Мастер-класс «Речевой тренинг как метод подготовки дошкольников к обучению грамоте»

Олеся Бортник
Мастер-класс «Речевой тренинг как метод подготовки дошкольников к обучению грамоте»

Цель: познакомить педагогов с понятием речевой тренинг, с его структурными блоками и формой проведения. Демонстрация фрагмента тренинга, затрагивающего разные стороны речевого развития (произносительную сторону, словарь, грамматический строй).

Задачи:

- дать основные понятия инновационного проекта, познакомить с задачами речевого тренинга;

- показать педагогам, как можно с помощью элементарных упражнений и заданий заинтересовать детей данной темой;

- развивать умения наблюдать, сравнивать и обобщать явления языка, умение делиться с приобретенным опытом с другими людьми.

Ход мастер-класса

Инновационным методом работы с детьми является речевой тренинг. Речевой тренинг представляет собой набор игровых упражнений и заданий, затрагивающих разные стороны речевого развития (произносительную сторону, словарь, грамматический строй, а также навыки, необходимые при подготовке к обучению грамоте.

Тренинг - особый вид работы с детьми, отличительной особенностью которого является то, что ребята манипулируют уже сформированными понятиями и навыками. Однако, это не исключает введение в тренинг нового материала. В речевом тренинге выделяют три структурных блока:

1 блок – произносительная сторона;

2 блок – лексико-грамматическая сторона;

3 блок – психологическая база речи; подготовка к обучению письму.

Из названий блоков видно, что в каждом структурном компоненте отрабатывается определенный круг речевых задач. Тренинг отличается гибкостью внутреннего планирования, т. е. гибкостью отбора конкретного материала каждого блока по объему и длительности его проведения. Можно вносить изменения, наполняя тренинги другим речевым материалом (играми, упражнениями и пр.). Например, если у детей страдает лексико–грамматическая сторона речи, то во втором блоке необходимо увеличить количество заданий и упражнений. На это потребуется больше времени. Автоматически продолжительность других структурных блоков будет сокращаться, а значит, будет сокращаться и количество заданий в этих блоках.

Задачи речевого тренинга: метод речевого тренинга позволяет решить комплекс задач, решить ряд задач в области подготовки детей к школе:

• Развитие умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять из него отдельные звуки и звуковые комплексы, различать звуки, близкие по произнесению и звучанию;

• Уточнение и обогащение словарного запаса в связи с расширением непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире;

• Формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказываний, точности и разнообразия употребляемых слов, правильности построения предложений, внятности и выразительности речи;

• Формирование приемов умственной деятельности, необходимых для овладения грамотой: развития умения наблюдать, сравнивать и обобщать явления языка, использовать условную знаковую систему;

Результатом применения инновационного метода будет активный интерес детей к слову, звукам речевой действительности. Он поможет детям научиться анализировать, сравнивать и обобщать различные явления языка.

Организация и проведение речевого тренинга.

Речевой тренинг в подготовительной группе проводится один раз в неделю. Длительность – не более 30 минут. Как правило в вечернее время. Тренинг отличается гибкостью внутреннего планирования. Педагог самостоятельно определяет форму проведения тренинга.

Для определения эффективности работы по подготовке детей к обучению грамоте с использованием речевого тренинга, педагогу необходимо проводить диагностическое обследование развития речи дошкольников. Диагностика проводится три раза в течение учебного времени: входная, промежуточная и итоговая. Форму педагог может выбрать самостоятельно (тестирование, фронтальное занятие, беседа, наблюдение).

Систематическая работа с детьми по подготовке к обучению грамоте с опорой на метод речевого тренинга в течении всего года дает положительные результаты развития речи дошкольников. Сравнительные данные диагностики наглядно показывают устойчивый рост знаний детей старшего дошкольного возраста в области «Коммуникации» (развития речи).

В начале года высокий уровень - 27%, средний уровень – 70%, низкий уровень – 3% .В конце года данные диагностики показали положительную динамику в развитии речи детей: высокий уровень - 80%, средний – 20%.

Сейчас я вам покажу фрагмент занятия, который разработала специально для вас. Форму проведения я выбрала в виде всем известной игры «Русское Лото».

Доставая бочонки из мешка, мы с вами будем узнавать не только название задания, но и вспоминать весёлые наименования значений, н-р:

1 – кол

11 – барабанные палочки

22 – утята

44 – стульчики

50 – полста

55 – перчатки

69 – туда-сюда

77 – топорики

80 – бабушка

90 – дедушка

На доске вывешивается карточка с числами. И готовятся фишки для их закрывания.

Размешивается мешок с бочонками и приглашается один из участников для определения первого задания.

1) Игра «Копилка слов»

Перед детьми лежат кружочки красного и голубого цвета. Дети вспоминают слова со звуком [к] и [г]. Если в слове есть звук [к] берут красный круг, если звук [г], берут голубой и опускают в коробочку.

После каждого выполненного задания закрывается соответствующая цифра и приглашается следующий участник.

2) «Исправь ошибки»

Предлагаю детям деформированный текст и прошу изменить в нем некоторые слова не подходящие по смыслу.

а) Зреет красная галина, собирает ее Калина.

б) Мы пришли сегодня в кости, принесли собачки гости.

в) Ели вкусную игру, подарили нам икру.

3) «Волшебники»

Дети по очереди берут «волшебную палочку» в руки и касаются ею разных предметов. При этом ребенок должен назвать предмет, на который он указывает палочкой в единственном числе. Остальные дети называют этот же предмет во множественном числе. Например: стул – стулья, кукла – куклы.

4) «Предумляндия»

Детям предлагается игра, в которой они оказываются на другой планете, где встречаются с животными, похожими на земных. Надо придумать им название. Например: тигразай, крокодилолис и т. д.

5) «Доскажи строки»

Читаю отрывки из разных знакомых стихотворений, а дети должны продолжить текст. Например: Почему сегодня Петя просыпался десять раз? (Потому что он сегодня поступает в первый класс) А. Барто

Детям предлагаю 5 -7 отрывков.

Травка зеленеет, Солнышко блестит;

Ласточка с весною В сени к нам летит. (А. Плещеев)

Не идется и не едется,

Потому что гололедица.

Но зато отлично падается!

Почему ж никто не радуется! (В. Берестов)

Опять смеется лето

В открытое окно,

И солнышка, и света

Полным, полным-полно!

Опять трусы и майки

Лежат на берегу,

И нежатся лужайки

В ромашковом снегу!

(Т Белозеров)

Скажите, на какую тему мы можем с вами можем продолжить беседу?

(Времена года)

6) «Доскажи пословицу»

Я начинаю пословицу, а дети должны ее продолжить.

- Учение свет – не учение тьма.

- В гостях хорошо – дома лучше.

- Один за всех – все за одного.

- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

- Старый друг лучше новых двух.

- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

- Каков мастер – такова и работа.

- Терпение и труд все перетрут

7) «Сравни и найди отличия»

Каждому участнику даю две картинки с изображениями животных и прошу найти черты общие и различные.

Например:

белка и кошка

кошка и мышка

кошка и собака

корова и лошадь

лиса и кошка

лиса и собака

8) «Скажи по-разному»

Предлагаю одно и то же предложение сказать весело, грустно, сердито, торжественно (У нас сегодня педсовет)

Когда все задания выполнены, педагогам предлагается вспомнить последовательность появление бочонков. И сообщить, что на занятиях с детьми обязательно проводятся подобные задания, только с картинками.

Поблагодарить всех за активную работу и поощрить всех сладким сюрпризом из «бочки».

Публикации по теме:

«Подготовка к обучению грамоте» Мастер класс для родителей Мастер-класс для родителей «Подготовка к обучению грамоте» Воронухина Мария Мастер-класс для родителей «Подготовка к обучению грамоте» Цель:.

Буклет «Использование игрового пособия «Волшебные бусины» при подготовки детей к обучению грамоте» Доброго утра всем я желаю, И мастер-класс свой начинаю. Тема моего мастер-класса: «Использование игрового пособия «Волшебные бусины» при.

Игровые методы подготовки старших дошкольников к обучению грамотеИгровые методы подготовки старших дошкольников к обучению грамоте Игровые методы подготовки старших дошкольников к обучению грамоте. Формирование у детей навыка чтения является необходимой базой для всего.

Конспект по образовательной области «Речевое развитие» с элементами подготовки к обучению грамоте «Масленица». Часть2 Слайд 24 «Перетягивание каната». Петрушка: А вы умеете перетягивать канат? + Умеем. Петрушка: На команды разделитесь, силой слова померитесь.

Мастер-класс для педагогов «Кинезиология как метод активного развития речи дошкольников» Уважаемые коллеги! У каждого из вас наверняка есть любимые упражнения, которые вы используете в своей работе. И сегодня, я надеюсь, вы пополните.

Мастер-класс для педагогов «Логоритмика как метод стимулирования речевой активности детей раннего возраста» Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей детского сада по использованию логоритмических упражнений в совместной.

Мастер-класс для педагогов на тему «Опытно-экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников» Мастер- класс на тему: «Опытно – экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников» Цель мастер-класса: повышение.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Наша армия
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Мастер-класс «Речевой тренинг как метод подготовки дошкольников к обучению грамоте»
Опубликовано: 3 апреля 2019 в 17:25
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 сентября. Международный день мира

Ежегодно 21 сентября на планете отмечается Международный день мира. Эту памятную дату учредила Генеральная Ассамблея ООН. Цель мероприятий этого дня – укрепление идеалов мира среди всех стран и народов....

20 сентября. Смотр музыкальных уголков на МААМ

Музыкальный уголок в группе призван способствовать развитию творческих способностей детей, формированию желания эмоционально откликаться на песенные и мелодичные образы, воспитанию культуры прослушания...

Урок по обществознанию для 11 класса по теме «Молодёжь в современном обществе» с...
Тема урока: «МОЛОДЕЖЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ» Начиная своё поприще, не теряй, о юноша, драгоценного времени! Козьма Прутков Цель урока: -определить статус...
Конспект ООД в старшей группе «Путешествие в Москву. Кремль»
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром детей старшего возраста «Экскурсия в Москву. Кремль». Подготовил: Воспитатель 1 категории МБДОУ...
Картотека дидактических игр по правилам дорожного движения. II часть
Картотека дидактических игр по правилам дорожного движения II часть. 1. «Подумай – отгадай» Задачи: активизировать процессы мышления, внимания и речи детей;...