Наталья Вишленкова
Мастер-класс «Развитие сенсорного восприятия детей раннего возраста в повседневной жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: Вишленкова Н. Л.
Цель: познакомить педагогов с опытом работы по развитию сенсорного восприятия детей раннего возраста в повседневной жизни.
Задачи:
- раскрыть перед педагогами систему работы по сенсорному развитию детей раннего возраста в повседневной жизни;
- показать эффективные формы и методы работы;
Публикация «Мастер-класс „Развитие сенсорного восприятия детей раннего возраста в повседневной жизни“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
- продемонстрировать варианты использования авторских дидактических пособий в работе по развитию сенсорного восприятия детей.
Этапы
мастер-класса Содержание
Введениев проблему
Добрый день! Давайте с вами рассмотрим вот этот чудесный мешочек (Показывает мешочек, и предлагает узнать, какого цвета, размера и формы предметы лежащие внутри, выслушивает предположения).
- Сейчас вы попали в затруднительную ситуацию. Такое бывает часто, когда человек утомлен, возбужден, напуган или встречается с неизвестным.
- Ребенка с рождения окружает огромное количество предметов и явлений, которые обладают самыми разнообразными свойствами и качествами. Освоение их свойств и качеств без разумного руководства взрослых, нередко оказывается поверхностным и неполноценным. Сегодня я предлагаю вам пройти тот путь, который проходит ребенок при столкновении с неизвестным, познакомимся с содержанием и приемами, способствующими сенсорному развитию.
Авторский подход к разрешению проблемы
Апробация методов и приемов, предлагаемых автором
На мольберт прикреплены карточки
- Познание неизвестного объекта мы проводим с помощью анализаторов, давайте их назовем?
(педагоги отвечают, если их ответ совпадает с аспектом нарисованном на карточке, мастер открывает ее)
- глаз (цвет, форма, величина);
- ухо (звуки);
- язык (вкус);
- нос (запахи);
- рука (вес, фактура, температура);
В своей работе мной была использовала повседневная среда, для развития сенсорного восприятия детей раннего возраста. Для этого была создана необходимая обстановка, которая в значительной степени влияет на развитие мозга в раннем возрасте.
Очень эффективна в работе использование различных видов игр. Игра для малыша является способом познания мира вещей с различными свойствами и качествами. В игре ребенка раннего возраста можно ознакомить с понятиями: цвета, формы, величины.
Цвет - это то свойство, которое первым обращает на себя внимание, позволяет выделить объект среди других и запомнить его.
В процессе ознакомления детей с цветом можно выделить следующие этапы:
• Развитие цветов по принципу «такой - не такой» (слайд пособие «Шарики»);
• Зрительное соотнесение цветов – выбор цвета по образцу (слайд п/игра «Беги ко мне»);
• Закрепление представлений о цвете в слове (слайд д/игра «Четвертый лишний»);
Эти этапы можно осуществлять с помощью различных видов игр и пособий.
Сейчас я вам предлагаю варианты игр, задача 1 и 2 подгруппы найти игры по принципу «такой – не такой», 3 и 4 найдут игры по принципу зрительное соотнесение цветов или выбор цвета по образцу, 5 и 6 группы выберут игры на закрепление представлений о цвете в слове, приступаем.
(Ответы педагогов)
Форма – внешние очертания, наружный вид предмета. Форму различают как плоские фигуры и объемные геометрические тела.
В процессе знакомства детей с формой предметов выделяют следующие этапы:
• Практические действия (слайд д/игра «Дидактический куб»);
• Зрительное восприятие формы (слайд д/игра «Найти такую же фигуру»);
Сейчас я предлагаю вам рассмотреть картинки с изображением играющих детей, и сказать к какому из аспектов ознакомления детей с формой он относится. (Фото играющих детей «Катится – не катится», «Фигуры играют в прятки», «Найди такую же фигуру», «Найди лишнюю фигуру», «Дидактический куб», «Спрячемся от дождика»)
Величина – это значимое свойство предметов. Сначала величину обозначают при помощи слов такой – не такой, затем словами большой – маленький, а в последующем используют понятия, обозначающие конкретные параметры величины: высокий – низкий, узкий – широкий, длинный – короткий.
В процессе ознакомления детей с величиной используются те же этапы, что и с формой.
Теперь хочу предложить 1,2,3 подгруппе придумать игры на развитие практических действий, а 4,5,6 на развитие зрительного восприятия величины.
А мы продолжаем.
Предметно-развивающая среда группы была пополнена интересными дидактическими пособиями. Эти пособия наряду с задачами на развитие сенсорики играют большую роль в развитии мелкой моторики.
Например: (слайды)
«Загадочные пуговки» - Развитие умения узнавать и называть цвета, развитие мелкой моторики пальцев рук.
«Радуга» - Развитие умения узнавать и называть цвета и размер предмета,
развитие мелкой моторики пальцев рук.
«Карусель» - Развитие умения узнавать и называть цвета, развитие мелкой моторики пальцев рук, развитие различать предметы один – много.
Хочу познакомить вас с пособием (показывает) «Чудо дерево». Это пособие многофункциональное – оно развивает мелкую моторику рук, восприятие цвета, и количества предметов один – много. Давайте попробуем поиграть (вызывает педагога).
Под стихотворные строки: Взялись цвета мы изучать
Ну и с чего же нам начать?
Есть чудо дерево у нас
Поможет нам оно сейчас
Мы в руки яблочки возьмём
Будем с ними мы играть,
И шнурочки подбирать.
Уважаемые педагоги 1,2 групп я предлагаю вам подумать и предложить варианты усложнения пособий, для игр с детьми (пособия «Чудо дерево», «Домик»); ?
Педагогов 3 и 4 подгруппы придумать художественное слово для игр с пособиями («Радуга», «Загадочные пуговки»);
А педагогов 5 и 6 подгруппы я попрошу придумать сюрпризный момент для знакомства детей с пособиями («Занимай-ка», «Карусель»)
- Жизнь детей в группе строилась так, чтобы они чувствовали комфорт, любовь взрослых и у них была потребность к познанию. Как вы думаете, что можно добавить в центры группы, что бы прослеживалась сенсорная среда?
1 и 2 Центр экологии, центр воды и песка, центр сенсорики и мелкой моторики;
3 и 4 Центр конструирования, центр книги, центр музыки;
5 и 6 Речевой центр, двигательный центр, центр игры;
Рефлексия (самоанализ)
Представленная вам, система работы по развитию сенсорного восприятия в повседневной жизни детей раннего возраста, позволила добиться положительных результатов в развитии детей : различие цветов, форм, величин, помогла сблизиться с родителями.
Упражнение на рефлексию «Бусы» :
- Мне бы хотелось узнать ваше мнение по поводу увиденных вами методов и приемов работы с детьми. Я предлагаю вам выразить его, на обратной стороне бусин, которые лежат на ваших столах (на каждом столе лежат разноцветные, вырезанные заранее из цветной бумаги).
По окончанию педагог проходит с ниткой и надевает на нее бусины с написанными на них мнениями, и просит разрешения надеть их.