Папки-передвижки

Мастер-класс «Развитие речи детей с ОВЗ средствами Sand Art терапии в детском саду»

Светлана Петухова
Мастер-класс «Развитие речи детей с ОВЗ средствами Sand Art терапии в детском саду»

Цель: Практическое освоение приемов педагогами ДО нетрадиционного направления развития речи, необычной техники рисования – рисования песком, а так же знакомство с Sand Art терапией - видом снятия эмоционального напряжения у детей с ОВЗ.

Задачи:

Публикация «Мастер-класс „Развитие речи детей с ОВЗ средствами Sand Art терапии в детском саду“» размещена в разделах

познакомить педагогов с нетрадиционным направлением развития речи ребенка с ОВЗ через развитие мелкой моторики рук – рисование песком;

обучить приемам рисования песком.

Материалы: столы для рисования песком, компьютер, проектор, экран, видеоролик Ксении Симоновой «Реквием» (песочная анимация, буклеты «Приемы рисования на песке, памятки, аудиозапись «Дудука». РАЗНОСЫ соль, манка

Ход мастер – класса

- Добрый день, уважаемые коллеги! В последнее время прослеживается тенденция к увеличению количества детей с ограниченными возможностями здоровья.

- Мы рады приветствовать вас на мастер-классе по развитию речи детей с ОВЗ средствами Sand Art.

Sand art (искусство песка) - это необычный вид искусства, появился в 70-е годы ХХ столетия. Основоположник этого направления режиссёр – мультипликатор Кэролин Лиф. Песок — это та же краска, только работает по принципу «света и тени». Создание картины песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает творчество, расслабляет и вдохновляет одновременно.

Более ста лет назад в Вене прогрессивные психоаналитики, собираясь узким кружком, играли в песок! Искусственная песочница изначально была совсем не детской игрой, песочница была сугубо мужским и серьёзным инструментом. Годы шли, и прелести работы с песком стали доступны широкому кругу специалистов дошкольного образования: психологи, дефектологи, арт-терапевты, социальные педагоги, логопеды и воспитатели стали использовать песочницу в своей работе.

А сейчас работа с песком это и коррекция, и развитие, и релаксация, и диагностика, и творчество. Видеоролик Ксении Симоновой «Реквием» (песочная анимация).

Рисование песком - завораживает - Песок - материал, который притягивает к себе. Его сыпучесть привлекает и детей, и взрослых. Вспомните песочные часы, хоть они и созданы для отсчета времени, но как трудно оторвать взгляд от падающих песчинок. Прикасаясь впервые к песку, рассыпанному на подсвеченном стекле, вы почувствуете тепло его текучесть, его движение. Создание картины песком - это увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, побуждает творчество, расслабляет и вдохновляет одновременно. Рисование песком – способ расслабиться. Как известно, дети с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью.

Познавая мир, ребёнок ощущает всё его разнообразие кончиками пальцев, а на них, как говорил А. В. Сухомлинский, находится ум ребенка. Знакомство человека с окружающим миром начинается с того, что он видит, что его окружает. Узнает все это ребенок тогда, когда называет словом. Без участия речи ребенок не может осознать мир.

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от тонких движений рук. Тренировка мелкой моторики стимулирует общее развитие ребенка и положительно влияет на развитие речи. Чем меньше ребенок, тем больше его желание исследовать все руками. Движения развивают не только мышцы, но и мозг, способность ощущать, воспринимать, анализировать.

Развитие же связной речи в свою очередь очень важно для гармоничного развития ребенка. Связная речь – это умение формулировать и грамотно излагать свои мысли, это придает ребенку уверенность в себе и подчеркивает индивидуальность.

В последнее время появляется все больше и больше детей с задержкой речевого развития, дети начинают поздно говорить, их речь бедна, однообразна. Почти в каждой группе детского сада есть дети, которым требуется дополнительная помощь.

Как же найти такой инструмент, который будет одновременно и увлекаться детей, и многогранно развивать!

Мы задались этим вопросом. И ответ оказался перед глазами. Наблюдая за детьми на прогулке, обратила внимание на то, что игра в песочнице это их любимое занятие, там они сажают первые деревья, строят дома, варят кашу, пекут пирожки и угощают ими друг друга и общаются. Ведь именно в песочнице завязываются первые взаимоотношения, именно в песочнице дети с помощью речи учатся договариваться.

Песок — материал эмоционально притягательный. Кроме того, создание песочных композиций, рисунков на песке «свободно от ошибок». Рисуя песком невозможно ошибиться, все можно исправить. А если захотеть, то и превратить один рисунок в другой. Можно так же использовать дополнительные материалы в своей работе (бросовый материал, игрушки, камушки и т. д).

Для того чтобы создавать картины из песка, не обязательно иметь художественное образование.

Детям очень полезно «общаться» с песком и любыми сыпучими материалами, если нет песка их заменят соль, манка.

Я предлагаю желающим поработать в малой песочнице и побыть немного детьми.

Мы отправляемся в путешествие в Песочную страну в гости к «Песочной Фее». Она помогает нам творить чудеса.

«Песочная фея нам помоги, В страну волшебную перенеси, в ладоши мы хлопнем. Раз, два и три, Сердце свое для добра распахни!»

Вот мы и попали в волшебный мир песка! Здесь мы можем фантазировать и создавать простейшие рисунки, рисуя пальчиками по равномерно насыпанному слою. При том, чтобы изменить рисунок не нужно ни ластика, ни нового листа, достаточно просто провести пальчиком по песку.

Кто-то рисует гуашью,

А кто-то карандашом.

Я предлагаю тебе, дружок,

рисунок создать песком.

Это совсем не сложно,

А все даже очень просто

И что, в общем-то, замечательно,

Песком рисовать увлекательно.

Песок засыпаешь ты на стекло,

Что снизу светом освещено.

И, включая воображение,

Рисуешь картины на удивление.

Чудеснее песка нет для детей забавы,

Его всегда имеется в достатке,

Течет он нежно так сквозь руки,

что не сравнить его ни с чем…

Ожидаемые результаты:

В результате освоения техники рисования песком:

• дети с ОВЗ смогут использовать световой стол и песок для создания изображений;

• отличать приёмы создания фона (наброс и насыпание);

• отличать приёмы рисования (расчищение, вырезание, линейный, щепотка);

• будут рисовать картины с использованием различных приемов и рассказывать об их сюжете;

• смогут создавать рисунок, серию рисунков по заданной теме (с обязательным использованием предложенных приёмов);

• смогут повторить предложенный рисунок (использовать те же приёмы рисования, что использованы на рисунке);

• смогут участвовать в коллективном просмотре работ и их обсуждении.

Главное – дать волю воображению и не бояться экспериментировать.

Практическая работа с педагогами:

- А теперь давайте попробуем сами что-нибудь нарисовать.

Рисование на тему «Новогодние елочки на песке». Презентация с пошаговыми фото.

В зависимости от возраста, при работе с песком, можно использовать сказки, стишки, рассказы для самых маленьких. С ними дети легко адаптируются на световом столе. Детям также нравится слушать истории, помогать героям, участвовать в придумывании сказки, проговаривании стихов.

Сегодня мы научимся рисовать на световом столе песком елочки различными способами.

Предварительно, нужно рассмотреть картинки, фотографии елей. Поговорить об особенности их строения, прочитать новогодние стихи или сказки.

В снегу стояла елочка -

Зелененькая челочка,

Смолистая, здоровая, полутораметровая.

Произошло событие

В один из зимних дней:

Лесник решил срубить ее! -

Так показалось ей.

Она была замечена, была окружена.

И только поздним вечером

Пришла в себя она.

Какое чувство странное!

Исчез куда-то страх.

Фонарики стеклянные

Горят в ее ветвях.

Сверкают украшения -

Какой нарядный вид!

При этом, без сомнения,

Она в лесу стоит.

Не срубленная! Целая!

Красива и крепка.

Кто спас, кто разодел ее?

Сынишка лесника!

(Сергей Михалков)

Елочка№1

1. Первая елочка самая простая. С ней справиться даже малыш. В центр стола насыпать песок виде удлиненной горки.

2. Далее работают и правая и левая рука. Из центра сверху в стороны раздвигаем песок-ветки, с последующим рядом увеличиваем размер.

3. Большим пальцем круговыми движениями рисуем новогодние игрушки.

Нужно просыпаться,

Чтоб праздновать, играться,

Ты в Новый Год проснись -

Ёлочка, зажгись!

Елочка№2

1. Сделаем фон. Для этого набираем в ладони песок и равномерно распределяем его по экрану. Важно чтобы слой песка был тонким. Способ, которым мы будем рисовать елку, называется светлым по темному.

2. Начинаем с изображения еловых веточек в снегу. Большим пальцем проводим небольшие линии первого ряда сверху вниз.

3. Далее таким же способом чередуем ряды. Каждый раз уменьшая количество ветвей. Чтобы форма елки стала конусообразной.

- Елочка, елка,

Колкая иголка,

Где ты выросла?

- В лесу.

- Что ты видела?

- Лису.

- Что в лесу?

- Морозы,

Голые березы,

Волки да медведи -

Вот и все соседи.

- А у нас под Новый год

Каждый песенку поет.

М. Ивенсен

Елочка№3

1. Это тоже способ рисования светлым по темному. В центре рисуем линию-ствол.

2. Одновременно правой и левой рукой из центра сверху в стороны рисуем ветки, с последующим рядом увеличиваем размер.

3. Теперь сделаем елочку пушистой. Большим и указательным пальцем раздвигаем песочек, изображая мохнатые иголочки.

4. Большим пальцем круговыми движениями рисуем новогодние игрушки.

К детям елочка пришла,

Снег на ветках принесла.

Нужно елочку согреть,

Платье новое надеть.

Ярко звездочки блестят,

Ярко лампочки горят,

Бусы разные висят -

Замечательный наряд!

Елочка№4

1. Рисуем на светлом темным. Берем горсть песка в кулачок и тонкой струйкой высыпаем очертания линии напоминающей знак бесконечность. Так, не отрываясь,заворачиваем линию до самой макушки.

2. Украшаем шариками. Регулируя процесс разжимания и сжимания кулачка, насыпаем небольшие горсточки шариков. Оживляем их бликами.

Дед Мороз прислал нам елку,

Огоньки на ней зажег.

И блестят на ней иголки,

А на веточках — снежок! (В. Петрова)

Елочка№5

1. И еще один фрагмент как нарисовать елочку темным по светлому. Это способ спиралька».

2. Здесь рисуем тем же способом, что и в предыдущем случае – высыпание из кулачка. Только начинаем с макушки и заворачиваем спираль, увеличивая ее к низу.

Мама елку украшала,

Аня маме помогала;

Подавала ей игрушки:

Звезды, шарики, хлопушки.

А потом гостей позвали

И у елочки сплясали! (В. Петрова)

Елка наряжается —

Праздник приближается.

Новый год у ворот,

Ребятишек елка ждет. (Я. Аким)

Релаксация «Ладошки на песке» :

Оранжевые – Я удовлетворена мастер-классом, информация полезна для меня. Я с пользой и хорошо работала.

Желтые – мастер-класс интересен и в определенной степени полезен для меня.

Розовые - пользы от мастер-класса я получила мало. Я не очень понимала, о чем идет речь.

Публикации по теме:

Мастер-класс для педагогов «Дидактический синквейн как средство оптимизации работы по развитию речи детей с ОВЗ» Цель мастер-класса: познакомить педагогов с одним из элементов инновационной педагогической технологии - «Синквейн», его значением в развитии.

Мастер-класс для родителей «Один день из жизни детей в детском саду» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №64 "Малышок" общеразвивающего вида Щелковского муниципального.

Мастер-класс «Панно в технике String Art «Мордовия моя» МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №6" г. Саранск Старший воспитатель: Иртуганова Ольга Владимировна; Воспитатель: Ивлиева Надежда.

Мастер-класс «Развитие коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста средствами игровой деятельности» Игра – приветствие: «Назови ласково друга по имени» - представиться гостям, называя друг друга по имени ласково Ритуал: Собрались все дети.

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук детей среднего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник изображения» Мастер – класс «Развитие мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник изображения (на примере.

Мастер-класс «Развитие творческой личности ребенка средствами театральной деятельности» АКТУАЛЬНОСТЬ Ориентированность федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на развитие, предполагает.

Применение Су-Джок терапии в детском садуПрименение Су-Джок терапии в детском саду Массаж су-джок хорошо подходит для малышей. Эта абсолютно безопасная, простая и при этом очень эффективная методика универсальна. Ее.

Развитие мелкой моторики детей с ОВЗ средствами нетрадиционного оборудования (ФГОС до) Развитие мелкой моторики детей с ОВЗ средствами нетрадиционного оборудования (ФГОС ДО) Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. В. А.

Развитие связной речи у детей с ОВЗ (тяжелые нарушения речи) РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ) ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ Связная речь - высшая.

Семинар-практикум на тему «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в детском саду и дома» Подготовил: воспитатель Смирнова И. В. Тема: Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в детском саду и дома. Цель: повысить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Развитие речи детей с ОВЗ средствами Sand Art терапии в детском саду»
Опубликовано: 2 апреля 2019 в 13:19
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД