноправным партнером;

- обучающиеся самостоятельны и инициативны;

- обучающиеся сами открывают новые знания и способы действия;

- обучающиеся обсуждают проблему, находят пути ее решения;

- обучающиеся договариваются, общаются

-любознательности;

-установление причинно-следственных связей;

-открытие нового через проявление стремления к получению знаний;

-установление способности к принятию собственных решений с опорой на свои знания и умения в различных видах деятельности.

-Я предлагаю вам сравнить текст левой и правой частей таблицы и сделать вывод. Используя проблемные ситуации в образовательной деятельности – мы идем по правильному пути!

10 слайд

Спасибо, уважаемые коллеги за сотрудничество. Но прежде, чем расстаться с вами, я хотела бы прочесть вам притчу

" Чтобы выбрать достойного на важный пост при дворе, король предложил своим придворным испытание. Много сильных и мудрых людей собрались вокруг него. Он подвел их к двери в отдаленном уголке сада. Дверь была огромных размеров и, казалось, вросла глубоко в землю. «Кто из вас сможет открыть эту каменную громаду?» - спросил король. Один за другим выходили желающие, оценивающе оглядывали дверь и отходили в сторону. А другие, обращая внимание на тех, кто выходил, вообще не решались на испытание. И только один из подданных подошел к двери, внимательно посмотрел на нее, потрогал ее руками, испробовал много способов сдвинуть ее и, наконец, дернул сильным рывком. И дверь открылась. Оказывается, она была оставлена неплотно прикрытой, и необходимо было только желание осознать это и мужество действовать решительно. Король сказал: «Ты получишь пост при дворе, потому что ты не полагался только на то, что видел и слышал, ты привел в действие собственные силы и рискнул попробовать».

И я вам желаю, коллеги, чтобы вы не полагались на то, что видели и слышали, а всегда «открывали», «творили» и «создавали!»

Публикации по теме:

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию. Проблемная ситуация «Поможем мишке вернуться в сказку» Быкова Анастасия Владимировна Форма образовательной деятельности игра-путешествие, Цель: закрепление знаний детей о рассказанных ранее русских.

Мастер-класс для педагогов ДОУ. Использование песочной терапии в непрерывной образовательной деятельностиМастер-класс для педагогов ДОУ. Использование песочной терапии в непрерывной образовательной деятельности Мастер – класс. Подготовила и провела воспитатель I квалификационной категории Дегтярева Наталия Николаевна. Тема: Использование песочной.

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Использование игровой технологии в образовательной деятельности по рисованию» Мастер – класс для воспитателей «Использование игровой технологии в образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию.

Мастер-класс «Использование Лего-конструирования в образовательной работе с дошкольниками» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 17 «Журавлик» Мастер – класс.

Мастер-класс образовательной ситуации по аппликации из ватных дисков «Снеговик»Мастер-класс образовательной ситуации по аппликации из ватных дисков «Снеговик» Вот и пришла пора самого замечательного и волшебного времени года - зима. Хочу поделиться с вами мастер классом нашей образовательной ситуации.

Мастер-класс по театрализованной деятельностиМастер-класс по театрализованной деятельности Уважаемые коллеги! Целью моего проекта «Театр-дети-театр» является приобщение детей к театральному искусству. Одним из его компонентов является.

Мастер-класс «Технология исследовательской деятельности в ДОУ» Технология исследовательской деятельности в ДОУ. “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и пойму”. (Китайская пословица).

Практическая проблемная ситуация по образовательной области социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста. Вежливые слова 1. Создание проблемной ситуации Ребята, наше путешествие я хочу начать с одной истории. «Витя сидел в трамвае. Он всё время.

Проблемная ситуация (младшая группа) «Мишка потерялся» Цель: Учить правильно поступить, если ты потерялся. Предшествующая работа: Беседа «Если ты потерялся», творческая игра.

Проблемная ситуация на занятии по физической культуре в подготовительной группе «В поисках Красной книги»Проблемная ситуация на занятии по физической культуре в подготовительной группе «В поисках Красной книги» Цель: - научить детей самостоятельно находить выход из сложившейся ситуации; - расширять кругозор детей; - воспитывать бережное отношение.

Автор публикации:
Мастер-класс «Проблемная ситуация в образовательной деятельности»
Опубликовано: 11 июня 2017 в 19:43
+123Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 45.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД