МААМ-картинки

Мастер-класс «Речевой тренинг как метод подготовки дошкольников к обучению грамоте»

Олеся Бортник
Мастер-класс «Речевой тренинг как метод подготовки дошкольников к обучению грамоте»

Цель: познакомить педагогов с понятием речевой тренинг, с его структурными блоками и формой проведения. Демонстрация фрагмента тренинга, затрагивающего разные стороны речевого развития (произносительную сторону, словарь, грамматический строй).

Задачи:

- дать основные понятия инновационного проекта, познакомить с задачами речевого тренинга;

- показать педагогам, как можно с помощью элементарных упражнений и заданий заинтересовать детей данной темой;

Публикация «Мастер-класс „Речевой тренинг как метод подготовки дошкольников к обучению грамоте“» размещена в разделах

- развивать умения наблюдать, сравнивать и обобщать явления языка, умение делиться с приобретенным опытом с другими людьми.

Ход мастер-класса

Инновационным методом работы с детьми является речевой тренинг. Речевой тренинг представляет собой набор игровых упражнений и заданий, затрагивающих разные стороны речевого развития (произносительную сторону, словарь, грамматический строй, а также навыки, необходимые при подготовке к обучению грамоте.

Тренинг - особый вид работы с детьми, отличительной особенностью которого является то, что ребята манипулируют уже сформированными понятиями и навыками. Однако, это не исключает введение в тренинг нового материала. В речевом тренинге выделяют три структурных блока:

1 блок – произносительная сторона;

2 блок – лексико-грамматическая сторона;

3 блок – психологическая база речи; подготовка к обучению письму.

Из названий блоков видно, что в каждом структурном компоненте отрабатывается определенный круг речевых задач. Тренинг отличается гибкостью внутреннего планирования, т. е. гибкостью отбора конкретного материала каждого блока по объему и длительности его проведения. Можно вносить изменения, наполняя тренинги другим речевым материалом (играми, упражнениями и пр.). Например, если у детей страдает лексико–грамматическая сторона речи, то во втором блоке необходимо увеличить количество заданий и упражнений. На это потребуется больше времени. Автоматически продолжительность других структурных блоков будет сокращаться, а значит, будет сокращаться и количество заданий в этих блоках.

Задачи речевого тренинга: метод речевого тренинга позволяет решить комплекс задач, решить ряд задач в области подготовки детей к школе:

• Развитие умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять из него отдельные звуки и звуковые комплексы, различать звуки, близкие по произнесению и звучанию;

• Уточнение и обогащение словарного запаса в связи с расширением непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире;

• Формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказываний, точности и разнообразия употребляемых слов, правильности построения предложений, внятности и выразительности речи;

• Формирование приемов умственной деятельности, необходимых для овладения грамотой: развития умения наблюдать, сравнивать и обобщать явления языка, использовать условную знаковую систему;

Результатом применения инновационного метода будет активный интерес детей к слову, звукам речевой действительности. Он поможет детям научиться анализировать, сравнивать и обобщать различные явления языка.

Организация и проведение речевого тренинга.

Речевой тренинг в подготовительной группе проводится один раз в неделю. Длительность – не более 30 минут. Как правило в вечернее время. Тренинг отличается гибкостью внутреннего планирования. Педагог самостоятельно определяет форму проведения тренинга.

Для определения эффективности работы по подготовке детей к обучению грамоте с использованием речевого тренинга, педагогу необходимо проводить диагностическое обследование развития речи дошкольников. Диагностика проводится три раза в течение учебного времени: входная, промежуточная и итоговая. Форму педагог может выбрать самостоятельно (тестирование, фронтальное занятие, беседа, наблюдение).

Систематическая работа с детьми по подготовке к обучению грамоте с опорой на метод речевого тренинга в течении всего года дает положительные результаты развития речи дошкольников. Сравнительные данные диагностики наглядно показывают устойчивый рост знаний детей старшего дошкольного возраста в области «Коммуникации» (развития речи).

В начале года высокий уровень - 27%, средний уровень – 70%, низкий уровень – 3% .В конце года данные диагностики показали положительную динамику в развитии речи детей: высокий уровень - 80%, средний – 20%.

Сейчас я вам покажу фрагмент занятия, который разработала специально для вас. Форму проведения я выбрала в виде всем известной игры «Русское Лото».

Доставая бочонки из мешка, мы с вами будем узнавать не только название задания, но и вспоминать весёлые наименования значений, н-р:

1 – кол

11 – барабанные палочки

22 – утята

44 – стульчики

50 – полста

55 – перчатки

69 – туда-сюда

77 – топорики

80 – бабушка

90 – дедушка

На доске вывешивается карточка с числами. И готовятся фишки для их закрывания.

Размешивается мешок с бочонками и приглашается один из участников для определения первого задания.

1) Игра «Копилка слов»

Перед детьми лежат кружочки красного и голубого цвета. Дети вспоминают слова со звуком [к] и [г]. Если в слове есть звук [к] берут красный круг, если звук [г], берут голубой и опускают в коробочку.

После каждого выполненного задания закрывается соответствующая цифра и приглашается следующий участник.

2) «Исправь ошибки»

Предлагаю детям деформированный текст и прошу изменить в нем некоторые слова не подходящие по смыслу.

а) Зреет красная галина, собирает ее Калина.

б) Мы пришли сегодня в кости, принесли собачки гости.

в) Ели вкусную игру, подарили нам икру.

3) «Волшебники»

Дети по очереди берут «волшебную палочку» в руки и касаются ею разных предметов. При этом ребенок должен назвать предмет, на который он указывает палочкой в единственном числе. Остальные дети называют этот же предмет во множественном числе. Например: стул – стулья, кукла – куклы.

4) «Предумляндия»

Детям предлагается игра, в которой они оказываются на другой планете, где встречаются с животными, похожими на земных. Надо придумать им название. Например: тигразай, крокодилолис и т. д.

5) «Доскажи строки»

Читаю отрывки из разных знакомых стихотворений, а дети должны продолжить текст. Например: Почему сегодня Петя просыпался десять раз? (Потому что он сегодня поступает в первый класс) А. Барто

Детям предлагаю 5 -7 отрывков.

Травка зеленеет, Солнышко блестит;

Ласточка с весною В сени к нам летит. (А. Плещеев)

Не идется и не едется,

Потому что гололедица.

Но зато отлично падается!

Почему ж никто не радуется! (В. Берестов)

Опять смеется лето

В открытое окно,

И солнышка, и света

Полным, полным-полно!

Опять трусы и майки

Лежат на берегу,

И нежатся лужайки

В ромашковом снегу!

(Т Белозеров)

Скажите, на какую тему мы можем с вами можем продолжить беседу?

(Времена года)

6) «Доскажи пословицу»

Я начинаю пословицу, а дети должны ее продолжить.

- Учение свет – не учение тьма.

- В гостях хорошо – дома лучше.

- Один за всех – все за одного.

- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

- Старый друг лучше новых двух.

- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

- Каков мастер – такова и работа.

- Терпение и труд все перетрут

7) «Сравни и найди отличия»

Каждому участнику даю две картинки с изображениями животных и прошу найти черты общие и различные.

Например:

белка и кошка

кошка и мышка

кошка и собака

корова и лошадь

лиса и кошка

лиса и собака

8) «Скажи по-разному»

Предлагаю одно и то же предложение сказать весело, грустно, сердито, торжественно (У нас сегодня педсовет)

Когда все задания выполнены, педагогам предлагается вспомнить последовательность появление бочонков. И сообщить, что на занятиях с детьми обязательно проводятся подобные задания, только с картинками.

Поблагодарить всех за активную работу и поощрить всех сладким сюрпризом из «бочки».

Публикации по теме:

«Подготовка к обучению грамоте» Мастер класс для родителей Мастер-класс для родителей «Подготовка к обучению грамоте» Воронухина Мария Мастер-класс для родителей «Подготовка к обучению грамоте» Цель:.

Буклет «Использование игрового пособия «Волшебные бусины» при подготовки детей к обучению грамоте» Доброго утра всем я желаю, И мастер-класс свой начинаю. Тема моего мастер-класса: «Использование игрового пособия «Волшебные бусины» при.

Игровые методы подготовки старших дошкольников к обучению грамотеИгровые методы подготовки старших дошкольников к обучению грамоте Игровые методы подготовки старших дошкольников к обучению грамоте. Формирование у детей навыка чтения является необходимой базой для всего.

Конспект по образовательной области «Речевое развитие» с элементами подготовки к обучению грамоте «Масленица». Часть2 Слайд 24 «Перетягивание каната». Петрушка: А вы умеете перетягивать канат? + Умеем. Петрушка: На команды разделитесь, силой слова померитесь.

Мастер-класс для педагогов «Кинезиология как метод активного развития речи дошкольников» Уважаемые коллеги! У каждого из вас наверняка есть любимые упражнения, которые вы используете в своей работе. И сегодня, я надеюсь, вы пополните.

Мастер-класс для педагогов «Логоритмика как метод стимулирования речевой активности детей раннего возраста» Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей детского сада по использованию логоритмических упражнений в совместной.

Мастер-класс для педагогов на тему «Опытно-экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников» Мастер- класс на тему: «Опытно – экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников» Цель мастер-класса: повышение.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Экскурсия как форма подготовки дошкольников к обучению в школе. ФотоотчетЭкскурсия как форма подготовки дошкольников к обучению в школе. Фотоотчет Экскурсия – как форма подготовки дошкольников к обучению в школе Лучше всего для дошкольника – настоящая экскурсия по школе, с возможностью.

Значение речевой подготовки в обучении дошкольников к школе в условиях двуязычия В настоящее время готовность к школьному обучению рассматривается как определенный уровень интеллектуального, волевого, речевого развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Речевой тренинг как метод подготовки дошкольников к обучению грамоте»
Опубликовано: 3 апреля 2019 в 17:25
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД