Мастер-класс «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста»

Галина Гейде
Мастер-класс «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста»

Мастер – класс «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста»

ЦЕЛЬ: Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по математическому развитию. Повысить уровень профессионализма воспитателей.

Ход мастер-класса

Чем любит заниматься ребенок дошкольного возраста больше всего? Конечно играть. Мы, воспитатели не должны забывать о том, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, а значит, цель воспитателя научить ребенка играть, а в процессе игры, потихоньку, незаметно знакомить его с определенными понятиями, давать нужную информацию. Пусть дети не видят что их чему – то обучают, пусть думают, что они только играют, но незаметно для себя в процессе игры, дошкольники учатся считать, складывать и вычитать – более того они решают разного рода логические загадки, учатся мыслить творчески.

Кроме игр мои дети очень любят слушать сказки.

Народные и авторские сказки, которые дети уже знают наизусть,

мои бесценные помощники. В любой из них целая уйма всевозможных

математических ситуаций. Просто читать сказки – этого мало. И я решила попробовать сочинять новые сказки, а так же старые сказки на новый лад.

Ведь там, где находится место сказке, всегда царит хорошее настроение. Вот почему в процессе формирования элементарных математических представлений я предлагаю детям поиграть в сказку, стать ее непосредственными участниками, используя прием «вхождения в сказку», в этот удивительный волшебный мир.

Сочиняя сказку, я продумываю к ней пособия или мультимедийное

сопровождение. На своих занятиях и в индивидуальной работе я широко использую разного рода развивающие игры.Это:

- головоломки,конструкторы которые развивают мышление, зрительное восприятие, мелкую моторику рук,развивает фантазию, логику, пространственное воображение.

А сейчас, уважаемые коллеги, я бы хотела Вам продемонстрировать одну из моих работ. Мы с Вами отправимся в путешествие по сказке «Красная Шапочка». А что бы попасть в сказку нужно закрыть глазки и произнести волшебные слова “1, 2, 3,4,5 начинаю превращать. Покружились,покружились и в детей все превратились. Открываем глаза. Сказка начинается.

Сказка «Красная Шапочка»

Жила –была девочка. Решила мама сшить ей шапочку, а какой формы будет шапочка не смогла придумать. Давайте поможем маме придумать модель шапочки. Пофантазируйте, а если кому нужна помощь, можете воспользоваться картой-схемой (работаем в парах)

Сейчас я предложила ребятам «Колумбово яйцо». Суть игры - конструирование на плоскости различных силуэтов, напоминающих фигурки животных, людей, всевозможных предметов быта, транспорт, а также буквы, цифры, цветы и прочее.

Такая игра развивает пространственное воображение, сообразительность, смекалку, усидчивость и мелкую моторику.

Колумбово яйцо представляет собой овал, который необходимо разрезать на 10 частей. В результате получатся треугольники, трапеции с ровными и округлыми сторонами. Именно из этих частей необходимо сложить силуэт предмета, животного, человека и т. п.

- Ребята, вы готовы?

- Да.

Какие красивые модели у вас получились. Давайте покажем их нашим зрителям. Сколько деталей вы использовали для составления модели шапочки? А сколько деталей потребовалось вам? А вашей паре?

Так понравилась шапочка девочке, что она никогда с ней не расставалась и прозвали ее Красная шапочка. Слушайте сказку дальше.

Однажды решила мама испечь пирожное, и отправить Красную шапочку, чтобы она отнесла их бабушке. Бабушка любит пирожное с малиновым джемом – они красного цвета. Папа любит квадратное пирожное. Давайте разложим пирожное по корзинкам, в большую корзинку мы положим квадратное пирожное для папы. В среднюю красные для бабушки. А в маленькую корзинку все остальные. Приступайте к работе.

В своей работе по развитию математических способностей я использую много дидактических игр в том числе и логические блоки Дьенеша. Они специально разработаны для подготовки мышления детей к усвоению математики. И состоят из 48 объемных геометрических фигур,различающихся: по цвету (красные, синие, желтые, форме (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники, размеру (большие и маленькие, толщине (толстые и тонкие). В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.

С помощью блоков дети знакомятся с простейшими геометрическими формами, понятиями «большой - маленький», «толстый -тонкий», «такой же», «не такой».

В процессе разнообразных действий с логическими блоками дети учатся сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать предметы по различным признакам, что очень важно не только в плане математической подготовки, но и с точки зрения общего интеллектуального развития.

Давайте посмотримсправились ли вы с заданием. Скажите в какую корзину вы положили красные пирожные, квадратные, все остальные? Какие вы молодцы, что собрали для бабушки ее любимые пирожное с малиновым джемом! Присаживайтесь, пожалуйста.

Пора отправлять Красную шапочку к бабушке, но вот беда, волки в лесу ходят. Как же нам помочь Красной шапочке не встретится с волком? А в этом нам поможет карта, на которой изображены животные. Пододвиньте карту к себе. Давайте выберем картинки с волком и закроем каждого волка камушком. У кого карты красного цвета закрывает волков большими камушками, у кого карты желтого цвета треугольниками, у кого карты зеленого цвета камушками синего цвета. Работаем самостоятельно.

Применение камешков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей, позволяющий работать в разных направлениях. Камешки имеют разнообразные оттенки и цвета, красота которых завораживает настолько, что взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать в руках. А главное их предназначение – это весёлые, полезные и простые игры.

Данные камешки можно использовать в работе с детьми начиная с 2-3 лет и старше. Но помните, что ребята младшего возраста могут свободно брать их в рот, поэтому рекомендуется использовать более крупные МАРБЛС и обязательно играть под присмотром взрослых. Прикоснитесь к этим удивительным камушкам.

А теперь проверьте, пожалуйста, как справился с заданием ваш сосед. Если у вашей пары всё верно,возьмитесь за руки и поднимите руки вверх. Молодцы! Теперь Красной шапочке можно спокойно идти по лесу не опасаясь сердитого волка.

Но вот беда, зашла она в лес, а тропинки не видно. Куда идти? Нужна наша помощь. Разделитесь на две команды, первая команда работает с левой сторонылего - стола, вторая с правой. Первая команда собирает узкую дорожку, а вторая широкую от начала до конца лего - стола.

Лего- конструктор является подходящим материалом для целей математического развития, так как он является образным для ребенка, доступным для его тактильного восприятия.

С помощью конструктора можно составлять и решать задачи. Когда решение задачи превращается в интересную игру, то и процесс усвоения материала становится легким. Мы с ребятами сами придумываем задачи, создавая объемные фигуры-персонажи этих задач.

Какие замечательные получились дорожки.Вопрос для первой команды: Какую дорожку сделала вторая команда? А какую дорожку сделала первая?

Теперь наша Красная шапочка точно не заблудиться. Присаживайтесь.

Наконец-то увидела красная шапочка. Домик бабушки. Обрадовалась бабушка внучке. Попробовала вкусные пирожные. А за гостинец хотела бабушка подарить маме бусы. Да вот глаза у нее плохо видят. Давайте поможем бабушке бусы собрать.

На столах конструктор, возьмите и соедините между собой 10 бусинок, а свои бусы соедините с бусами соседа, а теперь выйдете на ковер, встаньте полукругом и соедините бусы в одну нить. Ребята нравятся вам бусы? Я думаю, что имаме они очень понравятся.

Конструктор бусы не только прекрасный счетный материал, но и чудное средство для формирования знаний о составе числа и для развития мелкой моторики.

Вот наша сказка и подошла к концу ….)превращение

Практика моей работы показала, что чем интересней игровые действия, которые я использую на занятиях, тем не заметнее и эффективнее закрепляются полученные знания. Дети активны в восприятии головоломок, логических упражнений, дидактических и развивающих игр. Поэтому в своей работе для активизации детей я стараюсь использовать занимательный материал, ведь он не только развлекает детей, дает возможность отдохнуть, переключиться, но и заставляет их задуматься, развивает инициативу, стимулирует развитие не стандартного мышления.

Итак, я хочу закончить свое выступление словами

Математика – наука

Хороша и всем нужна,

Без нее прожить нам трудно,

Без нее нам жизнь сложна.

И хотя математика – один из самых сложных предметов, но наши воспитанники не должны узнать об этом никогда, ведь наша цель – научить ребенка постигать математику с интересом и удовольствием

Рефлексия:

В завершение своего мастер-класса хочу поблагодарить вас за активное участие. И хотелось бы, узнать вашу оценку. Если вам понравился мой мастер-класс и вы узнали для себя что-то новое положите камешки Марблс на чашу весов с зелёным кругом. Если вам всё было знакомо и вы не отметили для себя ничего, положите камешки на часу весов с красным кругом.

Кто заинтересовался данной методикой, можете посетить мою страничку и найти на ней материал с картами и теорией.

СПАСИБО ЗА УСПЕШНУЮ И ПЛОДОТВОРНУЮ РАБОТУ!

Публикации по теме:

Развивающие игры в работе с детьми дошкольного возраста в группе компенсирующей направленностиРазвивающие игры в работе с детьми дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности Хочу представить вашему вниманию развивающую игру, сделанную по типу игры Воскобовича «Геоконд». Игра развивает сенсорику, мелкую моторику,.

Дидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими рукамиДидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими руками Дидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими руками. Лариса Гацко. Блог. Уважаемые.

Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. «Игра — это огромное светлое окно, через которое.

Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. В своей профессиональной деятельности особое внимание я уделяю развитию у детей интереса к художественному творчеству. Как правило, в дошкольном.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры» "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"консультация для педагоговитоговая работа.

Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста» Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Развивающие игры по ФЭМП для детей старшего дошкольного возрастаРазвивающие игры по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста Главной целью воспитателя, на мой взгляд, является создание условий для комфортного пребывания ребенка. Что это означает? Ребенок идет в.

Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста).Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста). Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста, обеспечивают эффективность общения и совместимость с другими людьми.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Транспорт
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Мастер-класс «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 10 марта 2020 в 20:52
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 мая. День дымковской игрушки на МААМ

Белым глиняным игрушкам с ярким веселым узором посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы познакомить детей с дымковским народным промыслом и...

15 мая. День бумаги на МААМ

Нашу жизнь невозможно представить без бумаги. На ней мы пишем и рисуем, читаем книги и журналы, она используется для различных видов упаковки. Очередной тематический день мы предлагаем посвятить этому...


Горячие темочки