МААМ-картинки

Мастер класс «Развитие памяти воспитанников средствами мнемотехники»

Камарья Мансурова
Мастер класс «Развитие памяти воспитанников средствами мнемотехники»

Мастер класс «Развитие памяти воспитанников средствами мнемотехники»

Ведущий мастер- класса: социальный педагог отделения семейных воспитательных групп Мансурова К. Х.

Время проведения: 23 ноября 2016 года.

Цель: ознакомление специалистов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации методом мнемотехники.

Задачи:

Публикация «Мастер класс „Развитие памяти воспитанников средствами мнемотехники“» размещена в разделах

• дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями технологии, этапами работы с мнемотаблицами при заучивании стихотворений, рассказывании сказок, загадок, составлении рассказов, формировании математических представлений;

• дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц при организации работы с детьми;

• дать педагогам возможность овладеть мнемотехническими приёмами.

Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен специалистам стационарного отделения в работе по развитию познавательной сферы детей.

Прогнозируемый результат мастер- класса:

- получение социальными педагогами представления о методике работы по мнемотаблицам;

- активизация внедрения в реабилитационный процесс методов и приёмов активизации интеллектуальных, творческих способностей детей, компьютерных технологий.

Этапы проведения мастер – класса.

1. Организационный момент, сообщение темы мастер – класса

2. Актуальность проблемы развития памяти воспитанников.

3. Технология использования приемов мнемотехники в работе с детьми (теоретический материал с использованием электронной презентации).

4. Работа в группах – тренинг по составлению мнемотаблиц.

5. Подведение итогов мастер – класса, рефлексия.

Ход мастер-класса.

1. Организационный момент, сообщение темы мастер - класса

- Добрый день, уважаемые коллеги!

- Я рада вас приветствовать на нашем мастер - классе.

Упражнение " Ожидания". Прежде, чем мы начнем, я попрошу Вас озвучить Ваши «ожидания» от мастер – класса.

Конечно же, при посещении таких занятий хочется узнать что-то новенькое, что можно будет применить в своей работе, т. е. пополнить свою методическую копилку. А кому-то и вспомнить приемы и методы, с помощью которых можно способствовать развитию познавательной сферы детей.

Слайд 1.

Тема нашего сегодняшнего мастер – класса «Развитие памяти воспитанников средствами мнемотехники».

2. Актуальность проблемы развития памяти воспитанников дошкольного возраста.

Несмотря на проводимую большую работу на занятиях и вне занятий с детьми, динамика в познавательном развитии основной массы детей бывает незначительная. Мы все прекрасно знаем, что причин этому много, но одной из них является то, что психофизические возможности наших воспитанников ограничены. Поэтому актуальным остается использование таких методик, которые помогли бы педагогам развивать общие способности детей, их интеллект, внимание, память. Изучение литературы по педагогике, поиск информации в интернете привели меня к решению опробовать в своей работе средства мнемотехники, которая уже давно вошла в практику работы педагогов системы образования. В детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания, сервировки столов, ухода за комнатными растениями и т. п. В школе вводятся специальные запоминалки, причем чем они нелепее, тем лучше запоминаются.

И сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать эту методику.

Слайд 2.

3. Технология использования приемов мнемотехники в работе с детьми (теоретический материал с использованием электронной презентации).

Мнемотехника — в переводе с греческого — «искусство запоминания». Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Применение мнемотехники помогает решать задачи, направленные на развитие связной речи детей, ознакомления с окружающим миром. Наиболее распространено использование мнемотехники для заучивания стихов и пересказа литературных произведений. Однако возможности этой методики позволяют применять её и при формировании математических представлений.

Слайд 3.

Основными элементами мнемотехники являются:

*мнемоквадраты (понятные изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание или простое предложение,

*мнемодорожки (это квадрат из 3-4 картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения,

*мнемотаблицы (изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или стихотворение).

Так как у детей дошкольного и зраста преобладает зрительно-обзорная память и воспринять им информацию значительно проще путём наглядного примера, нежели, со слов, поэтому на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Схемы служат зрительным планом, помогающим ребёнку воссоздать услышанное.

Слайд 4.

1. Работу нужно начинать с простейших мнемоквадратов. Таким образом проводится работа над словом (ознакомление с существительными, прилагательными, глаголами).

Например: даётся слово – “девочка” и его символическое обозначение (зарисовка на доске, слово «лиса» можно заменить символом, слово «медведь» -, слово «машина» -, слово «большой» можно заменить большим кругом, а «маленький» - маленьким кругом…

(зарисовка на доске)

Когда ребенок уловит, что значит, зашифровать слово, предлагают упражнение на самостоятельное кодирование слов и воспроизведение слов по своим условным обозначениям.

2. Освоив игру со словом, переходим к поэтапному кодированию сочетания слов (словосочетания) (большая машинка):

3. Запоминание и воспроизведение предложений. Например, “Маленькая девочка идет”

4. Затем можно провести игру с словами: назвать слово, а ребенок выбирает из предложенных символ, обозначающий его, или зарисовывает символ. И наоборот.

После того, как ребёнок освоил мнемоквадраты, задание усложняется, демонстрируются мнемодорожки.

Слайд 5.

Можно пересказать небольшой рассказ про козочку: «Жила-была козочка у бабушки в деревне. Однажды коза пошла погулять в лес. А в лесу на опушке жил медведь. Увидел он козочку, и как закричит: (Э – э – э). Козочка испугалась и закричала: (Ме – ме - ме). Маша и Витя пошли гулять и услышали, как козочка кричит, пришли в лес и увели козочку домой».

Например, поставив перед собой цель - ознакомить детей с характерными особенностями времён года, можно использоваnm мнемодорожки.

При этом установливаются следующие условные обозначения, характерные для каждого времени года: дождь, ветер, снег, тучи, почки, трава, тает снег, прилетают/улетают птицы, солнце светит мало, деревья без листьев и т. п.

(зарисовки на доске)

Вот такая мнемодорожка была составлена детьми по теме «Времена года».

(демонстрация детских работ)

Можно с помощью мнемодорожки работать над четверостишьем, стихотворением, несложной загадкой.

5. И после можно переходить к мнемотаблицам.

Слайд 6.

Изображать в таблицах можно все, что считаете нужным. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. Размер мнемотаблиц может различным - в зависимости от возраста детей, от уровня их развития, для групповой работы может быть больших размеров, для индивидуальной – меньших.

Этапы работы с мнемотаблицами:

I. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней нарисовано;

II. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы;

III. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме.

Слайд 7.

Например: мнемотаблицы к сказкам выглядят так …

Слайд 8.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

При заучивании стихотворений:

Чтение стихотворения взрослым.

Беседа о прочитанном.

Рассказывание стихотворения с параллельным выставлением моделей.

Рассказывание стихотворения детьми с опорой на модели (по цепочке).

Рассказывание стихотворения ребенком с одновременным подбором и выставлением моделей.

Слайд 9.

Например, всем известные стихотворения в виде таблицы выглядят так…

С. Капутикян «Варежка»

Маша варежку надела:

- Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал!

Маша варежку сняла.

- Поглядите-ка, нашла!

Ищешь, ищешь,

и найдёшь!

Здравствуй, пальчик!

Как живёшь?

А. Барто «Кораблик»

Матросская шапка,

Веревка в руке,

Тяну я кораблик

По быстрой реке,

И скачут лягушки

За мной по пятам

И просят меня:

- Прокати, капитан!

Пальчиковая потешка

Мальчик с пальчик, где ты был?

С этим братцем — в лес ходил.

С этим братцем — щи варил.

С этим братцем — кашу ел.

С этим братцем — песни пел!

Мальчик- пальчик, где ты был?

-С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песню пел,

А с этим пальцем что делал?

Слайд 10.

Например, при заучивании дней недели в виде стихотворения дети составили такую таблицу…

(демонстрация детских работ)

Слайд 11.

Также используются мнемотаблицы при составлении и отгадывании загадок. Например,

1) нарисованные загадки

Загадка о подсолнухе: Золотое решето, чёрных домиков полно.

Загадка о груше: Висит груша, нельзя скушать.

2) описательные загадки

Загадка о картофеле. Он коричневый, бывает овальный или круглый. Он маленький, растет на грядке в огороде. Его выкапывают. Его можно варить или жарить.

(зарисовки на доске)

Загадка о дожде. Он мокрый как вода. Он холодный как мороженое. Часто идёт осенью. От него на земле появляются лужи. Он поливает траву, кусты, цветы и деревья. Люди от него прячутся под зонтом.

(зарисовки на доске)

Технология составления мнемотаблицы та же.

В Интернете было найдено множество вариантов таких таблиц и схем, которые я предлагаю вашему вниманию для работы.

Слайд 12 Расскажи о себе

Слайд 13 Расскажи об одежде

Слайд 14 Расскажи о диком животном

Слайд 15 Расскажи о домашнем животном

Слайд 16 Расскажи о насекомом

Слайд 17 Расскажи о домашней птице

Слайд 18 Расскажи о посуде

Слайд 19 Расскажи о дереве

Слайд 20 Расскажи о головном уборе

Слайд 21 Расскажи о транспорте

Слайд 22 и т. д

Как видите, эти схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

- строение рассказа;

- последовательность рассказа;

- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Использование мнемотехники помогают развивать и математические представления детей.

Слайд 23.

Мнемотаблица «Геометрическая фигура - квадрат»:

Задача данной таблицы - закрепить представления о свойствах квадрата. Квадрат располагаем в центре таблицы. Все остальные элементы отражают какие-то свойства или особенности данной фигуры. Цифра четыре может обозначать, что у квадрата четыре стороны; у стула четыре ножки и стул-это перевёрнутая четвёрка; с буквы К начинается слово «квадрат»; если соединить два треугольника, то получится квадрат; «ёлочка» из четырёх углов обозначает, что у квадрата четыре угла, так же как у стола. Таким образом, все элементы в таблице взаимосвязаны.

Такие же связи можно установить во второй таблице:

Слайд 24.

Мнемотаблица «Геометрическая фигура треугольник»

Слайд 25.

Мнемотаблица: «Цифра 1»

Запомнить такую таблицу можно, составив сказку о цифрах:

«Жила-была цифра «Один». Она жила одна в лесу. Однажды она пошла гулять и заблудилась. Стала единица кричать:«АУ». Услышала её другая цифра «Один». Они встретились и подружились, взялись за руки и получилась цифра «Два». Пошли они гулять и пришли к озеру (овал, сели на камешек (овал, полюбовались красотой леса и пошли домой». Используя данную таблицу, мы не только знакомим детей с цифрами, а ещё и закрепляем представления о том, на что похож овал, знакомим с буквами.

Слайд 26.

Мнемотаблица «Цифра 3»

Способ составления сюжета наиболее интересен детям, они сами с удовольствием придумывают истории по таким таблицам. Одновременно с развитием речи происходит закрепление представлений о цифрах, геометрических фигурах.

Эти таблицы не моя разработка, их можно найти в свободном доступе в интернете. Я использую их в конце занятия как закрепляющий момент. Таблицу мы сначала рассматриваем, подробно разбираем. Затем я её убираю, дети должны заполнить по памяти небольшие таблицы на столах.

4. Работа в группах – тренинг по составлению мнемотаблиц.

- А теперь мне хотелось бы предложить вам самим на практике освоить методы мнемотехники. Выбирайте конверты с заданиями.

Первая группа – составление мнемотаблицы по стихотворению А. Плещеев "Осень"

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет

Озимь на полях.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Зашумели воды

Быстрого ручья,

Птички улетели

В теплые края.

Вторая группа – составление мнемотаблицы по сказке «Курочка Ряба».

Третья группа – составление мнемотаблицы по загадке:

1)«Сидит девица в темнице, а коса на улице»,

2)«Под соснами, под елками лежит мешок с иголками»,

3)«Круглая, а не мяч,

желтая, а не солнце,

с хвостом, а не мышь».

Презентация полученных работ.

(группы рассказывают стихотворение и сказку по мнемотаблицам, загадывают загадки по рисунку)

Слайд 28.

5. Подведение итогов, рефлексия

Так вы видите, использование мнемотехники в работе с детьми несложное, может разнообразить методические приемы и позволит обеспечить развитие всей умственной деятельности воспитанника.

Мне очень хотелось бы, чтобы сегодняшняя информация для вас оказалась интересной, полезной, и главное, помогла вам в работе с детьми. Кто желает, может записать материал с мнемотаблицами на флеш-накопители.

Слайд 29.

Желаю вам успехов и творчества в вашей ежедневной работе с детьми! А в заключении прошу выразить свое мнение о сегодняшнем мероприятии.

Публикации по теме:

«Гвоздика — символ памяти!» Мастер-класс«Гвоздика — символ памяти!» Мастер-класс Начало мая. Красные гвоздики, Как слезы тех далеких страшных лет. И ветеранов праведные лики, Особенно, которых больше нет. (Петр Давыдов).

«Речевое развитие дошкольников средствами ТРИЗ в процессе работы со сказкой». Конспект мастер-класса для педагогов ДОУ «Речевое развитие дошкольников средствами ТРИЗ в процессе работы со сказкой» Цель. Использование технологии ТРИЗ для решения проблем речевого.

9 мая-День Победы! Бессмертный полк! (Фотоотчет о праздновании 71 годовщины в ВОВ) Мастер-класс «Гвоздики памяти»9 мая-День Победы! Бессмертный полк! (Фотоотчет о праздновании 71 годовщины в ВОВ) Мастер-класс «Гвоздики памяти» БДОУ «Д/С №396 общеразвивающего вида» г. Омск 2016 год9 мая - День Победы! Бессмертный полк! (принимают участие дети старших и подготовительных.

Мастер-класс для родителей и воспитанников «Новогодняя шапочка»Мастер-класс для родителей и воспитанников «Новогодняя шапочка» Мастер-класс для родителей и воспитанников «Новогодняя шапочка» Цель: создать праздничное настроение, развивать творческие способности.

Мастер-класс «Кораблик Памяти»Мастер-класс «Кораблик Памяти» В преддверии Дня Победы дети группы «Лучик» присоединились к трогательной акции «Кораблик Победы». Придумала её девочка из Феодосии – Катя.

Мастер-класс с родителями «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» Родители рассаживаются за столы. Ведущий становится за ширму, на руке – кукла из театра Би-ба-бо Лисенок. Герой появляется из-за занавеса.

Мастер-класс «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»Мастер-класс «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста» Тема «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста». План 1. Презентация материалов по теме:.

Открытка «Цветок Памяти!» Детский мастер-классОткрытка «Цветок Памяти!» Детский мастер-класс Уважаемые коллеги,друзья! Сегодня хотим показать Вам нашу открытку, посвященную Великому Празднику - 9 МАЯ!Мы делали гвоздику - символ нашей.

Стела Памяти. Мастер-класс. Люди! Покуда сердца стучатся: — помните! Какою ценой завоёвано счастье.Стела Памяти. Мастер-класс. Люди! Покуда сердца стучатся: — помните! Какою ценой завоёвано счастье. Стела Памяти. Люди! Покуда сердца стучатся, — помните! Какою ценой завоёвано счастье, — пожалуйста, помните! Детям своим расскажите.

Воспитание исторической памяти средствами проектной деятельностиВоспитание исторической памяти средствами проектной деятельности Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер класс «Развитие памяти воспитанников средствами мнемотехники»
Опубликовано: 23 ноября 2016 в 20:05
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД