Мастер-класс «Квест-игра как форма организации образовательной деятельности дошкольников»

Ирина Баранова
Мастер-класс «Квест-игра как форма организации образовательной деятельности дошкольников»

Мастер-класс проводимый в рамках конкурса «Воспитатель года 2018»

Сегодня я хочу поделиться с вами замечательной идеей, как сделать образовательный процесс в детском саду более познавательным, активным, а самое главное интересным.

Предлагаю вашему вниманию мастер класс на тему: «Квест-игра - как форма организации образовательной деятельности дошкольников».

(Слайд №2)

Детство – это самый незабываемый отрезок жизни человека, когда он активно познает окружающий мир. Всё, что нам удается изучить в детстве, становится частью бесценного опыта, помогающего ориентироваться во взрослой жизни.

В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные подходы, методы и средства такие как: интерактивная игра, проектная деятельность, решение проблемных ситуаций, экспериментирования и многое другое.

Все они существуют как отдельно взятые элементы, новшество моего опыта работы заключается в том, что я объединила их в такую форму работы с детьми как квест -игра.

Что же такое квест -игра? Возможно, некоторым из вас она знакома как компьютерная игра, предназначенная для более старшего возраста. Но на мой взгляд, эта игра - креативная, современная. Считаю, что эту технологию можно и нужно применять для дошкольников.

Изучив ее, включаю как в образовательный процесс так и досуговую деятельность, при активном участии родителей.

Теперь мне хотелось бы коснуться характерных особенностей и преимуществ квест - игры. Квест -игра дает возможность увлекательно и оригинально организовать жизнь детей в детском саду, действуя в реальном и воображаемом мире. Главное преимущество квест игры в том, что такая форма организации деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников.

Квест- игра предполагает, обязательно, наличие сюжета и мотивации для достижения поставленной цели и задач в предстоящей деятельности.

План квест игры включает в себя обязательные пункты:

-написание сценария с информацией познавательного характера,

- подготовка необходимого оборудования,

- разработка безопасного, но непривычного маршрута,

- разработанные задания должны опираться не только на имеющиеся умения и навыки, но и на зону ближайшего развития ребенка.

В квест-игре существует определенное правило, последовательно выполнять все подсказки. Это могут быть загадки, ребусы, записки и другое.

В конце квест -игр с детьми подвожу итог и на финише их ждет приз. Проводить игру начинаю с младшего возраста, вводя 2-3 действия, с элементарными заданиями, а к старшему дошкольному возрасту, включаю 6-8 заданий, усложняя их, так как у детей уже имеется определенный запас знаний, умений и навыков. Как правило, первое задание не должно быть сложным. Цель - вовлечь игроков в процесс, показать, что у них все получится.

(Слайд №3)

Так что же такое квест -игра? «Квест» – это увлекательная, приключенческая игра, в которой необходимо решать разные задачи для того, чтобы достигнуть определенной цели. Квест -это поиск.

В процессе поиска дети знакомятся с новой информацией, закрепляют имеющиеся представления, на практике формируются у детей умения и навыки.

Провожу квест-игры не реже 1 раз в квартал, организация их бывает не только в группе, но и на улице, на участке группы или использую всю территорию детского сада, в зависимости от поставленных задач. Предлагаю вашему вниманию видеоролик спортивной квест -игры «В поисках вещей Снеговика». Сюжет предложенного квеста построен на том, что дети помогают Снеговику найти его вещи (шарф, рукавичка, метла, пройдя определенные испытания. В процессе поиска дети самостоятельно преодолевают препятствия для достижения поставленной цели, где закрепляют навыки основных видов движений (в метании, лазании, беге, гибкости, ловкости и т. д) На пути к своей цели участники проявили ловкость, сообразительность, смекалку. Задачи данного мероприятия: «Познакомить детей в игровой форме с зимними играми и забавами. Развивать логическое мышление, внимательность, быстроту, ловкость, взаимовыручку. Воспитывать желание быть здоровым, прививать интерес к подвижным играм». Квест - игра стала удачной организацией двигательной активности детей на открытом воздухе, которая принесла всем немало положительных эмоций и приятных впечатлений.

(Слайд №4)Видеоролик

(Слайд №5)

Чаще всего использую в своей работе линейные квесты, когда игра построена на цепочке: разгадав одно задание, участники получают следующее, пока не пройдут весь маршрут и штурмовые (хорошо подходят и для младшего возраста) - игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач, реже кольцевые (так они предполагают большое количество организаторов) которые представляют собой тот же «линейный» квест, но замкнутый в круг, команды стартуют из разных точек, которые будут для них финишными.

Мной разработана серия конспектов квест -игр разных направлений (с которыми можно ознакомиться на моей странице на сайте детского сада): познавательные:

«В поисках украденных цифр», с целью развития интерес к математике через знакомство с новым видом деятельности как квест-игра;

«Проделки Бабы Яги» - расширение знания детей о праздновании Нового года;

«В гости к Радуге-дуге» - пополнение представлений у детей о природных явлениях;

«В поисках украденных планет» - формировать представление о космосе и планетах солнечной системы;

«Путешествие на Остров сокровищ» - пополнить представления детей о труде взрослых.

по сюжету сказки «Гуси-лебеди» «В поисках ключей Бабы Яги» - создание благоприятных условий для формирования элементарных математических представлений.

спортивный «В поисках вещей Снеговика» - совершенствование спортивных умений и навыков.

патриотический «Зарница», приуроченный ко Дню Победы, с целью формировать у детей патриотические чувства, воспитывать любовь и уважения к защитникам Родины.

(Слайд №6)

Важно, чтобы в игре были задействованы одновременно и интеллект участников, их творческие и физические способности. В игре, удовольствие приносит не только результат, но и процесс его достижения.

(Слайд №7)Задачи

Таким образом, детские квесты помогают реализовать следующие задачи, которые вы видите на экране.

-образовательные (участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся);

-развивающие (дети учатся логические мыслить, экспериментировать, исследовать);

- воспитательные (формируются навыки взаимодействия со сверстниками, умение договариваться, помогать друг другу и другие).

Для того, чтобы эти задачи решались наиболее успешно, я следую следующим принципам, которые вы также можете видеть на экране.

1. Доступность -задания не должны быть чересчур сложны для ребёнка.

2. Системность – задания должны быть логически связаны друг с другом.

3. Эмоциональная окрашенность заданий.

(Слайд№8)

При проведении квест - игр соблюдаю основные условия:

1. Безопасность

2. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей.

3. Создание мотиваций командной игры.

(Слайд № 9)

Применяя данную технологию в своей работе, я увидела положительные результаты:

- у детей появился интерес к образовательной деятельности, заметно повысилась познавательно-речевая активность, все мои воспитанники стали с удовольствием включаться в игру, самостоятельно решать проблемные ситуации, научились договариваться, приходить к согласию, выражать свое мнение, что привело к сплочению детского коллектива.

Желающих окунуться в волшебный мир загадок и тайн, получить позитивные эмоции я приглашаю поучаствовать в квест – игре «В гости к невиданным животным».

(Слайд №10)

Ведущий: Уважаемые игроки, сегодня мы с вами отправимся в гости. И побываем в гостях у невиданных животных. А кто это, мы узнаем в конце нашего пути. По дороге нам нужно будет выполнить ряд заданий.

(Игровая цель - известна участникам с самого начала и определяет особенности и правила игры. В связи с тем, что у нас ограниченное пространство, участники фокус -группы будут работать у мольбертов и экрана).

Ведущий: Итак, мы все готовы, а теперь разделитесь, пожалуйста, на две команды.

(При выполнении заданий игроки действуют сообща, они могут быть объединены в игровые команды или находиться в одной команде)

Ведущий: Молодцы, можем отправляться в путь.

А вот и первое 1 задание.

Перед Вами на столе стоят по одной емкости с цветным песком. Ваша задача: найти все буквы в своей емкости и составить из них слово. Брать можно только по одной букве. Начали!

(При наличии большого количества детей - это задание правильнее проводить в виде эстафеты. Каждое задание, ключ к преодолению или выполнению следующей задачи. Воспитатель в игре является помощником, старшим товарищем, который объясняет правила, поддерживает игроков, а иногда становится тайным посредников между персонажами, но окончательные выводы дети делают самостоятельно).

Молодцы, быстро справились с заданием. Какие у вас получились слова? (карточка и картинка). Значит следующее задание связано с этими словами.

Задание №2:

Ведущий: Каждой команде даются карточки, на которых изображены картинки. За одну минуту команде необходимо ответить, где, как и для чего можно применить данные предметы. На каждый предмет не менее 3 ответов. Пример: игрушка – (поиграть, купить, смастерить, слепить, подарить и т. д.)

Задание понятно? Итак, время пошло, можете посовещаться.

(Задачи могут быть самые разные по своему содержанию и наполнению: творческие, активные, интеллектуальные и т. п. в зависимости от поставленной цели.)

1 команда:

карандаш - (подарить, купить, поточить, сломать,

люстра - (разбить, включить, помыть, купить, ,

2. команда:

юла – (крутить, купить, сломать, играть, подарить

часы – (купить, завести, разбить, надеть на руку, повесить, сломать, отремонтировать,

Ведущий: Озвучьте, пожалуйста свои ответы. М олодцы, прозвучали интересные ответы, а теперь все вместе по первым буквам ваших слов составьте одно слово, оно поможет вам перейти к следующему заданию (слово - КЛЮЧ).

Ведущий: Замечательно, у вас получилось слово – ключ! Но где же его можно найти? А подсказка спряталась на экране. (Слайд №11 с ребусом).

Попробуйте прочесть ребус.

Ведущий: Какое слово получилось? Правильно, подоконник.

(фокус - группа ищет ключ)

Ведущий: Замечательно, ключ нашли! А что можно открыть ключом? Смотрите, перед вами, четыре дома. На двери каждого весит замок. Какой из этих замков отроет наш ключ? Подсказка спряталась снова на экране.

(Слайд №12)

Вы видите замки четырех цветов, которые надо посчитать. Каких замком окажется больше, к дому с замком такого же цвета и нужно идти.

Открываем дверь.

Но в доме никого нет, зато лежит письмо. Прочтите его, пожалуйста: «Здравствуйте дорогие гости! Никого нет дома. Приходите в следующий раз. Ваши КРОКОШАРОПЕС И ЗАЙЦЕКВАДРОЕЖ».

Ведущий: Это и есть те сказочные герои, к которым мы шли в гости. К сожалению, мы их не застали. Пофантазируйте и попытайтесь изобразить этих необычных животных на листе бумаги.

На это отводится одна минута.

Ведущий: Покажите, пожалуйста, этих необычных животных. Вам понравилась наша игра.

(Слайд №14) (Квест - это здорово).

Согласитесь, квест - это здорово.

(Благодаря такому подходу к организации деятельности, у детей развивается логико - математическое мышление, развивается речь, воображение, положительный эмоциональный заряд).

(Слайд №15)

«Спасибо за внимание»

Мастер-класс «Квест-игра как форма организации образовательной деятельности дошкольников»
Публикации по теме:

«В гостях у сказки». Квест-игра как форма организации образовательного процесса ДОУ в рамках реализации ФГОС «В гостях у сказки». Квест-игра как форма организации образовательного процесса ДОУ в рамках реализации ФГОС  Квест-игра как форма оргнизации образовательнго процесса ДОУ в рамках релизации ФГОС ДО. Конспект квест-игра «В гостях у сказки» с помощью.

Деловая игра как форма методической работы по развитию речи в дошкольной образовательной организации Все формы методической работы в дошкольной образовательной организации можно представить в виде двух взаимосвязанных групп: групповые формы.

Квест-игра как форма экологического обучения и воспитания дошкольников Молчанова Алена Вячеславовна МА ДОУ «Детский сад №9» с. Визинга В связи с реализацией федерального стандарта в дошкольном образовании.

Лэпбук, как инновационная форма организации учебной и игровой деятельности дошкольников Лэпбук как инновационная форма организации учебной и игровой деятельности дошкольников Сегодня нам, воспитателям, приходится искать новые.

Мастер-класс «Использование квест-технологии в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста» Добрый день уважаемые коллеги. Тема мастер-класса «Использование квест – технологии в образовательной деятельности с детьми дошкольного.

Мастер-класс «Лэпбук как форма совместной деятельности взрослого и детей» 1 СЛАЙД ЛЭПБУК - КАК ФОРМА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ 2 слайд Главная особенность организации образовательной деятельности.

Лэпбук — новая форма организации образовательной деятельностиЛэпбук — новая форма организации образовательной деятельности Мастер-класс воспитателя Тимашевой Лены Вадимовны «» Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется.

Методическая разработка «Игра как форма организации детской жизни» Содержание: 1. Определение понятия «Игра» 2. Классификация игр дошкольников 3. Оформление игровой развивающей среды во второй младшей группе.

Непосредственная образовательная деятельность как основная форма организации экологического образования старших дошкольников Цель исследования: разработать педагогическую модель НОД по экологии для старших дошкольников и экспериментальным путем проверить его эффективность.

Познавательно-исследовательская деятельность как форма организации непосредственной образовательной деятельностиПознавательно-исследовательская деятельность как форма организации непосредственной образовательной деятельности «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». По природе своей дети – исследователи, открыть, изучить, исследовать.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
  • Овощи
Автор публикации:
Мастер-класс «Квест-игра как форма организации образовательной деятельности дошкольников»
Опубликовано: 30 апреля 2018 в 10:35
+95Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 31.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 октября. День хохломы на МААМ

Хохлома – исконно русский народный промысел. Он появился и оформился как особенная традиция росписи деревянной посуды в нижегородских деревнях, среди керженских лесов. Хохлома радует уникальными, только...

21 октября. День каштана

Плоды каштана – главное богатство этого красивого дерева. Древние римляне специально выращивали каштановые деревья ради плодов, которые они, перемалывая в муку, употребляли для выпечки хлеба. По...

Конспект НОД по обрывной аппликации «Золотые березки» в старшей группе
Тема : "Золотые березки" ( обрывная аппликация) Цели : - учить детей создавать образ осеннего дерева ( березы) в технике обрывная аппликация; -...
Фотозарисовки большого авиационного праздника
В минувшую субботу, 19 октября, на аэродроме Чкаловска состоялось празднование юбилея образования 689 гвардейского Сандомирского ордена Александра...
Фотоотчет о проведении осеннего мероприятия для детей младшего возраста
«Между елок, между сосен, Осторожно бродит Осень. Королева Осень – рыжая лиса- Красит в рыжий цвет Зелёные леса! » В. Степанов Сегодня сама...