Приложение МААМ

Мастер-класс «Путешествие в страну ритма»

сатеник гарбузян
Мастер-класс «Путешествие в страну ритма»
▼ Скачать + Заказать документы

1. Теоретическая часть

Добрый день, уважаемые коллеги.

Сегодня наша встреча будет посвящена вопросам музыкально-ритмического развития детей, ведь именно ритм, как явление музыкальное, является основой не только музыкальных произведений, а всей нашей жизни. Всё в нашей жизни подчиняется определенному ритму День сменяет ночь, лето сменяет весну, в нашем организме ритмично работают сердце и легкие, мозговая деятельность также подчинена разным ритмам.

Публикация «Мастер-класс „Путешествие в страну ритма“» размещена в разделах

Что же такое музыкальный ритм? Ритм – это чередование долгих и коротких длительностей.

Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить.. Если чувство ритма несовершенно, у ребенка слабо развита речь, она невыразительна, либо слабо интонирована; трудно дается запоминание стихотворений, пение невпопад, исполнение танцевальных движений, да и ходьба под музыку выглядят неуклюже, неловко. Ребенок неуверен в себе.

В работе над развитием чувства ритма развиваются слуховые способности, совершенствуется координация движений, мышление, двигательная память.

Из всех музыкальных способностей чувство ритма развивается сложнее всего. Существует мнение, что развить его невозможно, так как оно является врожденным. Но современные исследования и практическая деятельность педагогов-музыкантов доказали обратное. Самое главное, это начать как можно раньше. Уже с 5 лет это будет гораздо сложнее. Поэтому моменты по развитию чувства ритма, я советую включать уже с младшей группы.

Исследователи (К. В. Тарасова, Б. Теплов, К. Орф) отмечают, что ритмическое воспитание не может быть только зрительным и слуховым, оно должно быть двигательным, в развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело.

Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение, даёт определённый психотерапевтический эффект.

Современные подходы к дошкольному воспитанию требуют от педагогов не только организации новых форм деятельности, направленной на музыкальное воспитание детей дошкольного возраста, сколько смены ее содержания.

Первоочередная задача для педагога-музыканта: сделать обучение, развитие, воспитание детей дошкольного возраста интересным и не заметным для самих детей. Конечно, всем известно, что ведущей формой обучения и развития детей-дошкольников является игра, но, также понятно, что современным детям необходимы новые интересные игры, которые соответствуют как потребностям детей, так и веяниям времени. И все мы находимся в поиске и разработке таких игр.

Упражнения и игры по развитию чувства ритма должны обязательно включаться в каждое муз. занятие, как неотъемлемая часть. Для лучшего усвоения каждая предлагаемая игра может неоднократно повторяться и варьироваться в течение всего учебного года.

Необходимо приучать детей к самостоятельному творчеству, предлагать детям творческие задания различной сложности в зависимости от их возраста, индивидуальных интересов и способностей.

Большими возможностями в развитии чувства ритма обладают творческие игры, в которых ребенок воссоздает определенный образ персонажа или свободно комбинирует известные ему движения, передавая характер и ритм музыки, меняющиеся в ходе музыкальной игры.

Например, я использую на своих занятиях такие игры: «Шаг и бег».

Цель игры: дать детям представление о долгих и коротких звуках.

«Ритмическое эхо». Цель игры: точно воспроизвести ритмический рисунок хлопками, шлепками и притопами.

«Угадай мелодию»- прохлопать ритмический рисунок фразы из любой знакомой детям песни.

Любимыми играми для детей являются игры с именами, приветственные игры. Приветственные игры используются для создания благоприятной обстановки на занятии, заряда положительных эмоций. Например, для детей старшего дошкольного возраста я использую игру-приветствие «Вежливая гусеница». Правила игры просты. Гусеница вежливая, потому что очень любит здороваться. Ребенок подходит к тому, с кем хочет поздороваться и поет: «Здравствуй, как тебя зовут?» Ему отвечают: «Здравствуйте! Я – Ле-на». Игра продолжается, пока все дети не назовут свои имена. Игру можно усложнить, добавив к пению звучащие жесты или игру на шумовых музыкальных инструментах.

При использовании таких игр с именами на занятии осуществляется развитие всех психических функций: внимания, памяти, слухового восприятия, моторной сферы. В каждом слове, в том числе и в имени прячется свой ритм. Мы его можем услышать, если пропоем или продекламируем его. Например: Ме-ня зо-вут Ан-дрей. Подчеркнуть ритм слов помогают звучащие жесты, Звучащие жесты – это ритмичная игра звуками своего тела, игра на его поверхностях или, как мы с детьми называем, музыкальные инструменты, которые у нас всегда собой: руки, ноги. Мы можем прохлопать, прошлепать, протопать, простучать кулачками ритм любого слова или целой песни.

НО Больше всего детям нравятся «звучащие стихи».Они являются находкой для увлекательных занятий с детьми преподнесённые в форме игры

Упражнение для младшей группы: «Барабан»

Мне купили барабан – бам,бам,бам!

Я на нем играю сам – бам,бам,бам!

Варианты исполнения:

1. Проговаривая текст, ритмично хлопать в ладошки.

2. Хлопать ладошками по барабану.

3. Ритмично ударять кулачком о кулачок.

4. Притопывать двумя ногами.

Упражнение для средней группы: «Колобок»

Колобок, колобок – По 3 хлопка в каждую сторону,

У тебя румяный бок – ритмичные хлопки по бокам двумя руками,

Ты от бабушки ушел – 4 прыжка на двух ногах,

Ты от дедушки ушел – Топать ногами на каждый слог.

Упражнение для старшей группы: «Дворник»

Дворник дверь два дня держал. –Качать руками вперед-назад.

Деревянный дом дрожал. - Топать ногами.

Ветер дергал эту дверь,-Стучать по коленям поочередно

Дворник думал: это зверь. - Потирать ладоши и на слово «Зверь»-хлопок.

Упражнение для подготовительной группы: «Храбрый воробей»

Чики-рики, чик-чирик! – Хлопать в ладоши.

Воробьишка с ветки – прыг!-3 щелчка в воздухе и на слово «Прыг»-подпрыгнуть.

Воробей,воробей! –По 3 хлопка по коленям.

Во дворе он всех храбрей! – топающий шаг на месте.

- Берегись,крадется кошка! –Походить на месте,показывая руками «коготки»

- Подразню ее немножко, -Погрозить пальчиком.

А потом – на ветку вмиг…-Машут руками.

Прыг! –Прыжок на двух ногах.

А. Данилевская

В основе моих занятий лежит коллективное творчество, ритмизованная речь, ритмические хлопки, выстукивание ногами, импровизационное движение под музыку, озвучивание стихов в ритме, пантомима. Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать.

Ритм присутствует во всех моментах музыкального занятия: в пении, слушании, танцах, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах! Поэтому сейчас я предлагаю на время превратиться в детей лет 5-7 и немного подвигаться вместе со мной!

2. Практическая часть.

Музыкальный руководитель: : Прошу внимания!

Прошу вашего дружеского участия и понимания.

Я мастер-класс сегодня покажу,

Много интересного, поверьте, расскажу.

Дети любят эти упражнения,

Увлекут они и вас, вне всякого сомнения.

1. Речевая игра «Доброе утро»

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

Доброе утро! Разводят руки в стороны с легким поклоном.

– Доброе утро, – нам шепчут цветки, Соединить пальцы рук – «бутон цветка»

– Доброе утро, – журчат ручейки, (Быстро перебирать пальцами, покачивая кистями рук вправо-влево)

– Доброе утро, – нам птица поет (Соединить руки крест-накрест, делать взмахи – птица летит)

– Доброе утро, – скажет нам кот, «Кошачьи лапки»

– Доброе утро, – нам скажет пчела, Машут «крылышками»

– Доброе утро, как ваши дела? (Разводят руки сначала в правую, затем в левую стороны)

Доброе утро солнцу и птицам, Соединить руки крест-накрест, «птица летит» (Поднять скрещенные руки над головой, пальцы в стороны)

Доброе утро улыбчивым лицам, (Руки полочкой, кладут на них подбородок)

И каждый становится добрым, доверчивым (Отводят в сторону правую руку

Отводят в сторону левую руку)

Пусть доброе утро длится до вечера! Прижимают руки к груди. Руки в стороны и вниз.

Музыкальный руководитель: Ну как настроение улучшилось? Вот что может сделать слово!

А теперь предлагаю отправиться в путешествие

2. Разминка " Мы идём"

1. Нам нельзя стоять на месте

Все шагаем дружно вместе.

По тропинке мы пройдём

Вместе песенку споём.

Припев: Шаг, шаг, шаг, шаг -

По тропинке мы пройдём

Шаг, шаг, шаг, шаг-

Вместе песенку споём.

2. На носочках мы идём,

И ничуть не устаём.

Лесом и зелёным лугом,

Через горы друг за другом

Припев: Шаг, шаг, шаг, шаг -

Лесом и зелёным лугом,

Шаг, шаг, шаг, шаг -

Через горы друг за другом.

3. Ты скачи мой добрый конь

Вместе с быстрым ветерком.

Нам нельзя стоять на месте.

Продолжаем путь мы к речке.

Припев: Шаг, шаг, шаг, шаг-

Нам нельзя стоять на месте.

Шаг, шаг, шаг, шаг -

Продолжаем путь мы к речке.

4. А теперь мы все бочком,

Через Терек перейдём.

Здесь по мостику пройдём.

На полянку попадём.

Припев: Шаг, шаг, шаг, шаг-

Здесь по мостику пройдём.

Шаг, шаг, шаг, шаг-

И на речку попадём.

Такая разминка помогает укрепить мышцы, выработать умение переключиться с одного вида движения на другие, умение владеть своим телом, также учит детей точно выполнять движения в соответствии с текстом, ориентироваться в пространстве

Музыкальный руководитель: Встретилась нам речка на пути, а в речке рыбки плавают, давайте немного порыбачим! Предлагаю вам взять по 2 палочки и присесть на коврик.

Упражнения с палочками очень нравятся детям, палочки привлекают внимание детей, вызывают интерес, являются простым и занимательным средством при освоении детьми различных ритмов, развитии метроритмического и тембрового слуха : ведь палочки умеют не только стучать, а еще шуршать, шептать и даже молчать!

3. Упражнение с ритмо - палочками «Рыбка».

Рыбка, рыбка,- 2 раза стучим перед собой палочками

Вот -Передаем соседу справа

Червяк -Берем другую палочку, переданную соседом слева

Откуси, -2 раза стучим перед собой палочками

Хоть чуточ - Передаем соседу справа

Ку- Берем другую палочку, переданную соседом слева

Не проси -2 раза стучим перед собой палочками

Меня- Передаем соседу справа

Рыбак -Берем другую палочку, переданную соседом слева

Попадусь 3 раза стучим перед собой палочками

На удоч- Передаем соседу справа

ку Берем другую палочку, переданную соседом слева

• Повторить все движения в левую сторону.

• Затем повторить в 2 раза быстрее, т. е. удар и передача на каждую четверть. (Новоскольцева, Каплунова "Этот удивительный ритм") После того, как игра проведена, предлагаю сложить из палочек букву, дорожку, снежинку, домик. Для написания буквы используем палочки, которыми играл ребенок, 2-3, а для дорожки, домика и снежинки, например, предлагаю объединить все палочки и сделать коллективную фигуру. Такое завершение игры прокладывает вектор креативного мышления у детей. Они понимают, что один и тот же предмет можно использовать с разными целями, на палочках можно не только играть, а использовать для конструирования.

Мы устали, мы устали! – каждой рукой катаем палочку по полу или две палочки катаем в ладошках. Молодцы! Справились с заданием!

Наши палочки устали и в коробку побежали! Давайте уберем палочки, пусть немножко отдохнут, к нам опять играть придут.

Вот таким небольшим стихом я призываю детей и вас закончить игру с палочками, убрать их на место. Ведь всем известно, что очень важно правильно организовать начало и окончание игры.

Собираем палочки, проходим на свои места.

Музыкальный руководитель: Не хочет рыбка ловиться, тогда давайте подкрепимся отправляемся дальше.

4.«Фруктово-овощной ритмический салат».

Перед вами дидактические карточки с изображением овощей. Предлагаю вам ритмически озвучить их звучащими жестами-(щелчками, хлопками, отбиванием ритма по столу и т. д) что подскажет вам ваша фантазия, одновременно произнося названия овощей вслух: пе-рец, о-гу-рец, по-ми-дор, ка-пус-та,

тык-ва, ка- ба-чок,бак-ла- жан, мор-ковь, го- рох.

Ба-нан, а-пель-син; ман-да-рин; хур-ма, ли-мон,

а-на-нас, ви-но-град, гру-ша,аб-ри-кос,ай-ва

А сейчас я раздам несколько музыкальных и шумовых инструментов и мы с вами исполним фруктово-ритмический салат. Название вслух уже не произносим. Первый овощ в дидактической паре озвучивают жестами, вторую пару - музыкальными инструментами. (Создают «салат»).

5. Музыкальный руководитель: : Следующее упражнение «Испорченная пластинка» Такое ритмическое упражнение помогает развивать внутренний слух у детей поем молча

Упражнение «Испорченная пластинка»

Исполняется фрагмент песни «Кузнечик» В. Шаинского и одновременно сопровождается пение ритмическими хлопками. Нечётная строка поется вслух, чётная про себя.

В траве сидел кузнечик, вслух

В траве сидел кузнечик, про себя-хлопки

Совсем как огуречик вслух

Зелененький он был. про себя-хлопки

Представьте себе, представьте себе вслух

Совсем как огуречик. про себя-хлопки

Представьте себе, представьте себе вслух

Зелененький он был. про себя-хлопки

6. Музыкальный руководитель: Музыкальный ритм настолько ярко выражает мелодию, что по нему можно угадать знакомую песню или мелодию. Мы сейчас убедимся в этом.

Игра «Угадайте песню по ритмическому рисунку» (ложки)

Звучит ритмический рисунок популярной песни В. Шаинского «Пусть бегут неуклюже», «Ах,вы сени, мои сени» в исполнении участников первой команды на деревянных ложках. Предлагается зрителям назвать песню.

Вторая команда отстукивает ритм "Во поле березка стояла», «Маленькой ёлочке холодно зимой»

7. Музыкальный руководитель: ну что ж продолжаем Танцтерапия :

Звуки мы изображаем с помощью движений.

Исполняем и творим с большим воодушевлением.

Приглашаю участников первой команды исполнить танец с ложками (рус. нар. мел. «Ой полным полна моя коробочка», а второй команде предлагаю придумать свой танец сидя на стульях –упражнение с ложками. р. н. песня «Пойду ль я да выйду ль я да»

Цель: развивать слуховое внимание, чувство ритма в игре на ложках.

8.«Передай ритм».

Цель: развитие ритмического слуха, слуховой памяти.

Ход игры: Дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм на плече того, за кем стоит. И тот передает ритм следующему ребенку.

Последний участник (стоящий впереди всех) «передает» ритм, хлопая в ладоши или отстукивая молоточком на металлофоне или на треугольнике.

9. Сейчас поиграем в музыкальную игру «Оркестр».-эта игра способствует развитию слухового внимания, чувства темпа в игре на музыкальных инструментах.

Инструменты раскладываются по кругу, участники идут по кругу и говорят, выполняя движения по тексту.

Шли мы, шли, потом устали, (маршируют)

Инструменты в руки взяли.

Инструменты в руки взяли,

На них марш мы заиграли. (поднимают любой инструмент и играют ритмическое сопровождение марша)

(Кладут инструменты на пол и бегут по кругу)

Побежали, побежали

И немножко мы устали,

Инструменты в руки взяли,

На них полечку сыграли (поднимают инструменты и играют ритмическое сопровождение польки)

(Кладём инструменты и ходим на всей ступне)

По дорожке мы пошли,

Инструменты мы нашли.

Инструменты в руки взяли,

Нежно вальс на них сыграли. (поднимают инструменты и играют сопровождение к вальсу)

По дорожке поскакали, (кладем инструменты и скачем поскоками по кругу)

Ножки вновь у нас устали.

Инструменты в руки взяли,

Пляску русскую сыграли (поднимаем инструменты и играем ритмическое сопровождение плясовой)

10. Музыкальные игры «Повтори ритм», «Палка и колпачок» -

ЦЕЛЬ: Совершенствовать лёгкий танцевальный бег по кругу. Развивать слуховое внимание и чувство ритма.

Музыкальный руководитель: Вот мы и попали в страну ритма. Приглашаю участников исполнить песню

11. «Вот это солист» (слова Елены Степановой, музыка Марины Мишаковой)

Музыкальный руководитель: Уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть на ваших лицах радость и улыбки! Значит, вам было интересно- а это главное в нашей работе с детьми. Хочу пожелать Вам огромного творческого потенциала, а что бы найти правильный путь, руководствуйтесь особенностями душевного мира ребёнка. Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Презентация «Путешествие в страну Математики» Небольшая сказка на тему: "Путешествие в страну МАТЕМАТИКИ " Ход работы Вы любите математику, ребята? Не очень? Она кажется вам неинтересной.

Фотоотчет «Путешествие в страну Изобразилию»Фотоотчет «Путешествие в страну Изобразилию» Одна из наиболее продуктивных в детском возрасте деятельностей конечно же творческая. Творчество для ребенка является ключевой сферой, способствует.

Фотоотчет «Путешествие в страну математики»Фотоотчет «Путешествие в страну математики» Приветствие на коврике. Ребята, когда я сегодня шла в детский сад мне передали письмо, сказали, что это для детей старшей логопедической.

Фотоотчет. «Путешествие в страну Светофорию».Фотоотчет. «Путешествие в страну Светофорию». Путешествие в страну Светофорию. Фотоотчет. Цель: способствовать формированию осознанного поведения на улицах города и в общественном.

Конспект мастер-класса для педагогов «Путешествие в страну сказок и фантазии»Конспект мастер-класса для педагогов «Путешествие в страну сказок и фантазии» Конспект мастер-класса для педагогов «Путешествие в страну сказок и фантазии» Цель: Формирование умений детей проводить элементарную инсценировку.

Лэпбук «Путешествие в страну ПДД»Лэпбук «Путешествие в страну ПДД» Лэпбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде. Лэпбук – активизирует у детей интерес к познавательной деятельности;.

Мастер-класс для педагогов «Путешествие в песочную страну на остров детства»Мастер-класс для педагогов «Путешествие в песочную страну на остров детства» Участники: воспитатели. Форма проведения: путешествие. Продолжительность мастер-класса: 25 минут. Продукт мастер-класса: сказочная композиция.

НОД «Путешествие в страну Мультипликации» НОД «Путешествие в страну Мультипликации» Цель: Закрепление математических знаний и умений посредством мультипликации. Задачи: Образовательные:.

Фотоотчёт «Путешествие в шахматную страну»Фотоотчёт «Путешествие в шахматную страну» В нашей группе прошло увлекательное мероприятие: «Путешествие в шахматную страну», где дети в игровой форме показали свои знания и умения.

Путешествие в страну Кукукрузию продолжается!Путешествие в страну Кукукрузию продолжается! Что-то притихли и кажется приуныли наши главные КУКУРУЗАМАНЫ на МААМ. А что случилось? Метеорит врезался в нашу любимую планету КУКУРУЗИЮ.

Автор публикации:
Мастер-класс «Путешествие в страну ритма»
Опубликовано: 16 марта 2020 в 19:58
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Путешествие в страну ритма»» (включая файлы) размещена пользователем сатеник гарбузян (УИ 745197) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД