Папки-передвижки

Мастер-класс «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Хисматова Валерия
Мастер-класс «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Цель: Распространение опыта по организации детского экспериментирования среди педагогов ДОУ.

Задачи:

Познакомить с определением понятия – детское экспериментирование.

Раскрыть особенности проведения детского экспериментирования.

Участники мастер-класса : Педагоги ДОУ.

Содержание:

1. Определение понятия детское экспериментирование.

2. Совместное проведение экспериментирования.

3. Выводы.

4. Рефлексия.

Ход мастер-класса.

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Публикация «Мастер-класс „Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования“» размещена в разделах

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать Вас на мастер-классе по теме «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Думаю, что педагоги, использующие экспериментирование в своей работе, найдут для себя что-то новое, а начинающие – поймут, насколько это интересное и увлекательное занятие.

Мы знаем, что детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследовательская активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом, т. е. всеми органами чувств. Он радуется даже самому маленькому открытию.

Заглянем в толковый словарь русского языка Сергея Ивановича Ожегова, эксперимент — это метод исследования некоторого явления в управляемых условиях, с активным взаимодействием с изучаемым объектом. Эксперимент служит для проверки гипотезы, установления причинных связей между феноменами.

Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с ФГОС является следующее: «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы…»

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными вещест-вами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т. п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности.

Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья.

Другими словами мы можем сказать, что детское экспериментирование – это детская деятельность, в результате которой ребенок самостоятельно или под незаметным для него руководством взрослого делает для себя открытие.

Давайте попробуем на практике доказать что метод экспериментирования является ведущим в познавательном развитии.

Возможность наблюдать и экспериментировать нам предоставлена самой природой. В зимний период года детям очень доступны и понятны три состояния воды (твердое, жидко и газообразное, т. к. не нужно создавать специальных условий для опытов и экспериментов.

Мои воспитанники заинтересовались тем, насколько чист вновь выпавший снег, и можно ли, лизать сосульки. Это было тем более интересно, что многие из них всегда были не прочь этот снег есть и сосульки облизывать, естественно, несмотря на категорические запреты взрослых. «А может быть, взрослые зря возмущаются, и белый снег чист и не ничуть не хуже мороженого». Т. е. у детей возник проблемный вопрос, а почему нельзя есть снег. Итак, кроме очевидного ответа, что снег есть нельзя, потому что он холодный и можно простудить горло, мы задались вопросом - а чистый ли снег? Если выбрать белый снежок, ведь грязи в нем не будет? И вообще, откуда в только что выпавший снег может попасть грязь?

Этот проблемный вопрос можно объяснить с помощью наглядного материала. Например, показать презентацию? или рассмотреть опытным путём.

Как показала практика более действенным стал эксперимент.

Возьмем две пробы снега: около автомобильной дороги и в самом чистом месте на участке детского сада, где ещё ни кто не ходил. А так же воду из фильтра, для сравнения.

По виду, снег у дороги практически ничем не отличался от снега со двора. Такой же чистый, белый и пушистый, как раз такой, который вызывает аппетит. Да и выпал он только вчера - испачкаться еще не успел.

Возьмем снег, растопим его и исследуем.

Так как времени у нас с вами мало. Я уже принесла растаявший снег.

Уважаемые коллеги, три человека, подходите ко мне.

Эксперимент №1.

Если снег принести в тепло, то он превращается в воду.

Эксперимент №2.

Возьмем воду из фильтра и талую воду.

Вода, получавшаяся из снега, даже при изучении ее «невооруженным глазом» выглядела далеко не чистой.

Теперь пропустим все три пробы через фильтр.

Фильтром может служить купленный в магазине, марля в несколько слоев и вата.

Вывод:

Вода из фильтра – чистая, а талая вода нет.

Эксперимент можно продолжать : сравнить из лесу, около завода, только что выпавший и пролежавший несколько дней и т. д. Если есть возможность рассмотреть талую воду под микроскопом, обязательно сделайте это. После такого исследования у ребенка наверняка отпадет охота лакомиться «чистым» снегом.

Рассказывая о результатах своих исследований, дети уже опираются не на собственные рассуждения, а на надежный фундамент собственных наблюдений и экспериментов. Снег есть нельзя и почему, но он нужен птицам и животным, а мы можем делать из него снежные постройки.

Попутно в ходе экспериментов у детей возникает масса вопросов:

Почему так получилось, что когда растаял большой ком снега, он дал так мало воды? И какой снег быстрее тает - рыхлый или плотный?

Эксперимент № 3

Набрали в емкость снег (рыхлый и утрамбуем его (плотный) и дождемся, когда он растает. А после этого сравним объем получившейся жидкости с первоначальным объемом снега. Опять же из-за недостатка времени я вам принесла уже готовый результат.

Вот я взяла столько снега, а вот сколько воды получилось.

Правда, впечатляет?

Чтобы понять, что случилось со снегом, попробуйте сложить с ребенком кубики в коробку двумя разными способами: просто набросать как попало и сложить аккуратно, так чтобы они плотно прилегали друг к другу. (делаем).

Думаю, малыш и без того уже на собственном опыте знает, что если складывать кубики аккуратно, то они займут меньше места. Но поверьте моему опыту дети с удовольствием участвуют в эксперименте и доводят его до конца.

Вывод: Так и со снегом. Снежинки не могут плотно прижаться одна к другой, между ними всегда остается воздух. Поэтому и занимают большой объем.

А когда эти же снежинки растают, то молекулы, из которых они состоят, теряют свою жесткую структуру. Теперь они могут сблизиться друг с другом так, что между ними не остается никаких промежутков. Совсем как аккуратно сложенные кубики в коробке. И поэтому они занимают меньше места

Теплый воздух внутрь плотного снежка пробраться не может, поэтому и согревает снежок только снаружи. А в рыхлый кусок воздух попадает еще и изнутри. Поэтому этот снег растает быстрее.

Чтобы доказать детям, что снежинки – это маленькие прозрачные льдинки, рассмотрите их на прогулке через лупу, а когда придёте в группу попробуйте нарисовать снежинки. У каждого ребёнка получиться своя удивительная снежинка.

И вдруг опять вопрос, а почему снег белый?

Эксперимент№4.

Возьмём полиэтиленовый пакет, он прозрачный. Порежем его на мелкие кусочки и сложим их в прозрачный стакан.

Каждый кусочек полиэтилена – модель снежинки.

Результат: «Снег» в стакане белого цвета

Вывод: Маленькие снежинки падают друг на друга. Каждая снежинка отражает свет в разные стороны. Свет «рассеивается». Так получается белый цвет.

Эксперимент№ 5

А почему снег хрустит только в морозную погоду?

Все дети знают, что снег хорошо лепится, когда на улице оттепель, а в морозную погоду из снега снеговика не сделаешь.

Проведем опыт на бумажной модели снежинки.

Нам потребуется вода и бумажные снежинки.

1. Первые два листочка – это модели мокрых снежинок, такие они бывают в теплую погоду. Опустим листочки в тарелку с водой и оставим намокать.

2. Вторые два листочка – это модели сухих снежинок, такими они бывают в морозную погоду.

3. Теперь «послушаем» снежинки. Разорвем листочки «сухих снежинок». Звук хорошо слышен и трескуч. Разорвем «мокрые снежинки» – звук неслышен.

Вывод: Мы узнали, что каждая снежинка похожа на маленькую звёздочку. Если мы наступаем на снег, веточки в ледяных снежинках ломаются. Так при разламывании многих снежинок образуется хруст и скрип. Когда на улице по-зимнему тепло, то снежинки мокрые и не скрепят, а когда морозно – то снежные кристаллики ломаются и от этого хрустят.

А зачем нужен снег?

Снег – это чудесная явление нашей планеты. Снег – это красота зимнего пейзажа. Снег – это хорошие, устойчивые урожаи. Он пушистый, искрящийся, дарит нам радость.

В ходе нашего исследования мы убедились, что снег хоть и холодный на ощупь, но при этом сохраняет тепло.

Эксперимент №6.

Налили в 2 пластиковые бутылки воды, одну ставим на веранду, а другую закапываем в снег. Наблюдаем уже вечером и делаем вывод, что в снегу вода не замерзла.

Под снежным покровом растения не замерзают. Мы раскопали снег и увидели, что трава под снегом зеленая. Весной снег растает, и почва впитает в себя много воды. Из-за этого растения будут расти быстрее и лучше.

В ходе всех экспериментов дети убедились что снег и лед – это вода.

Возник вопрос, а что растворяется в воде?

Эксперимент №7

Вода как жидкость имеет очень важное свойство. Вода – это растворитель. Но всё ли растворяется в воде. И здесь помогают наши опыты.

Можно растворять сахар, соль, песок, глину, мел, мука, сода. Сравнить по цвету, запаху, и даже вкусу.

Многие дети не кушают суп, из-за того, что на поверхности плавают кружочки жира.

У многих возникает вопрос, почему жир плавает?

В этом эксперименте для объяснения и для создания положительной мотивации пригласим любимых героев, например: Хрюшу и Степашку.

Степашка: ой-ой, что-то я не понял. Я что ли мотивация? Не хочу я быть мотивацией.

Степашка, милый, подожди и мне немного помоги.

Мотивация нужна, чтобы деятельность для детей значимой была.

Степашка: Конечно, помогу и про фокус расскажу.

Хрюша: Степашка, я вчера ел суп и увидел в тарелки круги. Они плавали и не тонули. Как такое возможно?

Степашка: А давай вместе с ребятами смешаем воду и подсолнечное масло. Ребята присоединяйтесь к нам.

Давайте в стакан нальём 3 маленьких стаканчика воды. Ребята, а что произойдёт, если мы добавим подсолнечное масло. (может они перемешаются). Добавляем такое же количество масла. Сколько? Тоже 3 маленьких стаканчика масла.

Хрюша удивленно: Масло плавает на поверхности воды! Слой масла находится на верху, а вода внизу.

Ребята, а что нужно сделать, чтобы две жидкости смешались. Давайте помешаем.

(Наблюдаем.)

Смотрите всё перемешалось, а потом капли масла ищут себе друга.

Почему, ребята?

Степашка: я думаю масло и вода не любят друг друга. Они не могут быть друзьями.

Хрюша: Как бы нам их подружить?

Степашка: А давайте добавим волшебное моющее средство для посуды.

Наблюдаем. Смотрите капли подружились. При помощи моющего средства масло и вода перемешиваются.

Вывод: Почему?

Да, ребята вода и масло состоят из молекул. Молекулы воды формой напоминают маленькие шарики. А молекулы масла овальные (продолговатые). (показать карточки). Поэтому они без ошибок находят себе друзей такой же формы, и не могут смешаться.

Степашка: ребята, а давайте с вами поиграем. Ребята сначала мы разделимся на молекулы воды (руки на пояс) и молекулы масла (руки вверх). Сначала мы все встряхиваем руки и под музыку размешиваемся, как только музыка заканчивается молекулы становятся круглыми и овальными.

Можно разнообразить игру (опыт добавления моющие средство). Они одну руку поднимают вверх, а другую на пояс. Правило: делимся на три группы и в конце с образуем большой круг и между молекулами воды и масла встают молекулы моющего средства.

Спасибо.

Дошкольники охотно выполняют домашнее задание. В своей практике я использую такой приём. Во-первых дети делятся своими новыми открытиями с родителями, а во вторых на следующий день они начинают делиться своими впечатлениями. Я вижу, что понятно детям, а что нет. От этого зависит планирование дальнейшей работы.

И вам сегодня тоже домашнее задание: нам понадобится пластиковая бутылка. Наполните ее водой и подсолнечным маслом в равном соотношении, при этом треть бутылки оставьте пустой. Добавьте немного пищевого красителя и плотно закройте крышку. Жидкости не смешиваются — вода остается на дне и окрашивается, а масло поднимается наверх. А теперь попробуйте встряхнуть нашу волшебную бутылку — через несколько секунд все вернется на круги своя. А теперь забираем всё домой, убираем ее в морозильную камеру и перед нами еще один эксперимент. Желаю успеха!

Уважаемые коллеги!

Главное достоинство экспериментов, опытов которые мы проводим с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по-иному. Он может увидеть новое в известном и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения. Детское экспериментирование — это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение, с речевым, художественно-эстетическим развитием, формированием элементарных математических представлений.

Уважаемые, коллеги, надеюсь, что мастер – класс вам понравился и вы будете вместе со своими детьми проводить такие же и другие эксперименты с различными материалами.

А наградой же за ваши труды будет развитие наблюдательности и пытливости ума ваших воспитанников, их стремление к познанию мира, развитие познавательных способностей, умения изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях.

Спасибо вам большое. До новых встреч.

Публикации по теме:

Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментированияРазвитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» Ребёнок дошкольного возраста – природный.

Мастер-класс «Детское экспериментирование в познавательно-исследовательской деятельности дошкольников» Мастер – класс «Детское экспериментирование в познавательно – исследовательской деятельности дошкольников». А у нас в саду дела – эксперименты.

Мастер-класс для родителей детей второй младшей группы по познавательно-исследовательской деятельности Мастер-класс для родителей детей 2 младшей группы по познавательно-исследовательской деятельности. Тема: «Забавные эксперименты» Дата проведения:.

Мастер-класс по познавательно-исследовательской деятельности «Радужные жидкости» Мастер-класс по познавательно-исследовательской деятельности «Радужные жидкости» Воспитатель Коротеева Юлия Юрьевна МБДОУ детский сад с.

Мастер-класс «Развитие математических представлений через организацию совместной деятельности в уголке»Мастер-класс «Развитие математических представлений через организацию совместной деятельности в уголке» Цель. Повысить уровень знаний педагогов по методике формирования элементарных математических представлений. Вооружить воспитателей практическими.

Мастер-класс «Развивающие бизиборды — многофункциональное средство познавательно-исследовательской деятельности»Мастер-класс «Развивающие бизиборды — многофункциональное средство познавательно-исследовательской деятельности» Участники: педагоги ДОУ. Цель: изготовление развивающих бизибордов по познавательно-исследовательской деятельности. Задачи: • познакомить.

Познавательно-исследовательская деятельность с дошкольниками младшего возраста через организацию детского экспериментирования ФГОС ДО к структуре и условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования предполагают изменение подходов.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе детского экспериментирования Сегодняшний деловой мир очень конкурентноспособен и быстро изменяется. Современная ситуация требует формирования социально-развитой личности,.

Развитие речи старших дошкольников через организацию детского экспериментирования Задачи воспитания и развития детей 7 года жизни (подготовительная к школе группа): • Развивать познавательный интерес к природе, желание.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебная соль» Возраст воспитанников: старшая группа (5-6 лет) Форма проведения: Технологии – исследовательская деятельность и игровая Цель: изучить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»
Опубликовано: 22 января 2019 в 15:52
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД