Мария Оленина
Русские народные подвижные игры в развитии ребенка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер- класс: Русские народные подвижные игры в развитии ребенка дошкольного возраста
Мы ссорились, мирились,
И спорили порой,
Но очень подружились,
За нашею игрой.
Игра игрой сменяется,
Кончается игра,
А дружба не кончается.
Ура, ура, ура!
Публикация «Русские народные подвижные игры в развитии ребенка дошкольного возраста» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Подвижные игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Русские народные игры
- Русские народные подвижные игры
- Темочки
Сегодня у многих из вас, может быть, состоится первая встреча с русской народной подвижной игрой. Подвижная игра является постоянным спутником в жизни ребенка. В играх заключен залог полноценной духовной жизни в будущем. Не играющий в детстве ребенок, став взрослым, не сможет полностью реализовать свой человеческий потенциал.
Возникновение народной игры теряется в стародавних временах. Русская народная подвижная игра - это наша историческая память. Мальчишки и девчонки собирались на деревенской улице, за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязаясь в ловкости, играя в лапту.
По мнению А. В. Кенеман, русские народные подвижные игры - это традиционное средство педагогики, отражающее образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои. Русские народные подвижные игры являются частью патриотического, художественного и физического воспитания детей.
И. Г. Гаврилова считает, что русские народные подвижные игры – это всегда развлечение, забава и обязательно соревнование, стремление каждого участника выйти победителем.
По мнению В. Н. Кудрявцева в процессе русской народной игры ребёнок познаёт и преображает окружающий мир, приобретает ценный социальный опыт, вступает в межличностные отношения, учится подчиняться общим правилам и самостоятельно принимать решения.
По мнению Е. А. Тимофеевой русские народные подвижные игры классифицируются по разным параметрам: по возрасту; по степени подвижности ребенка в игре (игры с малой, средней, большой подвижностью); по видам движений (игры с бегом, метание и т. д.). В народной подвижной игре у ребёнка закрепляются и совершенствуются все основные движения (катание, бросание, ловля, метание, ползание, лазанье, ходьба, бег, прыжки, проявляются индивидуальные особенности и воспитываются психофизические качества (быстрота, сила, ловкость, гибкость, выносливость).
Все народные подвижные игры для детей дошкольного возраста можно разделить на две большие группы: сюжетные и бессюжетные игры, игры - забавы. Э. Я. Степаненкова считает, что сюжетные русские народные подвижные игры отражают в условной форме жизненный или придуманный эпизод. Вопросы к участникам: Вспомните и назовите сюжетные народные подвижные игры? Например, наименование игр… Несюжетные русские народные подвижные игры содержат интересные детям двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели. Вопросы к участникам: Вспомните и назовите бессюжетные народные подвижные игры? Например, наименование игр…
В народных играх есть все : и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт. В то же время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры. Для грамотной подготовки к проведению русских народных подвижных игр педагогу важно знать их содержание и правила, уметь четко и ясно донести их до играющих. Педагогу важно овладеть разными способами распределения игровых ролей; при этом следует делать так, чтобы каждый ребенок мог исполнять ответственную игровую роль, например водящего, что помогает развитию способности правильно оценивать и свои силы, и силы товарищей. Для распределения ролей применяются считалки-шутки, например: «Пчелы в поле полетели, закружили, загудели; сели пчелы на цветы, мы играем, водишь – ты!»
В своей профессиональной деятельности широко использую русские народные подвижные игры на занятиях по физической культуре, праздниках и развлечениях.
Скоморох: Здравствуйте, красные девицы. Вы когда-нибудь были на ярмарке? Ярмарка – большой праздничный базар, там не только покупают разные товары, но ещё смотрят представления весёлых скоморохов, бродячих музыкантов, играют в русские народные игры. Я вас приглашаю на ярмарку русских народных подвижных игр и забав. Собирайся, народ! Вас много интересного на нашей ярмарке ждёт!
Скоморох: Приглашаю поиграть в игру «Бабушка Маланья»
Прежде чем начать играть,
Будем дружно все считать!
Задание педагогам: Вспомните народную считалку и определите ведущего игры.
Раз матрешка, два матрешка,
Было в домике окошко,
На окне стоял горшок,
Расцветает в нем цветок.
Красный, желтый, голубой -
Выбирай себе любой!
Ведущий, встает в середину круга, на него надевают фартук и платок (бабушка Маланья). Все идут хороводом, имитируя движения и приговаривая:
У Маланьи у старушки
Жили в маленькой избушке (сели и руками над головой показывают «крышу»)
Семь сыновей (встают лицом в круг)
И все без бровей (закрывают ладонями брови)
Вот с такими глазами, (широко раскрывают глаза)
Вот с такими ушами, (показывают уши, как у слона)
Вот с такой головой, (соединяют руки над головой)
Вот с такой бородой! (показывают длинную бороду)
Они не пили, не ели,
Целый день сидели, (присаживаются)
Друг на друга смотрели, (поворачивают голову в разные стороны)
Делали вот так! (Бабушка Маланья показывает забавное упражнение)
Скоморох (хлопает) : Молодцы! Вам понравились игра?
Скоморох: Много игр на празднике нашем
Играем, шутим и пляшем
В играх рот не разевай
Смелость, ловкость проявляй.
Приглашаю вас поиграть в русскую народную подвижную игру «Медведь, что ешь?»
Задание педагогам: Вспомните народную считалку и определите ведущего игры.
Выбирается медведь по считалочке:
1,2,3,4,5,6, 7,8,9,10.
Выплывает белый месяц!
Кто до месяца дойдет, тот и прятаться пойдет!
Все остальные участники - пчелы.
Правила игры : Пчелы подходят к медведю и спрашивают: "Медведь, что ешь?" Медведь отвечает: "Малину", "Шишку", "Рыбу". Но как только медведь скажет: "Мёд!" он бросается на пчёл и начинает их ловить. Те, спасаясь, бегут в "домик". Кого медведь коснулся рукой, считаются пойманными
Скоморох: Так играть, умеет, всяк, а умеете ли так? А сейчас поиграем в следующую народную игру «На лету»
Один из играющих берет в руки мяч и напевает:
Оля, Коля,
Дуб зеленый,
Ландыш белый,
Зайка серый,
Брось!
Со словом «Брось!» сильно подбрасывает мяч вверх. Кто из игроков первым на лету его подхватит, тот поет тот же игровой припев и подбрасывает мяч.
Скоморох: Не хотите ль поиграть,
Свою удаль показать?
Приглашаю вас свою удаль показать в игре-забаве «Прыжки в мешках»
Трали-вали, гоп- ца- ца,
Начинается игра
Будем прыгать без конца
Собирайтесь у крыльца.
Скоморох: Расставаться нам пора, до свидания господа!