Венера Хайруллина
Мастер-класс «Прозрачный мольберт как средство развития математических способностей дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Прозрачный мольберт как средство развития математических способностей дошкольников
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня я познакомлю вас с одним из инновационных пособий предметно-развивающей среды — прозрачным мольбертом из орг. стекла. Это пособие помогает формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, но я открыла его для себя в применении на занятиях по математике.
В своей практике я второй год использую такие мольберты.
Публикация «Мастер-класс „Прозрачный мольберт как средство развития математических способностей дошкольников“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование на прозрачном мольберте
- Темочки
Включение прозрачного мольберта в традиционную форму подачи дидактического материала является инновационной технологией. Новизна разработки в том, что ребенок может выполнять эту работу стоя, в таком случае ребенок может свободно двигаться, что способствует профилактики нарушений осанки и нарушения зрения. К тому же занятия на мольберте стимулируют познавательную активность ребенка, вызывая у него положительный эмоциональный отклик, позволяют фиксировать его внимание на происходящем и доставляют радость от совместного творчества с педагогом и детьми.
В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Ребят захватывает сам процесс рисования: гуашь (именно ее свойства лучше подходят для рисования по стеклу) скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает. Развивается мелкая моторика, гибкость пальцев и мышцы рук. В процессе ребенок раскрепощается, устраняет страхи, комплексы, развивает уверенность в себе и общительность.
Цель упражнений, при использовании «Прозрачного мольберта» :
Развивать высшие психические функции и творческое мышление детей.
В процессе применения прозрачного мольберта реализуются такие задачи как:
-развитие коммуникативных навыков;
-развитие графических навыков;
-развитие мелкой моторики;
В работе с «Прозрачным мольбертом» на занятиях по математике очень интересный прием- совместные действия, когда ребенок занимается на мольберте не один, а одновременно со взрослым или с другими детьми. Для этого есть возможность работать с двух сторон прозрачного мольберта.
Очень полезно использовать этот прием для развития коммуникативных навыков детей, привлекая их к коллективному рисованию.
Игры с прозрачным мольбертом я начинаю со сказки, стихотворения, потешки. Обыгрываю сюжет будущего задания.
В моей группе два ребенка инвалида и один ребенок с ОВЗ. Я использую прозрачный мольберт в работе с данными детьми в индивидуальной работе, это создает атмосферу эмоционального психологического комфорта, что особо актуально для детей с ОВЗ.
Мольберт дает возможности работы с разными ситуациями:
1. Нарисуй столько же;
2. Нарисуй больше, (меньше);
3. Сравни множества;
4. Нарисуй вверху-внизу, справа-слева;
5. Диктант с фигурами.
Как я говорила ранее, что использование мольберта, очень актуально на занятиях по математике.
Это:
-Формирование и закрепление сенсорных эталонов: цвет-форма-величина. С этой целью используются упражнения «Обведи фигуру», «Нарисуй по точкам», «Дорисуй», «Уменьши фигуру», «Раскрась заданным цветом» и т. п.
-Формирование и закрепление первоначальных математических представлений. Используются упражнения «Нарисуй столько же», «Нарисуй больше (меньше)», «Сравни множества» и т. п.
-Развитие пространственных представлений: «Нарисуй вверху - внизу, справа, слева», «Диктант с фигурами», рисование линий в разных направлениях.»
И так рисуем по очереди. Если дошкольник не хочет рисовать, его можно увлечь собственным примером. Возьмите краску и начинайте рисовать что-нибудь близкое ребёнку. Может, это гараж с машинами, или роботы, или прекрасная принцесса и ее дворец. Ребенок очень скоро подсядет к вам и будет с интересом наблюдать, подсказывать, а потом и сам захочет добавить в рисунок свои детали.
Сейчас я предлагаю вам попробовать. Мне нужен один человек- ребенок, который не очень хочет рисовать.
Мы с вами поиграем в игру, которую я применила в работе во второй младшей группе.
Игра "Солнце и закапал дождик кап, кап, кап".
Задачи:
-Знакомство и закрепление знаний о геометрических фигурах;
-Упражнять в сравнении предметов по длине (длинный, короткий, самый короткий)
Ход игры:
Выглянуло солнышко!
-Какой формы солнышко? (круглой), какого цвета (желтого). Давай нарисуем вместе.
- А чего не хватает у солнца? (Правильно лучиков)
-А лучики бывают какой длины? (Длинные, короткие, еще короче)
(Рисуем кисточкой)
-И вдруг набежала тучка и закапал дождик! Кап, кап, кап!
-Нарисуем капельки! Сначала дождик пошел не сильный. А за тем сильнее и капельки стали больше, т. е. длиннее.
Обмакнем один палец в синюю краску. Нарисуем капельки дождя, используя краску синего цвета.
Посмотри какой красивый у нас получился рисунок!
Тебе понравилось?
Какие лучики у солнца?
-Длинные, короткие.
Вот таким образом, уважаемые коллеги мы можем познакомить детей с геометрическими фигурами и понятиями длинный короткий в игровой форме с применением рисования. Данную игру и не только эту, я применяла с детьми второй младшей группы.
Уважаемые коллеги, но детки у нас растут и становятся старше. Поэтому я предлагаю вам другую игру для детей средней группы.
Приглашаю шесть человек.
Игра «Укрась елку»
Задачи:
-Учить считать в пределах 5;
-Закреплять знания о геометрических фигурах;
-Развивать умение определять пространственное направление от себя слева, справа, вверху, внизу;
-Закреплять знания детей о цветах.
Ход игры:
Для начала мы поделимся на две команды. Одна команда у нас будут «Круги», а вторая- «Квадраты»
Проходите и занимайте свои места.
Не так давно у нас прошел веселый, волшебный праздник, какой, ребята?
-Правильно новый год!
-А как мы к нему готовились, что украшали?
-Ставили и наряжали елку.
Молодцы! Предлагаю вам сегодня вспомнить свои елочки, которые вы украшали дома и нарисовать нашу волшебную математическую елку из геометрических фигур (Треугольники)
-Ребята, на ваших столах лежат геометрические фигуры, давайте посчитаем их. Молодцы! Скажите, пожалуйста, как вы думаете, какая фигура больше подходит для того. Чтобы нарисовать елку.
-Правильно треугольник. Предлагаю вам нарисовать елочку пальчиками из двух треугольников. А затем мы будем украшать наши елочки. А «игрушки» на ваших елочках будут из таких же геометрических фигур, которые лежат у вас на столах.
Чтобы украсить елочку необходимо внимательно слушать инструкцию.
Рисовать «игрушки» мы будем кисточками.
-Команда «Круги» «повесит» игрушку желтого цвета на верхнюю правую ветку. А команда «Квадраты»-на левую верхнюю ветку.
-Теперь команда «Круги» «повесит» игрушку зеленого цвета на верхнюю левую ветку, а команда «Квадраты» -на правую.
-команда «Круги» на нижнюю правую ветку «повесит» игрушку синего цвета, а команда «Квадраты» -не левую ветку.
-Выполняем следующее задание. На нижнюю левую ветку команда «Круги» «повесит» белую игрушку, а команда «Квадраты» -на нижнюю правую ветку игрушку белого цвета.
Молодцы ребята! Посмотрите красиво у нас получается? А давайте посчитаем сколько игрушек мы «повесили» на нашу волшебную елочку.
Правильно четыре. А сколько мы должны были повесить игрушек?
(Ответы)
Значит у нас осталось сколько? (ответы). Я предлагаю этой игрушкой украсить макушку нашей волшебной елочки красного цвета.
Ребята, посмотрите какие красивые у вас получились елочки! Вы большие молодцы!
-Всем спасибо!
Уважаемые коллеги, на этом я заканчиваю свое выступление. Хочу добавить, что мы планируем и дальше работать с мольбертом в свободной деятельности и на занятиях. Дети растут круг возможностей для использования мольберта увеличивается.