Ирина Ващенко
Мастер-класс: Социоигровая технология как средство коррекции установок поведения у подростков группы «социального риска»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создание условий для развития гибкости мышления и толерантного отношения к окружающим у подростков «группы риска».
Автор-составитель: Ващенко И. С. педагог-психолог
Ход занятия.
1. Знакомство участников. «Назовите себя и территорию, которую вы представляете». Отвечая, участники передают мяч.
2. Деление на подгруппы.
Публикация «Мастер-класс: Социоигровая технология как средство коррекции установок поведения у подростков группы „социального риска“» размещена в разделах
Упражнение «Карта мира».
В данном случае деление ведется на конкретное количество команд - их должно быть пять (по количеству континентов). Игрокам необходимы знания географии. Им раздаются карточки с названиями государств, с помощью которых они должны будут “воссоздать” реальную карту мира: на глобусе, большой карте или на отдельных листах с названиями континентов. По команде ведущего каждый игрок должен определить место своей карточке на конкретном континенте. Ниже приведены общие данные, из которых легко сделать выбор, ориентируясь на возраст и знания участников.
Южная Америка - Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гайана, Колумбия, Парагвай, Перу, Суринам, Уругвай, Чили, Эквадор.
Северная Америка - Антигуа и Барбуда, Багамские острова, Барбадос, Белиз, Гаити, Гватемала, Гондурас, Гренада, Доминика, Доминиканская Республика, Канада, Коста-Рика, Куба, Никарагуа, Панама, Сальвадор, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Соединенные Штаты Америки, Тринидад и Тобаго, Ямайка.
Европа - Австрия, Албания, Андорра, Бельгия, Болгария, Ватикан, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Монако, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Сан-Марино, Словакия, Финляндия, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция, Югославия.
Азия - Афганистан, Бангладеш, Бахрейн, Бирма, Бруней, Бутан, Вьетнам, Израиль, Индия, Йеменская Арабская Республика, Кампучия, Катар, Кипр, Китай, Корея, Кувейт, Лаос, Ливан, Малайзия, Мальдивы, Монголия, Непал, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Пакистан, Россия, Саудовская Аравия, Сингапур, Сирия, Таиланд Турция, Филиппины, Шри-Ланка, Япония.
Африка - Алжир, Ангола, Бенин, Ботсвана, Бурунди, Габон, Гамбия, Гана, Гвинея, Джибути, Египет, Заир, Замбия, Зимбабве, Камерун, Кения, Конго, Лесото, Либерия, Ливия, Мавритания, Мадагаскар, Мали, Марокко, Мозамбик, Нигерия, Сенегал, Сомали, Судан, Танзания, Того, Тунис, Уганда, Чад, Эфиопия.
Количество выбранных названий государств напрямую зависит от общего количества игроков.
3. Упражнение «Полярность».
Из книги «Коррекционно-развивающая программа для подростков «Фарватер» под ред. Емельяновой Е. В.
Каждой подгруппе выдается карточка с описанием жизненной ситуации, обычно вызывающей неприятные переживания.
«Сейчас в каждой подгруппе вам нужно найти три положительные и три отрицательные стороны в каждой ситуации, написанной на вашей карточке. У вас есть 5 минут, поэтому – поторопитесь».
Ситуация 1.
Брат пришел к сестре за помощью: «Я плохо себя чувствую. Пожалуйста, дай мне денег на лекарства». Но сестра прогнала брата и не дала ему денег. И это хороший поступок, потому что: 1…2…3…
Брат пришел к сестре за помощью: «Я плохо себя чувствую. Пожалуйста, дай мне денег на лекарства». Но сестра прогнала брата и не дала ему денег. И это плохой поступок, потому что: 1…2…3…
Ситуация 2.
Мать отдала троих детей в детский дом по заявлению (на время, потому что в доме отключили свет за неуплату. И это плохой поступок, потому что: 1…2…3…
Мать отдала троих детей в детский дом по заявлению (на время, потому что в доме отключили свет за неуплату. И это хороший поступок, потому что: 1…2…3…
Ситуация 3.
Дочь скрыла от родителей информацию о том, что она, возможно, беременна. И это плохой поступок, потому что: 1…2…3…
Дочь скрыла от родителей информацию о том, что она, возможно, беременна. И это хороший поступок, потому что: 1…2…3…
Ситуация 4 .
Родители развелись. Мать запретила общаться с отцом. И это плохой поступок, потому что: 1…2…3…
Родители развелись. Мать запретила общаться с отцом. И это хороший поступок, потому что: 1…2…3…
Ситуация 5.
Дети сдали своего отца в дом престарелых. И это хороший поступок, потому что: 1…2…3…
Дети сдали своего отца в дом престарелых. И это плохой поступок, потому что: 1…2…3…
После выполнения задания представители каждой подгруппы зачитывают свои варианты ответов. В результате, по каждому случаю получается по 6 аргументов «плохо» и «хорошо».
Цель упражнения: развитие гибкости мышления как жизненного умения и толерантного отношения к различным событиям жизни.
Обсуждение. Как вы думаете, чему научило вас это упражнение? Какие аргументы давались вам легче - негативные или положительные? Как выдумаете, почему?
4. Упражнение «Пересадка сердца».
Разделитесь на подгруппы. Представьте себе, что вы – бригада хирургов, которой предстоит операция по пересадке сердца. У вас есть одно донорское сердце на 10 человек и 7 минут на принятие решения, кого именно вы будете оперировать. Решение должно быть принято единогласно, в противном случае – операция не состоится и пациенты могут погибнуть.
Каждая подгруппа получает список кандидатов на операцию.
Список кандидатов:
1. Бывший чемпион, 28 лет. Защищал честь страны. Мастер спорта международного класса. Пострадал в автомобильной аварии в состоянии алкогольного опьянения. Холост.
2. Женщина, 52 года. Мать пятерых взрослых детей.
3. Священник, 27 лет.
4. Мужчина, 40 лет, отец 2 детей. Бывший сотрудник КГБ, бывший депутат, сейчас бизнесмен.
5. Девочка, 5 лет. ЗПР.
6. Студент, 20 лет. Депрессия, 2 попытки суицида.
7. Мужчина, 48 лет, врач-онколог, ученый, разрабатывает лекарство от рака. Близок к решению проблемы. Гомосексуалист.
8. Женщина, 25 лет, мать одного ребенка. ВИЧ-инфицирована.
9. Женщина, 30 лет, работница коммерческого секса.
10. Мальчик, 8 лет, единственный ребенок в семье, болен диабетом.
Цель упражнения: развитие толерантности при ответственном выборе.
По окончании обсуждения каждая подгруппа озвучивает свое решение и аргументирует его.
Обсуждение: пожалуйста, ответьте на вопросы. Легко ли было принимать решения? Что повлияло на принятие решения? В чем вы видите смысл упражнения?
Резюме: Когда мы принимаем решение, мы не должны принимать на себя роль судьи. Решение нужно принимать, исходя из объективных обстоятельств, оставаясь терпимыми и толерантными к разным людям.
Давайте определим цель сегодняшнего мастер-класса, исходя из выполненных упражнений: Развитие гибкости мышления как жизненного умения и толерантного отношения к различным событиям жизни.
Рефлексия занятия. Свободное высказывание: «Для меня сегодня было важно и особенно полезно…».
Благодарю всех за активную работу! На этом наше занятие закончено. Спасибо за внимание! Всем желаю профессиональных успехов и приобретения новых полезных знаний!