Мастер-класс «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»

Ирина Антонова
Мастер-класс «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»

Мастер - класс «Проектная деятельность как средство развития познавательной

активности дошкольников»

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема моего самообразования:

«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»

Слайд 1

Отсюда и цель мастер – класса, проводимого сегодня – это дальнейшее повышение вашей мотивации к овладению методом проектов как одним из инструментов развития детской инициативности.

Задачи:

Углубить знания педагогов о методе проектов, алгоритме создания проекта.

Создать условия для активного взаимодействия участников мастер - класса между собой.

Мы надеемся, что проведённый сегодня мастер – класс поможет вам начать активно внедрять метод проектов в образовательную деятельность в работе с дошкольниками.

Слайд 2

Познавательная активность развивает инициативу, сообразительность,

самостоятельность. Она важна для ребёнка, так как формирует умения и

навыки исследовательской деятельности.

Поэтому и была выбрана мной тема:

«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников».

Слайд 3

Метод проектов всецело соответствует ФГОС, так как современное образование ставит перед собой задачу не просто дать знания ребенку, а научить применять эти знания на практике, уметь связать теоретические материалы с проблемными жизненными ситуациями. Метод проектов дает ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивает познавательные и творческие способности, умения и коммуникативные навыки. Участвуя в педагогическом процессе наравне со взрослыми, дети проектируют свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя изобретательность и оригинальность.

Слайд 4

Уважаемые коллеги, скажите, как вы считаете что такое проект? (Ответы.)

Проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Чтобы вы запомнили структуру проекта сыграем в игру «Ромашка»

Игра «Ромашка»

На лугу росла необычная ромашка, на лепестках которой были слова, начинающиеся с буквы П. Сердце ромашки, как и основа нашего мастер – класса – это проект. Ветерок сдул с нее лепестки. Сможете ли вы помочь ромашке вернуть лепестки? (проект включает в себя шесть П: Проблема, Проектирование (планирование, Поиск информации, Продукт, Презентация, Портфолио (папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта).

По ромашке можно легко запомнить структуру проекта.

Слайд 5

Для работы по своей теме мною была поставлена цель: Развивать познавательную активность дошкольников посредством включения их в проектную деятельность.

Для достижения этой цели были определены следующие задачи:

• Формировать готовность и способность ребёнка исследовать новое в окружающем мире путём реального взаимодействия с ним.

• Развивать инициативу, сообразительность, самостоятельность.

• Развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

• Обучать детей специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельной исследовательской деятельности.

• Формировать у детей умения и навыки исследовательской деятельности.

• Организовать работу с родителями по привлечению их к проектной деятельности в детском саду.

Слайд 6

Существуют следующие типы проектов:

1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.

2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.

3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.

4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).

5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.

6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.

Слайд 7

Я хочу вас познакомить с основными этапами метода проекта.

1. Целеполагание - педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели (к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу, в каких источниках можно найти информацию, с какими предметами научиться работать для достижения цели).

3. Выполнение проекта – практическая часть (сбор и накопление материала по тематике проекта, включение в план проекта занятий, игр и других видов детской деятельности, домашние задания для самостоятельного выполнения).

4. Рефлексия - подведение итогов, определение задач для новых проектов.

Слайд 8

Первый этап – "выбор темы”.

Задача педагога – осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему который я использую – это модель "трёх вопросов”: Что знаю? Что хочу узнать? Как узнать?. Диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценке имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи.

Я приготовила таблицу, в ней три колонки с вопросами, сейчас мы ее заполним. Представьте что вы дети, и у вас в руках иллюстрации. Что на них изображено? Как это можно назвать одним словом? (профессии). Теперь ответим на вопрос - Что я знаю? И т. д. (заполняем таблицу).

Слайд 9

Второй этап – реализация проекта.

Моя задача - создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную, сбор и накопление материала по тематике проекта, домашние задания для самостоятельного выполнения

Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что второй этап способствует многостороннему развитию, как психических функций, так и личности ребёнка, а также его познавательной активности.

Уважаемые коллеги, назовите виды деятельности, которые могут использоваться для реализации этого проекта, опираясь на таблицу.

Слайд 10

Переходим к третьему этапу – это образовательная деятельность, презентация, викторины, развлечения, выставки, фотоколлажи.

Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Моя задача создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т. д.).

Уважаемые коллеги, на этом этапе мы оформим фотоколлаж. Его могут выполнять как дети, так и дети вместе со взрослыми. В роли взрослого могут выступать и родители и воспитатель. Сегодня его будут делать дети вместе с родителями, разбейтесь на две группы: детей и родителей.

У нас было много интересных игр, экскурсий, бесед о профессиях. Мы ходили в библиотеку, музей, аптеку, магазин. Я распечатала фотографии, ваша задача оформить наш коллаж. Рассортируйте фотографии. Подумайте, как мы можем назвать наш коллаж?

Молодцы, у нас получился красивый и интересный коллаж. Мы его повесим в холле детского сада, чтобы все могли увидеть наш город профессий.

Слайд 11

Четвёртый, заключительный этап – рефлексия.

Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности изменяется по мере нарастания детской активности. Цель рефлексии – вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности, ее способы, проблемы, пути их решения, получаемые результаты. Рефлексия – умение размышлять, проводить самоанализ.

Наш мастер-класс подходит к концу. И я прошу высказать свое мнение о нем. Вы видите карту мира. Мы педагоги всегда находимся в океане неизвестного и сегодня вы были первооткрывателями. В нашем океане появилось несколько новых островов: о. Пользы, о. Скуки, о. Познания, о. Бермудский треугольник. Мне бы хотелось, чтобы ваш корабль причалил сейчас к одному из них. Прислушайтесь, пожалуйста, к своим ощущениям и пришвартуйте свой корабль к острову и выскажите свое мнение. Благодарю всех участников и зрителей за активный и позитивный настрой. Надеюсь, что наша встреча была плодотворной для нас и для всех полезной. Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности младших дошкольников Самое лучшее открытие – то, которое ребёнок делает сам. Ральф У. Эмерсон, философ. Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир.

Мастер-класс «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10» Мастер – класс «Детское экспериментирование как средство развития.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей» Мастер – класс для педагогов ДОУ Тема: «Экспериментальная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного.

Опыт работы «Проектная деятельность как одно из средств развития познавательной активности детей» Не секрет, что мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. В развитии личности ребенка огромное значение,.

Поисково-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста «Поисково-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» Прежде чем давать.

Проект «Экспериментальная деятельность дошкольников как средство эффективного развития познавательной активности» Методологическая основа проекта: программа И. Э. Куликовской, Н. Н. Совгир "Детское экспериментирование" (рекомендовано Министерством образования.

Проектная деятельность — средство развития познавательной активности и творческого мышления в старшем дошкольном возрасте На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Экология
  • Домашние птицы
Автор публикации:
Мастер-класс «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»
Опубликовано: 1 апреля 2019 в 19:33
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 сентября. Всемирный день мониторинга качества воды

Ежегодно 18 сентября во многих странах мира берут пробы воды в разных водоёмах нашей планеты для оценки её качества и безопасности для людей и других живых организмов. Этим занимаются не только в...

18 сентября. Выставка аппликаций из бумаги, сложенной «гармошкой»

Бумага – тот материал, с которым мы встречаемся ежедневно. Газеты, книги, бумага для творчества и хозяйственных нужд – все это делают на целлюлозно-бумажном производстве. А ведь когда-то бумажные листы...

Методические рекомендации по обучению пересказу по тетрадям Н. Э. Теремковой «Я учусь...
У детей с ЗПР существуют следующие проблемы развития речи: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение...
Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть...
Программа «Зернышко» включает комплекс блоков, последовательность которых отражает логику содержания предлагаемых знаний, позволяет постепенно переходить от...
Фотоочерк «День космоса на МAAM» из опыта работы
Добрый вечер, дорогие коллеги и друзья МААМовцы! Предтавляю вам небольшой фотоотчерк из опята работы по теме КОСМОСА! Увидела , что 17 сентября объявлен...