Папки-передвижки

Мастер-класс с родителями и детьми в старшей группе «Дымковские узоры»

Наталия Алфёрова
Мастер-класс с родителями и детьми в старшей группе «Дымковские узоры»

Цель мастер-класса :

• Создание декоративных композиций по мотивам дымковских узоров с родителями и детьми, расширение творческого воображения нетрадиционными способами рисования.

Задачи.

• Познакомить с традициями дымковской игрушки из соленого теста и характерными элементами дымковской росписи.

Публикация «Мастер-класс с родителями и детьми в старшей группе „Дымковские узоры“» размещена в разделах

• Создавать декоративную композицию на игрушках из соленого теста– украшать элементами декоративной росписи (кругами, пятнами, точками, прямыми и волнистыми линиями, штрихами).

• Учить родителей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку.

Материалы и оборудование:

Заготовки дымковских игрушек из соленого теста для росписи, гуашь, кисти разных размеров, стаканчики с водой, салфетки, подставки, альбомы с иллюстрациями: «Рисуем Дымковскую роспись».

Работа с родителями :

Беседы, индивидуальные и групповые консультации,

оформление наглядной агитации в родительских уголках, создание из соленого теста дымковских игрушек.

Ход занятия:

- Здравствуйте уважаемые родители! Мы рады приветствовать Вас на мастер-классе : «Роспись дымковской игрушки с помощью нетрадиционных техник рисования».

Данный мастер-класс является одной из форм работы в духовно-нравственном воспитании.

Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения всегда была актуальной. Современное общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения, развития духовных традиций нашего Отечества.

Наиболее продуктивно способствует воспитанию духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста художественно-эстетическое развитие, знакомство с русским народным искусством. Русское народное творчество во все времена развивалось на основе народных традиций. Народное творчество несёт в себе лучшие примеры духовности, нравственности и патриотизма.

Дымковская игрушка - уникальное явление в русском искусстве. Без веселых нарядных дымковских фигурок уже много десятилетий не обходится ни одна выставка народного искусства. Значение дымковской игрушки давно уже не игровое. Это – народная декоративная скульптура.

Технология изготовления довольно проста. Делается дымковская игрушка поэтапно.

Основные этапы:

• Лепка из глины, соленого теста;

• Сушка;

• Обжиг;

• Побелка;

• Роспись.

Этап росписи – нанесение незамысловатых узоров яркими красками. Выбор цветов невелик: синий, оранжевый, зеленый, коричневый, желтый, малиновый. Вместо кисточек в старые времена пользовались деревянными палочками с обмоткой из льняного лоскута. Поэтому и орнамент был предельно прост: прямые или волнистые линии, круги, ромбы и т. п. В настоящее время мастерицы используют кисти. Роспись, как правило, наносится по определенной схеме. У человечков лица выглядят довольно однообразно. Малиновой краской намечаются щеки и рот, черной рисуются дуги бровей и круглые глазки. Волосы окрашиваются преимущественно в темный цвет: черный или коричневый. Рубахи и головные уборы делаются однотонными, а юбки барынь и шкура животных покрывается орнаментом поверх белого цвета.

Все игрушки украшены строгим орнаментом из геометрических фигур: круги, полосы, клетки, ромбы и зигзаги. Мастерицы не продумывают узор заранее. Он рождается в процессе росписи, в зависимости от формы и размера фигурки. Поэтому принято считать, что связь декора и основы неразрывна, и двух одинаковых игрушек найти невозможно.

Несмотря на простоту орнамента, он очень символичен и изображает важные для русского человека понятия. Так, волнистая линия ассоциируется с рекой или водой в широком смысле, клетки, образованные пересекающимися линиями, напоминают сруб дома или колодца, а окружность с точкой в центре – символ солнца и других небесных светил.

Я предлагаю вашему вниманию Дымковские игрушки :

Много сказочных мест в России,

Городов у России не счесть.

Возле речки Вятки есть один посёлок,

Окаймлённый лесами уголок весёлый,

Мужики там с древне печи мастерили,

На забаву деткам петушков лепили,

Слобода та в дымке поутру купалась,

И за это Дымковской со стари называлась.

Люди, работающие, в той слободе жили,

С удалью лихие пляски заводили.

Праздник отмечали, жили, не скучали,

Тут не подобраться никакой печали.

И под музыку с пляской садятся за столы.

Дети и родители рассматривают Дымковские игрушки

И мы сейчас с вами представим, что превратились в настоящих дымковских мастериц. Я вам предлагаю расписать дымковские игрушки из соленого теста, которые вы заранее слепили дома. А расписывать мы будем их гуашью.

- Ребята, назовите элементы дымковской росписи - круги, колечки, прямые линии, волнистые линии, точки.

- Круг дымковской игрушки обозначает солнце, волнистые линии – воду, пересечённые прямые линии – землю.

- Скажите, какие цвета присутствуют в дымковской росписи? (Красный, синий, жёлтый, чёрный)

- Уважаемые родители, обратите внимание на цвета – именно красный, синий, жёлтый, чёрный. А силуэт игрушки – белый.

- Раскрашивать будем нетрадиционными методами: круги – пальчиками большой круг – большим пальцем, маленький круг – мизинцем, линии и точки – спичками.

(Объясняю и показываю)

В процессе росписи есть несколько этапов:

Первый этап – грунтовка – нанесение на поверхность белой краски.

Второй этап - после того, как поверхность дымковской игрушки высохнет, на нее можно наносить роспись.

Родители совместно с детьми расписывают свою дымковскую игрушку из соленого теста.

Давайте разомнемся и сделаем физминутку:

Мы игрушки расписные –

Хохотушки вятские

Щеголихи слободские

Кумушки посадские

Наши руки крендельком

Щёки будто яблочки

С нами издавна знаком

Весь народ на ярмарке

Итог мастер класса :

-Ай да, Дымковская Слобода у нас получились! Настоящие – дымковские игрушки! Игрушка готова!

В завершении мастер-класса родители и дети придумывают названия своим работам: «Русская красавица», «Волшебное яблочко», «Домик для ежика», «Дама с зонтиком», «Водоноска», «Чудо-ваза», «Пасхальное яйцо

и др.

- А теперь расскажите о своих работах.

Данил Х. Барашек – свисток,

Левый рог – завиток.

Правый рог – завиток,

На груди цветок.

Юра А. Уж ты месяц, круты рога,

Уж ты ясное солнышко.

Как у солнышко лучики горят,

Так у Танюши русы косы висят.

Саша О. Посмотри, как хороша,

Эта девица душа:

Щёчки алые горят,

Удивительный наряд.

Сидит кокошник горделиво,

Барышня уж так красива!

Как лебёдушка плывёт,

Песню тихую поёт.

Лера Н. Ай да девица-душа!

Как ты чудо хороша!

Клетчатая юбочка,

Фартук полосатый,

На полосках точки,

А вокруг кружочки.

Арина К. Зонтик грибком,

Руки крендельком.

Ходит девица – красавица

По улице пешком.

Лиза Г. Хоть весь базар обойдите,

Лучше барышен не найдёте!

Игрушки наши повсюду славятся,

Подходите скорей и вам понравятся!

Варвара Ц. Девица в венце, румянец на лице.

Собой хороша, стоит не дыша.

- Ребятки, мамы, бабы, папы – молодцы! Потрудились от души.

Сегодня Вы узнали об истории создания и приёмах росписи дымковской игрушки. Проявили интерес к традиционной культуре народа.

Маша М., Ангелина З. – хором:

Все игрушки не простые,

А нарядно – расписные,

Белоснежны как березки –

Кружочки, клеточки, полоски,

Простой казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

Публикации по теме:

«Мама, почитай!» Проведение досуга с родителями и детьми в старшей группе. Фотоотчёт«Мама, почитай!» Проведение досуга с родителями и детьми в старшей группе. Фотоотчёт Задолго до самого досуга в группе была проведена большая подготовительная работа. Прежде всего выставка любимых книг, на которую были принесены.

Дымковские «Барыни» — игрушки расписные. Детский мастер-классДымковские «Барыни» — игрушки расписные. Детский мастер-класс Наши руки крендельком, Щёки будто яблоки. С нами издавна знаком Весь народ на ярмарке. Мы игрушки расписные, Хохотушки вятские - Щеголихи.

Конспект НОД по изодеятельности в старшей группе «Морозные узоры»Конспект НОД по изодеятельности в старшей группе «Морозные узоры» Методы и приемы: художественное слово, вопросы, наглядность, опора на личный опыт детей. 1. Цели занятия: - вызвать у детей интерес к.

Мастер-класс для коллег «Мои дымковские игрушки-2»Мастер-класс для коллег «Мои дымковские игрушки-2» Приветствую всех коллег, заглянувших на мою страничку! Хочу поделиться с вами одним из своих увлечений - это изготовлением дымковских.

Мастер-класс коллективной работы по мозаичной аппликации «Узоры древнего Херсонеса» с детьми средней группыМастер-класс коллективной работы по мозаичной аппликации «Узоры древнего Херсонеса» с детьми средней группы Цель: формировать у детей умение создавать коллективную работу в технике мозаичной аппликации. Задачи: - учить детей средней группы отрезать.

Конспект мастер-класса с родителями и детьми старшей группы по нетрадиционному рисованиюКонспект мастер-класса с родителями и детьми старшей группы по нетрадиционному рисованию Конспект мастер-класса с родителями и детьми старшей группы по нетрадиционному рисованию. Увлекательное рисование без кисточек. «Весенний.

Мастер-класс по рисованию «Узоры мезенской росписи» с детьми старшего дошкольного возрастаМастер-класс по рисованию «Узоры мезенской росписи» с детьми старшего дошкольного возраста Ко дню мезенской росписи на МААМИстория самой древней росписи Мезенская роспись возникла в низовьях реки Мезень Архангельской области.

Мастер-класс с детьми и родителями «Украшение осенних листиков» в группе раннего развитияМастер-класс с детьми и родителями «Украшение осенних листиков» в группе раннего развития Совместная творческая работа с детьми и родителями «Украшение осенних листиков». Одной из главных задач дошкольного образования является.

Сценарий мастер класса по изготовлению бумажного голубя совместно с родителями и детьми в старшей группе в День матери Цель: - Гармонизировать детско-родительские отношения с помощью проведения совместных мероприятий. - Установление партнерских отношений.

Вечер подвижных игр с родителями и детьми в старшей группеВечер подвижных игр с родителями и детьми в старшей группе Цель: Формирование положительной мотивации для развития двигательной активности детей; создание условий, способствующих закреплению дружеских.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс с родителями и детьми в старшей группе «Дымковские узоры»
Опубликовано: 12 марта 2022 в 14:18
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД