Оксана Храмова
Мастер-класс с элементами тренинга для учащихся 12–17 лет «Интернет-зависимость»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: профилактика компьютерной зависимости среди подростков
Категория участников: от 12 до 17 лет
Время проведения: 1 час 20 минут
Ход работы
Приветствие
Вступительное слово ведущего:
В 100% семей дома у всех есть компьютеры, и различные гаджеты, и вы проводите за мониторами «кучу времени». Но важно понимать, что Интернет это и негативное воздействие и важно это понимать и постараться сформировать у себя информационно-культурное поведение. Вот этим мы сегодня с вами и займёмся.
Упражнение-активатор «Здравствуй!»
Публикация «Мастер-класс с элементами тренинга для учащихся 12–17 лет „Интернет-зависимость“» размещена в разделах
Ведущий ловит взгляд одного из участников занятия и кидает ему мяч со словами: «Здравствуй (имя! Как ты себя чувствуешь?» Далее он дает инструкцию: «Выберите любого в группе, кто вам интересен, поймайте его взгляд, перекиньте ему мячик и поздоровайтесь таким же образом как я сейчас».
Упражнение «Ассоциации»
Ведущий: «Сейчас возьмите листочки и напишите на них слово «Компьютер» так, как вам хочется. Теперь напишите рядом с этим словом ваши ассоциации с ним, писать можно все, что приходит в голову». Затем, в микрогруппах участники обсуждают, что общего и какие отличия есть в их ассоциациях к слову «Компьютер», после рассказывают о своих результатах всей группе.
Рефлексия:
- Что вы сейчас чувствуете?
- Какие мысли возникли у вас, когда вы слушали версии других?
- Было ли что-то для вас открытием?
Ведущий: Используя гаджеты и проводя в них массу времени, спрашивали ли вы себя о том, какое влияние может оказать это чудо техники на ваше здоровье и здоровье близких вам людей? Задумывались ли вы над тем, сколько болезней может возникнуть после многочасового сидения в сети Интернет? Давайте подумаем, по каким признакам можно понять, что у человека появилась компьютерная зависимость?
Признаки компьютерной зависимости
• когда родители просят отвлечься от игры на компьютере, подросток выражает яркое нежелание делать это;
• если все же ребенка отвлекли от компьютера, то он становится очень раздражительным;
• ребенок не способен запланировать время, когда он закончит игру на компьютере;
• ребенок расходует очень много денег, чтобы обновлять программы на компьютере и приобретать все новые и новые игры;
• подросток забывает о домашних делах и обязанностях, об учебе;
• сбивается полностью график питания и сна, ребенок начинает пренебрегать своим собственным здоровьем;
• чтобы постоянно поддерживать себя в бодрствующем состоянии, подросток начинает злоупотреблять кофе и другими психостимуляторами;
• прием пищи происходит без отрыва от компьютера;
• когда ребенок начинает играть или работать на компьютере, он ощущает эмоциональный подъем;
• происходит постоянное общение с окружающими людьми на различные компьютерные темы;
• ребенок испытывает чувство эйфории, когда находится за компьютером;
• он предвкушает и продумывает со всеми подробностями свое последующее нахождение в мире компьютерной фантастики, что способствует улучшению настроения и захватывает все помыслы, много мечтает о том, как скоро он начнет играть.
Упражнение «За и против»
Ведущий предлагает участникам разделиться на две группы: первая – приводит доводы, что человек не может сделать без компьютера, а вторая – что компьютер не может дать человеку. Каждая группа четко аргументирует свою точку зрения, приводит примеры (исторические, литературные, из личной жизни). В процессе обсуждения оппоненты не только настаивают на своем, но и опровергают мнение соперника.
Рефлексия:
- Какие чувства вы испытывали во время выполнения упражнения?
- Трудно ли было отстаивать свое мнение?
- Что для себя открыли?
- Что чувствуете сейчас?
Упражнение «Формула»
Так как тема нашего мастер-класса «Интернет – зависимость», то предлагаю вам создать формулу, которая поможет работать безопасно в интернете. Например, Я Виктория и моя формула два О + В
Ответственность и общение плюс внимательность
На творческую работу всего 5 минут
Рефлексия. Проговаривание (5 минут) у кого лучшая формула?
Упражнение «Дерево решений»
Учащимся предлагается разделится на четыре группы, как поисковые системы:
Майл, гугл, яндекс, рамблер
Ведущий:
Компьютер для большинства учащихся стал и «другом» и «помощником» и даже «учителем». Между тем существует ряд аспектов при работе с компьютером, а в частности, с сетью Интернет, негативно влияющих на физическое, моральное, духовное здоровье пользователей.
Чаще всего, вы пользуетесь такими популярными интернет ресурсами, как социальные сети, тематические сайты, интернет-магазины и у каждого есть своя электронная почта. Все они представлены на нашем волшебном дереве – самые различные контенты, наиболее популярные среди школьников.
Всегда ли их использование безопасно? На этот вопрос мы постараемся ответить. Перед вами – лист-подсказка, определите возможные угрозы при использовании основных интернет-ресурсов.
Перед Вами перечень угроз для работы в интернете. Определить из представленного перечня возможные угрозы при использовании основных интернет-ресурсов:
1 группа «Тематические сайты»
2 группа «Социальные сети»
3 группа «Интернет-магазины»
4 группа «Электронная почта»
Определенные угрозы следует записать на стикерах и прикрепить к дереву.
На выполнение задания – 3 мин.
По окончанию работы слово представителю каждой группы для оглашения результатов работы.
Ведущий:
Несмотря на такое количество угроз, стоит ли отказываться от интернета? Конечно же - нет. Интернет является прекрасным источником для новых знаний, помогает в учебе, занимает досуг.
Мы много времени проводим за компьютером, посещаем различные сайты, общаемся в сети. Однако, нас беспокоит, не окажет ли это нежелательное влияние на наше физическое, психическое и нравственное здоровье. Вы знаете, что Интернет не всегда безопасен. Как же почувствовать себя в безопасности? Правильно, надо выработать совместные правила безопасной прогулки по сети. Давайте вместе, попробуем определить основные правила использования интернет-ресурсов. Задача каждой группы выработать правила для безопасного использования своего ресурса – сайта. Почты, социальной сети.
Рефлексия: каждый участник высказывает свое мнение о правилах безопасного использования интернета с помощью метода «Незаконченное предложение»:
«Я считаю, что интернет полезное изобретение человечества, но…»
Ведущий:
Мы живем в 21 веке - веке информационного общества. Наша задача подготовить выпускника, способного жить и активно трудиться в этом информационном обществе, для этого мы воспитываем ученика умеющего принимать решения, выбирать, перерабатывать информацию, быть ответственным. Как сложно жить в информационном обществе! СМИ, всемирная глобальная сеть…. Вопрос о том, как обезопасить себя от угроз из Интернета настолько актуален, что уже давно в мире идут дискуссии о том, как это сделать наилучшим образом. Надеемся, что наше занятие позволило вам получить знания о безопасности в Интернете и использовать их на практике.