Папки-передвижки

Мастер-класс «Психологическое сопровождение адаптации старших дошкольников в ДОУ» (1 фото)

Ольга Ковалева
Мастер-класс «Психологическое сопровождение адаптации старших дошкольников в ДОУ»

Мастер - класс для педагогов ДОУ

«Дидактические пособия как средство

психологического сопровождения адаптации

старших дошкольников в специализированном ДОУ

для детей с туберкулезной интоксикацией»

Из опыта работы педагога – психолога

МБДОУ «Детский сад

присмотра и оздоровления № 46

«Светлячок»

Ковалевой Ольги Алексеевны

город Рубцовск, Алтайский край

2020г

«Ввести ребенка в мир человеческих отношений -

одна из важных задач воспитания личности

ребенка дошкольного возраста»

В. А. Сухомлинский

Публикация «Мастер-класс „Психологическое сопровождение адаптации старших дошкольников в ДОУ“» размещена в разделах

Тема мастер-класса: «Дидактические пособия как средство психологического сопровождения адаптации старших дошкольников в специализированном дошкольном образовательном учреждении для детей с туберкулезной интоксикацией»

Цель: представление собственного опыта работы по психологическому сопровождению адаптации старших дошкольников в ДОУ посредством дидактических пособий.

Задачи:

1. Создать благоприятный, психологически комфортный климат и условия для плодотворного общения участников мастер - класса, с целью развития их профессионального мастерства и творческого потенциала.

2. Раскрыть особенности организации психологического сопровождения адаптации старших дошкольников посредством дидактических пособий.

3. Стимулировать интерес к использованию предложенных пособий в работе по данному направлению.

4. Провести рефлексию с участниками мероприятия, с целью внесения корректив и дальнейшего использования материала в работе.

Ожидаемые результаты мастер – класса:

- понимание и принятие участниками мастер - класса профессиональной авторской находки педагога – психолога, интерес к данной теме;

- активизация познавательной и творческой деятельности педагогов;

- повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в совместной деятельности и мотивация к формированию собственного интереса к данной дея-тельности и обмену опытом.

Методы:

- активные методы: игровой метод, работа в группах;

- наглядный метод: демонстрация презентации и пособий;

- практический метод: самостоятельное изготовление пособий, обыгрывание сюжета.

Оборудование:

мультимедийная презентация, выставка пособий, столы и стулья для практикума.

Технические средства:

ноутбук, музыкальный центр, проектор, экран, фотоаппарат.

Раздаточный материал:

буклет, материал для практикума: ленточки, «бусины», бумага, фломастеры, ножницы, клей, салфетки.

Ход мастер-класса:

Вводная часть (организационный момент, введение в тему, актуальность)

- Здравствуйте, уважаемые коллеги, приглашаю на мастер – класс по теме: «Дидактические пособия как средство психологического сопровождения адаптации старших дошкольников в специализированном дошкольном учреждении для детей с туберкулезной интоксикацией».

Вопрос позитивной социализации, успешной адаптации актуален для нас на протяжении всей жизни, мы постоянно стремимся приспособиться к определенным условиям, занять своё место в разных социумах. У меня в данный момент тоже адаптация, в новой, не знакомой мне ситуации и Вы помогаете мне пройти этот процесс.

Проблема социальной адаптации дошкольников не нова, но в условиях до-школьного учреждения присмотра и оздоровления она приобретает особое значение. Дети с туберкулёзной интоксикацией поступают к нам в течение года, здоровые дети выводятся, при этом идет постоянная смена и обновление коллектива воспитанников – это является особенностью работы нашего детского сада. Часто возникают проблемы: вхождения в общество сверстников, установления социальных контактов, осложненной адаптации.

Вопрос успешной социализации и адаптации актуален не только в условиях специализированного ДОУ для детей с туберкулезной интоксикацией, но и в любом детском саду, т. к. распределение путёвок происходит в течение всего учебного года. Много домашних детей, которые поступают в учреждение только в среднем и старшем дошкольном возрасте, также достаточно детей, у которых родители военнослужащие или работающие вахтовым методом, которые приводят их в ДОУ временно; есть дети, которые длительное время находились в лечебно – оздоровительных учреждениях, многие из которые находятся в “группах риска” (неблагополучные семьи, отягощённая наследственность, патология родов).

Таким образом, организация работы по обеспечению благоприятных условий для адаптации детей к детскому саду является одним из приоритетных направлений нашей деятельности.

При поступлении воспитанников в детский сад, я провожу мониторинг, с це-лью выявления уровня адаптации детей старшего дошкольного возраста в группах ДОУ. По результатам были определены следующие проблемы во взаимоотношениях детей старшего дошкольного возраста со сверстниками и взрослыми:

1. Несформированность коммуникативных умений, соответствующих возрасту: неумение войти в игру, обратиться к сверстнику или взрослому.

2. Неумение самостоятельно разрешать конфликтные ситуации: нетерпимость к сопротивлению со стороны партнеров по деятельности, уход от ситуации.

3. Негативно окрашенный стиль общения: грубость, авторитарность, апатичность, упрямство и пр.

4. Неадекватная реакция на успехи и неудачи товарищей.

5. Неуверенность, робость, снижение самооценки, что мешает ребенку проявить свою активность в группе ДОУ.

В своей работе по адаптации старших дошкольников использую различные дидактические пособия, способствующие снятию психо – эмоционального напряжения, развитию коммуникативных навыков и эмоциональной сферы.

Сегодня в ходе мастер – класса у вас будет возможность с ними познакомиться. Все пособия, представленные здесь, сделаны, либо оформлены нашими руками (совместная деятельность детей, родителей и педагогов) из простых и доступных материалов, используются по удобным, придуманным нами правилам.

(Вниманию присутствующих представлена видеопрезентация, выставка материалов и дидактических пособий из опыта работы педагога – психолога, на основе которой он вовлекает участников в разговор и способствует обмену педагогическим опытом).

Предлагаю перейти к практической части и более подробно познакомиться с некоторыми дидактическими пособиями, используемыми в совместном игровом взаимодействии с воспитанниками старшего дошкольного возраста в период адаптации.

Основная часть (практическая)

Дидактическое пособие «Коробка Сюрприз»

Задача: настроить присутствующих на совместную деятельность, создать положительную мотивацию к дальнейшему взаимодействию.

Краткое описание для работы с детьми: данное пособие способствует со-зданию сюрпризного момента, снятию напряжения и поднятию настроения, развитию мышления и воображения.

В коробочке помещаются различные предметы и картинки (ладошка, сердечко, подарок, волшебная палочка, солнышко, улыбка, клубочек, волшебный телескоп, маска, шляпка и др., предлагаю детям достать один предмет или картинку, затем ребенок объясняет, как мы, в соответствии с тем, что он вытащил, будем здороваться, прощаться, играть.

По одному человеку из каждой группы достают из коробки карточку – кар-тинку, в соответствии с которой выполняется упражнение «Давайте поздороваем

Мастер-класс «Психологическое сопровождение адаптации старших дошкольников в ДОУ»

я!» (разные варианты, в зависимости от картинки).

Участники мастер – класса предлагают свои варианты приветствия.

Варианты:

Картинка «Ладошка»: участники группы по очереди дотрагиваются своими ладонями до ладоней соседа по кругу и произносят: «Я рада с Вами общаться!».

Картинка «Улыбка»: участники группы берутся за руки и улыбаются друг другу.

Картинка «Солнышко»: участники группы протягивают руки вперед и соединяют их, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.

- Как Вы думаете, какой ритуал приветствия могут придумать дети, если им предложить картинку клоуна? (Активизация мыслительной деятельности присутствующих)

Дидактическое пособие «Браслетик «Хорошего настроения»

Цель: преодолеть стрессовое состояние, улучшить настроение, снять мышечное и психо – эмоциональное напряжение, способствовать развитию коммуникативных навыков.

Краткое описание для работы с детьми: рассказываю историю о браслетике, который помогает улучшить настроение (смотришь на него и представляешь что – то красивое или смешное, предлагаю сделать браслетик.

Дети выбирают себе ленточку, нанизывают на неё разноцветные «бусины» (фрагменты коктейльных трубочек) по желанию. В ходе работы дети взаимодей-ствуют, общаются, советуются друг с другом, делятся впечатлениями, демонстри-руют свои поделки.

- Уважаемые коллеги, предлагаю Вам заняться этим увлекательным делом и сделать себе «Браслетик «Хорошего настроения».

Для того чтобы сделать такое пособие нам понадобятся ленты и «бусины».

- Коллеги, какие эмоции вы испытали в процессе изготовления браслетиков?

Дидактическое пособие «Калоши счастья»

Цель: развитие позитивного мышления, формирование навыков позитивного восприятия мира, развитие навыков эмоциональной саморегуляции.

Краткое описание для работы с детьми: у Г. Х. Андерсена есть сказка, в которой фее подарили на день рождения «калоши счастья», а она решила отдать их людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком.

Мы с детьми разбираем различные проблемные ситуации, а задача — надев эти калоши, найти в предложенной проблемной ситуации позитивные стороны. Другими словами, учимся смотреть на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста

Пример: проблемная ситуация у ребенка – хочу к маме, позитивные стороны – взрослеешь, становишься самостоятельным, выполняешь свою работу, помогаешь маме.

- Уважаемые коллеги, предлагаю вам попробовать стать счастливее.

Встаем в круг и под музыку передаем друг другу калошу. Когда музыка остановится, тот, у кого она в руках, «надевает «калоши счастья» (держит в руках и проходит в середину круга, отвечает на предложенную ситуацию в позитивном ключе. Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты.

Предлагаются карточки с ситуациями для проигрывания:

Вас выбрали участником конкурса «Воспитатель года» (ответственный работник, профессионал; возможность систематизировать знания, обобщить опыт; профессиональный рост);

Ребёнка не принимают в игру (можно организовать игру самому, пригласить детей, помощь взрослого – в организации и подборе атрибутов);

По дороге на работу вы сломали каблук (хороший повод купить новые сапоги).

Взрослые, также как дети, испытывают страх - быть непринятым в социуме, остаться без друзей… (высказывания детей - фотопрезентация)

Именно эти высказывания и рассуждения детей подтолкнули меня к мысли о том, что нам нужен помощник, какой – то герой – спасатель. Так в моей работе с детьми появился «Лягушонок-спасатель».

Дидактическое пособие «Лягушонок-спасатель»

Цель: способствовать формированию адекватной самооценки, повышению уверенности в себе; развивать умение справляться с чувством тревоги и страха.

1 этап - Сказка «Лягушонок-спасатель» Предлагаю воспитанникам сесть удобно. Рассказываю сказку:

- В одном красивом волшебном городе жили-были замечательные дети. Они любили играть в разные игры и слушать сказки, умели рисовать, лепить, делать интересные поделки и, конечно же, очень любили своих родителей, а родители любили своих детей и заботились о них.

И все было бы хорошо, но все жители этого города – и дети, и их родители – очень боялись, что у них не будет друзей, что никто не захочет с ними играть, что им будет одиноко и грустно, дети боялись оставаться без мамы и папы, а их родители боялись оставаться без своих детей.

Так бы и жили они со своими страхами и тревогами, да только появился в том городе лягушонок, который ничего не боялся, а страх, грусть и тревогу умел ловить своим длинным язычком.

- Помоги нам справиться с нашим страхом и тревогой! - попросили лягушонка жители города.

- Хорошо. Рассказывайте о них - сказал смелый лягушонок.

Как только дети и взрослые рассказали, чего они боятся, их страхи и тревога превратились в комариков. Лягушонок ловко хватал их своим длинным язычком и проглатывал. Так он переловил все страхи жителей этого волшебного города.

И тогда они, обрадовавшись такому счастливому избавлению, стали ударять себя кулачком в грудь и говорить друг другу: "Я справлюсь!", «Я смогу!».

Лягушонок-спасатель остался жить в том городе и помогал всем, кто начинал чего-нибудь бояться.

2 этап - Поделка "Лягушонок"

- Предлагаю Вам сделать своего героя «Лягушонка - спасателя», для этого у вас на столе есть всё необходимое.

Этапы работы

1 этап: Сложите квадрат по линии сгиба

2 этап: Загните правый угол треугольника по прямой

3 этап: Отогните край вверх

4 этап: Повторите 2 и 3 этапы складывания с левым углом

5 этап: Приклейте язычок

6 этап: Нарисуйте глаза

Педагоги работают в группах.

Во время практической части мероприятия педагог-мастер является непосред-ственным наставником и руководителем по изготовлению поделки и обыгрыванию, а с остальными гостями педагогической мастерской педагоги из группы поддержки проводят упражнения с использованием дидактических пособий «Зеркальный кубик», «Подушка – подружка» и «Сказочный кубик».

- Теперь этот лягушонок - спасатель будет жить с вами, помогать справляться с вашими неприятностями, страхами и трудностями.

Заключительная часть:

По итогам адаптации старших дошкольников (за последние 3 года, психологическое сопровождение которых осуществлялось с использованием различных дидактических пособий, отмечается положительная динамика увеличения числа детей с лёгкой степенью адаптации.

Успешная адаптация, позитивная социализация детей старшего дошкольного возраста, повышение уровня их эмоционального благополучия, развитие психологической культуры детей - это залог психологического здоровья каждого ребенка, что и показывают результаты нашей работы.

Рефлексия:

- Уважаемые коллеги, как Вы считаете, удалось ли нам приблизиться к решению тех задач, которые были поставлены в начале мероприятия? Попрошу Вас, поделиться впечатлениями.

(педагогам предлагаются конверты с вопросами, содержание которых помогает подвести итог мероприятия:

- Какие испытывали чувства на протяжении нашего мероприятия?

- Заинтересовали Вас представленные дидактические пособия?

- Сегодня на мероприятии легче всего было…

- Основная мысль сегодняшнего мероприятия…

- Очень заинтересовало…

- Больше всего мне понравилось…

- Самым важным и интересным, считаю).

- Уважаемые коллеги, у Вас на столах лежат листочки с картинками комариков и кувшинок, если мероприятие было интересным и полезным для Вас, выберите «Кувшинку», а если было не понятно или не интересно - «Комарика».

- Ваше мнение мне понятно. Благодарю Вас!

Литература:

1. Бойко В. В., Ковалев А. Г., Панферов В. Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. - М. : Дело, 2013.

2. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М., 1993.

3. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.

4. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.

5. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М. : Генезис, 2000.

6. Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст Спб. : Питер, 2009.

7. Смирнова Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция/Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. -158 с. : ил. (Психология для всех).

8. Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Первушина И. М. Тропинка к своему «Я».- М., 2004.

Публикации по теме:

«Мы для милой мамочки». Мастер-класс изготовления открытки своими руками для старших дошкольников ко Дню матери«Мы для милой мамочки». Мастер-класс изготовления открытки своими руками для старших дошкольников ко Дню матери Предлагаю Вашему вниманию вариант поздравительной открытки ко Дню Матери, выполненный руками моих воспитанников. Цель: изготовление.

Детский мастер-класс по изготовлению поделки из втулки «Морячок» к 23 февраля для старших дошкольниковДетский мастер-класс по изготовлению поделки из втулки «Морячок» к 23 февраля для старших дошкольников Цель: изготовление объемной поделки из бросового материала. Задачи: • Научить детей изготавливать морячка из втулки от туалетной бумаги.

Конспект ОД по познавательному развитию старших дошкольников с ОВЗ «У нас в гостях мастер своего дела — портниха» Казенное государственное учреждение Самарской области «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями Восточного.

Мастер-класс для старших дошкольников. Изготовление «Танка» из бросового материала (коробок).Мастер-класс для старших дошкольников. Изготовление «Танка» из бросового материала (коробок). 23 февраля — День рождения армии,День защитника Отечества. Мы благодарны тем, кто служил и служит в армии, кто защищал нашу Родину в годы.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Знакомство старших дошкольников со скрапбукингом. Мастер-класс «Открытка маме»Знакомство старших дошкольников со скрапбукингом. Мастер-класс «Открытка маме» Мастер класс предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Такую открытку с удовольствием смастерили на 8 марта мои ребята из.

Конспект мастер-класса «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами»Конспект мастер-класса «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами» Творческая мастерская. Мастер класс «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами».

Мастер-класс «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников»Мастер-класс «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников» Мастер-класс «Обогащение педагогических умений воспитателей ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию через обучение приёму интерактивного.

Образцы поэтапного выполнения росписи цветов из городецких узоров для старших дошкольников. Мастер-классОбразцы поэтапного выполнения росписи цветов из городецких узоров для старших дошкольников. Мастер-класс Здравствуйте, уважаемые друзья и гости любимого сайта! Городецкая роспись - это один из традиционных декоративных промыслов и стоит в.

Психологическое сопровождение детско-родительских отношений в условиях ФГОС до Понятие «сопровождение» означает «следовать рядом», делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано. А это в свою очередь преобразование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Психологическое сопровождение адаптации старших дошкольников в ДОУ»
Опубликовано: 31 марта 2020 в 22:16
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД