Любовь Осинина
Мастер-класс «Ручное ткачество на дощечках»
▼ Скачать + Заказать документы
Осинина Любовь Дмитриевна.
Мастер-класс "Ручное ткачество на дощечках"
.
Дорогие коллеги, я хочу дать вам в руки клубок, потянув за ниточку которого, вы, как в сказке, окажетесь в горнице у своей пра-прабабушки, а в руках у вас - узорный поясок, гордость мастерицы. Рукоделие под названием "Тканьё на дощечках" известно многие века. А для работы нужны совсем нехитрые приспособления: нитки, несколько квадратных дощечек с дырочками по углам, да челнок. Раньше дощечки делали деревянными или костяными, но мы можем обойтись картонными, пробив по углам дырочки дыроколом. При заправке дощечек нитки согласно схеме пропускаются через все дырочки и связываются на обоих концах узлами. Один узел неподвижно крепится к крючку или даже к трубе батареи, а второй узел закрепляется с помощью пояса на талии мастерицы.
Публикация «Мастер-класс „Ручное ткачество на дощечках“» размещена в разделах
Тканьё на дощечках вполне могут освоить дети 3 - 4 классов. Готовые тесемочки могут служить и ручками для сумок, и подхватами для штор, и очельем с кистями и бусинами на концах.
1. Заправка нитей основы.
Удобнее заправлять дощечки вдвоём, сидя напротив друг друга через стол. Один берет дощечку, кладет её перед собой и просовывает кончики ниток в отверстия то сверху, то снизу дощечек (как указано на схеме стрелочкой, а второй ловит кончики ниток, вытягивает их на себя и связывает узелком. Заправленная дощечка откладывается в сторону. Поверх 1-й кладется 2-я заправленная, и т. д. Для примера мы будем работать с четырьмя дощечками, а в старину опытные мастерицы управлялись и с целой сотней. Мой рекорд пока скромнее - 20-22 дощечки. Итак, приступим!
Инструменты и материалы.
1. Дощечки размером примерно 6 х 6 см с закругленными углами и отверстиями в них диаметром примерно 5 мм - 4 штуки.
2. Челнок для наматывания уточной нити.
3. Нитки шерстяные или хлопчатобумажные для основы и утка двух контрастных цветов (зеленого и красного) из расчета: длина изделия, дополнительно еще треть его длины.
4. Ножницы, сантиметровая лента.
5. Схема заправки нитей основы.
Ход работы.
1. Нарезать нити основы длиной по 1 м (например, для очелья):12 нитей зеленого и 4 нити красного цвета. Количество нитей и цвет считаем по клеточкам схемы.
Намотать на челнок уточную нить. Цвет уточной нити соответствует цвету нитей крайних дощечек №1 и №4, т. е. зеленый.
2. Разложить дощечки и пронумеровать их отверстия по часовой стрелке: 1, 2, 3, 4.
3. Заправить нити в отверстия дощечек в соответствии со схемой заправки. Заправленные дощечки выглядят так, как на рис. 3, 4, 5, 6:
Заправить первую дощечку согласно рис. 1 и завязать концы нитей маленьким узелком. Аналогичные действия произвести с дощечками 2, 3, и 4. Прежде, чем заправлять следующую дощечку, заправленную кладут на предыдущую.
4. Закончив заправку основы, все дощечки скрепить через отверстия одного из углов булавкой, чтобы в процессе закрепления концов и переноса к месту тканья дощечки не перепутались.
5. Связать основу с одного конца и прикрепить его к неподвижному предмету.
6. Нити натянуть, завязать в узел и закрепить у пояса ткачихи. Теперь приступить к ткачеству, регулируя своим телом натяжение основы (булавку вытащить, а во время паузы снова скрепить дощечки булавкой.
Процесс тканья.
1. Тканье состоит из четырех стадий: четырех плавных поворотов дощечек на 90 градусов к себе или от себя. При каждом повороте дощечек между нитями, продетыми в верхние и нижние отверстия, образуется свободное пространство - зев, через который пропускается челнок с уточной нитью. Уточную нить прибить челноком или рукой.
2. После четырех поворотов дощечек выткан первый раппорт узора. Повторять все действия сначала и продолжать ткать до тех пор, пока нити не перевьются настолько, что станет трудно работать.
Тогда дощечки начинают поворачивать в противоположную сторону, и получается зеркальное отображение узора.
При повороте дощечек нужно слегка ослабить натяжение основы, чтобы нити не перетирались.
3. Закончив тканьё, отвязать или обрезать нити основы от крючка и снять дощечки. На концах можно оформи кисти или прикрепить бусины.
Награда педагогу - видеть счастливые и удивленные глаза девчонок, когда после тканья нескольких раппортов проявляется узор пояска, а потом появляется желание попробовать соткать и на 5-ти и на 6-ти дощечках. Вот так всё традиционное бережно принимает человека и ведёт его в свой мир.