Мастер-класс «Квест-игра как форма организации образовательной деятельности дошкольников»

Ирина Баранова
Мастер-класс «Квест-игра как форма организации образовательной деятельности дошкольников»

Мастер-класс проводимый в рамках конкурса «Воспитатель года 2018»

Сегодня я хочу поделиться с вами замечательной идеей, как сделать образовательный процесс в детском саду более познавательным, активным, а самое главное интересным.

Предлагаю вашему вниманию мастер класс на тему: «Квест-игра - как форма организации образовательной деятельности дошкольников».

(Слайд №2)

Детство – это самый незабываемый отрезок жизни человека, когда он активно познает окружающий мир. Всё, что нам удается изучить в детстве, становится частью бесценного опыта, помогающего ориентироваться во взрослой жизни.

В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные подходы,методы и средства такие как: интерактивная игра, проектная деятельность, решение проблемных ситуаций, экспериментирования и многое другое.

Все они существуют как отдельно взятые элементы, новшество моего опыта работы заключается в том, что я объединила их в такую форму работы с детьми как квест -игра.

Что же такое квест -игра? Возможно, некоторым из вас она знакома как компьютерная игра, предназначенная для более старшего возраста. Но на мой взгляд, эта игра - креативная, современная. Считаю, что эту технологию можно и нужно применять для дошкольников.

Изучив ее, включаю как в образовательный процесс так и досуговую деятельность, при активном участии родителей.

Теперь мне хотелось бы коснуться характерных особенностей и преимуществ квест - игры. Квест -игра дает возможность увлекательно и оригинально организовать жизнь детей в детском саду, действуя в реальном и воображаемом мире. Главное преимущество квест игры в том, что такая форма организации деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников.

Квест- игра предполагает, обязательно, наличие сюжета и мотивации для достижения поставленной цели и задач в предстоящей деятельности.

План квестигры включает в себя обязательные пункты:

-написание сценария с информацией познавательного характера,

- подготовка необходимого оборудования,

- разработка безопасного, но непривычного маршрута,

- разработанные задания должны опираться не только на имеющиеся умения и навыки, но и на зону ближайшего развития ребенка.

В квест-игре существует определенное правило, последовательно выполнять все подсказки. Это могут быть загадки, ребусы, записки и другое.

В конце квест -игр с детьми подвожу итог и на финише их ждет приз. Проводить игру начинаю с младшего возраста, вводя 2-3 действия, с элементарными заданиями, а к старшему дошкольному возрасту, включаю 6-8 заданий, усложняя их, так как у детей уже имеется определенный запас знаний, умений и навыков. Как правило, первое задание не должно быть сложным. Цель - вовлечь игроков в процесс, показать, что у них все получится.

(Слайд №3)

Так что же такое квест -игра? «Квест» – это увлекательная, приключенческая игра, в которой необходимо решать разные задачи для того, чтобы достигнуть определенной цели. Квест -это поиск.

В процессе поиска дети знакомятся с новой информацией, закрепляют имеющиеся представления, на практике формируются у детей умения и навыки.

Провожу квест-игры не реже 1 раз в квартал, организация их бывает не только в группе, но и на улице, на участке группы или использую всю территорию детского сада, в зависимости от поставленных задач. Предлагаю вашему вниманию видеоролик спортивной квест -игры «В поисках вещей Снеговика». Сюжет предложенного квеста построен на том, что дети помогают Снеговику найти его вещи (шарф, рукавичка, метла, пройдя определенные испытания. В процессе поиска дети самостоятельно преодолевают препятствия для достижения поставленной цели, где закрепляют навыки основных видов движений (в метании, лазании, беге, гибкости, ловкости и т. д) На пути к своей цели участники проявили ловкость, сообразительность, смекалку.Задачи данного мероприятия: «Познакомить детей в игровой форме с зимними играми и забавами. Развивать логическое мышление, внимательность, быстроту, ловкость, взаимовыручку. Воспитывать желание быть здоровым, прививать интерес к подвижным играм». Квест - игра стала удачной организацией двигательной активности детей на открытом воздухе, которая принесла всем немало положительных эмоций и приятных впечатлений.

(Слайд №4)Видеоролик

(Слайд №5)

Чаще всего использую в своей работе линейные квесты,когда игра построена на цепочке: разгадав одно задание, участники получают следующее, пока не пройдут весь маршрут и штурмовые (хорошо подходят и для младшего возраста) - игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач, реже кольцевые (так они предполагают большое количество организаторов) которые представляют собой тот же «линейный» квест, но замкнутый в круг, команды стартуют из разных точек, которые будут для них финишными.

Мной разработана серия конспектов квест -игр разных направлений (с которыми можно ознакомиться на моей странице на сайте детского сада):познавательные :

«В поисках украденных цифр», с целью развития интерес к математике через знакомство с новым видом деятельности как квест-игра;

«Проделки Бабы Яги» - расширение знания детей о праздновании Нового года;

«В гости к Радуге-дуге» - пополнение представлений у детей о природных явлениях;

«В поисках украденных планет» - формировать представление о космосе и планетах солнечной системы;

«Путешествие на Остров сокровищ» - пополнить представления детей о труде взрослых.

по сюжету сказки «Гуси-лебеди» «В поисках ключей Бабы Яги» - создание благоприятных условий для формирования элементарных математических представлений.

спортивный «В поисках вещей Снеговика» - совершенствование спортивных умений и навыков.

патриотический «Зарница», приуроченный ко Дню Победы, с целью формировать у детей патриотические чувства, воспитывать любовь и уважения к защитникам Родины.

(Слайд №6)

Важно, чтобы в игре были задействованы одновременно и интеллект участников, их творческие и физические способности. В игре, удовольствие приносит не только результат, но и процесс его достижения.

(Слайд №7)Задачи

Таким образом, детские квесты помогают реализовать следующие задачи, которые вы видите на экране.

-образовательные (участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся);

-развивающие (дети учатся логические мыслить, экспериментировать, исследовать);

- воспитательные (формируются навыки взаимодействия со сверстниками, умение договариваться, помогать друг другу и другие).

Для того, чтобы эти задачи решались наиболее успешно, я следую следующим принципам, которые вы также можете видеть на экране.

1. Доступность -задания не должны быть чересчур сложны для ребёнка.

2. Системность – задания должны быть логически связаны друг с другом.

3. Эмоциональная окрашенность заданий.

(Слайд№8)

При проведении квест- игр соблюдаю основные условия:

1. Безопасность

2. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей.

3. Создание мотиваций командной игры.

(Слайд № 9)

Применяя данную технологию в своей работе,я увидела положительные результаты:

- у детей появился интерес к образовательной деятельности, заметно повысилась познавательно-речевая активность, все мои воспитанники стали с удовольствием включаться в игру, самостоятельно решать проблемные ситуации, научились договариваться, приходить к согласию, выражать свое мнение, что привело к сплочению детского коллектива.

Желающих окунуться в волшебный мир загадок и тайн, получить позитивные эмоции я приглашаю поучаствовать в квест – игре «В гости к невиданным животным».

(Слайд №10)

Ведущий: Уважаемые игроки, сегодня мы с вами отправимся в гости. И побываем в гостях у невиданных животных. А кто это, мы узнаем в конце нашего пути. По дороге нам нужно будет выполнить ряд заданий.

(Игровая цель - известна участникам с самого начала и определяет особенности и правила игры. В связи с тем, что у нас ограниченное пространство, участники фокус -группы будут работать у мольбертов и экрана).

Ведущий: Итак, мы все готовы, а теперь разделитесь, пожалуйста, на две команды.

(При выполнении заданий игроки действуют сообща, они могут быть объединены в игровые команды или находиться в одной команде)

Ведущий: Молодцы, можем отправляться в путь.

А вот и первое 1 задание.

Перед Вами на столе стоят по одной емкости с цветным песком.Ваша задача: найти все буквы в своей емкости и составить из них слово. Брать можно только по одной букве. Начали!

(При наличии большого количества детей - это задание правильнее проводить в виде эстафеты. Каждое задание, ключ к преодолению или выполнению следующей задачи. Воспитатель в игре является помощником, старшим товарищем, который объясняет правила, поддерживает игроков, а иногда становится тайным посредников между персонажами, но окончательные выводы дети делают самостоятельно).

Молодцы, быстро справились с заданием. Какие у вас получились слова? (карточка и картинка). Значит следующее задание связано с этими словами.

Задание №2:

Ведущий: Каждой команде даются карточки, на которых изображены картинки. За одну минуту команде необходимо ответить, где, как и для чего можно применить данные предметы. На каждый предмет не менее 3 ответов.Пример: игрушка – (поиграть, купить, смастерить, слепить, подарить и т. д.)

Задание понятно? Итак, время пошло, можете посовещаться.

(Задачи могут быть самые разные по своему содержанию и наполнению: творческие, активные, интеллектуальные и т. п. в зависимости от поставленной цели.)

1 команда:

карандаш - (подарить, купить, поточить, сломать,

люстра - (разбить, включить, помыть, купить, ,

2.команда:

юла – (крутить, купить, сломать, играть, подарить

часы – (купить, завести, разбить, надеть на руку, повесить, сломать, отремонтировать,

Ведущий: Озвучьте, пожалуйста свои ответы. М олодцы, прозвучали интересные ответы, а теперь все вместе по первым буквам ваших слов составьте одно слово, оно поможет вам перейти к следующему заданию (слово - КЛЮЧ).

Ведущий: Замечательно, у вас получилось слово – ключ! Но где же его можно найти? А подсказка спряталась на экране. (Слайд №11 с ребусом).

Попробуйте прочесть ребус.

Ведущий: Какое слово получилось? Правильно, подоконник.

(фокус - группа ищет ключ)

Ведущий: Замечательно, ключ нашли! А что можно открыть ключом? Смотрите, перед вами, четыре дома. На двери каждого весит замок. Какой из этих замков отроет наш ключ? Подсказка спряталась снова на экране.

(Слайд №12)

Вы видите замки четырех цветов, которые надо посчитать. Каких замком окажется больше, к дому с замком такого же цвета и нужно идти.

Открываем дверь.

Но в доме никого нет, зато лежит письмо. Прочтите его,пожалуйста: «Здравствуйте дорогие гости! Никого нет дома. Приходите в следующий раз. Ваши КРОКОШАРОПЕС И ЗАЙЦЕКВАДРОЕЖ».

Ведущий: Это и есть те сказочные герои, к которым мы шли в гости. К сожалению, мы их не застали. Пофантазируйте и попытайтесь изобразить этих необычных животных на листе бумаги.

На это отводится одна минута.

Ведущий: Покажите, пожалуйста, этих необычных животных. Вам понравилась наша игра.

(Слайд №14) (Квест - это здорово).

Согласитесь, квест - это здорово.

(Благодаря такому подходу к организации деятельности, у детей развивается логико - математическое мышление, развивается речь, воображение, положительный эмоциональный заряд).

(Слайд №15)

«Спасибо за внимание»

Мастер-класс «Квест-игра как форма организации образовательной деятельности дошкольников»
Публикации по теме:

«В гостях у сказки». Квест-игра как форма организации образовательного процесса ДОУ в рамках реализации ФГОС «В гостях у сказки». Квест-игра как форма организации образовательного процесса ДОУ в рамках реализации ФГОС  Квест-игра как форма оргнизации образовательнго процесса ДОУ в рамках релизации ФГОС ДО. Конспект квест-игра «В гостях у сказки» с помощью.

Деловая игра как форма методической работы по развитию речи в дошкольной образовательной организации Все формы методической работы в дошкольной образовательной организации можно представить в виде двух взаимосвязанных групп: групповые формы.

Квест-игра как форма экологического обучения и воспитания дошкольников Молчанова Алена Вячеславовна МА ДОУ «Детский сад №9» с. Визинга В связи с реализацией федерального стандарта в дошкольном образовании.

Лэпбук, как инновационная форма организации учебной и игровой деятельности дошкольников Лэпбук как инновационная форма организации учебной и игровой деятельности дошкольников Сегодня нам, воспитателям, приходится искать новые.

Мастер-класс «Использование квест-технологии в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста» Добрый день уважаемые коллеги. Тема мастер-класса «Использование квест – технологии в образовательной деятельности с детьми дошкольного.

Мастер-класс «Лэпбук как форма совместной деятельности взрослого и детей» 1 СЛАЙД ЛЭПБУК - КАК ФОРМА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ 2 слайд Главная особенность организации образовательной деятельности.

Лэпбук — новая форма организации образовательной деятельностиЛэпбук — новая форма организации образовательной деятельности Мастер-класс воспитателя Тимашевой Лены Вадимовны «» Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется.

Методическая разработка «Игра как форма организации детской жизни» Содержание: 1. Определение понятия «Игра» 2. Классификация игр дошкольников 3. Оформление игровой развивающей среды во второй младшей группе.

Непосредственная образовательная деятельность как основная форма организации экологического образования старших дошкольников Цель исследования: разработать педагогическую модель НОД по экологии для старших дошкольников и экспериментальным путем проверить его эффективность.

Познавательно-исследовательская деятельность как форма организации непосредственной образовательной деятельностиПознавательно-исследовательская деятельность как форма организации непосредственной образовательной деятельности «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». По природе своей дети – исследователи, открыть, изучить, исследовать.

Библиотека изображений:
  • Геометрические фигуры
  • Космос
  • Цветы
Автор публикации:
Мастер-класс «Квест-игра как форма организации образовательной деятельности дошкольников»
Опубликовано: 30 апреля 2018 в 10:35
+95Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 31.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 ноября. День сказки «Заюшкина избушка» на МААМ

Как и многие другие народные сказки, «Заюшкина избушка» проста и незамысловата. Зато она богата образными характеристиками персонажей, ритмикой, диалогами и, конечно же, назидательным смыслом. Занятие...

27 ноября. День снежинки на МААМ

Очередной тематический день посвящен главному зимнему символу и обязательному атрибуту новогодних праздников. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы рассказать ребенку об этом природном явлении...

Конспект занятия по физической культуре «История скакалки» для детей средней группы
Конспект по физической культуре "История скакалки" для детей средней группы МБДОУ детский сад "Березка" филиал детский сад "Солнечный Зайчик" Провела...
Фотоотчет о подготовке к Дню матери в младшей группе
В нашей группе прошла беседа на тему «День матери» Цель: Воспитывать у детей уважение и заботу и любовь к своей маме. День матери это праздник особый,...
Мастер-класс «Новогодний сапожок» из цветной бумаги в технике «оригами»
Дорогие друзья, доброе время суток! Сегодня изготовим поделку "Новогодний сапожок" из цветной односторонней бумаги с использованием техники "оригами"....