Папки-передвижки

Мастер-класс «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста в процессе игр-экспериментирований на сенсорных маршрутах»

Татьяна Малахова
Мастер-класс «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста в процессе игр-экспериментирований на сенсорных маршрутах»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: ознакомить педагогов с опытом работы по развитию сенсорного восприятия детей дошкольного возраста в процессе игр – экспериментирований на сенсорных маршрутах;

Задачи:

- Раскрыть перед педагогами систему работы по сенсорному развитию детей дошкольного возраста в процессе игр – экспериментирований на сенсорных маршрутах;

Публикация «Мастер-класс „Сенсорное развитие детей дошкольного возраста в процессе игр-экспериментирований на сенсорных маршрутах“» размещена в разделах

- Показать эффективные формы и методы работы по каждому из представленных направлений;

- Продемонстрировать варианты использования авторских дидактических пособий в работе по развитию сенсорного восприятия детей;

Этапы Содержание

Введение

в проблему и актуализация знаний участников МК

На слайде определение

На слайде изображения

Ребенка с рождения окружает огромное количество предметов и явлений, которые обладают самыми разнообразными свойствами и качествами. Освоение их свойств и качеств без разумного руководства взрослых, нередко оказывается поверхностным и неполноценным.

Давайте вспомним, что такое сенсорное развитие? ДА, вы правы, уважаемые коллеги.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, формировании сенсорных эталонов – цвет, форма, величина, накопления представлений об окружающем мире.

- Познание неизвестного объекта мы проводим с помощью анализаторов или сенсорных систем, давайте назовем основные из них?

(педагоги отвечают, если их ответ совпадает с аспектом появляется изображение на экране)

зрительная система (изображение глаза (цвет, форма, величина);

• обонятельная сенсорная система (нос (запахи);

• слуховая сенсорная система (ухо) (звуки);

• вкусовая сенсорная система (язык (вкус);

соматосенсорная система (рука (вес, фактура, температура).

А что любят больше всего на свете делать дети? Конечно, играть! Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Через игру ребёнок познаёт окружающую его действительность, свой внутренний мир.

Сегодня я предлагаю вам пройти тот путь, который проходит ребенок при столкновении с неизвестным, познакомимся с содержанием и приемами, способствующими сенсорному развитию в процессе игр – экспериментирований на сенсорных маршрутах. Данная система работы позволила добиться положительных результатов.

Представление системы работы

На экране изображение дидактического панно

Изображение Незнайки

Панно и изображением станции Колокольчик

Панно и изображением станции «Облачко»

Панно и изображением станции «Большой – маленький»

Панно и изображением станции «Яблочко»

Панно и изображением станции «Цветочная» В работе с детьми по развитию всех видов восприятия было выделено три этапа

На первом этапе ставились следующие задачи: обогащать и углублять содержание сенсорного воспитания

На втором этапе решались задачи: обучать сенсорным действиям в сочетании с различными видами содержательной деятельности детей

На третьем этапе решались задачи: обобщить знания и умения детей, связанных с ориентировкой в окружающей действительности.

Одним из условий для осуществления поставленных задач, являлась задача организации предметно – развивающего пространства и разработка сенсорных маршрутов, в которые вошли зоны:

• слухового развития (станция «Колокольчик»)

развития цветового восприятия (станция «Облачко»)

• восприятия формы и величины (станция «Большой – маленький»)

• художественно – творческого развития (станция «Семицветик»)

• элементарного экспериментирования (станция «Любознайка»)

развития мелкой моторики и речи (станция «Цветочная»)

развития конструктивных способностей (станция «Волшебный город»)

развития тактильной чувствительности и обоняния (станция «Яблочко»).

Было разработано дидактическое панно – «Сенсорный маршрут». Перед путешествием по какому-либо маршруту выставлялись необходимые значки, уточнялись детали, в зависимости от поставленных задач.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры, следовательно, содержание работы на сенсорных маршрутах изменялось, постепенно усложняясь.

Одним из эффективных приемов работы на сенсорных маршрутах было включение игрового персонажа «Незнайки», который путешествовал вместе с детьми, активизируя их познавательную деятельность.

Так, например, работая на станции развития слухового восприятия, в младшем возрасте использовались такие игры как:

«Найди звук для машины»

За ширмой прячу разные звучащие предметы.

Обращаюсь к детям: Давайте постоим тихо-тихо, что мы слышим? (ничего, тишину)

Затем за ширмой произвожу предметами различные звуки. Спрашиваю:

На что похож этот звук? Похож звук на гудок грузовика?

Далее ударяю карандашом по деревянной дощечке, металлической пластине, дую в пустой стакан и предлагаю определить, на что похож звук (скачет лошадка, стук дождя, шум ветра).

Убираю ширму и предлагаю посмотреть, какие предметы находятся за ней и найти гудок для грузовика.

Дети рассматривают предметы, экспериментируют, пытаются найти звук, напоминающий сигнал автомобиля.

А в более старшем возрасте проводилась игра «Что звучит?»

Детям предлагала закрыть глаза и послушать звуки, издаваемые предметами бубном, газетой, гитарой и т. д. Дети отгадывали что звучит. Вместе думали над вопросами: Почему мы слышим эти звуки? Что такое звук?

Затем каждому ребенку предлагала тронуть струну инструмента, вслушаться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук. Что произошло? Почему звук прекратился? Сделали вывод, что звук продолжается до тех пор, пока колеблется струна.

На станции развития цветового восприятия с детьми младшего возраста, проводила игру «Найди игрушку».

Незнайка опускает игрушку в баночку с прозрачной водой.

- Раз, два, три, четыре, пять - можно глазки открывать и игрушку называть.

Дети быстро находят игрушку.

Незнайка спрашивал: Почему вы так быстро нашли мою игрушку? Вода прозрачная, в ней иг-рушка хорошо видна.

А как можно спрятать игрушку в воде? Ка-кой должна быть вода, чтобы игрушка могла спрятаться?

Ребята добавляли воду краски, спрятали игрушки, делали вывод, что чем темнее вода, тем менее видна игрушка.

В среднем возрасте с детьми учились смешивать цвета, наблюдали как цвета превращаются в новые.

В старшем возрасте детям было интересно узнать откуда берутся цвета? Выяснили, что источником цвета является свет. Провели простой опыт.

Погружали в ванночку с водой зеркало, направляли свет фонарика на зеркало под водой. Вода преломляла свет. Ловили на бумагу свет от зеркала и дети с удивлением обнаруживали РАДУГУ! Объясняла, что в научном мире радуга называется СПЕКТР.

Изучая с детьми форму и величину на станции «Большой – маленький», дети рассматривали и определяли, чем похожи и чем отличаются предметы. Так, например, похожи по размеру, отличаются по весу.

Брали предметы в руки, проверяют разницу в весе!

С детьми старшего возраста проводила игру «Угадай-ка» - из сенсорного ящика выбирали предметы на ощупь, определяли тяжелый он или легкий. Уточняли, от чего зависит легкость или тяжесть предмета? (От того, из какого материала он сделан.) Затем детям предлагала с закрытыми глазами по звуку упавшего предмета определить, легкий он или тяжелый. (У тяжелого предмета звук от удара громче.)

Легкий предмет или тяжелый можно определить и по звуку предмета упавшего в воду или в песок (От тяжелого предмета всплеск сильнее, углубление в песке больше).

Для развития тактильной чувствительности и обоняния с детьми младшего и среднего возраста, проводила игры «Какого вкуса вода?», «Чем пахнет вода?» Определяли на вкус питьевую воду, с сахаром, солью, вареньем. Сделали вывод, что вода приобретает вкус того вещества, которое в него добавлено.

В опыте «Чем пахнет вода?» нюхали чистую воду, с запахом малины, лимона, апельсина. Также делали вывод, что вода пахнет теми веществами, которые в нее положены.

Дети очень любят игры с крупами, это не только приятные тактильные ощущения и самомассаж, но и возможность немного пошалить. Но здесь очень важно помнить о технике безопасности. В глубокую ёмкость насыпали фасоль и представляли, что месим тесто, приговаривая:

Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи.

Развитие мелкой моторики и речи осуществлялось в игре «Шагаем в пробках». Устраивали «лыжную эстафету» с помощью пробок от пластиковых бутылок. Указательный и средний пальцы «двигается на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.

Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы.

Можно использовать любое стихотворение, которое вспомнят дети. Например: Мишка косолапый, по лесу идёт…

В дальнейшем можно играть в игру «Мозаика из пробок». Подобрав пуговицы разного цвета и размера, разноцветные пробки. Выкладывали рисунки по образцу, затем придумывали свои варианты рисунков.

Проведение имитационной игры А сейчас я предлагаю вам пройти на станцию «Облачко» и порисовать мыльными пузырями.

Перед вами емкости разной формы с жидкостью разного цвета. С помощью трубочки образуем в емкости пену, т. е. вдуваем воздух. Прикладываем лист бумаги к поверхности емкости. Посмотрим что же у нас получилось. А сейчас предлагаю дорисовать рисунок с помощью кисточки и красок.

В процессе данного рисования у детей закрепляются представления о цвете, форме,, свойствах воздуха, развивается вообравжение.

Продолжаем наше путешествие, отправляемся на станцию «Любознайка» и проведем опыт «Сухой из воды».

Уважаемые коллеги, как вы думаете возможно ли выйти сухим из воды?

Да, действительно можно: можно резиновые сапоги и непромокаемый комбинезон и тогда, я думаю, не промокнем; можно проплыть на лодке по воде и остаться сухим; есть специальные костюмы, акваланги, одевают их водолазы и тогда можно выйти сухим из воды.

Можно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку?

На дно стакана кладем салфетку. Погружаем стакан в воду до дна емкости и поднимаем его – салфетка осталась сухой.

Как вы думаете, что помешало воде намочить салфетку? (воздух)

Впереди нас ждет станция «Волшебный город», где конструируем с необычным конструктором. Перед вами детали магнитного конструктора, я предлагаю вам сконструировать фигуры по выбору (это может быть куб, призма, лесенка, квадрат, треугольник, снежинка, звездочка).

Магнитный конструктор – это отличная игрушка для детей от 3-х лет, которая позволяет развивать мелкую моторику рук, тренировать логическое и творческое мышление, конструктивные способности, фантазию. Знакомит детей с феноменом магнитизма.

Моделирование Разделить на две группы участников МК предложить им:

1 подгруппе – разработать сенсорный маршрут для детей младшего возраста, включая станции «Колокольчик», «Большой – маленький», «Облачко»;

2 подгруппе - разработать сенсорный маршрут для детей старшего возраста, включая станции «Семицветик», «Любознайка», «Цветочная».

Рефлексия Уважаемые коллеги! Вашему вниманию был представлен мастер-класс на тему «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста в процессе игр-экспериментирований на сенсорных маршрутах».

Какие из предложенных игр-экспериментирований вы смогли бы использовать в своей практической деятельности?

Что было для вас новым и интересным?

Хотелось бы услышать ваши предложения и пожелания.

Выберите из предложенных вам цветов, соответствующего вашему настроению на мастер-классе и поставьте в вазу. Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет:

Красный – восторженное;

Оранжевый – радостное, теплое;

Желтый – светлое, приятное;

Зеленый – спокойное;

Синий – неудовлетворение, грустное;

Фиолетовый – тревожное, напряженное.

Благодарю за внимание, сотрудничество и желаю всем творческих успехов.

Публикации по теме:

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр ) Уважаемые педагоги, хочу поделиться с вами своим опытом работы на тему: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством.

Мастер-класс для воспитателей на тему: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры» МБДОУ Воротынский детский сад№4 «Солнышко» Мастер – класс для воспитателей по теме: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через.

Мастер-класс на тему: «Развитие детей посредством сенсорных методик» Мастер-класс на тему: «Развитие детей посредством сенсорных методик» Цель: повышать уровень компетентности педагогов ДОУ в вопросе реализации.

Мастер-класс rдля родителей «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» МБДОУ Д\С "РОСИНКА" ВОСПИТАТЕЛЬ: ЖМУРИНА Т. В ЗАДАЧИ МАСТЕР-КЛАССА:.

Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Раздел сайта – Проектная деятельность в детском саду Ф. И. О. автора – Царюк Наталья Ивановна Должность автора – Воспитатель Место работы.

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст — особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, смысла.

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Сенсорное развитие дошкольников является одним из самых важных моментов в полноценном и качественном воспитании ребенка. Многие родители.

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры» провела воспитатель Будина Галина Зиновьевна Цель: Cпособствовать.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры «В игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста в процессе игр-экспериментирований на сенсорных маршрутах»
Опубликовано: 14 марта 2017 в 21:14
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста в процессе игр-экспериментирований на сенсорных маршрутах»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Малахова (УИ 419617) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД