Ольга Ковалева
Мастер-класс «Психологическое сопровождение адаптации старших дошкольников в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер - класс для педагогов ДОУ
«Дидактические пособия как средство
психологического сопровождения адаптации
старших дошкольников в специализированном ДОУ
для детей с туберкулезной интоксикацией»
Из опыта работы педагога – психолога
МБДОУ «Детский сад
присмотра и оздоровления № 46
«Светлячок»
Ковалевой Ольги Алексеевны
город Рубцовск, Алтайский край
2020г
«Ввести ребенка в мир человеческих отношений -
одна из важных задач воспитания личности
ребенка дошкольного возраста»
В. А. Сухомлинский
Публикация «Мастер-класс „Психологическое сопровождение адаптации старших дошкольников в ДОУ“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
Тема мастер-класса: «Дидактические пособия как средство психологического сопровождения адаптации старших дошкольников в специализированном дошкольном образовательном учреждении для детей с туберкулезной интоксикацией»
Цель: представление собственного опыта работы по психологическому сопровождению адаптации старших дошкольников в ДОУ посредством дидактических пособий.
Задачи:
1. Создать благоприятный, психологически комфортный климат и условия для плодотворного общения участников мастер - класса, с целью развития их профессионального мастерства и творческого потенциала.
2. Раскрыть особенности организации психологического сопровождения адаптации старших дошкольников посредством дидактических пособий.
3. Стимулировать интерес к использованию предложенных пособий в работе по данному направлению.
4. Провести рефлексию с участниками мероприятия, с целью внесения корректив и дальнейшего использования материала в работе.
Ожидаемые результаты мастер – класса:
- понимание и принятие участниками мастер - класса профессиональной авторской находки педагога – психолога, интерес к данной теме;
- активизация познавательной и творческой деятельности педагогов;
- повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в совместной деятельности и мотивация к формированию собственного интереса к данной дея-тельности и обмену опытом.
Методы:
- активные методы: игровой метод, работа в группах;
- наглядный метод: демонстрация презентации и пособий;
- практический метод: самостоятельное изготовление пособий, обыгрывание сюжета.
Оборудование:
мультимедийная презентация, выставка пособий, столы и стулья для практикума.
Технические средства:
ноутбук, музыкальный центр, проектор, экран, фотоаппарат.
Раздаточный материал:
буклет, материал для практикума: ленточки, «бусины», бумага, фломастеры, ножницы, клей, салфетки.
Ход мастер-класса:
Вводная часть (организационный момент, введение в тему, актуальность)
- Здравствуйте, уважаемые коллеги, приглашаю на мастер – класс по теме: «Дидактические пособия как средство психологического сопровождения адаптации старших дошкольников в специализированном дошкольном учреждении для детей с туберкулезной интоксикацией».
Вопрос позитивной социализации, успешной адаптации актуален для нас на протяжении всей жизни, мы постоянно стремимся приспособиться к определенным условиям, занять своё место в разных социумах. У меня в данный момент тоже адаптация, в новой, не знакомой мне ситуации и Вы помогаете мне пройти этот процесс.
Проблема социальной адаптации дошкольников не нова, но в условиях до-школьного учреждения присмотра и оздоровления она приобретает особое значение. Дети с туберкулёзной интоксикацией поступают к нам в течение года, здоровые дети выводятся, при этом идет постоянная смена и обновление коллектива воспитанников – это является особенностью работы нашего детского сада. Часто возникают проблемы: вхождения в общество сверстников, установления социальных контактов, осложненной адаптации.
Вопрос успешной социализации и адаптации актуален не только в условиях специализированного ДОУ для детей с туберкулезной интоксикацией, но и в любом детском саду, т. к. распределение путёвок происходит в течение всего учебного года. Много домашних детей, которые поступают в учреждение только в среднем и старшем дошкольном возрасте, также достаточно детей, у которых родители военнослужащие или работающие вахтовым методом, которые приводят их в ДОУ временно; есть дети, которые длительное время находились в лечебно – оздоровительных учреждениях, многие из которые находятся в “группах риска” (неблагополучные семьи, отягощённая наследственность, патология родов).
Таким образом, организация работы по обеспечению благоприятных условий для адаптации детей к детскому саду является одним из приоритетных направлений нашей деятельности.
При поступлении воспитанников в детский сад, я провожу мониторинг, с це-лью выявления уровня адаптации детей старшего дошкольного возраста в группах ДОУ. По результатам были определены следующие проблемы во взаимоотношениях детей старшего дошкольного возраста со сверстниками и взрослыми:
1. Несформированность коммуникативных умений, соответствующих возрасту: неумение войти в игру, обратиться к сверстнику или взрослому.
2. Неумение самостоятельно разрешать конфликтные ситуации: нетерпимость к сопротивлению со стороны партнеров по деятельности, уход от ситуации.
3. Негативно окрашенный стиль общения: грубость, авторитарность, апатичность, упрямство и пр.
4. Неадекватная реакция на успехи и неудачи товарищей.
5. Неуверенность, робость, снижение самооценки, что мешает ребенку проявить свою активность в группе ДОУ.
В своей работе по адаптации старших дошкольников использую различные дидактические пособия, способствующие снятию психо – эмоционального напряжения, развитию коммуникативных навыков и эмоциональной сферы.
Сегодня в ходе мастер – класса у вас будет возможность с ними познакомиться. Все пособия, представленные здесь, сделаны, либо оформлены нашими руками (совместная деятельность детей, родителей и педагогов) из простых и доступных материалов, используются по удобным, придуманным нами правилам.
(Вниманию присутствующих представлена видеопрезентация, выставка материалов и дидактических пособий из опыта работы педагога – психолога, на основе которой он вовлекает участников в разговор и способствует обмену педагогическим опытом).
Предлагаю перейти к практической части и более подробно познакомиться с некоторыми дидактическими пособиями, используемыми в совместном игровом взаимодействии с воспитанниками старшего дошкольного возраста в период адаптации.
Основная часть (практическая)
Дидактическое пособие «Коробка Сюрприз»
Задача: настроить присутствующих на совместную деятельность, создать положительную мотивацию к дальнейшему взаимодействию.
Краткое описание для работы с детьми: данное пособие способствует со-зданию сюрпризного момента, снятию напряжения и поднятию настроения, развитию мышления и воображения.
В коробочке помещаются различные предметы и картинки (ладошка, сердечко, подарок, волшебная палочка, солнышко, улыбка, клубочек, волшебный телескоп, маска, шляпка и др., предлагаю детям достать один предмет или картинку, затем ребенок объясняет, как мы, в соответствии с тем, что он вытащил, будем здороваться, прощаться, играть.
По одному человеку из каждой группы достают из коробки карточку – кар-тинку, в соответствии с которой выполняется упражнение «Давайте поздороваем
я!» (разные варианты, в зависимости от картинки).
Участники мастер – класса предлагают свои варианты приветствия.
Варианты:
Картинка «Ладошка»: участники группы по очереди дотрагиваются своими ладонями до ладоней соседа по кругу и произносят: «Я рада с Вами общаться!».
Картинка «Улыбка»: участники группы берутся за руки и улыбаются друг другу.
Картинка «Солнышко»: участники группы протягивают руки вперед и соединяют их, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.
- Как Вы думаете, какой ритуал приветствия могут придумать дети, если им предложить картинку клоуна? (Активизация мыслительной деятельности присутствующих)
Дидактическое пособие «Браслетик «Хорошего настроения»
Цель: преодолеть стрессовое состояние, улучшить настроение, снять мышечное и психо – эмоциональное напряжение, способствовать развитию коммуникативных навыков.
Краткое описание для работы с детьми: рассказываю историю о браслетике, который помогает улучшить настроение (смотришь на него и представляешь что – то красивое или смешное, предлагаю сделать браслетик.
Дети выбирают себе ленточку, нанизывают на неё разноцветные «бусины» (фрагменты коктейльных трубочек) по желанию. В ходе работы дети взаимодей-ствуют, общаются, советуются друг с другом, делятся впечатлениями, демонстри-руют свои поделки.
- Уважаемые коллеги, предлагаю Вам заняться этим увлекательным делом и сделать себе «Браслетик «Хорошего настроения».
Для того чтобы сделать такое пособие нам понадобятся ленты и «бусины».
- Коллеги, какие эмоции вы испытали в процессе изготовления браслетиков?
Дидактическое пособие «Калоши счастья»
Цель: развитие позитивного мышления, формирование навыков позитивного восприятия мира, развитие навыков эмоциональной саморегуляции.
Краткое описание для работы с детьми: у Г. Х. Андерсена есть сказка, в которой фее подарили на день рождения «калоши счастья», а она решила отдать их людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком.
Мы с детьми разбираем различные проблемные ситуации, а задача — надев эти калоши, найти в предложенной проблемной ситуации позитивные стороны. Другими словами, учимся смотреть на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста
Пример: проблемная ситуация у ребенка – хочу к маме, позитивные стороны – взрослеешь, становишься самостоятельным, выполняешь свою работу, помогаешь маме.
- Уважаемые коллеги, предлагаю вам попробовать стать счастливее.
Встаем в круг и под музыку передаем друг другу калошу. Когда музыка остановится, тот, у кого она в руках, «надевает «калоши счастья» (держит в руках и проходит в середину круга, отвечает на предложенную ситуацию в позитивном ключе. Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты.
Предлагаются карточки с ситуациями для проигрывания:
Вас выбрали участником конкурса «Воспитатель года» (ответственный работник, профессионал; возможность систематизировать знания, обобщить опыт; профессиональный рост);
Ребёнка не принимают в игру (можно организовать игру самому, пригласить детей, помощь взрослого – в организации и подборе атрибутов);
По дороге на работу вы сломали каблук (хороший повод купить новые сапоги).
Взрослые, также как дети, испытывают страх - быть непринятым в социуме, остаться без друзей… (высказывания детей - фотопрезентация)
Именно эти высказывания и рассуждения детей подтолкнули меня к мысли о том, что нам нужен помощник, какой – то герой – спасатель. Так в моей работе с детьми появился «Лягушонок-спасатель».
Дидактическое пособие «Лягушонок-спасатель»
Цель: способствовать формированию адекватной самооценки, повышению уверенности в себе; развивать умение справляться с чувством тревоги и страха.
1 этап - Сказка «Лягушонок-спасатель» Предлагаю воспитанникам сесть удобно. Рассказываю сказку:
- В одном красивом волшебном городе жили-были замечательные дети. Они любили играть в разные игры и слушать сказки, умели рисовать, лепить, делать интересные поделки и, конечно же, очень любили своих родителей, а родители любили своих детей и заботились о них.
И все было бы хорошо, но все жители этого города – и дети, и их родители – очень боялись, что у них не будет друзей, что никто не захочет с ними играть, что им будет одиноко и грустно, дети боялись оставаться без мамы и папы, а их родители боялись оставаться без своих детей.
Так бы и жили они со своими страхами и тревогами, да только появился в том городе лягушонок, который ничего не боялся, а страх, грусть и тревогу умел ловить своим длинным язычком.
- Помоги нам справиться с нашим страхом и тревогой! - попросили лягушонка жители города.
- Хорошо. Рассказывайте о них - сказал смелый лягушонок.
Как только дети и взрослые рассказали, чего они боятся, их страхи и тревога превратились в комариков. Лягушонок ловко хватал их своим длинным язычком и проглатывал. Так он переловил все страхи жителей этого волшебного города.
И тогда они, обрадовавшись такому счастливому избавлению, стали ударять себя кулачком в грудь и говорить друг другу: "Я справлюсь!", «Я смогу!».
Лягушонок-спасатель остался жить в том городе и помогал всем, кто начинал чего-нибудь бояться.
2 этап - Поделка "Лягушонок"
- Предлагаю Вам сделать своего героя «Лягушонка - спасателя», для этого у вас на столе есть всё необходимое.
Этапы работы
1 этап: Сложите квадрат по линии сгиба
2 этап: Загните правый угол треугольника по прямой
3 этап: Отогните край вверх
4 этап: Повторите 2 и 3 этапы складывания с левым углом
5 этап: Приклейте язычок
6 этап: Нарисуйте глаза
Педагоги работают в группах.
Во время практической части мероприятия педагог-мастер является непосред-ственным наставником и руководителем по изготовлению поделки и обыгрыванию, а с остальными гостями педагогической мастерской педагоги из группы поддержки проводят упражнения с использованием дидактических пособий «Зеркальный кубик», «Подушка – подружка» и «Сказочный кубик».
- Теперь этот лягушонок - спасатель будет жить с вами, помогать справляться с вашими неприятностями, страхами и трудностями.
Заключительная часть:
По итогам адаптации старших дошкольников (за последние 3 года, психологическое сопровождение которых осуществлялось с использованием различных дидактических пособий, отмечается положительная динамика увеличения числа детей с лёгкой степенью адаптации.
Успешная адаптация, позитивная социализация детей старшего дошкольного возраста, повышение уровня их эмоционального благополучия, развитие психологической культуры детей - это залог психологического здоровья каждого ребенка, что и показывают результаты нашей работы.
Рефлексия:
- Уважаемые коллеги, как Вы считаете, удалось ли нам приблизиться к решению тех задач, которые были поставлены в начале мероприятия? Попрошу Вас, поделиться впечатлениями.
(педагогам предлагаются конверты с вопросами, содержание которых помогает подвести итог мероприятия:
- Какие испытывали чувства на протяжении нашего мероприятия?
- Заинтересовали Вас представленные дидактические пособия?
- Сегодня на мероприятии легче всего было…
- Основная мысль сегодняшнего мероприятия…
- Очень заинтересовало…
- Больше всего мне понравилось…
- Самым важным и интересным, считаю).
- Уважаемые коллеги, у Вас на столах лежат листочки с картинками комариков и кувшинок, если мероприятие было интересным и полезным для Вас, выберите «Кувшинку», а если было не понятно или не интересно - «Комарика».
- Ваше мнение мне понятно. Благодарю Вас!
Литература:
1. Бойко В. В., Ковалев А. Г., Панферов В. Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. - М. : Дело, 2013.
2. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М., 1993.
3. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.
4. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.
5. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М. : Генезис, 2000.
6. Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст Спб. : Питер, 2009.
7. Смирнова Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция/Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. -158 с. : ил. (Психология для всех).
8. Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Первушина И. М. Тропинка к своему «Я».- М., 2004.