Папки-передвижки

Мастер-класс «Релаксирующее рисование «зендудлинг» как способ развития фантазии и художественного творчества дошкольника»

Ольга Скребец
Мастер-класс «Релаксирующее рисование «зендудлинг» как способ развития фантазии и художественного творчества дошкольника»

МАСТЕР – КЛАСС на тему:

«Релаксирующее рисование «зендудлинг» как способ развития фантазии и художественного творчества дошкольников»

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов по освоению стиля «зендудлинг».

Задачи мастер-класса:

- познакомить педагогов со стилями «дудлинг», «зентангл»;

- познакомить с современным медитативным рисованием в технике «зендудлинг»;

Публикация «Мастер-класс „Релаксирующее рисование „зендудлинг“ как способ развития фантазии и художественного творчества дошкольника“» размещена в разделах

- дать практические знания педагогам-участникам по рисованию в стиле «зендудлинг»;

- способствовать интеллектуальному и эстетическому развитию педагогов;

- вызвать положительные эмоции от художественной деятельности.

Форма проведения мастер-класса:

- лекция с элементами презентации + практическая работа.

Оформление:

- презентация по теме мастер-класса;

- образцы готовых работ, выполненные педагогом;

- образцы готовых работ, выполненные детьми.

Материалы и инструменты для работы:

- альбомные листы;

- простые карандаши;

- цветные карандаши;

- ластики;

- гелевые ручки;

- маркеры разной толщины.

"Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок".

В. А. Сухомлинский

Ход мастер-класса:

1. Вступительная часть.

- Уважаемые коллеги! Тема нашего мастер-класса – «Релаксирующее рисование «зендудлинг» как способ развития фантазии и художественного творчества дошкольников».

Актуальность:

Нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребёнку свободу и вселяют уверенность в своих силах.

Нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности.

Сегодня, на нашем мастер-классе, я хочу затронуть тему сохранения и укрепления психофизического и эмоционального здоровья дошкольников с помощью занятий по релаксирующему рисованию, а именно, использование техники зендудлинга в работе с детьми.

Любое внутреннее напряжение тормозит самовыражение и развитие. Занятия, связанные с искусством, помогают освобождать творческую энергию раскрыть потенциалы человека. Искусство призвано не только удовлетворять наши эстетические запросы, но и исцелять. Занятие рисованием – наиболее древняя естественная форма изменения эмоционального состояния, которой многие люди пользуются, чтобы снять психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Для этого не надо быть художником – достаточно взять ручку, карандаш или краски и сделать несколько штрихов на бумаге. Кроме расслабления методы и приемы такого рисования развивают и усиливают внимание к чувствам, представляют возможность для самовыражения и самопознания, помогают приобрести эмоциональное равновесие. Это очень важно, ведь каждому нужен успех! Степень успешности во многом определяет самочувствие, отношение к миру, желание творить.

Зендудлинг– техника рисования, в последнее время приобретающая большую популярность. Интерес к ней связан с тем, что она является хорошим способом расслабиться, получить удовольствие, проявить свои творческие способности, даже в том случае, если вы совершенно не умеете рисовать в классическом понимании этого слова. Эта техника прекрасно подходят и для взрослых, и для самых маленьких детей, которые только учатся держать рисовальные принадлежности.

По результатам исследований доказано, что данная техника оказывает исключительно положительное влияние:

• создает выраженный терапевтический эффект, способствует релаксации;

• приносит вдохновение, способствует развитию творческих способностей;

• является прекрасным средством от бессонницы;

• рисование незамысловатых узоров успокаивает, снимает стресс и негативные эмоции;

• способ развить твердость руки, глазомер, улучшить почерк;

• повышается внимание и разрабатывается мелкая моторика;

• улучшает зрительно-двигательную координацию и концентрацию внимания.

2. Теоретическая часть.

Мы сегодня поговорим о стиле «зендудлинг», который применяется в арт-терапии. Арт-терапия позволяет человеку освободиться от зажимов, расслабиться, снять запреты, быть свободным, Человек начинает чувствовать себя спокойно.

Итак, «зендудлинг»- техника, которая произошла из двух техник «дудлинг» и «зентангл».

ДУДЛИНГ (от английского doodle – бессознательный рисунок) – это рисование с помощью простых элементов (кружочков, закорючек, ромбиков, точечек, палочек и пр.). В этом и состоит лёгкость. Однако из этих простых элементов могут складываться сложнейшие композиции, поражающие воображение. Но в основном это бессознательный рисунок, позволяющий «отключить мозг», что открывает дорогу чистому творчеству, не скованному правилами. Рисунок-медитация - прекрасное средство арт-терапии. Такому рисованию многие из нас предавались на скучных школьных уроках. О том, что получится в итоге, мы не знаем и не задумываемся, рука рисует сама по себе. Будут ли это разнообразные растения, несуществующие миры или просто геометрические фигуры – не важно. Главное – получить удовольствие от процесса рисования

Дудлинг часто используют для оформления предметов интерьера, одежды, посуды, ногтей, тату. Также этот стиль широко используется в современной индустрии моды и дизайна. Дудлинг, как способ релаксации не только позволяет снять напряжение, но и сможет раскрыть грани вашего внутреннего мира.

Дудлинг перекликается с другой техникой рисования – зентанглом. Но в этих техниках есть небольшая разница. Если дудлингом можно заниматься в купе с каким-нибудь другим делом, то зентангл требует большей концентрации. Этот рисунок является более осознанным.

ЗЕНТАНГЛ (от zen – уравновешенность, спокойствие и rectangle – прямоугольник) является сочетанием медитации и рисования. Традиционно для рисования зентангла используются квадраты 9х9 см. В квадрат помещается какой-либо рисунок, либо он произвольным образом делится на сегменты, которые, в свою очередь, заполняются различными однотипными элементами (точечками, кружочками, ромбиками, на что хватит фантазии). Зентангл является запатентованной техникой рисования, в которой есть свои определенные правила, сформулированные авторами идеи - Риком Робертсом и Марией Томас. Они определяют зентангл как форму медитативного искусства. Сам процесс представляет собой форму медитации с использованием ручки и карандаша. И тут совсем некстати говорить об аккуратности или правильности линий. Эта техника рисования подразумевает под собой соблюдение некоторых правил:

• зентангл выполняется в черно-белых цветах;

• узор ограничивается квадратной рамкой внутри карточки заданного размера (9Х9 см);

• у зентангла нет одного направления, его можно рассматривать с любой стороны;

• образовавшиеся после проведения линий сектора заполняются причудливыми произвольными узорами; каждый узор зентангла должен состоять не более чем из шести штрихов;

• при рисовании зентангла не допускается использование линейки или трафарета;

• нельзя использовать ластик.

Зентангл помогает увеличить собранность, концентрацию, способствует психологической разгрузке, внутреннему успокоению, улучшает зрительную координацию и мелкую моторику, а также развивает творческие способности и креативность.

Смесь этих двух техник – ЗЕНДУДЛИНГ (Zendoodling) – можно в итоге перевести как «каракули, которые несут успокоение», или, еще точнее, «медитативное рисование». Если сосредоточиться на рисовании повторяющегося узора, то душа успокаивается.

Во-первых, для зендудлинга нет необходимости разграничивать свой лист на сектора - можно начинать рисовать из любого места, постепенно дорисовывая детали в разные стороны.

Во-вторых, зендудлинг можно рисовать, особо не задумываясь о композиции или повторяемости/неповторяемости рисунка, это действие для расслабления скорее, чем для собранности и концентрации.

В-третьих, в зендудлинге нет никаких запатентованных узоров или требований к бумаге. Он может быть абсолютно любым.

«Зендудлинг» идеально подходит для занятий с детьми. Самый простой вариант – воспользоваться раскраской или контуром животного, цветка, птички (чего угодно, нарисованного по трафарету, и предложить ребёнку заполнить его простыми элементами, а потом их раскрасить. Можно усложнить задачу – разбить рисунок на части и заполнить получившиеся сегменты разными узорами. Еще вариант – предложить ребенку по-разному заполнить одинаковые изображения животных, предметов и др.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о ряде преимуществ «зендудлинга» :

1. Простота. Не нужно уметь красиво рисовать – нужно просто выбрать любой элемент и начать заполнять им пространство листа. Нарисовать их достаточно просто даже ребенку. Также можно использовать шаблоны.

2. Доступность. Требуется самый минимум материалов – достаточно черной или цветной ручки и листа бумаги.

3. Гибкость. Рисование занимает ровно столько времени, сколько вы можете себе позволить. Вы можете порисовать всего несколько минут и даже за это короткое время насладиться творческим процессом.

4. Расслабляет и отвлекает. Такая тонкая творческая работа помогает отвлечься от назойливых мыслей и успокоить свой ум. Кроме того, рисование – это еще и прекрасный способ выразить свои эмоции на бумаге и обрести душевное равновесие.

5. Повышает концентрацию внимания. Рисование мелких однотипных элементов помогает сконцентрироваться на деталях и удержать внимание на важных мыслях.

6. Эффективно при поиске различных решений. Процесс рисования стимулирует отделы мозга, отвечающие за анализ информации. Кроме того, в этот момент мозг пытается найти нестандартные варианты решения.

Современный ритм жизни требует пауз, остановок, доступных занятий для восстановления душевного равновесия и детям, и взрослым. В этом нам поможет релаксирующее рисование «зендудлинг».

3. Практическая часть.

Уважаемые коллеги! У кого возникло желание на собственном опыте попробовать нарисовать картину в стиле «зендудлинг», я приглашаю занять места за рабочими столами. Перед рисованием нужно принять удобную позу, расслабиться. В этом нам поможет релаксация.

Сказочное мини-упражнение на расслабление (под музыкальное оформление)

Море.

Стайка рыбок закружилась – море синее приснилось.

Вода прозрачно – голубая нас баюкает, качает…

На поверхность из глубин подплывает к нам дельфин…

Вот совсем не зная страха, проплывает черепаха…

А за ней, раскинув ножки, вглубь несутся осьминожки…

Ах, прозрачная водица! видим рыбок вереницу…

Можно рыбок нам догнать… Только вот пора вставать.

Все, как рыбки, встрепенулись, из морских глубин вернулись.

Сегодня, я предлагаю Вам «окунуться» в морскую тематику. Мы будем использовать шаблоны «морские животные» (рыбки, дельфины, осьминоги, черепахи).

1. Вначале каждый выберет себе понравившийся шаблон. В центре листа обведем рисунок по трафарету.

2. Нарисовали контурный рисунок морского животного. Затем нужно контурный рисунок поделить на разные секторы, проводя линии без отрыва руки от бумаги.

3. Рисунок с секторами делим на более мелкие секторы. В секторах самостоятельно придумываем различные узоры, зарисовываем сегмент за сегментом.

4. Нет определенной последовательности, которую необходимо соблюдать: сегменты заполняйте узором так, как Вам подсказывает ваше воображение. Оставляйте некоторые участки незарисованными, от этого общая картина не пострадает.

5. По желанию, можно раскрасить узоры.

Индивидуальная помощь педагогам. Объяснение.

4. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.

Я познакомила вас с техникой «зендудлинг» и её значением в развитии ребенка. В ходе выполнения практической работы были созданы условия для вашего творчества и самовыражения. Вы почувствовали себя творцом новых, уникальных вещей.

Теперь хочу поделиться, чем же на мой взгляд полезно это творчество.

Первое — это, конечно же, своей доступностью.

Второе — тем, что этим может заниматься любой желающий.

Третье — к сожалению, в наших школах теперь нет уроков чистописания, а ученые доказали как положительно влияет чистописание на развитие мозга ребенка, их умения мыслить и достигать целей в жизни. Занятия по написанию букв и начертанию линий способствуют развитию мыслительных процессов и их последующему воплощению в речи, а также могут улучшить моторику. Конечно же, зендудлинг не сможет заменить чистописание, но это тоже, своего рода, рисование разных линий и знаков и также, как при чистописание, происходит связь рук и головного мозга.

Я надеюсь, что мастер-класс, представленный мною сегодня, не только познакомил вас с чем-то новым и неизученным, но и доставил заряд положительных эмоций и поднял Вам всем настроение!

И теперь, пожалуйста, ответьте на вопрос:

- По вашему мнению, как прошел мастер-класс?

- Ваши вопросы и предложения?

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Создание коллекций одежды для игры с бумажными куклами как способ развития творчества у детей 6–7 летСоздание коллекций одежды для игры с бумажными куклами как способ развития творчества у детей 6–7 лет Доброго времени суток уважаемые коллеги! Сегодня мой рассказ об опыте работы с детьми по созданию коллекций детской одежды для бумажных.

Мастер-класс для развития творчества у педагогов и детей старшего дошкольного возраста «Пластилиновые фантазии»Мастер-класс для развития творчества у педагогов и детей старшего дошкольного возраста «Пластилиновые фантазии» Цель: учить развивать творчество и фантазию педагогов посредством применения необычных способов работы с пластилином. Материалы: наборы.

Мастер-класс по изготовлению закладки в технике «зендудлинг»Мастер-класс по изготовлению закладки в технике «зендудлинг» Осень – прекрасное время года. Природа одевается в пеструю одежду, столько разноцветных листьев кругом, и желтые, и красные, и оранжевые….

Мастер класс «Волшебное рисование солью «Синий кит» для совместного творчества с детьми старшего дошкольного возрастаМастер класс «Волшебное рисование солью «Синий кит» для совместного творчества с детьми старшего дошкольного возраста Данный мастер класс рассчитан на детей старшего дошкольного возраста для совместного и индивидуального времяпровождения Назначение: подарок,.

Рисование с детьми «21 способ рисования нетрадиционными техниками»Рисование с детьми «21 способ рисования нетрадиционными техниками» Рисование одно из самых любимых занятий детей. Рисование необычными способами вызывает у детей еще больше положительных эмоций. Используя.

Оформление центра художественного творчестваОформление центра художественного творчества В старшем дошкольном возрасте детей рекомендуют знакомить с народными промыслами России. Для пополнения развивающей среды и для оформления.

Рисование на песке как способ развития дошкольниковРисование на песке как способ развития дошкольников В нашем детском саду «Рябинка» летом дети очень любят играть в песочнице, придумывая сказку и рассказывая ее, строят подземный город,.

Мастер-класс «Стенд для выставки детского творчества своими руками»Мастер-класс «Стенд для выставки детского творчества своими руками» Выставка детского творчества "Осенние фантазии". Как сделать стенд своими руками. Мастер-класс Дорогие друзья, доброе время суток..

Выставка художественного творчества «Геометрия вокруг нас» (фотоотчет)Выставка художественного творчества «Геометрия вокруг нас» (фотоотчет) В рамках проекта «Геометрия повсюду!» мы в д/с организовали выставку детского творчества «Геометрия вокруг нас» Цель выставки : создание.

Выставка «Веселые ладошки» как способ пополнения портфолио дошкольникаВыставка «Веселые ладошки» как способ пополнения портфолио дошкольника Выставку под названием «Веселые ладошки» я провожу уже второй раз в своей работе. Со второй младшей группы мы начинаем совместно с родителями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Релаксирующее рисование «зендудлинг» как способ развития фантазии и художественного творчества дошкольника»
Опубликовано: 9 декабря 2020 в 13:47
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД